г. Саратов |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А57-2245/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Логистик Трейд Дистрибьюшн" Ена В.В., действующего на основании доверенности от 15.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (603022, г. Нижний Новгород, ул. 1-я Оранжерейная, д. 30, ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июня 2018 года по делу N А57-2245/2018 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистик Трейд Дистрибьюшн" (410536, Саратовская область, Саратовский район, п. Зоринский, на расстоянии 0,32 км северо-восточнее п. Зоринский, литера А2, кор. 1, 5.6, ОГРН 1126432002400, ИНН 6432016200)
заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (603022, г. Нижний Новгород, ул. 1-я Оранжерейная, д. 30, ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282)
о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Логистик Трейд Дистрибьюшн" (далее - ООО "ЛТД", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, управление) от 18 января 2018 года N 3/429Ю по делу N 08-11/429Ю/2017 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, прекращении производства по административному делу.
Решением суда оспоренное постановление признано незаконным и отменено, производство по административному делу прекращено.
Административный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым отказать ООО "ЛТД" в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ЛТД" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу.
Административный орган явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 10 июля 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ООО "ЛТД", арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административным органом в период с 06 июля 2017 года по 29 августа 2017 года в отношении ООО "ЛТД" проведена внеплановая выездная проверка при осуществлении контроля и надзора за фактическими объёмами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Проверен порядок заполнения ООО "ЛТД" декларации об объёме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5 (далее - декларация N 5), декларации об объёме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 (далее - декларация N 6), декларации об объёме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 (далее - декларация N 7) к Правилам представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года N 815 (далее - Правила), за 4 квартал 2016 года.
В ходе проверки административным органом установлено, что ООО "ЛТД" осуществило оборот алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" без фиксации информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), отражения данных в декларациях об объёмах оборота алкогольной продукции (формы N N 5, 6) и без оформления товаросопроводительных документов.
Установленное обстоятельство, по мнению управления, свидетельствует о нарушении заявителем требований Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Правил, Порядка заполнения деклараций об объёмах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утверждённого приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 года N 231.
Допущенные нарушения квалифицированы управлением по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
06 декабря 2017 года в отношении заявителя составлен протокол N 3/429Ю об административном правонарушении (т.2 л.д.104-110). О месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом (т.1 л.д.100-101, 97-98).
18 января 2018 года административным органом вынесено постановление N 3/429Ю по делу N 08-11/429Ю/2017 о привлечении ООО "ЛТД" к ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.15-20). О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом (т.1 л.д.228- 232).
ООО "ЛТД" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу об отсутствии состава вменённого правонарушения.
Административный орган считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства дела. Ссылается на осуществление оборота продукции в 4 квартале 2016 года.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют в электронной форме копии деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года N 815 утверждены Правила представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
Согласно пункту 7 Правил организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, представляют декларации об объёме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5.
С 1 января 2016 года организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об обороте такой продукции.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ оборудование для учёта объёма оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определён Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 5 Правил ЕГАИС ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя:
1) внесение информации, указанной в пункте 6 Правил ЕГАИС, в единую информационную систему и её обработку;
2) хранение, систематизацию, изменение и защиту информации, содержащейся в единой информационной системе;
3) формирование резервных копий документов и массивов документов единой информационной системы.
Из материалов дела следует, что ООО "ЛТД" имеет лицензию серии РА N 000465 на осуществление деятельности по закупкам, хранению и поставкам алкогольной продукции от 07 июня 2013 года N 643АП0001853, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка со сроком действия до 07 июня 2018 года.
По мнению административного органа, в период с 01 октября 2016 года (после фиксации организацией в ЕГАИС сведений об остатках алкогольной продукции, находящейся на хранении) по 29 августа 2017 года (дата окончания внеплановой выездной проверки) ООО "ЛТД" продукцию производства АО "Шуйская водка" поставляло только в адрес ООО "Аргумент" 06 декабря 2016 года и 20 декабря 2016 года в количестве 736,25 дал.
По состоянию на 04 июля 2017 года в соответствии с информацией, зафиксированной ООО "ЛТД" в ЕГАИС, на хранении (остатках) в организации находилась алкогольная продукция производства АО "Шуйская водка" в ассортименте в объёме 24575,9 дал.
Административным органом проведена проверка информации, зафиксированной в ЕГАИС, об обороте алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка", маркированной ФСМ с нанесёнными штриховыми кодами, которую ООО "ЛТД" поставило на баланс в сентябре 2016 года и которая в соответствии с информацией о поставках и об остатках, зафиксированной ООО "ЛТД" в ЕГАИС, должна фактически находиться на хранении в складских помещениях ООО "ЛТД".
В ходе проверки административный орган установил, что алкогольная продукция производства АО "Шуйская водка", маркированная ФСМ, на которой имеется штриховой код, использованный ООО "ЛТД" в сентябре 2016 года при постановке указанной продукции на баланс в ЕГАИС, числится в системе ЕГАИС как проданная в организациях розничной торговли.
По мнению административного органа, ООО "ЛТД" в декларациях об объёмах закупки в период 1-4 кварталы 2016 года и 1-2 кварталы 2017 года, а также в ЕГАИС не отразило и не зафиксировало информацию об обороте (закупке) алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка", находящейся на хранении в момент проведения внеплановой выездной проверки.
Административный орган пришёл к выводу, что ООО "ЛТД" осуществило оборот алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" без фиксации информации в ЕГАИС, отражения данных в декларациях об объёмах оборота алкогольной продукции (формы N N 5, 6) и без оформления товаросопроводительных документов.
В ходе комплексного анализа информации, зафиксированной в ЕГАИС, в 4 квартале 2016 года установлены факты оборота, в том числе розничных продаж ООО "Жанна", ООО "СЧС Поликом", ООО "Меркурий", ООО "Миниторг", алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка", маркированной ФСМ, на которой имеется штриховой код, использованный ООО "ЛТД" в сентябре 2016 года при постановке указанной продукции на баланс в ЕГАИС.
Аналогичные доводы заявлены административным органом в обоснование своей позиции в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции установлено, что указанные фактические обстоятельства также послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении ООО "ЛТД" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело N А57- 28631/2017) и об аннулировании лицензии (дело N А57-24720/2017).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 февраля 2018 года по делу N А57-28631/2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2018 года, а также постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2018 года по делу N А57-24720/2017 в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также об аннулировании лицензии отказано в связи с недоказанностью административным органом в действиях ООО "ЛТД" нарушений лицензионного законодательства.
Указанными судебными актами установлено, что ООО "ЛТД" в 4 квартале 2015 года (в период с 03 октября 2015 года по 04 декабря 2015 года) осуществило у ООО "Торговый дом "Житница" закупку алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" в ассортименте в объёме 26574,3 дал, что подтверждено данными, указанными ООО "ЛТД" в декларации об объёме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2015 года.
При этом установлено, что ООО "ЛТД" в 2016-2017 годах не закупало иную продукцию. Продукция, обнаруженная на складе в ходе проверки, закуплена в 2015 году на основании имеющихся документов, и документы на эту продукцию имеются.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
Во исполнение требований статей 8, 14 Федерального закона N 171-ФЗ в период с 29 сентября 2016 года по 30 сентября 2016 года ООО "ЛТД" в целях формирования достоверных остатков алкогольной продукции в ЕГАИС на основании 35 актов осуществило постановку на баланс алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" в ассортименте в объёме 25312,15 дал, то есть оставшейся на тот момент продукции.
С момента ввода в систему ЕГАИС данных по указанной продукции и постановке её на баланс, то есть с 30 сентября 2016 года, и до момента проведения проверки административным органом не предъявлялись претензии по данной продукции.
При проверке соответствия номеров фиксации, указанных в представленных справках (раздел А) к товарно-транспортным накладным, информации, указанной в ЕГАИС на официальном интернет-портале Росалкогольрегулирования, нарушений не выявлено.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, в рамках дела N А57-28631/2017 в связи с представлением ООО "ЛТД" в подтверждение ошибок в работе системы ЕГАИС 4 протоколов запроса в ЕГАИС со сведениями о продукции, хранящейся ООО "ЛТД", суд не принял в качестве достоверного доказательства проведённый административным органом анализ выборочного сканирования штриховых кодов алкогольной продукции, а также протоколы запросов, полученные управлением с использованием портала электронных сервисов, размещённых на официальном интернет-ресурсе Росалкогольрегулирования.
Судом в рамках указанного дела был установлен факт, что система ЕГАИС работает некорректно, отражая неверные сведения в отношении реализации алкогольной продукции, являющейся и предметом рассмотрения настоящего дела. Вся продукция, обнаруженная административным органом на складе ООО "ЛТД", указана в товаросопроводительных документах.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что алкогольная продукция, обнаруженная на складе, закуплена в 2015 году на основании имеющихся документов. Факт закупа внесён в 2016 году в ЕГАИС. Факт закупа отражён в соответствующей декларации за 4 квартал 2015 года. Декларация за 4 квартал 2015 года содержит информацию о данном закупе.
ОЭБ и ПК МО МВД России "Саратовский" по заявлению Росалкогольрегулирования проведена проверка, в рамках которой установлено, что ФСМ на алкогольной продукции является подлинной. По результатам проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Административным органом в материалы дела представлены документы, из которых следует, что ни одно из предприятий, которые реализовывали продукцию, якобы закупленную у ООО "ЛТД", и далее отразили её продажу в ЕГАИС, в адрес которых направлялись запросы, не подтвердило факт получения продукции у ООО "ЛТД" напрямую либо как участника цепочки посредников.
Кроме того, административным органом не представлены доказательства, подтверждающие факт продажи ООО "ЛТД" продукции в адрес контрагентов, указанных в оспоренном постановлении (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, справки "А" и "Б" к ТТН).
Учитывая, что административным органом не подтверждён факт реализации продукции в адрес указанных контрагентов, у ООО "ЛТД" отсутствует обязанность отражать в декларациях сведения о данной реализации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции при участии специалиста, привлечённого по ходатайству ООО "ЛТД", были исследованы протоколы запросов (т.3 л.д.26-30) на алкогольную продукцию из системы ЕГАИС, полученные в результате поиска по штриховому коду, указанному в таблице N 1 оспоренного постановления.
Представителем ООО "ЛТД" произведены запросы в ЕГАИС с использованием компьютера по каждой из пяти бутылок, указанных в таблице N 1 оспоренного постановления.
По результатам произведённых в судебном заседании запросов в программе ЕГАИС, в соответствии с информацией, содержащейся в протоколах запросов, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что наличие в действиях заявителя вменённого правонарушения административным органом не доказано. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что вывод административного органа об осуществлении ООО "ЛТД" оборота алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" без фиксации информации в ЕГАИС, отражения данных в декларациях об объёмах оборота алкогольной продукции (формы N N 5, 6) и без оформления товаросопроводительных документов не обоснован и не подтверждён материалами дела.
В соответствии с положениями статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При изложенных обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не установлено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о виновности ООО "ЛТД" в инкриминируемом правонарушении подлежат отклонению как не подтверждённые материалами дела.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на факты, которые не были бы исследованы судом первой инстанции и влияли на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствия события, состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о признании незаконным и об отмене оспоренного постановления.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июня 2018 года по делу N А57-2245/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2245/2018
Истец: ООО "ЛТД"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу