г. Чита |
|
24 января 2018 г. |
дело N А10-3152/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бабръ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2017 года по делу N А10-3152/2017 по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) к обществу с ограниченной ответственностью "Бабръ" (ОГРН 1080326008575, ИНН 0323341600) о взыскании 233 459 рублей - суммы полученной субсидии,
(суд первой инстанции: судья Усипова Д.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - истец, министерство, Минпромторг РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бабръ" (далее - ответчик, общество, ООО "Бабръ") о взыскании 233 459 рублей - суммы полученной субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая сове несогласие с ним по доводам, изложенным в жалобе.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на заседании Координационного Совета по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия, оформленном протоколом от 31.10.2013 N 17, принято решение о предоставлении ООО "Бабръ" субсидии в размере 233 459 рублей на компенсацию части расходов, связанных с оплатой технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
25 ноября 2013 года между министерством и ООО "Бабръ" (получатель) заключен договор о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства N 65.
В соответствии с пунктом 1.1 договора министерство предоставляет получателю субсидию в размере 233 459 рублей на возмещение части расходов, связанных с оплатой технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям для реализации предпринимательского проекта "Организация добычи песчано- гравийных пород и производство щебня на месторождении ПГП "14 км", п. Исток".
Согласно пункту 2.1.3 министерство осуществляет контроль за выполнением получателем взятых на себя обязательств, предусмотренных проектом.
В пунктах 2.2.1 и 2.2.2 получатель субсидии обязан выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью договора.
В случае установления фактов невыполнения получателем обязательств по договору министерство вправе обеспечить возврат суммы субсидии в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2.1.8).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.1).
В приложении N 1 к договору стороны согласовали такие плановые показатели реализации проекта на период с 2012 по 2015 годы, как:
- объем основных средств,
- средняя заработная плата по организации,
- количество стабилизированных (созданных) рабочих мест,
- налоговые и неналоговые платежи.
13 января 2014 года стороны подписали дополнительное соглашение N 1 к договору, в котором предусмотрели обязанность получателя по предоставлению ежегодного отчета (до 30 мая) о достижении плановых значений показателей, указанных в приложении N 1.
Платежным поручением от 25 ноября 2013 года N 4684371 министерство перечислило ООО "Бабръ" субсидию в размере 233 459 рублей.
Как следует из материалов дела, 17.04.2014 ответчик предоставил министерству отчет по реализации предпринимательского проекта за 2013 год.
Претензий со стороны министерства относительно непредставления отчетности за 2013 года не имеется, плановые показатели обществом за указанный период выполнены.
Истец указывает на непредставление отчетности о достижении плановых показателей за 2014 и 2015 годы. Воспользовавшись правом, предусмотренным пунктом 2.1.8 договора, министерство обратилось к обществу с требованием о добровольном возврате суммы субсидии. Однако требование ответчиком не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; под главным распорядителем бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
На момент заключения договора порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с оплатой за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям регулировался постановлением Правительства N 419 (в ред. от 06.11.2013 N 23) (приложение N 2, подпункт "д", пункта 1.1).
Указанный порядок был разработан в целях реализации Республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008 - 2014 годы и определял механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов, по плате за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (пункт 1.1 Порядка):
- 500 кВт (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для субъектов малого и среднего предпринимательства со средней численностью работников менее 30 человек;
- 1,5 МВт (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для субъектов малого и среднего предпринимательства со средней численностью работников, равной 30 и более человек (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).
В соответствии с пунктом 4.6. Порядка министерство:
а) вправе запрашивать у получателей государственной поддержки в виде субсидий информацию о ходе реализации предпринимательского проекта;
б) осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств;
в) в случае установления фактов невыполнения субъектом малого и среднего предпринимательства обязательств по договору о предоставлении субсидии не позднее чем за месяц до расторжения договора направляет получателю поддержки уведомление о прекращении государственной поддержки и расторжении договора о предоставлении субсидии;
г) в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств обеспечивает их возврат в порядке, установленном действующим законодательством.
В настоящее время порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства регулируется постановлением Правительства N 249.
Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с платой за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства предусмотрен приложением N 7 к указанному постановлению.
Согласно пункту 3.1. Порядка получатели субсидии подлежат обязательной проверке министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В пункте 3.2. Порядка указано, что министерство:
а) устанавливает в договоре порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей результативности предоставления субсидии;
б) в случае установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии в течение месяца с даты выявления указанного факта направляет в адрес получателя субсидии письменное требование о возврате в течение 10 дней средств субсидии в доход бюджета Республики Бурятия в порядке, установленном действующим законодательством;
в) в случае невыполнения получателем условий и обязательств по договору не позднее чем за месяц до расторжения договора направляет получателю уведомление о прекращении государственной поддержки и расторжении договора.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка получатель субсидии вправе обратиться в министерство с заявлением о корректировке значений, заявленных в предпринимательском проекте показателей результативности предоставления субсидии, в случае неисполнения обязательств вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Согласно пункту 3.4. Порядка при выявлении министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, фактов нецелевого использования субсидий, нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и договором, а также фактов непредставления документов, указанных в настоящем Порядке, либо представления документов, содержащих недостоверную информацию, субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 календарных дней со дня получения организацией соответствующего требования.
При невозврате субсидий в указанный срок министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в республиканский бюджет в судебном порядке.
В пункте 4.1 Порядка предусмотрена обязанность получателя субсидии в течение срока реализации проекта ежегодно в срок до 30 мая представлять в министерство отчет о выполнении обязательств по заключенному договору в соответствии с формами отчетности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "Барбъ" предоставило министерству отчеты по реализации предпринимательского проекта за 2014 и 2015 годы только в июле 2017 года, то есть после возбуждения производства судом по настоящему делу.
Суд пришел к указанному выводу на основании следующего.
Ответчиком представлены квитанции от 13.07.2017 N 00596, от 19.07.2017 N 01787, свидетельствующие о направлении в адрес министерства отзыва на иск и приложенных к нему документов: сопроводительного письма, объяснений по реализации проекта, плановых показателей реализации проекта, отчетов по реализации проекта.
Министерство в пояснениях указало на получение перечисленных документов лишь в июле 2017 года, тогда как срок на представление отчетов истек в мае 2015 и 2016 года, соответственно.
Определением от 3 октября 2017 года арбитражный суд предлагал ответчику представить доказательства, подтверждающие предоставление истцу отчетности за 2014 и 2015 годы в предусмотренный договором срок.
Определение суда ответчиком не исполнено, соответствующие документы в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции, что ООО "Бабръ" не исполнило условие пункта 2 дополнительного соглашения от 13.01.2014 N 1.
Несмотря на несвоевременное предоставление отчетов, министерство проанализировало содержащиеся в них данные.
Судом первой инстанции также сопоставлены данные, указанные в приложении N 1 к договору со сведениями, указанными в отчетах за 2014 и 2015 годы. В результате анализа данных судом установлено следующее.
Плановые показатели реализации проекта ООО "Бабръ" не выполнены в части средней заработной платы в 2015 году:
план - 20 000 рублей, факт - 12 800 рублей рублей); в части количества стабилизированных (созданных) рабочих мест в 2014 году (план - 10, факт - 8) и в 2015 году (план - 10, факт - 8), в части налоговых и неналоговых платежей в 2014 году (план - 1 080 тыс.руб., факт - 945 тыс.руб.) и в 2015 году (план - 1 488 тыс.руб., факт - 873 тыс.руб.). Несоблюдение показателей наглядно можно представить в виде таблицы:
Вместе с тем, в отчетах ответчика имеются расхождения между итоговыми цифрами и суммой разбивки по видам налогов.
Так, в отчете 2013 года в строке 2 "Уплаченная сумма налоговых и неналоговых платежей (тыс. руб.)" указано две суммы "2 088 тыс.руб." и "2 618 тыс.руб.", однако сумма по видам платежей составила 2 608 тыс.руб.
Также судом выявлены следующие противоречия в отчетах по реализации предпринимательского проекта:
- по средней заработной плате указано, что: в 2012 году, в первом полугодии она составляла 6 611 руб., во втором полугодии 7 361 руб., соответственно среднее за год 6 986 руб., что не соответствует данным отчета, согласно которому, средняя заработная плата в 2012 составила 7 400 руб.;
- в 2013 году, в первом полугодии она составляла 9 091 руб., во втором - 14 626 руб., соответственно среднее за год 11 858,5 руб., что не соответствует данным отчета, согласно которому, средняя заработная плата в 2013 году составила 15 000 руб.;
- в 2014 году, в первом полугодии она составила 10 474 руб., во втором - 16 238 руб., соответственно среднее за год 13 356 руб., что не соответствует данным отчета, согласно которому, средняя заработная плата в 2014 году составила 16 200 руб.;
- в 2015 году, в первом полугодии она составила 11 841 руб., во втором - 12 804 руб., соответственно среднее за год 12 322,5 руб., что не соответствует данным отчета, согласно которому, средняя заработная плата в 2015 году составила 12 800 руб.
Аналогичное несоответствие прослеживается и в показателях налоговых и неналоговых платежей.
Указанные несоответствия вызывают сомнения в достоверности данных, указанных в отчетах по реализации предпринимательского проекта.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что требование о возврате субсидии направлено министерством по не ненадлежащему адресу общества.
Требование направлено по адресу, указанному обществом в договоре от 25.11.2013 N 65 (г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 14 А). Конверт возвращен по истечении срока хранения.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Бабръ", ответчик внес изменения, касающиеся адреса общества 03.03.2016.
С указанной даты юридическим адресом ответчика является Иволгинский район Республики Бурятия, ул. Советская, д. 13.
Пунктом 2.2.5 договора предусмотрена обязанность ответчика своевременно уведомлять министерство обо всех изменениях в платежных и почтовых реквизитах в течение 5 рабочих дней.
Сведений о том, что ответчик направлял уведомление истцу об изменении своего адреса, материалы дела не содержат. В этой связи, как правильно указал суд первой инстанции, истец правомерно направил требование о возврате суммы субсидии по единственному известному ему адресу.
При указанных обстоятельствах, учитывая непредставление отчетов в установленный срок, невыполнение плановых показателей реализации проекта, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Бабръ" не исполнено обязательство по договору, предусмотренное пунктом 2.2.2 договора, в связи с чем, у истца возникло право, предусмотренное пунктом 2.1.8 договора.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2017 года по делу N А10-3152/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Бабръ" (ОГРН 1080326008575), адрес: 671050, Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск, ул. Советская, д. 13) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3152/2017
Истец: Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия
Ответчик: ООО Бабръ
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3088/18
14.06.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6840/17
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2617/18
10.04.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1747/18
24.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6840/17
24.10.2017 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3152/17