г. Москва |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А40-111272/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Е.А. Сазоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2017
по делу N А40-111272/16, принятое судьей Дейной Н.В. (шифр судьи 147-967),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс" (ОГРН 1065075010285, адрес: 111395, г. Москва, Аллея 1 Маевки, д. 15, стр. 3, офис I-5)
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ОГРН 1125047016258, адрес: 141700, Московская обл., г. Долгопрудный, проспект Лихачевский, 68, 4, N 3)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Алёхин С.И. по доверенности от 14.09.2017,
от ответчика: Испас А.В. по доверенности от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
Требования ООО "ЭНЕРГОСТРОЙРЕСУРС" заявлены к ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании задолженности по Договорам от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/12; N ЭСР-ГУК-ТЭ/13; N ЭСР-ГУК-ТЭ/14; N ЭСР-ГУК- ТЭ/15, N ЭСР-ГУК-ТЭ/18.
Определением от 28.11.2017 требования истца в части взыскания долга по Договорам N ЭСР-ГУК-ТЭ/15 и N ЭСР-ГУК-ТЭ/18 выделены в отдельное производство, в данном деле не рассматриваются.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2017 по делу N А40-111272/16 требования ООО "Энергостройресурс" о взыскании задолженности за поставку тепловой энергии за период 01.01.16 по 31.03.16 по Договорам от 01.11.15 N ЭСР-ГУК-ТЭ/12 N ЭСР-ГУК-ТЭ/13, N ЭСР-ГУК-ТЭ/14 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, ООО "ЭНЕРГОСТРОЙРЕСУРС" подало апелляционную жалобу.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Городская управляющая компания" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 5, корп. 1; д. 5; д. 9, корп. 3.
Производство тепловой энергии для отопления указанных домов осуществляется с использованием котельных, пристроенных к этим МКД.
Между АО "Строительное управление N 155" (арендодатель, АО "СУ-N 155") и ООО "Энергостройресурс" (арендатор) были заключены договоры аренды нежилого помещения, истец получил в аренду на возмездной основе в целях эксплуатации пристроенную котельную, включая все системы, которыми она оборудована, соответственно:
* договор аренды N 5/2015 г. от 02.11.2015;
* договор аренды N 4/2015 г. от 02.11.2015;
* договор аренды N 2/2015 г. от 02.11.2015,
Между истцом и ответчиком были заключены договоры энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде:
* договор N ЭСР-АП-ТЭ/14 от 01.11.2015;
* договор N ЭСР-ЛП-ТЭ/13 от 01.11.2015;
* договор N ЭСР-АП-ТЭ/12 от 01.11.2015.
Вступившим в законную силу решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 07.02.2017 по гражданскому делу N 2-13/17 признаны недействительными: договор аренды нежилого помещения N 5/2015 от 02.11.2015, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс"; договор энергоснабжения ЭСР-АП-ТЭ/14, заключенный между ООО "Энергостройресурс" и ООО "Городская управляющая компания".
Прекращено право собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), площадью 85,1 кв.м., кадастровый номер 50:42:0010310:6382, находящееся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 5, корп. 1.
Данное нежилое помещение (котельная) признанно общим имуществом многоквартирного дома, исключены из ЕГРП сведения о регистрации права собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), находящееся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 5, корп. 1.
Вступившим в законную силу решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 07.02.2017 по гражданскому делу N 2-12/17 признаны недействительными: договор аренды нежилого помещения N 4/2015 от 02.11.2015, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс"; договор энергоснабжения ЭСР-АП-ТЭ/13, заключенный между ООО "Энергостройресурс" и ООО "Городская управляющая компания".
Прекращено право собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), площадью 85,1 кв.м., кадастровый номер 50:42:0010310:6333, находящееся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 5.
Данное нежилое помещение (котельная) признанно общим имуществом многоквартирного дома, исключены из ЕГРП сведения о регистрации права собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), находящееся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 5.
Вступившим в законную силу решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 01.03.2017 по гражданскому делу N 2-14/17 признаны недействительными: договор соинвестирования б/н от 01.03.2013, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс" в части передаче АО "СУ-N 355" котельной, находящейся на 1 этаже дома N 9 корп. N 3; договор аренды нежилого помещения N 2/2015 от 02.11.2015, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс"; договор энергоснабжения ЭСР-АП-ТЭ/12, заключенный между ООО "Энергостройресурс" и ООО "Городская управляющая компания".
Прекращено право собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), площадью 206,5 кв.м., кадастровый номер 50:42:0010310:7597, находящееся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3. указанное нежилое помещение (котельная) признанно общим имуществом многоквартирного дома. Из ЕГРП исключены сведения о регистрации права собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), площадью 206,5 кв.м., кадастровый номер 50:42:0010310:7597, находящееся по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3.
Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона и не подлежит отдельной государственной регистрации.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 8 ГК РФ предусматривает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иное установлено ст. 289 ГК РФ (собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома), а также п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, право собственности на общее имущество возникает в силу закона, а не на основании акта государственной регистрации.
В связи с тем, что общее имущество является принадлежностью помещений, расположенных в МКД, отдельной государственной регистрации оно не подлежит. Момент возникновения права собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает в момент государственной регистрации основного права - права собственности на помещение.
Так согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
С учетом изложенного, суд общей юрисдикции пришел к выводу о ничтожности сделок, поскольку АО "Строительное управление N 155" не имело право на распоряжение имуществом. И, как следствие, не являясь собственником, не имело законных оснований распоряжаться им в виде предоставления в аренду ООО "Энергостройресурс", и в свою очередь не имело право заключать договор энергоснабжения с ООО "Городская управляющая компания".
Решениями суда общей юрисдикции установлено, что указанные жилые дома имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которая должна обслуживаться ООО "Городская управляющая компания".
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Законодателем установлено, что обеспечение тепловой энергией и горячей водой многоквартирных жилых домов осуществляется двумя способами в зависимости от того, какая система снабжения дома коммунальными ресурсами предусмотрена централизованно или с пользованием индивидуального (автономного) снабжения указанными ресурсами.
Согласно нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются регулирующим органом для организаций коммунального комплекса, которые осуществляют непосредственное производство валовой тепловой энергии и горячей воды с использованием систем тепло- и горячего водоснабжения.
Пунктом 47 "Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и сдельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 54 Постановления Правительства N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Таким образом, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из содержания нормы п. 54 Правил N 354, при наличии в многоквартирном доме пристроенной газовой котельной, договорные отношения с теплоснабжающими организациями на поставку тепловой энергии и горячей воды не устанавливаются, поскольку отсутствует необходимость в централизованном снабжении жилого дома данными коммунальными ресурсами. Для применения, указанного выше способа расчета платы за отопление и горячее водоснабжение необходимо наличие автономной системы отопления и нахождение указанной системы в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку жилые дома, в отношении которых были заключены догоовры, признанные впоследствии ничтожными, имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества, и к системе централизованного отопления и горячего водоснабжения теплоснабжающей организации многоквартирные дома не подключены, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, установленные регулирующим органом для потребителей теплоснабжающей организации, применению не подлежат, размер платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение за спорный период должен исчисляться исходя из объемов и тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии и горячей воды.
Соответствующая правоприменительная практика определена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-28468/13.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях при определении цены за исполнение договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (далее - регулирующий орган).
Государственное регулирование цен соответствующих ресурсов предусмотрено статьями 2, 7 - 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно постановлению от 17.02.2017 N 29 исх-623/13.3 Комитета по ценам и тарифам Московской области по делу об административном правонарушении N 5/26-01-2017 (решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2017 по делу N А41-15569/17, оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А41-15569/17, ООО "Энергостройресурс" отказано в удовлетворении заявленного требования об оспаривании указанного постановления) ООО "Энергостройресурс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
ООО "Энергостройресурс" осуществляло взимание платы с потребителей, проживающих по адресам: г.о. Долгопрудный Московской области, проспект Ракетостроителей дома N 5, 5 корп. 1, 9 корп. 3, в течение 2016 года в самовольном порядке, без тарификации услуг по теплоснабжению. Представление ООО "Энергостройресурс" сведений о заниженном объеме полезного отпуска тепловой энергии могло повлечь за собой незаконное получение организацией дополнительной экономически необоснованной выручки.
Таким образом, с учетом положений ст. 69 АПК РФ, следует считать установленным тот факт, что тарифа в отношении теплоснабжения указанных выше спорных МКД в 2016 году не было.
В связи с этим, стоимость тепловой энергии, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома рассчитывается исходя из фактически понесенных истцом расходов на оплату тепловой энергии (газ, электричество и воду).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако истцом документов и расчета задолженности (исходя из вышеизложенных обстоятельств) в обоснование понесенных расходов на оплату тепловой энергии и произведенных начислений в материалы дела не представлено.
В связи с чем, у истца отсутствуют основания требовать от ООО "Городская управляющая компания" денежных средств по ничтожным договорам энергоснабжения и недействительным тарифам в заявленном размере.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16.08.2017 N 170-Р отменена строка 52 приложения 2 распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы", именно: отменены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 г.г., установленные для ООО "Энергостройресурс".
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2017 по делу N А40-111272/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111272/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2017 г. N Ф05-18234/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО Энергостройресурс
Ответчик: ООО "Городская управляющая компания"
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18234/16
15.03.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1591/18
28.11.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-111272/16
29.08.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18234/16
07.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27754/17
16.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18234/16
04.10.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46468/16