город Самара |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А55-34148/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мешковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карго-Тревел" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года по делу N А55-34148/2017 (судья Каленникова О.Н.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, к обществу с ограниченной ответственностью "Карго-Тревел", г. Самара, о взыскании 565 115 руб.,
с участием:
от истца - представитель Киреева Т.М. (доверенность от 28.12.2016),
от ответчика - представитель Есина Т.Ю. (доверенность от 17.10.2017), представитель Лемжин М.А. (доверенность от 29.06.2018),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Карго-Тревел" штраф в сумме 565 115 руб.
Решением исковые требования удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "Карго-Тревел" взысканы в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" штраф в сумме 395 580 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 14 302 руб. 30 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Карго-Тревел" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что таможенным органом было выявлено неправильное указание грузоотправителем - ООО "Карго-Тревел" - количества грузовых мест в перевозочном документе, данные которого отражаются в разделе 17 накладной.
Заявитель просит учесть, что коммерческим актом станция Дербент Сев-Кав ж.д. зафиксировала неправильное указание сведений в разделе 17 накладной, а Куйбышевской железной дорогой штраф начислен за неправильное указание сведений о наименовании груза в разделе 15 транспортной накладной. Заявитель указывает на то, что выводы о неправильном указании ответчиком наименования груза в накладной перевозчик сделал на основании документов, составленных по итогам таможенного досмотра груза, который не ставил своей задачей проверку правильности указания кодов ЕТСНГ в перевозочном железнодорожном документе. Заявитель ссылается на то, что наибольший тариф взыскивается за перевозку товара "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным", то не указание в перевозочном документе иного наименовании груза (меньшего по стоимости его перевозки), никак не повлияло на стоимость перевезенного груза. Заявитель указывает на то, что для указанного перевозчиком отдельного наименования груза - коврики резиновые имеется соответствующий код ЕТСНГ, т.е. данная отправка никак не может быть указана кодом ЕТСНГ 693227, соответственно, отнесение спорной отправки к коду ЕТСНГ 693227 не обоснованно. Следовательно, перевозчик необоснованно заявил и о занижении стоимости перевозки груза, код ЕТСНГ 381000 "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным" уже подразумевает, что под данным наименованием и кодом перевозятся различные товары, но которые объединяет общее - они являются запасными частями к автомобилю. Это своего рода сборная отправка, которой законодатель в Тарифном руководстве N 1 присвоил отдельный код с отдельным наименованием "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным".
Заявитель просит учесть, что как видно из представленной в материалы дела претензии ОАО "РЖД" от 09.10.2017 г. N 11306/КбшТЦФТО данный документ был вручен ответчику нарочно 06.12.2017 г. Предметом претензии является неправильное указание в перевозочном документе кодов груза - ЕТСНГ, заявитель ссылается на то, что иск в суд мог быть направлен по истечении 30 календарных дней, т.е. не ранее 06.01.2018 г, фактически исковое заявление ОАО "РЖД" датировано 14.12.2017, а судом данное заявление принято 26.12.2017, т.е. имеется нарушение требований норм ст. 4 АПК РФ.
В судебном заседании представители заявителя жалобы поддержали жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель истца считал решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 25 ноября 2016 г. на станции Димитровград Куйбышевской железной дороги истцом от грузоотправителя ООО "Карго-Тревел" (далее - ответчик, "Карго-Тревел) по транспортной железнодорожной накладной N 22421673 до станции назначения Сумгаит Азербайджанской железной дороги в вагоне N 52448297 принят к перевозке груз "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным" в адрес грузополучателя ИП Джалилов Э.Ш. В графе 15 "Наименование груза" ответчиком указан код ЕТСНГ 381299. Вес груза определен грузоотправителем - на весах в статике +/-0,1%. Вагон со станции Димитровград отправлен 26.11.2016.
Поскольку указанная перевозка была осуществлена в прямом международном железнодорожном сообщении, то к ней применяются нормы Соглашения о международном грузовом сообщении от 01.11.1951 с изменениями и дополнениями (далее СМГС).
Согласно ст. 14 СМГС в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю. Заключение договора перевозки подтверждается накладной.
Заключение между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Карго-Тревел" договора перевозки подтверждается железнодорожной накладной N 22421673.
Ответчик, являясь грузоотправителем, заключил с перевозчиком договор перевозки, по которому взял на себя обязанность, в том числе, по внесению достоверных наименования груза, сведений о перевозимом грузе.
В соответствии с §1 статьи 16 СМГС грузоотправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Согласно пунктам 4.3, 4.4 Приложения 1 "Правил перевозок грузов" к СМГС определение количества мест и массы груза в вагоне производится грузоотправителем, если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза.
В соответствии со статьей 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли грузоотправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством, действующим в стране отправления груза.
При несоблюдении условий перевозок и несоответствия сведениям, указанным грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, перевозчику должны быть возмещены все расходы, вызванные проверкой и подтвержденные документально.
В силу статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза, сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной, то согласно статье 29 СМГС перевозчик обязан составить коммерческий акт.
Согласно п.2.2.1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утверждённого постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003. N 47-т/5 (далее - Тарифное Руководство N 1) при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ (гармонизированной номенклатурой грузов), а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ (Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов).
На станции Дербент Северо-Кавказской железной дороги на основании заявки и требования Дагестанской таможни от 03.12.2016. вагон N 52448297 подан в зону таможенного контроля для проведения таможенного досмотра.
В ходе проверки установлено, количество мест - 12321, что более перевозочного документа на 26 мест, согласно транспортной железнодорожной накладной N 22421673 значится груз "части запасные к автомобилям", количество мест - 12295 мест, массой нетто - 59200 кг. Таким образом, как указал истец, в результате таможенного досмотра выявлено излишек груза, а также наличие груза, относящегося к разным тарифным группам и позициям Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее -ЕТСНГ) (части запасные к автомобилям и герметик, коврики резиновые).
По данному факту составлен коммерческий акт формы ИНУ-67N СКВ 1604072/303 от 17.12.2016, акт общей формы N 23388 от 17.12.2016, а также акт таможенного досмотра (осмотра) от 10.12.2016, протокол от 16.12.2016. об изъятии излишка 26 изделий общим весом брутто 23,44 кг. по делу об административном правонарушении N 10801000-1343/2016.
Согласно п. 2.2. Тарифного Руководства N 1 наименование груза и его код при перевозке указывается грузоотправителем в перевозочном документе в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, перечень позиций которой представлен в Приложении 2 Тарифного Руководства N 1, с обязательным указанием отличительных признаков груза, если они оказывают влияние на уровень тарифа.
Не допускается указание наименования груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в технической документации на груз, с указанием кода ЕТСНГ, который соответствует свойствам этого груза в алфавитном списке. В случае отсутствия в алфавитном списке ЕТСНГ конкретного груза, допускается обозначение кодом позиции в этой группе под наименованием "не поименованный в алфавите".
Согласно Приложению N 2 Тарифного Руководства N 1 код ЕТСНГ состоит из шести цифр: Первые две - порядковый номер группы; Третья - номер позиции; Четвертая и пятая - номер в позиции; Шестая - контрольная.
Все группы разнесены по разделам (видам промышленности). Например: Раздел 1 - это "Продукция сельского хозяйства" с 1 по 7 группы, с 35 по 42 группы - Раздел 8 "Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности".
Согласно Приложению N 2 Тарифного Руководства N 1 наименование груза "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам" ЕТСНГ 381299, относится к группе "Автомобили и их части", ЕТСНГ 381000 Раздела 7 "Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности".
Согласно ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" (действовал до 01.09.2017), запасная часть -это составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
Термины, установленные указанным стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Однако, как указал истец, в таможенной декларации на товар, дополнительных листах сертификата о происхождении товара формы СТ-1, счетах-фактурах от 18.11.2016, упаковочных листах в дополнение к грузу "части запасные к автомобилям", следующий в вагоне N 52448297 по отправке NN 22421673, указан и фактически установлен груз "герметик" и "коврики резиновые".
Груз "коврики резиновые" согласно Приложению N 2 Тарифного Руководства N 1 относится к Разделу 8 "Продукция химической промышленности" к группе 45 "Резина, изделия резино-технические и эбонитовые" позиции, в этой группе, 452 и к наименованию груза "Изделия резинотехнические, н.п.", полный код по перечню ЕТСНГ "452102".
Согласно п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом МПС РФ от 06.2016 N 39, грузоотправитель обязан в графе "Наименование груза" указать в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код. При указании в графе разных наименований груза, но относящихся к одной позиции номенклатуре грузов, в качестве кода указывается код для сборной отправки в соответствии с тарифным руководством.
В данном случае при разных наименованиях груза, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов, в качестве кода ЕТСНГ указывается код сборной отправки, а именно "693227".
Код ЕТСНГ служит для определения необходимого тарифа.
Провозные платежи и неустойки уплачиваются перевозчику в порядке, усмотренном национальным законодательством государства, в котором производится оплата (§ 5 ст. 31 СМГС).
Истец считал, что ответчик допустил искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, (кода ЕТСНГ), в результате чего снизилась стоимость перевозки, что влечет за собой ответственность, предусмотренную п. 4§ 3 статьи 16 СМГС.
Согласно п. 4 § 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.
Неустойка в данных случаях взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 СМГС в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику.
В соответствии с Тарифным Руководством N 1 по коду ЕТСНГ 693227 сборная отправка) провозная плата за перевезённый груз должна составлять - 113 023 рублей, однако провозная плата согласно транспортной железнодорожной накладной N 22421673 составила - 106 241 рублей, т.е. произошло занижение провозных платежей на сумму 6 782 рубля в связи с неправильным указанием ответчиком кода ЕТСНГ.
Согласно ст. 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В соответствии с п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом N 43 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте РФ 23 июня 2003 г. N 4817, при обнаружении перечисленных в ст. 98 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
18.08.2017 представителю ответчика - генеральному директору Лемжиной Ольге Сергеевне, которая действует без доверенности, вручена первая претензия - уведомление N 1 от 16.08.2017. о начислении штрафа по ст. 98 УЖТ РФ в размере 565 115 руб. (расчёт штрафа: 113023 руб. провозная плата х 5 = 565115 руб.).
С начисленной суммой штрафа ответчик не согласился, представив разногласия N 111 от 18.08.2017, на которые истец направил ответ от 30.08.2017. N 9196/КБШ-НЮ с разъяснением.
Предъявленная повторная претензия ответчиком оставлена без ответа удовлетворения, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Доводы заявителя жалобы не могут быть приняты ввиду следующего.
В соответствии со ст. 27 УЖТ РФ за искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Довод о том, что как следует из коммерческого акта N СКВ 1604072/303 от 17.12.2016, составленного на ст. Дербент СКВ ж.д., при вскрытии вагона 04.12.2016 г. при таможенном досмотре вагона N 52448297 было обнаружено, что фактически в вагоне было 12321 грузовое место, что более на 26 мест (общим весом 23,44 кг) количества, указанного в железнодорожной транспортной накладной N 22421673 не принимается.
В соответствии со ст. 98 УЖТ РФ штраф возможно начислить, если в результате снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Ответчик полагал, что само по себе наличие в вагоне 26 излишних грузовых мест весом 23,44 кг никак не влияет на стоимость перевозки груза, так как тариф за перевозку грузов железнодорожным транспортом не учитывает данный параметр, а общий вес перевозимого в вагоне груза составляет 59200 кг. Излишек 26 грузовых мест весом 23,44 кг также никак не затрагивает безопасность перевозки груза, т.к. составляет менее 0,04% от общего веса перевозимого груза.
Перевозчиком коммерческий акт составлен по итогам проверки вагона таможенным органом и на основании данных таможенного органа зафиксирован факт неправильного указания в перевозочном документе количества грузовых мест. Расхождение составило 26 грузовых мест. Иных нарушений (кроме количества грузовых мест) в коммерческом акте не зафиксировано. Сведения о количестве грузовых мест в накладной N 22421673 указано в разделе 17 данного документа. Никаких сведений о том, что перевозчиком проводилась какая-то иная проверка (не по инициативе таможенного органа), в материалах дела нет. Никаких сведений о том, что отправителем в перевозочном документе неправильно указаны наименование груза или коды ЕТСНГ или ГНГ (раздел 15 накладной), ни таможенным органом, ни перевозчиком ни в коммерческом акте, ни в акте обшей формы N 23388 от 17.12.2016. не зафиксировано, что, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии указанного нарушения.
Ответчик также считал, что отнесение спорной отправки к коду ЕТСНГ 693000 не правомерно ввиду следующего.
В соответствии с Приложением N 2 к Тарифному руководству N 1 груз "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным" относятся к группе "Автомобили и их части" - ЕТСНГ 381000 раздела N 7 "Продукции машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности".
По мнению ОАО "РЖД", ответчик должен был отправлять груз "запасные части к автомобилям" как "сборную повагонную отправку", т.к. помимо запчастей к автомобилям в вагоне перевозились резинотехнические изделия (коврики) и изделия из пластмассы. Перевозчик считает, что отправка должна было осуществляться под кодом ЕТСНГ 693227.
Однако, под кодом ЕТСНГ 693000, согласно Тарифному руководству N 1, перевозятся "Грузы, не входящие ни в одну из указанных выше групп и позиций ЕТСНГ, а также грузы, для которых не установлено отдельных тарифов". Как утверждает ответчик, изделия резинотехнические (коврики автомобильные) по Тарифному руководству можно отнести к коду ЕТСНГ 452009 "резина, изделия резинотехнические и эбонитовые". Таким образом, для указанного перевозчиком отдельного наименования груза - коврики резиновые имеется соответствующий код ЕТСНГ, поэтому отнесение спорной отправки к коду ЕТСНГ 693000 не правомерно.
В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 1 в отношении применения тарифа сборной повагонной отправкой считается отправка, состоящая из грузов, допущенных к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу и относящихся к разным позициям ЕТСНГ". Пунктом 2.7.3 Тарифного руководства N 2 предусмотрено, что плата за перевозку грузов сборной повагонной отправкой в универсальном собственном (арендованном) вагоне определяется за общую массу груза в вагоне, указанную в перевозочном документе, по тарифной схеме N 8 по наивысшему тарифу перевозимого груза в составе сборной отправки с применением поправочных коэффициентов.
Ответчик полагал, что поскольку наибольший тариф взыскивается за перевозку товара "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам автомобильным", то неуказание в перевозочном документе иного наименовании груза (меньшего по стоимости его перевозки), никак не повлияло на стоимость перевезенного груза.
В соответствии с п. 2.2.1 Тарифного руководства N 1 наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, перечень позиций которой представлен в приложении 2 настоящего Тарифного руководства, с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. При перевозке грузов в указанных случаях в перевозочных документах дополнительно может быть указано наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (далее - ГНГ), издаваемой отдельно, если эта информация оказывает влияние на порядок определения тарифа.
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) содержит Раздел 7 "Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности", в состав которой входит код 380008 "Автомобили и их части", а он в свою очередь содержит код 381000 "Автомобили и их части".
Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ) имеет главу 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности", в которую включен код 87080000 "Части и принадлежности моторных транспортных средств позиций 8701 -8705", который в свою очередь включает в себя код 87089900 "Части и принадлежности моторных транспортных средств прочие, кроме поименованных выше".
Таким образом, ответчик считал, что совершенно правильно указал коды ГНГ и ЕТСНГ в перевозочном документе, так как коврики резиновые являются принадлежностью автомобиля.
Однако, довод ответчика о том, что коммерческим актом N СКВ1604072/ 303 от 17.12.2016 установлен только излишек грузовых мест, не соответствует содержанию коммерческого акта и приложенным к нему документам.
В коммерческом акте указано: "по данным перевозочного документа значится груз "части запасные к автомобилям" 12295 мест по 199 наименованиям (согласно счет-фактурам N 199, 200, 201, 202, 203 и упаковочных листов), грузоотправительским весом 59200 кг. В результате таможенного досмотра оказалось 12321 мест, что более документа на 26 мест. Груз по по 199 наименованиям соответствует данным в выше указанным счет-фактурам". К коммерческому акту, в том числе, приложены счёта-фактуры, упаковочные листы.
В акте общей формы N 23388 от 17.12.2016 также отражена аналогичная информация. В счёте-фактуре N 202 от 18.11.2016, упаковочном листе N 4 от 18.11.2016. (позиции 30, с 48 по 55) указан, в том числе, товар - герметик-прокладка, коврик-резиновый.
Указанными коммерческим актом, актом общей формы установлено фактически наличие груза (части запасные к автомобилям и герметик, коврики резиновые), относящегося к разным тарифным группам и позициям Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее - ЕТСНГ), что не соответствует наименованию груза, указанному в транспортной железнодорожной накладной (части запасные к автомобилям).
Указанное расхождение в наименование груза следует и из сертификата о происхождении товара СТ-1 от 25.11.2016, который также приложен к коммерческому акту, из акта таможеного досмотра (листы 5-6).
В соответстви со ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе: несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.
В п. 2.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом МПС России от 18.06.2003. N 45, установлены требования к содержанию коммерческого акта, в том числе, указание сведений о грузе в соответствии с перевозочным документом и сведения о фактическом наличии груза.
Составление коммерческого акта по несоответствию наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной, влечёт применение ответственности, предусмотренной Уставом. Указание в коммерческом акте на статью Устава не предусмотрено.
В данном случае коммерческим актом установлено, что наименование груза соответствует счетам-фактурам, а не перевозочному документу, что в вагоне имеется излишек груза и незадекларированный товар (26 мест), который был изъят таможенным органом согласно протоколу изъятия от 17.12.2016.
Кроме того, недостатки в оформлении коммерческого акта и акта общей формы не являются теми обстоятельствами, которые освобождают грузоотправителя от ответственности за искажение наименования груза (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 N 17АП-12178/2016-ГК по делу N А60-9330/2016).
Согласно п. 2.2. Тарифного Руководства N 1 наименование груза и его код при перевозке указывается грузоотправителем в перевозочном документе в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, перечень позиций которой представлен в Приложении 2 Тарифного Руководства N 1, с обязательным указанием отличительных признаков груза, если они оказывают влияние на уровень тарифа.
Согласно Приложению N 2 Тарифного Руководство N 1 наименование груза "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам" ЕТСНГ 381299, относится к группе "Автомобили и их части", ЕТСНГ 381000 Раздела 7 "Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности".
Груз "коврики резиновые" согласно Приложению N 2 Тарифного Руководства N 1, относится к Разделу 8 "Продукция химической промышленности" к группе 45 "Резина, изделия резино-технические и эбонитовые" позиции, в этой группе, 452 и к наименованию груза "Изделия резинотехнические, н.п.", полный код по перечню ЕТСНГ "452102".
Согласно п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом МПС РФ от 18.06.2016 г. N 39, грузоотправитель обязан в графе "Наименование груза" указать в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код. При указании в графе разных наименований груза, но относящихся к одной позиции номенклатуре грузов, в качестве кода указывается код для сборной отправки в соответствии с тарифным руководством.
В данном случае при разных наименований груза, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов, в качестве кода ЕТСНГ указывается код сборной отправки, а именно "693227". Код ЕТСНГ служит для определения необходимого тарифа.
Провозные платежи и неустойки уплачиваются перевозчику в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, в котором производится оплата (§ 5 ст. 31 СМГС).
Таким образом, вопреки доводам жалобы ответчик все таки допустил искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, (кода ЕТСНГ), в результате чего снизилась стоимость перевозки, что влечет за собой ответственность, предусмотренную п. 4 § 3 статьи 16 СМГС.
Согласно п. 7.1., 7.2 Раздела 2 Правил перевозок грузов (Приложение 1 к СМГС) перевозка груза оформляется накладной единого образца по установленной форме. Накладная составляется отправителем и предъявляется договорному перевозчику. Графы накладной заполняются отправителем и перевозчиком в соответствии с предписаниями вышеуказанных Правил. Накладная является комплексным документом, состоящим из шести пронумерованных листов и необходимого количества экземпляров листа накладной "Дорожная ведомость (дополнительный экземпляр)".
Согласно п. 8 Раздела 2 Правил перевозок грузов (Приложение 1 к СМГС) в графе "Наименование груза" накладной проставляются наименование и 8-значный код каждого груза в соответствии с гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ). Указываются нанесенные на груз знаки, марки и номера. При перевозке опасного груза также указываются наименование груза и информация в соответствии с Приложением 2 "Правила перевозок опасных грузов" к СМГС.
Гармонизированная номенклатура грузов (далее - ГНГ) служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран-членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС.
ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - ГС) и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог (КИМ). Наименования разделов, глав и позиций соответствуют тексту ГС с дополнениями для глав 27 и 99, обусловленными железнодорожной спецификой.
Согласно решениям, утвержденным на XXII заседании Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (23-27 апреля 2007 года, г.Тбилиси, Грузия), ГНГ обязательна для каждой железной дороги стран -членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС.
ГНГ содержит: перечень позиций, состоящий из 22 разделов, 99 глав; аналитический список грузов; алфавитный список грузов.
Для обозначения грузов используется восьмизначный код.
Первые шесть знаков соответствуют ГС, из них:
- первые четыре цифры идентифицируют позицию, из которых первая и вторая цифры обозначают соответствующую главу, а третья и четвертая цифры обозначают порядковый номер позиции в данной главе;
- пятая и шестая цифры идентифицируют субпозицию груза в пределах позиции. Седьмой и восьмой знаки применяются для достижения особой точности описания груза.
В случае невозможности внесения в графу "Наименование груза" накладной СМГС полного наименования груза по ГНГ, допускается указание сокращенного наименования груза, не искажающего характеристик груза с обязательным проставлением кода ГНГ, соответствующего полному наименованию данного груза.
Согласно § 1 ст. 30 СМГС провозная плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, применяемым перевозчиками осуществляющими перевозку.
В соответствии с § 5 ст. 31 СМГС размер неустойки (штрафов) исчисляется и уплачивается перевозчику в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, в котором производится оплата.
Исходя из вышеуказанного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющему и влияющему на тариф перевозки.
Только составленный коммерческий акт, акт общей формы является основанием для возникновения ответственности ответчика за искажение сведений в наименовании груза в транспортной железнодорожной накладной.
В п. 2.5. Правил установлены требования к содержанию коммерческого акта, в том числе, указание сведений о грузе в соответствии с перевозочным документом и сведения о фактическом наличии груза. Коммерческий акт отражает фактическую картину событий, т.е. то, что представитель перевозчика увидел в вагоне. В данном случае перевозчик увидел, что груз, размещенный в вагоне, соответствует наименованиям, указанным в "Счет -фактурах", а также то, что в вагон загружено 26 мест сверх данных наименований имеющихся в "Счет - фактурах" и декларации.
Исходя из норм статьи 119 Устава, действие перевозчика по составлению коммерческого акта предполагает ответственность ответчика.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что расхождение в наименовании груза следует и из сертификата о происхождении товара СТ-1 от 25.11.2016 г., из акта таможенного досмотра (листы 5-6). Коммерческим актом установлено, что наименование груза соответствует счетам-фактурам, а не перевозочному документу, что в вагоне имеется излишек груза и незадекларированный товар (26 мест), который был изъят таможенным органом согласно протоколу изъятия от 17.12.2016 г.
В уведомлении N 1 от 16.08.2017 г., указана сумма штрафа (565 115 руб.), основания (статья 98 Устава - искажение наименования и сведений о грузе), приложены копии документов, послуживших основанием для начисления штрафа (коммерческий акт и расчет).
Суд обоснованно указал, что недостатки в оформлении коммерческого акта и акта общей формы не являются теми обстоятельствами, которые освобождают грузоотправителя от ответственности за искажение наименования груза и сослался на судебную практику по делу N А60-9330/2016. По указанному делу Верховный суд РФ определением от 30.05.2017 г. отказал ООО "СА-Транс" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Ссылка ответчика на постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 г. N 15555/07 по делу N А81-609/2005 является необоснованной, так как спор по указанному делу вытекает из налоговых правоотношений по неуплаченному акцизу и имеет другие обстоятельства дела.
Выводы ОАО "РЖД" о наличие груза, относящегося к разным тарифным группам и позициям ЕТСНГ, основаны не исключительно на документах таможенного органа, а на составленных перевозчиком коммерческом акте, акте общей формы.
Доводы ответчика, что суд неправильно применил нормы права для определения понятия сборной повагонной отправки и необоснованно пришёл к выводу о необходимости присвоения перевезённому грузу кода ЕТСНГ 693227 являются несостоятельными.
Согласно ст. 30 § 1 СМГС провозная плата за перевозку грузов исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками осуществляющими перевозку.
Согласно п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России 18.06.2003 г. N 39), при указании в графе "наименования груза" разных наименований груза, но относящихся к одной позиции номенклатуре грузов, в качестве кода ЕТСНГ, указывается код данной позиции. При указании разных наименований груза, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов, в качестве кода ЕТСНГ, указывается код сборной отправки, а именно "693227".
В связи с тем, что коммерческим актом N СКВ1604072/303 от 17.12.2016 г., актом общей формы N 23388 от 17.12.2016 г. установлено наличие груза, относящегося к разным тарифным группам и позициям ЕТСНГ ("по 199 наименованиям - согласно счет-фактурам N 199, 200, 201, 202, 203 и упаковочных листов", "груз 199 наименованиям соответствует данным вышеуказанным счетам-фактурам") - части запасные к автомобилям относятся к позиции 381299 раздела VII "Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности" и герметик, коврики резиновые относятся к позиции 452102 раздела VIII "Продукция химической промышленности", то согласно п. 2.7.1. Тарифного Руководства N 1 ответчик должен был указать в перевозочном документе код ЕТСНГ сборной отправки, а именно "693227", относящейся к разделу XI "Прочие грузы", с наименованием груза "Сборная повагонная отправка, перечень грузов прилагается", а в графе "Тарифные отметки" в строке "Вид отправки" проставить отметку "ВО-Сб" (повагонная отправка сборная).
Согласно п. 2.7.1. Тарифного Руководства N 1 "в отношении применения тарифа сборной повагонной отправкой считается отправка состоящая из грузов, допущенных к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу и относящихся к разным позициям ЕТСНГ.
Однако ответчик в перевозочном документе указал код ЕТСНГ ни сборной отправки 693227, как это следует из перечня перевозимого груза, указанного в счетах-фактурах, упаковочных листах и таможенной декларации, а код ЕТСНГ 381299, что соответствует только одному наименованию груза "части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам".
Тарифным Руководство N 1 не предусмотрено установление расхождения в позициях ЕТСНГ по всем наименованиям перевозимого груза, достаточно установления самого факта отнесения перевозимого груза к разным позициям ЕТСНГ.
Доводы ответчика о том, что он указал в перевозочном документе груз, имеющий самый высокий тарифный класс из всего перевозимого груза ("части запасные к автомобилям, прицепам, полуприцепам"), несостоятельны, так как согласно п. 2.7.2 Тарифного Руководства N 1 (Прейскурант 10-01) провозная плата "сборной отправки" тарифицируется по 3 тарифному классу, без применения исключительных тарифов для данных грузов, т.е. дороже.
В соответствии с Тарифным Руководством N 1 по коду ЕТСНГ 693227 (сборная отправка) провозная плата за перевезённый груз должна составлять - 113 023 рублей, однако провозная плата согласно транспортной железнодорожной накладной N 22421673 составила - 106 241 рублей, т.е. произошло занижение провозных платежей на сумму 6 782 рубля в связи с неправильным указанием ответчиком кода ЕТСНГ.
В материалы дела ответчиком с ходатайством от 22.03.2018 г. N 291 представлена копия таможенной декларации. В таможенной декларации как указывалось ответчиком наименование товара:
- "коврик резиновый" отнесён к коду ТНВЭД 4016910000 раздела VII "Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них", что соответствует коду ГНГ 40169100 "Покрытия напольные и коврики из вулканизованной резины, кроме твёрдой резины" раздела VII "Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них";
- "герметик-прокладка" отнесён к коду ТНВЭД 3214900009 раздела VI "Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности", что соответствует коду ГНГ "замазки прочие" раздела VI "Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности".
В перевозочном документе в графе ГНГ, ответчиком указан код ГНГ 87089900 - "Части и принадлежности моторных транспортных средств прочие", которые по ТНВЭД относятся к разделу XVII "Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование".
Исходя из вышеуказанного, код ГНГ должен соответствовать коду ЕТСНГ, определяющего и влияющего на тариф перевозки.
В соответствии с п. 2.2.1 Прейскуранта N 10-01 наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) (приложение N 2 Прейскуранта N 10-01), с указанием отличительных признаков груза. При перевозке грузов в указанных случаях в перевозочных документах дополнительно указывается наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ), издаваемой отдельно, если эта информация оказывает влияние на порядок определения тарифа.
Таким образом, в связи с тем, что в таможенной декларации указан перечень перевозимых товаров, относящийся к разным наименованиям, ответчику необходимо было указать в перевозочном документе код ГНГ и ЕТСНГ сборной отправки.
В результате указанного искажения ответчиком в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок и сведений о грузе произошло занижение стоимости перевозок груза, что влечёт применение к грузоотправителю ответственности, предусмотренной ст. 98 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку коммерческий акт N СКВ 1604072/303 от 17.12.2016 составлен на ст. Дербент СКВ ж.д., однако факт неправильного указания количества грузовых мест в вагоне был обнаружен при вскрытии таможенным органом вагона 04.12.2016. Таким образом, как полагает ответчик, факт обнаружения нарушения установлен 04.12.2016, зафиксирован перевозчиком в коммерческом акте 17.12.2017, и на дату направления искового заявления в суд истек годовой срок исковой давности, в течение которого перевозчик имеет право предъявлять требования к грузоотправителю.
Довод ответчика о пропуске истцом годичного срока исковой давности является необоснованным.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно статье 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта РФ и пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России N 43 от 18.06.2003., обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.
Коммерческим актом N СКВ 1604072/303 от 17.12.2016, актом общей формы N 23388 от 17.12.2016. установлено фактически наличие груза (части запасные к автомобилям и герметик, коврики резиновые), относящегося к разным тарифным группам и позициям Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее - ЕТСНГ), что не соответствует наименованию груза, указанному в транспортной железнодорожной накладной (части запасные к автомобилям).
Как указывалось выше, только составленный коммерческий акт, акт общей формы является основанием для возникновения ответственности ответчика за искажение сведений в наименовании груза в транспортной железнодорожной накладной.
Составленные таможенным органом акт таможенного досмотра от 10.12.2016, в котором перечисляется товар, обнаруженный в результате таможенного досмотра, акт от 04.12.2016. на вскрытие вагона не являются основанием для применения ответственности ответчика за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной.
Установленные таможенным органом нарушения в результате таможенного досмотра являются основанием для применения ответственности, предусмотренной в области таможенного законодательства.
Таким образом, исковое заявление направлено истцом в суд 14.12.2017, то есть до истечения годичного срока исковой давности (до 17.12.2017.).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Отнесение претензионного порядка к процедуре разрешения споров во внесудебном порядке не противоречит содержанию пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором перечень таких процедур не является исчерпывающим, и соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Следовательно, направление претензии в целях досудебного урегулирования спора приостанавливает течение срока исковой давности, что соответствует указанным нормам права (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2017 г. по делу N А55-1333/2017, от 25.12.2017 г. по делу N А55-2842/2017, п.17 Обзора судебной практики по спорам, связанными с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2017).
При указанных обстоятельствах исковые требования заявлены обоснованно.
В части отказа в удовлетворении исковых требований решение не обжаловалось.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года по делу N А55-34148/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34148/2017
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "Карго-Тревел"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53014/19
24.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7826/19
26.03.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-34148/17
05.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-39396/18
21.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8027/18
18.04.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-34148/17