город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2018 г. |
дело N А32-23046/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Гришко Н.В. - представитель по доверенности от 04.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 по делу N А32-23046/2017, принятое судьей Бондаренко И.Н.,
по заявлению акционерного общества "АР Картон"
(ИНН 2353017002 ОГРН 1022304838863)
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконными действий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АР Картон" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными действий, выразившихся в письме - решении N 44.3-04/0015 от 05.06.2017 "Об отказе во внесении изменений", об обязании Краснодарской таможни внести изменения в декларации NN 10309203/120115/0000011, 10309203/100315/0000554, 10309203/270315/0000811, 10309203/060415/0000919, 10309203/190515/0001406, 10309203/260515/0001501, 10309203/220615/0001781, 10309203/260615/0001842, 10309203/200715/0002146, 10309203/030815/0002318, 10309203/200115/0000082, 10309203/170315/0000646, 10309203/300315/0000829, 10309203/130415/0001022, 10309203/180515/0001407, 10309203/150615/0001699, 10309203/240615/0001816, 10309203/260615/0001845, 10309203/210715/0002163, 10309203/070815/0002376, 10309203/030215/0000215, 10309203/260315/0000796, 10309203/300315/0000848, 10309203/130415/0001027, 10309203/220515/0001461, 10309203/220615/0001780, 10309203/250615/0001832, 10309203/140715/0002074, 10309203/270715/0002221, 10309203/110815/0002437, 10309203/270815/0002647, 10309203/040915/0002774, 10309203/180915/0003011, 10309203/091015/0003342, 10309203/051115/0003758, 10309203/251115/0004082, 10309203/280815/0002670, 10309203/070915/0002788, 10309203/300915/0003163, 10309203/231015/0003557, 10309203/101115/0003848, 10309203/040915/0002764, 10309203/070915/0002800, 10309203/021015/0003214, 10309203/301015/0003685, 10309203/161115/0003918, 10309203/031215/0004209, 10309203/301115/0004143, 10309203/231215/0004591, 10309203/090915/0002836 в графы 47 и В изменить ставку ввозной пошлины по коду 4810923000 с 15% на 5%. Полагает решение не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Протоколу "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной и торговой организации от 15.04.1964". Просит признать незаконными действия Краснодарской таможни, выразившиеся в письме - решении N 21.4-28/11854 от 19.05.2017 о возврате денежных средств по декларациям на товары NN 10309203/030215/0000215, 10309203/260315/0000796, 10309203/300315/0000848, 10309203/130415/0001027, 10309203/220515/0001461, 10309203/220615/0001780, 10309203/250615/0001832, 10309203/140715/0002074, 10309203/270715/0002221, 10309203/110815/0002437, 10309203/040915/0002764, 10309203/070915/0002800, 10309203/021015/0003214, 10309203/301015/0003685, 10309203/161115/0003918, 10309203/031215/0004209, 10309203/120115/0000011, 10309203/100315/0000554, 10309203/270315/0000811, 10309203/060415/0000919, 10309203/190515/0001406, 10309203/260515/0001501, 10309203/220615/0001781, 10309203/260615/0001842, 10309203/200715/0002146, 10309203/030815/0002318, 10309203/270815/0002647, 10309203/040915/0002774, 10309203/180915/0003011, 10309203/091015/0003342, 10309203/051115/0003758, 10309203/251115/0004082, 10309203/200115/0000082, 10309203/170315/0000646, 10309203/300315/0000829, 10309203/130415/0001022, 10309203/180515/0001407, 10309203/150615/0001699, 10309203/240615/0001816, 10309203/260615/0001845, 10309203/210715/0002163, 10309203/070815/0002376, 10309203/280815/0002670, 10309203/070915/0002788, 10309203/300915/0003163, 10309203/231015/0003557, 10309203/101115/0003848, 10309203/301115/0004143, 10309203/090915/0002836, 10309203/231215/0004591 на общую сумму 3 053 428, 82 (три миллиона пятьдесят три тысячи четыреста двадцать восемь рублей 82 копейки) рублей. В порядке устранения допущенного нарушения просит об обязании Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченных платежей в общей сумме 3 053 428,82 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что бездействие таможни противоречит таможенному законодательству РФ, а также международным договорам.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 действия Краснодарской таможни, выразившиеся в письме - решении N 44.3-04/0015 от 05.06.2017 "Об отказе во внесении изменений", признаны незаконными. Указанным решением суд обязал Краснодарскую таможню внести изменения в декларации: NN 10309203/120115/0000011, 10309203/200115/0000082, 10309203/030215/0000215, 10309203/100315/0000554, 10309203/170315/0000646, 10309203/260315/0000796, 10309203/270315/0000811, 10309203/300315/0000829, 10309203/300315/0000848, 10309203/060415/0000919, 10309203/130415/0001022, 10309203/130415/0001027, 10309203/190515/0001406, 10309203/180515/0001407, 10309203/220515/0001461, 10309203/260515/0001501, 10309203/150615/0001699, 10309203/220615/0001780, 10309203/220615/0001781, 10309203/240615/0001816, 10309203/250615/0001832, 10309203/260615/0001842, 10309203/260615/0001845, 10309203/140715/0002074, 10309203/200715/0002146, 10309203/210715/0002163, 10309203/270715/0002221, 10309203/030815/0002318, 10309203/070815/0002376, 10309203/110815/0002437, 10309203/270815/0002647, 10309203/280815/0002670, 10309203/040915/0002764, 10309203/040915/0002774, 10309203/070915/0002788, 10309203/070915/0002800, 10309203/180915/0003011, 10309203/300915/0003163, 10309203/021015/0003214, 10309203/091015/0003342, 10309203/231015/0003557, 10309203/301015/0003685, 10309203/051115/0003758, 10309203/101115/0003848, 10309203/161115/0003918, 10309203/251115/0004082, 10309203/301115/0004143, 10309203/031215/0004209, 10309203/231215/0004591, 10309203/090915/0002836 в графы 47 и В изменить ставку ввозной пошлины по коду 4810923000 с 15% на 5% ввиду не соответствия Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Протоколу "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной и торговой организации от 15.04.1964". О признании незаконными действий Краснодарской таможни, выразившихся в письме - решении N 21.4-28/11854 от 19.05.2017 о возврате денежных средств по декларациям на товары NN 10309203/120115/0000011, 10309203/200115/0000082, 10309203/030215/0000215, 10309203/100315/0000554, 10309203/170315/0000646, 10309203/260315/0000796, 10309203/270315/0000811, 10309203/300315/0000829, 10309203/300315/0000848, 10309203/060415/0000919, 10309203/130415/0001022, 10309203/130415/0001027, 10309203/190515/0001406, 10309203/180515/0001407, 10309203/220515/0001461, 10309203/260515/0001501, 10309203/150615/0001699, 10309203/220615/0001780, 10309203/220615/0001781, 10309203/240615/0001816, 10309203/250615/0001832, 10309203/260615/0001842, 10309203/260615/0001845, 10309203/140715/0002074, 10309203/200715/0002146, 10309203/210715/0002163, 10309203/270715/0002221, 10309203/030815/0002318, 10309203/070815/0002376, 10309203/110815/0002437, 10309203/270815/0002647, 10309203/280815/0002670, 10309203/040915/0002764, 10309203/040915/0002774, 10309203/070915/0002788, 10309203/070915/0002800, 10309203/180915/0003011, 10309203/300915/0003163, 10309203/021015/0003214, 10309203/091015/0003342, 10309203/231015/0003557, 10309203/301015/0003685, 10309203/051115/0003758, 10309203/101115/0003848, 10309203/161115/0003918, 10309203/251115/0004082, 10309203/301115/0004143, 10309203/031215/0004209, 10309203/231215/0004591, 10309203/090915/0002836 на общую сумму 3 053 428, 82 (три миллиона пятьдесят три тысячи четыреста двадцать восемь рублей 82 копейки) рублей. Также, указанным решением суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав путем возврата акционерному обществу "АР Картон" из бюджета излишне уплаченных платежей в установленный законом срок в размере 3 053 428,82 руб.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 отменить. В апелляционной жалобе таможня указала, что ввиду того, что для каждого члена ВТО и в отношении каждой группы устанавливается свой период и условия снижения ставок таможенного тарифа, считает несостоятельным вывод о том, что ставки ввозных таможенных пошлин установлены Протоколом и, соответственно, должны применяться после вступления его в силу. На день регистрации спорных ДТ действовал Единый таможенный тариф Таможенного союза в редакциях и с изменениями, внесенными в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО и присоединении к Марракешскому Соглашению от 15 апреля 1994 года, согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины составляла 15%, ввиду чего, по мнению таможни, ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15% таможенным органом применена правомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу общество настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя акционерного общества "АР Картон". Представитель Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями контрактов от 15.11.2012 N FIS 2012-09, от 01.03.2015 N FIS 2015-01, заключенных с компанией "Fiskeby Board АВ" (Швеция), заявителем ввезен товар - картон различных типов по декларациям на товары (ДТ) NN 10309203/030215/0000215, 10309203/260315/0000796, 10309203/300315/0000848, 10309203/130415/0001027, 10309203/220515/0001461, 10309203/220615/0001780, 10309203/250615/0001832, 10309203/140715/0002074, 10309203/270715/0002221, 10309203/110815/0002437, 10309203/040915/0002764, 10309203/070915/0002800, 10309203/021015/0003214, 10309203/301015/0003685, 10309203/161115/0003918, 10309203/031215/0004209, 10309203/120115/0000011, 10309203/100315/0000554, 10309203/270315/0000811, 10309203/060415/0000919, 10309203/190515/0001406, 10309203/260515/0001501, 10309203/220615/0001781, 10309203/260615/0001842, 10309203/200715/0002146, 10309203/030815/0002318, 10309203/270815/0002647, 10309203/040915/0002774, 10309203/180915/0003011, 10309203/091015/0003342, 10309203/051115/0003758, 10309203/251115/0004082, 10309203/200115/0000082, 10309203/170315/0000646, 10309203/300315/0000829, 10309203/130415/0001022, 10309203/180515/0001407, 10309203/150615/0001699, 10309203/240615/0001816, 10309203/260615/0001845, 10309203/210715/0002163, 10309203/070815/0002376, 10309203/280815/0002670, 10309203/070915/0002788, 10309203/300915/0003163, 10309203/231015/0003557, 10309203/101115/0003848, 10309203/301115/0004143, 10309203/090915/0002836, 10309203/231215/0004591.
Выпуск товара для внутреннего потребления разрешен таможенным органом. При расчете подлежащих уплате таможенных пошлин в отношении ввезенного товара декларант применил ставку ввозной таможенной пошлины, установленную по коду 4810923000 ТН ВЭД ЕАЭС - 15%. Таможенная пошлина по рассматриваемым декларациям была уплачена обществом по платежным поручениям от 29.12.2014 N 24165, от 29.12.2014 N 24166, от 14.01.2015 N 24317, от 16.01.2015 N 24358, от 26.01.2015 N 24538, от 04.03.2015 N 25004, от 04.03.2015 N 25005, от 12.03.2015 N 25148, от 12.03.2015 N 25149, от 25.03.2015 N 25267, от 25.03.2015 N 25268, от 01.04.2015 N 25348, от 01.04.2015 N 25349, от 06.04.2015 N 25403, от 07.04.2015 N 25422, от 08.05.2015 N 26037, от 08.05.2015 N 26038, от 15.05.2015 N 26115, от 18.05.2015 N 26158, от 21.05.2015 N 26247, от 21.05.2015 N 26248, от 05.06.2015 N 26385, от 08.06.2015 N 26394, от 10.06.2015 N 26455, от 15.06.2015 N 26481, от 15.06.2015 N 26482, от 22.06.2015 N 72, от 13.07.2015 N 283, от 13.07.2015 N 293, от 13.07.2015 N 294, от 15.07.2015 N 329, от 15.07.2015 N 330, от 29.07.2015 N 002527, от 30.07.2015 N 002570, от 06.08.2015 N 647, от 10.08.2015 N 2685, от 25.08.2015 N 2911, от 01.09.2015 N 2934, от 02.09.2015 N 2944, от 02.09.2015 N 2945, от 14.09.2015 N 969, от 14.09.2015 N 970, от 18.09.2015 N 1024, от 28.09.2015 N 3497, от 28.09.2015 N 3498, от 29.09.2015 N 1148, от 06.10.2015 N 3525, от 06.10.2015 N 3526, от 19.10.2015 N 1287, от 19.10.2015 N 1288, от 22.10.2015 N 1317, от 26.10.2015 N 1364, от 26.10.2015 N 1365, от 30.10.2015 N 1397, от 03.11.2015 N 1405, от 06.11.2015 N 1445, от 06.11.2015 N 1446, от 23.11.2015 N 1554, от 23.11.2015 N 1555, от 26.11.2015 N 1614, от 30.11.2015 N 1649, от 09.12.2015 N 1745, от 14.12.2015 N 1781, от 14.12.2015 N 1782.
15.05.2017 в Краснодарскую таможню поступило заявление АО "АР Картон" от 12.05.2017 N 72 о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по вышеуказанным ДТ.
19.05.2017 Краснодарской таможней принято решение об оставлении указанного заявления без рассмотрения, формализованное в письме от 19.05.2017 N 21.4-28/11854, с указанием на то, что в представленном заявителем комплекте документов формы корректировки декларации на товары по ДТ NN 10309203/030215/0000215, 10309203/260315/0000796, 10309203/300315/0000848, 10309203/130415/0001027, 10309203/220515/0001461, 10309203/220615/0001780, 10309203/250615/0001832, 10309203/140715/0002074, 10309203/270715/0002221, 10309203/110815/0002437, 10309203/040915/0002764, 10309203/070915/0002800, 10309203/021015/0003214, 10309203/301015/0003685, 10309203/161115/0003918, 10309203/031215/0004209, 10309203/120115/0000011, 10309203/100315/0000554, 10309203/270315/0000811, 10309203/060415/0000919, 10309203/190515/0001406, 10309203/260515/0001501, 10309203/220615/0001781, 10309203/260615/0001842, 10309203/200715/0002146, 10309203/030815/0002318, 10309203/270815/0002647, 10309203/040915/0002774, 10309203/180915/0003011, 10309203/091015/0003342, 10309203/051115/0003758, 10309203/251115/0004082, 10309203/200115/0000082, 10309203/170315/0000646, 10309203/300315/0000829, 10309203/130415/0001022, 10309203/180515/0001407, 10309203/150615/0001699, 10309203/240615/0001816, 10309203/260615/0001845, 10309203/210715/0002163, 10309203/070815/0002376, 10309203/280815/0002670, 10309203/070915/0002788, 10309203/300915/0003163, 10309203/231015/0003557, 10309203/101115/0003848, 10309203/301115/0004143, 10309203/090915/0002836, 10309203/231215/0004591 представлены без предварительного согласования с таможенным органом в рамках решения от 10.12.2013 N 289.
15.05.2017 в Краснодарскую таможню поступило заявление акционерного общества "АР Картон" от 12.05.2017 N 71 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в вышеперечисленных ДТ.
Краснодарской таможней принято решение об отказе во внесении изменений в указанные ДТ после выпуска товаров, формализованное в письме таможенного органа от 05.06.2017 N 44.3-04/0015, в связи с тем, что в представленном обращении юридического лица отсутствуют документы, подтверждающие изменения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, а представленные КДТ заполнены не должным образом.
Южным таможенным управлением на основании положений раздела V Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденного приказом ФТС России от 01.07.2016 N 1310, в порядке ведомственного контроля проведена проверка правомерности: решения Краснодарской таможни об отказе во внесении изменений в ДТ NN 10309203/030215/0000215, 10309203/260315/0000796, 10309203/300315/0000848, 10309203/130415/0001027, 10309203/220515/0001461, 10309203/220615/0001780, 10309203/250615/0001832, 10309203/140715/0002074, 10309203/270715/0002221, 10309203/110815/0002437, 10309203/040915/0002764, 10309203/070915/0002800, 10309203/021015/0003214, 10309203/301015/0003685, 10309203/161115/0003918, 10309203/031215/0004209, 10309203/120115/0000011, 10309203/100315/0000554, 10309203/270315/0000811, 10309203/060415/0000919, 10309203/190515/0001406, 10309203/260515/0001501, 10309203/220615/0001781, 10309203/260615/0001842, 10309203/200715/0002146, 10309203/030815/0002318, 10309203/270815/0002647, 10309203/040915/0002774, 10309203/180915/0003011, 10309203/091015/0003342, 10309203/051115/0003758, 10309203/251115/0004082, 10309203/200115/0000082, 10309203/170315/0000646, 10309203/300315/0000829, 10309203/130415/0001022, 10309203/180515/0001407, 10309203/150615/0001699, 10309203/240615/0001816, 10309203/260615/0001845, 10309203/210715/0002163, 10309203/070815/0002376, 10309203/280815/0002670, 10309203/070915/0002788, 10309203/300915/0003163, 10309203/231015/0003557, 10309203/101115/0003848, 10309203/301115/0004143, 10309203/090915/0002836, 10309203/231215/0004591, после выпуска товаров, формализованного в письме таможенного органа от 05.06.2017 N 44.3-04/0015; решения Краснодарской таможни от 19.05.2017 N 21.4-28/11854 об оставлении без рассмотрения заявления АО "АР Картон" от 12.05.2017 N 72 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ NN 10309203/030215/0000215, 10309203/260315/0000796, 10309203/300315/0000848, 10309203/130415/0001027, 10309203/220515/0001461, 10309203/220615/0001780, 10309203/250615/0001832, 10309203/140715/0002074, 10309203/270715/0002221, 10309203/110815/0002437, 10309203/040915/0002764, 10309203/070915/0002800, 10309203/021015/0003214, 10309203/301015/0003685, 10309203/161115/0003918, 10309203/031215/0004209, 10309203/120115/0000011, 10309203/100315/0000554, 10309203/270315/0000811, 10309203/060415/0000919, 10309203/190515/0001406, 10309203/260515/0001501, 10309203/220615/0001781, 10309203/260615/0001842, 10309203/200715/0002146, 10309203/030815/0002318, 10309203/270815/0002647, 10309203/040915/0002774, 10309203/180915/0003011, 10309203/091015/0003342, 10309203/051115/0003758, 10309203/251115/0004082, 10309203/200115/0000082, 10309203/170315/0000646, 10309203/300315/0000829, 10309203/130415/0001022, 10309203/180515/0001407, 10309203/150615/0001699, 10309203/240615/0001816, 10309203/260615/0001845, 10309203/210715/0002163, 10309203/070815/0002376, 10309203/280815/0002670, 10309203/070915/0002788, 10309203/300915/0003163, 10309203/231015/0003557, 10309203/101115/0003848, 10309203/301115/0004143, 10309203/090915/0002836, 10309203/231215/0004591.
По результатам ведомственного контроля Южным таможенным управлением вынесено заключение от 07.08.2017 N 10300000/070817/254-З об отсутствии оснований для отмены вышеуказанных решений.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий Краснодарской таможни, выразившихся в письме - решении N 44.3-04/0015 от 05.06.2017 "Об отказе во внесении изменений"; о признании незаконными действий Краснодарской таможни, выразившихся в письме - решении N 21.4-28/11854 от 19.05.2017 о возврате денежных средств по спорным декларациям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действовавшей в спорный период) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1).
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) следует, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (пункт 2 названной статьи).
В статье 6 Закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (пункт 1).
19.05.2011 в городе Минске между странами участниками таможенного союза подписан международный договор "О функционировании таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", ратифицированный на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ (далее - Договор), который в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (далее - ВТО).
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1995 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012 (далее - Протокол).
Согласно приложению N 1 к данному протоколу ставка таможенного тарифа в отношении товара, классифицируемого по коду 4810923000, составляет 5%.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора, с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках таможенного союза делегированы сторонами органам таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, становятся частью правовой системы таможенного союза. При этом, первая присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему таможенного союза (пункт 1).
С момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО (пункт 2).
Из пунктов 1 и 2 статьи 2 Договора следует, что стороны примут меры для приведения правовой системы таможенного союза и решений его органов в соответствии с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках таможенного союза, и решений, принятых его органами (пункт 1).
Права и обязательства сторон, вытекающие из соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2).
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в период декларирования обществом спорного товара (4810 Бумагу и картон, покрытые с одной или обеих сторон каолином (китайской глиной) или другими неорганическими веществами, с использованием связующего вещества или без него, и без какого-либо другого покрытия, с окрашенной или не окрашенной, декоративной или не декоративной поверхностью, напечатанные или не напечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера: бумага и картон, используемые для письма, печати или других графических целей, не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы волокна: 4810 92 - многослойные: 4810 92 300 0 с одним беленым наружным слоем) к нему применялась ставка таможенной пошлины 5%, ввиду чего бездействие таможенного органа не соответствует действовавшим в спорный период международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства таможенного союза.
С учетом изложенного, оспариваемые действия таможенного органа не соответствуют действовавшим в спорный период международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства таможенного союза.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 308-КГ17-8060, от 27.07.2017 N 308-КГ17-9160, 308-КГ17-9157.
Внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10 декабря 2013 года N 289).
Обращаясь с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары общество реализовало порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренный статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Факт несоответствия оспариваемых решений Краснодарской таможни действующему законодательству и нарушение оспариваемыми по данному делу решениями прав и имущественных интересов общества, выразившихся в отказе в применении ставки ввозной таможенной пошлины, установленной международным договором, подтверждается представленными материалами дела.
Таким образом, требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 по делу N А32-23046/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23046/2017
Истец: АО "АР Картон"
Ответчик: Краснодарская таможня