г. Самара |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А65-42670/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТраст"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2018 года по делу N А65-42670/2017 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "СтройТраст" (ОГРН 1081650012146, ИНН 1650180786), г.Набережные Челны,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжская экологическая компания", г.Набережные Челны,
акционерное общество "Экосервис", г.Альметьевск,
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - истец, Управление Росприроднадзора по РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СтройТраст" (далее - ответчик, общество, ООО "СтройТраст") о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) за период 1, 2,3, 4 кварталы 2014 года в размере 463 716,28 руб. (т.1 л.д.3-7).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ООО "Поволжская экологическая компания", АО "Экосервис" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018 по делу N А65-42670/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд взыскал с ООО "СтройТраст", г.Набережные Челны, ОГРН 1081650012146, ИНН 1650180786, в пользу Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, г.Казань, ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849 (в доход бюджета), плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год в размере 463 716 руб. 28 коп.
Взыскал с ООО "СтройТраст", г.Набережные Челны, ОГРН 1081650012146, ИНН 1650180786, в доход федерального бюджета 12 274 руб. государственной пошлины (т.1 л.д.254-258).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что ООО "СтройТраст" ежеквартально предоставлял не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду:
- за 1 квартал 2014 г. расчет отправлен 18.04.2014 и получен Росприроднадзором 22.04.2014;
- за 2 квартал 2014 г. расчет отправлен 15.07.2014 и получен Росприроднадзором 25.07.2014;
- за 3 квартал 2014 г. расчет отправлен 20.10.2014 и получен Росприроднадзором 27.10.2014;
- за 4 квартал 2014 г. расчет отправлен 20.01.2015 и получен Росприроднадзором 26.01.2015.
Совместно с вышеуказанным расчетом необходимо предоставлять еще и копии документов - в приказе от 05.04.2007 не указано.
С отчетом СМСП, в соответствии с законодательством были представлены копии договоров на передачу отходов ООО "Поволжская экологическая компания" и ОАО "Экосервис", т.е. ООО "СтройТраст" при предоставлении отчетов действовал в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Предоставление расчетов, как и оплата по кварталам обязательна, поэтому ООО "СтройТраст" считает, что срок исковой давности должен исчисляться с момента получения истцом расчетов поквартально.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года и исчисляется (пункт 1 статьи 200 ГК РФ) со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, на момент подачи искового заявления истцом, срок исковой давности по 1, 2, 3 кварталам 2014 года истек (т.2 л.д.3-6).
Росприроднадзор апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В пределах возложенных полномочий администратор доходов осуществляет: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Ответчик, во исполнение обязанностей, вытекающих из норм публичного права, произвел расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов.
Как следует из отчетных документов ответчика, поступивших в адрес Росприроднадзора, образованные отходы в заявленный период передавались на размещение хозяйствующим субъектам (лицензиатам), эксплуатирующим объекты (полигоны): ООО "Поволжская экологическая компания" (РТ, г.Набережные Челны); ОАО "Экосервис" (РТ, г.Альметьевск).
Согласно Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год (вх.N 2670 от 20.01.2015) (далее - Отчет СМСП) ответчиком передано на размещение отходов - 3 класса опасности в количестве 2,6745 т.; 4 класса опасности в количестве 400,655 т.; 5 класса опасности в количестве 600,2782т.
При анализе представленных данных Отчета СМСП Росприроднадзором обнаружена разница объемов отходов, за которые не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год - 1003,6077 т., что повлияло на размер уплаченной ответчиком суммы.
Росприроднадзор, принимая во внимание вышеизложенное несоответствие законодательству, повлекшее за собой занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также в рамках реализации полномочий администратора дохода по данному виду бюджетных платежей произвело собственный расчет.
Сумма вышеуказанного расчета составила размер исковых требований к ответчику.
24.11.2015 Росприроднадзор в адрес ответчика направило требование об уплате платы N 10-19037 (т.1 л.д.46).
Ссылаясь на уклонение ответчика от исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, Управление Росприроднадзора по РТ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности на взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) за период 1, 2, 3 кварталы 2014 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Анализируя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-0 пришел к выводу, что платежи, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и по своей правовой природе не являются налогом.
В силу неналоговой природы данного платежа при его взыскании применяется предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности в три года (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009).
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 27.04.2001 N 7-П, определении от 03.07.2008 N 630-О-П, необходимость установления ограничительных сроков взыскания фискальных платежей продиктована необходимостью обеспечения конституционных гарантий прав и свобод граждан, что по смыслу ст. 196 Гражданского кодекса РФ при отсутствии ограничительного срока давности взыскания должен применяться общий срок давности в три года.
Основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, при отсутствии в экологическом законодательстве срока выставления требования об уплате компенсационных (фискальных) сборов, требование об уплате сборов за негативное воздействие на окружающую среду может быть выставлено в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 196 ГК РФ и определяемого в соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ.
Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 (зарегистрирован в Минюсте 27.06.2007, регистрационный N 9725) и использовались во вменяемый период природопользователями - плательщиками данной платы и непосредственно самим Росприроднадзором.
Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет состоит из:
титульного листа, который является единым для всего Расчета;
расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
раздела 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";
раздела 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";
раздела 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";
раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления".
Плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением от 28.08.1992. N 632.
В разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" в столбце 14 указывается масса отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям. В данной графе отражаются только отходы, образованные и переданные в данном отчетном периоде.
Данный столбец заполняется при наличии договора о конечном размещении отходов, копия которого прилагается к Расчету, и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с Порядком предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30, (далее - Порядок) лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии Отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В соответствии с пунктом 11 Порядка субъектами малого и среднего предпринимательства должны быть представлены "сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, включают наименования таких юридических лиц или фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) таких индивидуальных предпринимателей, данные о переданных им отходах, с указанием:
мест нахождения или мест жительства и их кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
даты выдачи и номера документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (при передаче отходов I - IV класса опасности);
даты и номера договора о передаче отходов;
данные о массах (в тоннах) переданных отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности, цели передачи (использование, обезвреживание, размещение).
12. Приложения к Отчетности включают:
1) копию документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности - в случае осуществления отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов I - IV класса опасности. Копия документа, подтверждающего наличие лицензии, заверяется печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства;
2) копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам. Копии указанных договоров и актов заверяются печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства;
3) копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;
4) копии документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I - IV класса опасности. Копии указанных документов, подтверждающих наличие лицензий, заверяются печатями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I - IV класса опасности".
Как следует из заявления Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год предоставлен ответчиком в адрес истца 20.01.2015 (вх. N 2670 от 20.01.2015).
В расчетах платы за 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, представленных ответчиком в адрес истца, в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" указаны данные о движении отходов, образованных в отчетном периоде.
В составе Отчета СМСП представлены копии договоров на передачу отходов ООО "Поволжская экологическая компания" (договор N ОКУ13-01-0512 от 01.01.2013) и ОАО "Экосервис" (договор N 602 от 01.01.2014) за отчетный период и копии актов выполненных работ по указанным договорам.
В договорах на вывоз и захоронение отходов, заключенных ответчиком с ООО "Поволжская экологическая компания" и АО "Экосервис" (третьими лицами) не предусмотрена обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью ответчика.
Росприроднадзором проведен анализ по количеству отходов, указанных в актах выполненных работ по размещению отходов на захоронение и расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что сведения, указанные в Отчете СМСП по отходам, переданным на захоронение, не соответствовал актам выполненных работ по передаче на размещение за 2014 год, обнаруженная разница пересчитана с применением ставок платы за размещение отходов 3, 4, 5 класса опасности с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Данные об образованных и переданных на конечное размещение отходах производства и потребления в 2014 году (с приложением подтверждающих документов) представлена истцу 20.01.2015 в составе Отчета СМСП.
К расчетам платы за 1, 2, 3 кварталы 2014 года, договора по конечному размещению отходов и акты выполненных работ не прилагались.
Таким образом, полная информация об образованных ООО "Стройтраст" и переданных на размещение отходах производства и потребления в 2014 году стала известна истцу 20.01.2015.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае об исполнении в неполном размере обязанности ответчиком по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за период 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года истец узнал после 20.01.2015.
С исковым заявлением в суд истец обратился 21.12.2017, то есть в установленный законом срок.
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод ответчика о том, что расчеты за 1, 2, 3 кварталы 2014 года представлялись до 20.10.2015, следовательно, по мнению ответчика, заявителю могло быть известно о неправильном исчислении обществом сумм платы за соответствующий период.
Первичные документы, на основании которых можно было бы установить правильность составления ежеквартальных расчетов, к указанным расчетам не прикладывались.
Следовательно, уполномоченному органу не могло быть известно (установлено) о верности данных, отраженных в представленных квартальных расчетах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не был пропущен.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А65-13339/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2018.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ, в частности постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а также постановлением Правительства РФ N344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и иными подзаконными актами.
Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе N 7-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Пунктом 5 Порядка N 632 установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Разночтение сторон заключается в расчетах в части объема вывезенных отходов. Заявитель полагает, что поскольку отходы были переданы в специализированные организации, то и плату за размещение отходов должны вносить указанные организации.
Управление, принимая во внимание вышеизложенное несоответствие законодательству, повлекшее за собой занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также в рамках реализации полномочий администратора дохода по данному виду бюджетных платежей произвело собственный расчет.
В рассматриваемом случае сумма вышеуказанного расчета составила размер исковых требований к ответчику, а именно 463 716,28 руб.
Ответчик расчет истца не оспаривал, свой контррасчет не представил.
Как следует из ответа на требование об оплате платы, а также возражений на исковое заявление ответчик указал, что не согласен с требованиями истца, поскольку не является специализированной организацией, осуществляющей размещение отходов, не занимается размещением отходов, в связи, с чем не обязан уплачивать плату за размещение отходов производства и потребления.
Суд первой инстанции правомерно признал вышеуказанный довод ответчика несостоятельным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Так, 01.01.2013 между ООО "Поволжская экологическая компания" (Исполнитель) и ООО "Строй Траст" (Заказчик) заключен договор N ОКУ13-01-0512 на оказание комплекса услуг в области экологии от 01.01.2013, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию необходимых Заказчику услуг в области экологии.
Согласно пункте 1.3 договора N ОКУ13-01-0512 на оказание комплекса услуг в области экологии от 01.01.2013 передача отходов Заказчиком Исполнителю, в рамках настоящего договора не влечет за собой перехода права собственности на эти отходы.
Пунктом 2.2.2 договора N ОКУ13-01-0512 на оказание комплекса услуг в области экологии от 01.01.2013 установлено, что Заказчик самостоятельно осуществляет, постановку на учет в территориальных органах Росприроднадзора РФ, а также необходимые платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с действующим законодательством.
В пункте 4.2 указанного договора указано, что в стоимость услуг по размещению (захоронению), плата за негативное воздействие на окружающую среду, не включена.
01.01.2014 между ОАО "Экосервис" (Исполнитель) и ООО "Строй Траст" (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по вывозу отходов N 602, согласно которому Исполнитель производит сбор, транспортировку, захоронение отходов производства и потребления (далее по тексту - отходы объектов Заказчика), а Заказчик производит оплату за предоставляемые услуги Исполнителя.
Пунктом 9.4 договора на оказание услуг по вывозу отходов N 602 от 01.01.2014 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемую с природопользователей согласно статьи 16 Федерального закона "Об окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2012 вносится в государственный бюджет Заказчиком самостоятельно.
Как следует из отзыва третьего лица (ООО "Поволжская экологическая компания") в рамках данного договора в 2014 году ответчиком было передано на захоронение третьему лицу, без перехода права собственности, мусор строительный (4 класс опасности) в количестве 711,21 тн., отходы сучьев, ветвей от лесоразработки (5 класс опасности) в количестве 3,02 тн. Таким образом, общее количество принятых от ООО "СтройТраст" на захоронение отходов в 2014 году составило 714,23 тн.
Факт передачи денежных средств вышеуказанным специализированным организациям для уплаты данных платежей ответчиком не подтвержден.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).
Во исполнение п. 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - природопользователи).
Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений. При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду -организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (пункт 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско - правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N78-ВпрЮ-ЗЗ, от 30.06.2015 по делу N301-ГК14-8234, от 04.02.2015 по делу N301-ГК14-1819.
Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
Аналогичные выводы также подтверждены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2018 по делу N А65-21470/2016.
Таким образом, наличие у ответчика договоров со специализированными организациями об оказании услуг по приему и размещению на полигоне отходов не освобождает его от обязанности по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Наличие у ответчика задолженности по внесению данной платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) за период 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года в размере 463 716,28 руб. подтверждается материалами дела.
Доказательств уплаты взыскиваемого долга в добровольном порядке ответчиком суду не представлено. При этом по существу размер платы ответчик не оспаривает.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные Роспринадзором исковые требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2018 года по делу N А65-42670/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.