Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2019 г. N Ф07-3766/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А56-75390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ушаковой М.В.,
при участии:
от истца: Кошелев К.В. (доверенность от 01.01.2019)
от ответчиков: 1. Никифорова А.С. (доверенность от 27.12.2018),
2. Муканяева Т.И. (доверенность от 06.12.2018)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34809/2018) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 по делу N А56-75390/2018 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1";
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны;
2. Министерству обороны Российской Федерации
3-е лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
о взыскании
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ответчик 1, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны), Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2) о взыскании 323 977 руб. 12 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию по договору N 30131 от 01.03.2007 за период с июля 2017 г. по октябрь 2017 г.
Определением от 14.09.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ).
Решением суда от 21.11.2018 с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны взыскано в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" 323 977 руб. 12 коп. задолженности, 1 977 руб. 77 коп. неустойки, 9 519 руб. расходов по оплате государственной пошлины. При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны взыскивается в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" 323 977 руб. 12 коп. задолженности, 1 977 руб. 77 коп. неустойки, 9 519 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" возвращено из федерального бюджета 5 481 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда Министерство обороны РФ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в иске отказать. Податель апелляционной жалобы считает, что требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, а надлежащим ответчиком является ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"; истец не доказал факт оказания услуг и объем оказанных услуг; период неустойки не обоснован, расчет неустойки неверный; суду следовало применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации для уменьшения размера неустойки.
В судебном заседании апелляционной инстанции податель жалобы поддержал ее доводы, с которыми согласен и ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
Истец против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным. От истца также поступил отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом, своего представителя в заседание апелляционного суда не направило, отзыв не представило. Дело рассмотрено в его отсутствие в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что между ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" и правопредшественником ответчика (Штабной квартирно-эксплуатационной части района) 01.03.2007 был заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 30131, согласно условиям которого Энергоснабжающая организация обеспечивает подачу Абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде, а Абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
После реорганизации ответчика 1 права и обязанности абонента по договору перешли к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не исполнил взятые на себя обязательства по оплате, поставляемой в его адрес тепловой энергии, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском. Иск удовлетворен в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что отапливаемые истцом по договору нежилые помещения находятся в государственной собственности и переданы ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле счета-фактуры, в которых указаны объем и стоимость потребленной тепловой энергии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Истец документально подтвердил факт оказания услуг теплоснабжения в отношении принадлежащих Учреждению нежилых помещений.
Объем энергоресурса определен Истцом на основании утвержденных нормативов потребления, стоимость потребленного энергоресурса рассчитана с применением установленных тарифов.
Согласно представленному в материалы дела расчету задолженность по оплате стоимости потребленного в период с июля 2017 года по октябрь 2017 года энергоресурса составила 323 977 руб. 12 коп.
Приняв во внимание отсутствие доказательств оплаты тепловой энергии, поставленной истцом в спорный период, суд правомерно удовлетворил требование о взыскании 323 977 руб. 12 коп. задолженности за счет основного и субсидиарного должников.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Исполнение обязательств может обеспечиваться способами, предусмотренными пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, включая неустойку.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Как следует из имеющегося в деле расчета неустойки, истец рассчитал размер неустойки в соответствии с пунктом 7.4 договора с применением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Согласно произведенному истцом расчету, размер неустойки составил 1 977 руб. 77 коп.
Довод жалобы о том, что при расчете неустойки истец должен быть исходить из положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению как необоснованный, поскольку при заключении договора ответчик согласился с его условиями и не обращался после заключения договора к истцу с требованиями об изменении условий договора.
Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие вины ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в неисполнении денежного обязательства и, как следствие, отсутствие оснований для применения к нему мер ответственности, является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 21) в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7) указано, что доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
При таких обстоятельствах довод ответчика об отсутствии его вины в неисполнении денежного обязательства подлежит отклонению.
С учетом компенсационного характера неустойки, продолжительности допущенной ответчиком 1 просрочки оплаты ресурса и исходя из принципа соблюдения баланса интересов сторон, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что собственник имущества ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ неправомерно привлечен к субсидиарной ответственности по долгам последнего, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, в случае невозможности получить исполнение от основного должника, кредитор вправе обратиться с требованием к субсидиарному должнику.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ N 21 собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. Вместе с тем одновременное предъявление иска о взыскании задолженности к Учреждению (основному должнику) и к Российской Федерации в лице Министерства обороны (субсидиарному должнику) не противоречит закону.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования за счет субсидиарных должников.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что истец не доказал факт и объем оказанных услуг, отклоняются апелляционным судом, поскольку в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н, при оплате расходов по государственному заданию казначейство требует предоставления только счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности: стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг (пп. 8 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, наличие счетов-фактур является подтверждением факта поставки тепловой энергии и ее стоимости. С момента получения счета-фактуры абонент знал, какую сумму необходимо уплатить в счет оказанных услуг.
Фактические обстоятельства дела установлены судом правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 по делу N А56-75390/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75390/2018
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Третье лицо: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации