Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2019 г. N Ф07-4596/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А56-110230/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Э. Р. Хафизовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35325/2018) ГУ-УПФ РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2018 по делу N А56-110230/2017 (судья Т. М. Ресовская), принятое
по заявлению ИП Орешко Александра Александровича
к ГУ-УПФ РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга
3-е лицо: МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным отказа в возврате страховых взносов
при участии:
от заявителя: Матвеев В. Э. (доверенность от 19.07.2018); Попов С. В. (доверенность от 17.11.2015)
от ответчика: Исмагулова Г. Д. (доверенность от 09.01.2019)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Индивидуальный предприниматель Орешко Александр Александрович, (далее - предприниматель, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - фонд) в возврате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год и обязании фонда произвести перерасчет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 и 2015 годы, произвести обработку корректирующих значения сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2014 и 2015 годы, внести новые сведения в индивидуальный лицевой счет заявителя и выявить переплату после проведения вышеперечисленных мероприятий, произвести передачу положительного сальдо переплаты за 2014 год и 2015 год в налоговый орган по месту регистрации страхователя для отражения переплаты в карточке учета, а также обязании вернуть денежную сумму в размере 147 054 руб. 31 коп., образовавшуюся в результате перерасчета сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и, соответственно, излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014 - 2015 годы, и уплатить проценты в сумме 5 531 руб. 42 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 18).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018, заявленные требования удовлетворены в части возложения на фонд обязанности произвести обработку корректирующих значений сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2015 год, внести сведения в индивидуальный лицевой счет предпринимателя, передать в налоговый орган (Инспекцию N 18) положительное сальдо переплаты за 2015 год. Суд обязал фонд уплатить предпринимателю проценты за несвоевременный возврат уплаченных страховых взносов за 2015-2016 годы в сумме 2 405 руб. 91 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.10.2018 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А56-110230/2017 в части отказа во взыскании 87 801 руб. 76 коп. страховых взносов и соответствующей суммы процентов отменены. Дело в данной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А56-110230/2017 оставлено без изменения, а кассационная жалоба фонда - без удовлетворения.
Решением от 19.11.2018 суд признал незаконным отказ фонда о возврате предпринимателю страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год в сумме 87 801 руб. 76 коп., обязал фонд произвести перерасчет суммы страховых взносов за 2014 год, внести сведения в индивидуальный лицевой счет, передать в Инспекцию N 18 положительное сальдо переплаты за 2014 год и обязал фонд уплатить предпринимателю 3 125 руб. 51 коп. процентов, а также в взыскал с фонда в пользу предпринимателя 150 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда в части обязания фонда произвести перерасчет суммы страховых взносов за 2014 год, внести сведения в индивидуальный лицевой счет, передать в Инспекцию N 18 положительное сальдо переплаты за 2014 год, уплатить предпринимателю 3 125 руб. 51 коп. процентов, а также в взыскания с фонда в пользу предпринимателя 150 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Инспекции N 18, поскольку она извещена надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без ее участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
По ходатайству фонда в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 19.07.2012 предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность без найма сотрудников и, соответственно, не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В период с момента государственной регистрации по 31.12.2016 предприниматель применял общую систему налогообложения и являлся плательщиком налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
За 2014 год предприниматель выплатил страховые взносы в Пенсионный фонд в общей сумме 111 920 руб. 66 коп., из них 94 592 руб. 18 коп. - страховые взносы в Пенсионный фонд с сумм, превышающих 300 000 руб.
Согласно заявлению предпринимателя размер страховых взносов с сумм, превышающих 300 000 руб., в Пенсионный фонд за указанный период времени был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" (далее - Постановление N27-П), для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации внес принципиальные изменения в правила расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей. Конституционный суд решил, что индивидуальный предприниматель вправе для определения суммы дополнительного (свыше 300 000 руб.) страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации уменьшить сумму полученных доходов на сумму документально подтвержденных расходов.
Предприниматель 30.11.2016 узнал о существенном событии, ущемляющим его права как плательщика сборов, который ошибся в расчете суммы платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания закона или добросовестного заблуждения.
Произведя перерасчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предприниматель представил в Инспекцию N 18 корректирующую налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2014 год, в которых применил порядок расчета страховых взносов, утвержденный Постановлением N27-П, то есть изменил базу для исчисления страховых взносов, уменьшив ее на величину расходов.
Указанная декларация прошла камеральную проверку в Инспекции N 18 со сроком окончания 06.06.2017.
После перерасчета сумма страховых взносов за 2014 год составила 24 118 руб. 90 коп., из них 6 790 руб. 42 коп. - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с сумм, превышающих 300 000 руб..
Следовательно, фактическая переплата по страховым взносам за 2014 года составила 87 801 руб. 76 коп. - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с сумм, превышающих 300 000 руб.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (статья 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ)).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
20.07.2017 предприниматель подал в фонд заявление N 2 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени и штрафов за 2014 год на общую сумму 87 767 руб. 87 коп.
Фонд принял указанное заявление к рассмотрению и в целях подтверждения погашения задолженности предложил предпринимателю предоставить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам либо справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Указанные справки предпринимателем представлены не были, в связи с чем, в адрес заявителя направлено сообщение об отсутствии возможности произвести возврат денежных средств.
08.09.2017 в фонд поступило заявление предпринимателя о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени и штрафов за 2014 год на сумму 87 801 руб. 76 коп.
В ответ на заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени и штрафов за 2014 год на сумму 87 801 руб. 76 коп. фонд указал, что данная сумма возврату не подлежит в связи с тем, что уплаченные страховые взносы учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (часть 22 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
Полагая отказ фонда в возврате сумм страховых взносов и невнесение в лицевой счет предпринимателя сведений о наличии переплаты по страховым взносам неправомерным, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Суд признал незаконным отказ фонда о возврате предпринимателю страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год в сумме 87 801 руб. 76 коп., обязал фонд произвести перерасчет суммы страховых взносов за 2014 год, внести сведения в индивидуальный лицевой счет, передать в Инспекцию N 18 положительное сальдо переплаты за 2014 год и обязал фонд уплатить предпринимателю 3 125 руб. 51 коп. процентов.
Апелляционная инстанция считает, что удовлетворяя заявление в данной части, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 26 Закона N 212-ФЗ предусматривалось право плательщиков страховых взносов на зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
При этом пунктом 22 названной статьи устанавливалось, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В данном случае судом установлено, что уплаченные предпринимателем страховые взносы за 2014 год в сумме 87 801 руб. 76 коп. учтены (разнесены) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Между тем, из системного толкования положений Закона N 27-ФЗ и взаимосвязанных с ними положений пункта 6.1 статьи 78 НК РФ следует, что установленные ограничения по возврату переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются с 01.01.2017 в отношении тех излишне уплаченных страховых взносов, которые учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, являющихся работниками индивидуального предпринимателя, а в настоящем случае работников у предпринимателя не было.
Следовательно, отказ в возврате уплаченных предпринимателем страховых взносов за 2014 год в сумме 87 801 руб. 76 коп. и соответствующей суммы процентов неправомерен.
Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для взыскания с фонда процентов, поскольку Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Закона N 250-ФЗ, несостоятельны.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 этой статьи, процентов на эту сумму.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных этим Законом.
Законом N 250-ФЗ с 01.01.2017 признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ (статья 18 Закона N 250-ФЗ).
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
С учетом приведенных норм прав на сумму несвоевременно возвращенных страховых взносов Управлением подлежат начислению проценты.
Таким образом, суд правомерно взыскал с фонда проценты на несвоевременный возврат страховых взносов в сумме 3 125 руб. 51 коп.
Не принимаются апелляционной инстанцией доводы фонда о неправомерном взыскании с него понесенных предпринимателем расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 руб.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством и исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно пункту 19 названного постановления законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд.
Таким образом, в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим государственным органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2018 по делу N А56-110230/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110230/2017
Истец: ИП Орешко Александр Александрович
Ответчик: Управление Пенсионного фонда России в Калининском районе Санкт-Петербурга
Третье лицо: МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28742/19
20.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4596/19
12.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35325/18
19.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-110230/17
01.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10896/18
29.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7732/18
21.02.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-110230/17