г. Самара |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А72-20261/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля 2019 года по делу N А72-20261/2018 (судья Овсянникова О.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 162 "Сказка" (ОГРН 1027301582989, ИНН 7328041508), г. Ульяновск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368), г. Ульяновск,
третье лицо: ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности от 16.11.2018 N 083V12180000154,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 162 "Сказка" (далее - МБДОУ N 162, заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности от 16.11.2018 N 083V12180000154 в части доначисления взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 572 руб. 63 коп., взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 3 378 руб. 20 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 3 590 руб. 16 коп., возложения обязанности по уплате пени в сумме 553 руб. 24 коп.
Определением суда первой инстанции от 10.12.2018 года настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Определением от 11.01.2019 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекцию ФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля 2019 года заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 162 "Сказка" удовлетворено, признано недействительным в полном объеме решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах N 083V12180000154 от 16.11.2018 в части занижения базы для начисления страховых взносов на сумму выплат в размере 50% от платы, взимаемой за содержание детей в образовательных организациях.
Управление Пенсионного фонда в апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля 2019 года по делу N А72-20261/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению Управления Пенсионного фонда, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.
Учреждение апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МБДОУ N 162 зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования МБДОУ N 162 за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, в ходе которой были выявлены нарушения ст. ст. 7, 8, 9. п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", п. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а именно: выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму выплат в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в организациях, при условии, что их дети посещают дошкольные организации за 2016 год на сумму 66 239 руб. 25 коп.
По результатам проверки 23.10.2018 составлен акт N 083V10180000374.
Решением заместителя начальника управления ГУ- УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 16.11.2018 N 083V12180000154 МБДОУ N 162 привлечено к ответственности предусмотренной ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и назначен штраф в размере 3 590 руб. 16 коп., возложена обязанность по уплате пени - 553 руб. 24 коп. (на обязательное пенсионное страхование в сумме 449 руб. 13 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 104 руб. 11 коп.), возложена обязанность по уплате недоимки - 17 950 руб. 83 коп. (доначисление взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 572 руб. 63 коп., взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 3 378 руб. 20 коп.).
Не согласившись с данным решением, МБДОУ N 162 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование требований заявитель ссылается на то, что Управлением неправомерно отнесены к выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений, и включены в базу для начисления страховых взносов выплаты, произведенные работникам в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательном учреждении за период 2015-2016 год в общей сумме 66 239 руб. 25 коп. Заявитель считает, что действующим законодательством не представлено право производить начисления взносов на пенсионное и медицинское страхование на выплаты социального характера. В связи с изложенным, заявитель возражает против начисления недоимки, пеней и штрафа на указанную сумму.
Ответчик не согласен с заявленными требованиями, поскольку мера социальной поддержки, в виде выплаты в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных учреждениях не относится к компенсационным выплатам в соответствии с ТК РФ. Исходя из норм отраженных в НК РФ данная мера социальной поддержки работникам из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей является их доходом. Указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учреждение зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию - рег. N 083-025-005255.
Согласно оспариваемому решению, Пенсионным фондом РФ в базу для начисления страховых взносов включены выплаты, произведенные Учреждением работникам в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательной организации за период 2015-2016 год в общей сумме 66 239 руб. 25 коп.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (статья 20 ТК РФ),
Под трудовым договором в статье 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведённых норм Трудового кодекса и положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведёнными в рамках трудовых отношений следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В статье 164 ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений: под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен и статье 165 ТК РФ. На основании статьи 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из статьи 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты груда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведённых в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, трудовым договором и иными локальными актами.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанная выше правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % от платы, взимаемой за содержание детей в образовательной организации, установлена Постановлением администрации города Ульяновска N 2914 от 03.07.2013 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий специалистов, постоянно или преимущественно проживающих в муниципальном образовании "город Ульяновск" и предоставляется работникам дошкольных учреждений при условии, что их дети посещают данную образовательную организацию; осуществляется на территории муниципального образования "город Ульяновск" в рамках Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании "город Ульяновск" "Забота", утвержденной Решением Ульяновской городской думы N 223 от 21 декабря 2012 года.
Пунктом 5.4. указанной выше Программы предусмотрено, что мера социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольною образования, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск" из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях, пропорционально времени нахождения ребенка в образовательной организации, предоставляется ежемесячно в течение календарного года на заявительной основе.
В силу содержания Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 N 609-П "О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования", Решения Ульяновской городской Думы от 21.12.2012 N 223, утвердившего Программу дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании "город Ульяновск" "Забота", Постановления Администрации города Ульяновска от 04.07.2013 N 2914 (с изменениями от 23.05.16), Постановления Администрации города Ульяновска от 24.12.2015 N6564 (с изменениями от 10.05.2018) спорные выплаты подпадают под определение пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Такие выплаты в силу подпункта 1 части 1 ст. 422 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ.
Установленная спорная выплата носит социальный характер и, несмотря на то, что она произведена в связи с наличием трудовых отношений, указанная выплата не обладает признаками заработной платы в смысле статьи 126 ТК РФ, поскольку не является оплатой труда (вознаграждением за труд), не относится к стимулирующим выплатам, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения им самой работы (произведена не в рамках трудовых отношений), предоставляется на основании заявления.
Как следует из п. 4 приложения 2 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 N 609-П, заявление подается в образовательную организацию, реализующую образовательную программу, а не к работодателю родителя. Работодатель выступает в таких отношениях не как работодатель, но как образовательная организация, реализующая соответствующую программу. Указанный вывод основан также на том обстоятельстве, что выплаты производятся не по признаку места работы родителя, а производятся тем учреждением, которое посещает ребенок, что исключает признак работодателя. Пункт 5.4. вышеуказанного Решения УГД от 21.12.2012 N 223, также не содержит указания, что дети должны посещать именно те учреждения, где трудится родитель.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные компенсационные выплаты не подпадают под определение выплат, производимых в связи с трудовыми отношениями, осуществляются на основании законодательных актов субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, в связи с чем, не являются объектом обложения страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным.
Поскольку решение от 16.11.2018 принято только по одному (оспариваемому) основанию - начисление страховых взносов на сумму выплат в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях - которое признано судом незаконным, в связи с чем все начисленные по решению (и оспариваемые заявителем) суммы недоимки, штрафа и пени также являются не обоснованными в полном размере, при данных обстоятельствах решение Пенсионного фонда РФ от 16.11.2018 N 083V12180000154 обоснованно признано судом первой инстанции незаконным в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правомерными и учитывает, что все изложенные в апелляционной жалобе доводы Пенсионного фонда повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым была дана надлежащая правовая оценка. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе фонда не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Аналогичные выводы изложены, в частности, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2019 г. по делу N А72-14195/2018, а также постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2019 г. по делу N А72-18374/2018.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля 2019 года по делу N А72-20261/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.