Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2019 г. N Ф04-3197/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А70-17913/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3089/2019) публичного акционерного общества "СБЕРБАНК РОССИИ" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04 февраля 2019 года по делу N А70-17913/2018 (судья Авдеева Е.В.), по иску Администрации города Тюмени к публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ", при участии в деле в качестве третьих лиц: Департамента финансов Тюменской области, Главного управления строительства Тюменской области, о взыскании 1 028 741 руб. 42 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя публичного акционерного общества "СБЕРБАНК РОССИИ" Сулеймановой Г.Э. по доверенности N ЗСБ/186-Д от 22.03.2017 сроком действия по 07.02.2020,
представителя Администрации города Тюмени Галимуллина И.М. по доверенности N 119/19 от 20.12.2018 сроком действия по 31.12.2019,
установил:
Администрация города Тюмени (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ" (далее - ПАО "Сбербанк России", банк, ответчик) о взыскании 1 028 741 руб. 42 коп. убытков.
Определениями суда от 03.12.2018, от 10.01.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент финансов Тюменской области, Главное управление строительства Тюменской области (далее - ГУС Тюменской области).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.02.2019 по делу N А70-17913/2018 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, банк в жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель указывает, что выплата субсидии семье Трубиной Е.С. должна была быть произведена из бюджета, соответствующих целям предоставления межбюджетных трансферов, а не за счет иных средств истца, а впоследствии из средств ответчика. Финансирование мероприятий федеральной целевой программы "Жилище", в том числе по предоставлению социальной выплаты молодым семьям, должно осуществляться исключительно за счет средств соответствующих бюджетов.
В письменном отзыве на жалобу истец и ГУС Тюменской области просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" семье Трубиной Е.С. выдано свидетельство от 12.12.2014 серия М13 N 02395 о праве на получение социальной выплаты в размере 1 028 741 руб. 42 коп. на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, сроком действия до 12.09.2015, которое подлежало предъявлению в банк до 12.02.2015.
В соответствии с пунктом 47 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных в заявке перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
В связи с несвоевременностью исполнения Трубиной Е.С. обязанности по представлению в банк необходимых документов для оплаты жилого помещения, 01.10.2015 ПАО "Сбербанк" закрыт банковский счет, открытый указанному лицу для обслуживания целевых программ. 09.10.2015 ПАО "Сбербанк" отказал Трубиной Е.С. в принятии документов для оплаты жилого помещения.
Определением от 24.10.2016 по делу N 33-6428/2016 по иску Трубиной Е.С. судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда обязала ПАО "Сбербанк России" открыть на имя Трубиной Е.С. банковский счет для обслуживания целевых программ, принять документы для оплаты жилого помещения на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия М13 N 02395, направить в адрес Администрации требование о перечислении денежных средств по свидетельству. В данном апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда указано, что банк, не убедившись в результатах проведенной регистрации объекта недвижимости, о приостановлении которой он был уведомлен молодой семьей Трубиной Е.С., являясь только исполнителем оплаты приобретаемого жилого помещения по целевой программе, принял решение о закрытии счета и отказе в направлении требования о перечислении денежных средств по сертификату, фактически лишил участника программы права на социальную поддержку, произвольный отказ банка в выполнении условий порядка взаимодействия является недопустимым.
Во исполнение определения от 24.10.2016 по делу N 33-6428/2016 судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда, 06.12.2016 в Администрацию от ПАО "Сбербанк" поступил реестр (заявка) от 02.12.2016 на перечисление социальной выплаты в размере 1 028 741 руб. 42 коп. на счет молодой семьи Трубиной Е.С. на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия М13 N 02395. В ответ на указанную заявку Администрация в декабре 2016 года сообщила о невозможности её выполнения, поскольку срок действия свидетельства Трубиной Е.С. истек в 2015 году, неиспользованные остатки средств на предоставление социальных выплат возвращены в областной бюджет, а средства, доведенные в 2016 году в рамках лимитов денежных обязательств и предусмотренные на предоставление социальных выплат израсходованы.
Определением от 13.11.2017 по делу N 33-6171/2017 по иску Трубиной Е.С. судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда обязала Администрацию перечислить предусмотренную выданным Администрацией свидетельством серии М13 N 02395 от 12.12.2014 социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в размере 1 028 741 руб. 42 коп. на счет Трубиной Е.С., открытый для обслуживания целевых программ в ПАО "Сбербанк России".
Администрация исполнила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13.11.2017 по делу N 33-6171/2017, перечислив на расчетный счет Трубиной Е.С. денежные средства в размере 1 028 741 руб. 42 коп., что подтверждается платежным поручением от 03.08.2018 N 61748 (л.д. 46).
Администрация направила ПАО "Сбербанк" претензию от 21.09.2018 N СД-54701-2017 с требованием об уплате убытков в размере 1 028 741 руб. 42 коп. ПАО "Сбербанк" в ответном письме от 04.10.2018 N 180927-0114-672500/180928-0115-259300 сообщило истцу об отсутствии оснований для выплаты в пользу Администрации суммы в размере 1 028 741 руб. 42 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском. Удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи банком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой апелляционный суд учел следующее.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Правительством Тюменской области в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Закона Тюменской области от 03.08.1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", постановлением от 23.03.2011 N 78-п утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат из областного бюджета на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок N 78-п).
На основании пункта 1.10 Порядка N 78-п социальные выплаты предоставляются владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области для обслуживания бюджетных средств социальных выплат.
Согласно пунктам 5.1, 5.3, 5.4 субсидии из областного бюджета, связанные с реализацией мероприятия ведомственной целевой программы, перечисляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Перечисление в местные бюджеты средств, выделенных на софинансирование предоставления социальных выплат, осуществляется из областного бюджета на основании соглашения, заключаемого между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области и органом местного самоуправления. Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на софинансирование предоставления социальных выплат, перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Правительство Тюменской области перераспределяет не использованные органом местного самоуправления средства областного бюджета между другими муниципальными образованиями.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка N 78-п ГУС Тюменской области в течение 10 календарных дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам. Органы местного самоуправления оповещают молодые семьи и оформляют свидетельства. В случае высвобождения средств, предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в случае если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимые документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленный срок, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям, включенным в резервный список, в порядке очередности, определенной резервным списком.
Как следует из материалов дела в 2015 году заявка банка в Администрацию на перечисление субсидии молодой семье Трубиных не поступала, в связи с чем, перечислить субсидию на основании свидетельства серии М13 N 02395 от 12.12.2014 в 2015 году не представлялось возможным.
В силу части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Заявка на перечисление бюджетных средств молодой семье Трубиных от ПАО "Сбербанк России" в Администрацию направлена лишь 06.12.2016.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации (в части федерального бюджета), законами субъектов Российской Федерации (в части бюджетов субъектов РФ), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, а также возврат указанных межбюджетных трансфертов в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности, осуществляются в соответствии с отчетом о расходах бюджета, которому они были ранее предоставлены, представленного не позднее 30 календарных дней со дня поступления указанных средств в бюджет.
Из положений абзаца 4 части 5 статьи 242 БК РФ следует, что в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, имеющих целевое назначение и не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В соответствии со статьей 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 29.01.2004 N 2-П, определениях от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 27.12.2005 N 502-О).
В ходе разрешения спора по иску Трубиной Е.С. к Администрации, в котором ГУС Тюменской области было привлечено в качестве соответчика, ответчики не оспорили вывод судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда о праве Трубиных на получение субсидии за счет бюджетных средств в размере 1 028 741 руб. 42 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В настоящем случае факт невозможности исполнения обязательства, принятого на себя Тюменской областью отсутствует, поскольку предусмотренный Тюменской областью размер субсидий семье Трубиных в размере 1 028 741 руб. 42 коп. остался в областном бюджете.
Лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные на предоставление субсидий (субвенций) из бюджета Тюменской области доведены до Администрации, что в соответствии с условиями подпрограммы повлекло выдачу свидетельств молодым семьям, в том числе семье Трубиных на право получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Отсутствие в смете расходов Тюменской области на 2016-2017 годы уже установленного в 2015 году лимита на финансирование социальной выплаты семье Трубиных, не является основанием для изменения условий соглашения в одностороннем порядке. Кроме того, граждане и банк не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных актов об исполнении обязательств по выплате субсидий не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что расходы Администрации на исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13.11.2017 по делу N 33-6171/2017, связаны не с действиями банка, а обусловлены наличием у молодой семьи Трубиных права на получение социальной выплаты из бюджета, удостоверенного свидетельством серии М13 N 02395 от 12.12.2014.
В отсутствие причинно-следственной связи между действиями банка и возникшими у Администрации расходами на исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13.11.2017 по делу N 33-6171/2017, апелляционный суд считает, что основания для удовлетворения исковых требований Администрации к ПАО "Сбербанк России" о взыскании 1 028 741 руб. 42 коп. убытков у суда первой инстанции отсутствовали.
На основании части 4 статьи 270 АПК РФ неправильное применение норм материального права, является основанием для изменения судебного акта.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба банка - удовлетворению.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 АПК РФ).
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований Администрации и удовлетворением апелляционной жалобы банка, судебные расходы последнего по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат возмещению ПАО "Сбербанк России" за счет истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.02.2019 по делу N А70-17913/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284; ИНН 7201001092) в пользу публичного акционерного общества "СБЕРБАНК РОССИИ" (ОГРН 1027700132195; ИНН 7707083893) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.