г. Вологда |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А05-13203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 января 2019 года по делу N А05-13203/2018,
установил:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265; адрес: 163025, Архангельская область, город Архангельск, улица Постышева, дом 26; далее - ЗАО "Лесозавод 25", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания от 10.08.2018 N 57-4866-2491/ПР об устранении выявленных нарушений в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 и акта проверки от 10.08.2018 N 57-4866-5040/А в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10.
Определением суда от 27 декабря 2018 года производство по делу в части оспаривания акта проверки от 10.08.2018 N 57-4866-5040/А прекращено.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 января 2019 года по делу N А05-13203/2018 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого предписания в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Доводы апеллянта сводятся к тому, что цех по производству древесных гранул не является взрывопожароопасным производственным объектом, поэтому технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта не требуется, приведенные управлением нормы не распространяются на объекты общества.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по распоряжению заместителя руководителя управления от 27.07.2018 N 57-4866/Рк в период с 02.08.2018 по 10.08.2018 в отношении ЗАО "Лесозавод 25" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - цеха по производству древесных гранул (участок N 3), регистрационный N А27-00978-0016, IV класс опасности, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Родионова, дом 25, на основании мотивированного представления государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области управления от 27.07.2018 N 57-81/ПВН, составленного по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом.
Анализ материалов технического расследования причин аварии, произошедшей 03.06.2018 в упомянутом цехе, подтвердил нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, что представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан (подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ)).
Проверка согласована с прокуратурой Архангельской области.
По результатам проверки составлен акт от 10.08.2018 N 57-4866-5040/А, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 10.08.2018 N 57-4866-2491 /ПР.
Согласно предписанию общество обязано устранить в срок до 01.09.2018 следующие нарушения:
пункт 1 - технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденным приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 N 632 (далее - Требования N 632), отсутствуют следующие разделы:
Электростатическая искробезопасность, электроустановки, защитное заземление, молниезащита;
Системы воздушного отопления и вентиляции;
План мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности;
Результаты натурных замеров легкосбрасываемых конструкций, чем нарушены часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 560 (далее - Правила N 560);
пункт 2 - не подтверждено соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" размещения электрических элементов и средств ДАУ, блокировки, контроля, противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях во взрывоопасных зонах производственных помещений и наружных установок, степени взрывозащиты" в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 458 Правил N 560;
пункт 3 - для оборудования объекта не установлен назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации и конструктивных особенностей в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 166 Правил N 560;
пункт 4 - в перечень эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, устанавливающей безопасное проведение работ на объекте, не входят производственные инструкции персонала, обслуживающего опасный производственный объект в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 16 Правил N 560;
пункт 5 - не аттестован в области промышленной безопасности заместитель начальника цеха по производству древесных гранул (участок N 3) (область аттестации Б11.1), чем нарушен пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ;
пункт 6 - ненадлежащим образом организован и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемого объекта и условий его эксплуатации, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 15 Правил N 560, пункт 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263);
пункт 7 - не указаны в инструкциях по промышленной безопасности меры по защите от опасных проявлений статического электричества, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 149 Правил N 560;
пункт 8 - в разделе технологического регламента не отражены сведения о температуре нагрева корпуса подшипников ротора (молотковая мельница), чем нарушены пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункты 10, 183 Правил N 560;
пункт 9 - не определен инструкцией по эксплуатации аспирационных установок порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы аспирационных установок, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 542 Правил N 560.
пункт 10 - не определен инструкцией по эксплуатации вентиляции порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективности работы системы вентиляции, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 557 Правил N 560;
пункт 11 - на блоке управления пуска-остановки пресс-гранулятора (N 1, 2) неисправна кнопка, сигнализирующая о работе пресса, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 463 Правил N 560.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов закреплены в Законе N 116-ФЗ и направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 названного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности (статья 9 Закона N 116-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 этого же Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов президента Российской Федерации, нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 9 Правил N 560 в целях обеспечения безопасности производственных процессов на объектах организации разрабатываются (составляются) технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта, технологические регламенты и схемы, паспорта на аспирационные и пневмотранспортные установки, паспорта на взрыворазрядные устройства.
В силу пункта 10 указанных Правил технологический регламент разрабатывается на основании проектной документации и является основным техническим документом, определяющим безопасные условия эксплуатации производства и регламентированный технологический режим процесса; содержит описание технологического процесса производства, контроль и управление технологическим процессом, технологические схемы производства (графическая часть). В технологической схеме производства должны быть графически отражены: технологическое, аспирационное, транспортное оборудование с указанием моделей и их основных характеристик; движение сырья, готовой продукции; средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту.
На основании пункта 15 настоящих Правил на объектах организуется и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемых объектов и условий их эксплуатации.
Согласно пункту 16 Правил N 560 организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта оборудования, средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики, производственно-технической) за обеспечение требований промышленной безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими безопасное проведение работ на объектах.
На основании пункта 149 данных Правил на действующих производствах и объектах в инструкциях по промышленной безопасности указываются меры по защите от опасных проявлений статического электричества.
В силу пункта 166 указанных Правил для оборудования устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации и конструктивных особенностей. Данные о сроке службы должны указываться организацией-изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации оборудования.
Согласно пункту 183 названных Правил температура нагрева корпусов подшипников во время работы оборудования не должна превышать 60 °C.
В силу пункта 458 Правил N 560 размещение электрических элементов и средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях во взрывоопасных зонах производственных помещений и наружных установок, степень их взрывозащиты должны соответствовать требованиям нормативно-технических документов по устройству электроустановок и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.10.2011).
По условиям пункта 463 данных Правил за состоянием и правильностью эксплуатации средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях должен быть установлен контроль, объем которого должен обеспечить их надежную работу.
На основании пункта 542 указанных Правил порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы аспирационных и пневмотранспортных установок должен быть определен инструкциями по эксплуатации и соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.
В силу пункта 557 вышеназванных Правил порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы систем вентиляции должен быть определен инструкцией по эксплуатации промышленной вентиляции и соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 4 Правил N 263 производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Материалами дела подтверждено, что обществом при эксплуатации опасного производственного объекта (цеха по производству древесных гранул) нарушены положения пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктов 9, 10, 15, 16, 149, 166, 183, 463, 542, 557 Правил N 560, пункта 4 Правил N 263.
Доводы апеллянта о том, что цех по производству древесных гранул не является взрывопожароопасным производственным объектом, поэтому технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта не требуется, всесторонне исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
Производственные объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, отнесены пунктом 6 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к опасным производственным объектам хранения и переработки растительного сырья.
В государственном реестре опасных производственных объектов за обществом зарегистрирован опасный производственный объект IV класса опасности "Площадка производства древесных гранул (участок N 3)", регистрационный N А27-00978-0016, IV класс опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации А27-00978.
Отнесение производственных объектов к категории опасных производственных объектов с целью регистрации в государственном реестре основывается на результатах идентификации, проводимой эксплуатирующей эти объекты организацией самостоятельно, с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495.
При осуществлении идентификации эксплуатирующая организация должна выявить все признаки опасности на объекте, учесть их количественные и качественные характеристики, а также учесть все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющими отнести такой объект к категории опасных производственных объектов. Правильность идентификации, а также правильность присвоения опасному производственному объекту наименования и класса опасности проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Управление отметило, что особенностью идентификации деревоперерабатывающих производств является то, что в состав объекта входят не только закрытые помещения, цехи, но и системы (сети), по которым возможно распространение взрывного давления за пределы помещений объектов (аспирационные, пневмотранспортные системы, участки механического перемещения (транспортирования), сбора и хранения древесных и пылевых отходов и т. д.
Проведя идентификацию эксплуатируемого производства - цеха древесных гранул - по признаку наличия (образования) горючей пыли растительного происхождения и подавая 26.10.2017 заявление о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, общество подтвердило эксплуатацию взрывопожароопасного объекта хранения и переработки растительного сырья с критерием опасности - образование взрывоопасных пылевоздушных смесей. При этом в состав объекта "Площадка цеха по производству гранул (участок N 3)" включен весь комплекс зданий, сооружений и технических устройств, связанных с технологией производства и хранения древесных гранул. Оценка соответствия всего применяемого в цехе по производству гранул оборудования подтверждена декларацией о соответствии N ТС RU Д-ЕЕ.АГ03.А.25178.
Целью государственного регулирования согласно Закону N 116-ФЗ является предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий.
В соответствии с пунктом 3 Требований N 632 к взрывопожароопасным производственным объектам хранения и переработки растительного сырья относятся опасные производственные объекты, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
Как следует из приложения 1 к Правилам N 560, горючая пыль - это диспергированные твердые вещества и материалы размером частиц менее 850 мкм, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться.
Аналогичное понятие взрывоопасной смеси содержится в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
В статье 19 Закона N 123-ФЗ приведена классификация взрывоопасных зон в зависимости от частоты и длительности присутствия взрывоопасной смеси. Так, к 20-му классу относятся зоны, в которых взрывоопасные смеси горючей пыли с воздухом имеют нижний концентрационный предел распространения пламени менее 65 граммов на кубический метр и присутствуют постоянно; к 21-му классу - зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальном режиме работы оборудования выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна, способные образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации 65 и менее граммов на кубический метр.
В соответствии с ГОСТ 12.1.041-83 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования, нижний концентрационный предел распространения (далее - НКПР) пламени является показателем, по которому классифицируют горючую пыль на предмет пожаровзрывоопасности. При НКПР пламени 65 г/м куб. и менее горючую пыль считают взрывоопасной.
Согласно приложению 1 к ГОСТу НКПР пламени древесной муки, по происхождению и качественным характеристикам имеющей схожесть с древесной пылью, составляет 13-25 г/м куб.
Показатели пожаровзрывоопасности горючих пылей, температура их воспламенения и другие данные приведены, например, в справочнике "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения" под ред. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А., тома 1, 2 (2004 год): НКПР пламени пыли древесной - 37 г/м куб., пыли еловой древесины - 27 г/м куб.
Согласно рабочим проектам общества категории помещений объекта установлены - В2, В1, Б. Категория Б - (взрывопожароопасность) установлена для помещения мельницы. Применение легкосбрасываемых конструкцией (оконных проемов) для обеспечения взрыворазряжения и предотвращения роста избыточного давления взрыва в помещении с целью обеспечения сохранности конструкций зданий в помещении мельницы подтверждает, что в технологическом оборудовании и в помещении присутствует взрывопожароопасная технологическая среда.
В силу пункта 6 статьи 27 Закона N 123-ФЗ к категории Б относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 градусов Цельсия, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 килопаскалей.
Как верно отметило управление, для отнесения объектов к категории опасных производственных объектов растительного сырья признак опасности создают и определяют не категории помещений по пожарной опасности на производственной площадке, а осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, а также количественные и качественные характеристики, для цеха по производству топливных пеллет - это образование взрывоопасных пылевоздушных смесей (смесь воздуха с горючей древесной пылью).
Пыли, образующиеся в технологическом процессе производства гранул при эксплуатации опасного производственного объекта "Цех по производству древесных гранул (участок N 3), связанного с переработкой и хранением растительного сырья - древесных опилок, пожароопасны. Взрывоопасными становятся только их смеси с кислородом воздуха при определенных условиях - когда содержание в воздушной среде горючего вещества (пыли) находится в пределах области воспламенения. Для недопущения взрывоопасных концентраций органической пыли в воздухе помещений и для предотвращения аварийных ситуаций, связанных с образованием взрывоопасных смесей, проектными решениями как раз и предусмотрены такие мероприятия, как вынесение оборудования (рубительные машины, пневмотранспортные линии, сушильные барабаны, мельница, силосы сухих опилок) в отдельные помещения или за пределы производственного помещения, обязательная систематическая и эффективная очистка пыли с оборудования цеха и непосредственно помещения цеха, наличие аспирационных установок и т.д.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что для опасного производственного объекта "Цех по производству древесных гранул (участок N 3)" требуется разработка технического паспорта взрывобезопасности опасного производственного объекта.
Довод заявителя о том, что древесная мука по смыслу приложения 1 к ГОСТ 12.1.041-83 должна выступать в качестве производимой продукции, несостоятелен, так как ГОСТ распространяется на технологическое оборудование и технологические процессы, в которых присутствуют горючие пыли, и устанавливает общие требования к обеспечению их пожаровзрывобезопасности.
Ссылка заявителя на Рабочий проект "Цех по производству древесных гранул, шифр 13-13, раздел "Промышленная безопасность" правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, довод о том, что цех не является взрывоопасным, опровергается заявлением общества от 26.10.2017 N 2387 в Ростехнадзор.
В Положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности в ЗАО "Лесозавод 25", утвержденном руководителем общества 28.11.2017 (далее - Положение), сказано о том, что предприятие является опасным производственным объектом, на котором осуществляется хранение и переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пункт 2.3).
В пункте 20.1 Положения указано на обязанность специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля на объектах хранения и переработки растительного сырья, осуществлять контроль за соблюдением требований Правил N 560.
О том, что спорный объект является взрывопожароопасным, свидетельствует и акт от 04.07.2018 N 57-129-од-8/АВ по итогам технического расследования причин аварии, произошедшей 03.06.2018.
Установленных управлением в акте проверки и обжалуемом предписании обстоятельств заявитель не отрицал.
Относительно представленных заявителем протоколов от 31.10.2018, 01.11.2018 по итогам исследования проб для определения количественного содержания пыли в воздухе на объекте "Цех по производству древесных гранул" (участок N 3) суд первой инстанции правомерно отметил следующее.
В соответствии с нормами главы 24 АПК РФ суд проверяет законность оспариваемого ненормативного акта на день его вынесения. Ответчик доказывает в том числе обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта. Для вынесения оспариваемого предписания ответчик имел законные основания. Обстоятельства дела не свидетельствуют об ошибочном включении спорного объекта в государственный реестр опасных производственных объектов.
Протоколы от 31.10.2018, 01.11.2018 не опровергают того обстоятельства, что спорный объект является взрывоопасным. К тому же, как справедливо заметило управление, местом отбора проб являются помещения, а не оборудование; пробы отбирались лишь в течение трех часов, что в отсутствие более длительного мониторинга нельзя признать корректным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества и признал законным оспариваемое предписание.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 января 2019 года по делу N А05-13203/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.