город Воронеж |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А64-9010/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Малиной Е.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,
при участии:
общества с ограниченной ответственностью "Красный-Богатырь-2" (ИНН 0513008076, ОГРН 1060534004630, Республика Дагестан, общество или налогоплательщик)
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173, г. Тамбов, далее - ИФНС по городу Тамбову области или налоговый орган): |
Малютина Т.А., представитель по доверенности от 12.05.2017, б/н;
Зобнин Д.А., представитель по доверенности от 16.05.2019, N 05-11/013668, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС по городу Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.04.2019 по делу N А64-9010/2018 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению ООО "Красный-Богатырь-2" к ИФНС по городу Тамбову о признании излишне взысканной суммы земельного налога, об обязании возвратить излишне взысканную сумму земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Красный-Богатырь-2" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову о признании излишне взысканной суммы земельного налога за 2012 год в размере 1 091 042 рублей, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по города Тамбову возвратить из бюджета указанную сумму земельного налога.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.04.2019 по делу N А64-9010/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признана излишне взысканной сумма земельного налога за 2012 год в размере 1 091 042 рублей.
На ИФНС по городу Тамбову возложена обязанность возвратить ООО "Красный-Богатырь-2" из бюджета сумму земельного налога за 2012 год в размере 1 091 042 рублей.
С ИФНС России по городу Тамбову в пользу ООО "Красный-Богатырь-2" взыскано 23 910 рублей госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по городу Тамбову обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для возврата налогоплательщику спорной суммы, а также на пропук заявителем установленного срока обращения с заявлением.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании заявления ООО "Красный-богатырь-2" от 12.02.2012 решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2012 по делу N А64-2596/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:0046, принадлежащего заявителю равной рыночной стоимости в размере 15 680 028 рублей.
Сведения об установленной на основании решения суда кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 26.11.2012.
Решением ИФНС России по городу Тамбову от 09.07.2013 N 13-48/5562, принятым по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, ООО "Красный-богатырь-2" доначислены суммы земельного налога за 2012 год в размере 1 091 042 рублей.
Указанная недоимка, по мнению налогового органа образована вследствие занижения налогоплательщиком суммы кадастровой стоимости земельного участка до 15 680 028 рублей, в то время как ее размер на 01.01.2012 составлял 124 784 210 рублей.
06.09.2016 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация N 1 по земельному налогу за 2012 год, в которой отражена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302002:46 в размере 15 680 028 рублей.
По результатам камеральной проверки налоговым органом было принято решение от 07.02.2017 N 13-28/2565 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
07.02.2018 общество обратилось в ИФНС России по городу Тамбову с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 1 091 042 рублей.
Решением от 01.03.2018 N 6628 обществу было отказано в возврате сумм налога ввиду отсутствия суммы переплаты.
Полагая, что отказ налогового органа в возврате сумм земельного налога не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, ООО "Красный-богатырь-2" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, составляющая налоговую базу по земельному налогу по состоянию на 2012 год составляла 15 680 028 рублей, в связи с чем у общества имеется переплата по спорному налогу за 2012 год, что является основанием для взыскания уплаченных сумм земельного налога в размере 1 091 042 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по налогу на землю определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, для целей налогообложения кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка, имеет преимущественное значение перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, однако, такое преимущество не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков.
Преимущество рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривалась возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом рыночная стоимость объекта недвижимости подлежит определению на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 N 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне налога подлежит возврату налогоплательщику или зачету счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.
Для возврата излишне уплаченной суммы налогоплательщику необходимо направить заявление в налоговый орган, которое он обязан рассмотреть в соответствии с определенными указанной статьей правилами и принять решение в установленные сроки.
В случае отказа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что общество обратилось с заявлением об оспаривании размера кадастровой стоимости земельного участка в 2012 году, кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена в размере 15 680 028 рублей решением суда от 24.10.2012, сведения об установленном размере внесены в государственный кадастр 26.11.2012, следовательно, с учетом вышеуказанных разъяснений, установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению для целей налогообложения с 01.01.2012.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в Постановлении от 13.03.2018 по делу N А64-8170/2016.
Таким образом, земельный налог, подлежащий уплате ООО "Красный-богатырь-2" за 2012 год, составляет 156 800 рублей.
Однако вследствие доначисления обществу земельного налога решением от 09.07.2013 N 13-48/5562 налоговым органом с налогоплательщика был взыскан земельный налог за 2012 год общей суммой 1 091 042 рубля.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о необходимости удовлетворения требований заявителя о возврате сумм излишне взысканного земельного налога.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.04.2019 по делу N А64-9010/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС по городу Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9010/2018
Истец: ООО "Красный богатырь-2"
Ответчик: ИФНС по г Тамбову
Третье лицо: ООО "Красный богатырь-2"
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4358/19
25.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3432/19
24.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4358/19
16.07.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3432/19
23.04.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-9010/18