г. Москва |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А41-93115/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ФКУ "Центравтомагистраль": Николаев В.А., по доверенности от 17.09.2018, Сальников А.И., по доверенности от 27.08.2018, Назаренко О.Э., по доверенности от 27.03.2019;
от Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации: Ильин А.В., по доверенности от 26.11.2018;
от ООО "УК Альфа-Капитал": Антонов Д.В., по доверенности от 02.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Центравтомагистраль" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2018 года по делу N А41-93115/17, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ФКУ "Центравтомагистраль" к ООО УК "Перспектива" (правопреемник ООО "УК Альфа-Капитал"), третье лицо: Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, об изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "Центравтомагистраль" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Доверительному управляющему ООО УК "Перспектива" об:
1) Изъятии для государственных нужд Российской Федерации в федеральную собственность находящиеся в собственности ООО УК "Перспектива" земельных участков:
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030153:42, общей площадью 155 659 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030155:128, общей площадью 64 279 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0000000:154447 общей площадью 187 249 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030139:7, общей площадью 279 599 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства,
2) Прекращением права ООО УК "Перспектива" и владельцев инвестиционных паев - Закрытый паевой инвестиционный рентный фонд "Созидание" на
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030153:42, общей площадью 155 659 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030155:128, общей площадью 64 279 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0000000:154447 общей площадью 187 249 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030139:7, общей площадью 279 599 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства,
3). Установлении в судебном акте, что решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для перечисления бюджетных средств в виде размера возмещения на расчетный счет ответчика, а в случае его закрытия - на депозитный счет суда или депозитный счет нотариуса, после чего обязанность по выплате размера возмещения со стороны истца является исполненной (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2018 года по делу N А41-93115/17 исковые требования ФКУ "Центравтомагистраль" удовлетворены в части. Суд решил: Изъять для государственных нужд Российской Федерации (в федеральную собственность) находящиеся в собственности ООО УК "ПЕРСПЕКТИВА" (ИНН 7743787574, ОГРН 1107746584406) земельные участки:
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030153:42, общей площадью 155 659 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, с предоставлением возмещения в размере 165 277 948 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030155:128, общей площадью 64 279 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства с предоставлением возмещения в размере 52 787 924 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0000000:154447 общей площадью 187 249 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства с предоставлением возмещения в размере 198 820 052 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030139:7, общей площадью 279 599 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства с предоставлением возмещения в размере 339 287 795 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ "Центравтомагистраль" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представители истца и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Распоряжением Федерального дорожного агентства N 1912-р от 16.09.2016 г. утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке обхода п. Октябрьский с мостом через реку Москва км28 - км37. Московская область.
Согласно указанному Распоряжению в зоне строительства находятся земельные участки, принадлежащих на праве собственности владельцам инвестиционных паев - Закрытым паевым инвестиционным рентным фондом "Созидание".
Части указанных земельных участков подлежат изъятию для государственных нужд.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации N 2653-р от 09.12.2016 "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань. Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке обхода п. Октябрьский с мостом через реку Москва км28 - км37, Московская область", было принято решение изъять для государственных нужд, принадлежащее ответчику имущество, включая:
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030153:42, общей площадью 155 659 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030155:128, общей площадью 64 279 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0000000:154447 общей площадью 187 249 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030139:7, общей площадью 279 599 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
Пунктом 2 вышеуказанного Распоряжения истцу было поручено провести комплекс работ, как по выявлению правообладателей, так и по определению размера возмещения и согласованию, подписанию с собственниками Соглашений об изъятии.
14 декабря 2016 года ответчику было направлено Почтой России уведомление об изъятии с приложением копии Распоряжения об изъятии и уведомление о предоставлении информации, необходимой для проведения оценки.
22 марта 2017 года ответчику было вручено Уведомление о заключении соглашения об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества с приложением проекта Соглашения об изъятии, кадастровые паспорта на земельные участки и материалы по определению размера возмещения.
Размер возмещения определен истцом исходя из выполненных ООО "Центр независимой экспертизы собственности", Отчету об оценке рыночной стоимости N Н-1606201/10-3 от 18.01.2017 и Экспертного заключения N Н-1606201/10-3 от 18.01.2017 (Отчет об оценке размера убытков).
Согласно указанному экспертному заключению, размер возмещения составил сумму в размере 163 317 761 рублей за все изымаемые земельные участки.
Ответчик с направленной в его адрес оценкой размера возмещения не согласился и Соглашение не подписал.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции определил стоимость изымаемых земельных участков на основании судебной экспертизы.
Обжалуя решение суда по настоящему делу, истец указывает на необходимость проведения повторной экспертизы. Указанный довод мотивирован тем, что оценка спорных земельных участков должна была осуществляться по состоянию на 08.12.2016, то есть на дату предшествующую изданию Распоряжения об изъятии земельных участков.
Определением от 20 ноября 2018 года Десятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил ходатайство истца и назначил проведение повторной экспертизы, поручив её проведение Алексееву Сергею Петровичу, Ширяевой Оксане Николаевне, экспертам АНО "ЦИЭС".
Перед экспертами был поставлен следующий вопрос:
Определить рыночную стоимость земельных участков с КН: 50:23:0030153:42, 50:23:0030155:128, 50:23:0000000:154447, 50:23:0030139:7, а также размер убытков.причиненных собственнику изъятием объекта оценки, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области по состоянию на 08.12.2016.
Впоследствии, апелляционный суд в определении от 19 февраля 2019 года изложил вопрос, поставленный перед экспертом определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2018 года по делу N А41-93115/17 в следующей редакции: определить рыночную стоимость земельных участков с КН: 50:23:0030153:42, 50:23:0030155:128, 50:23:0000000:154447, 50:23:0030139:7, а также размер убытков, причиненных собственнику изъятием объекта оценки, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области по состоянию на 19.02.2019.
Указанное определение мотивировано следующим.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014) в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
По итогам проведения экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение.
Апелляционный суд, оценив представленное экспертное заключение, признает его недопустимым доказательством, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Как указывалось выше, производство экспертизы было поручено экспертам АНО "ЦИЭС" Алексееву Сергею Петровичу, Ширяевой Оксане Николаевне. Вместе с тем, эксперт Алексеев С.П. на момент проведения экспертизы не являлся членом саморегулируемой организации оценщиков - после назначения апелляционным судом экспертизы указанный эксперт был исключен из СРО "Экспертный совет". Доказательств обратного лицами участвующими в деле и экспертной организацией не представлено.
В связи с изложенным, поскольку представленное экспертное заключение подписано лицом не соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", такое экспертное заключение нельзя признать надлежащим доказательством по делу.
Вместе с тем, в материалах дела имеется экспертное заключение N СЭ-27/2018 от 13.02.2018, из которого усматривается, что выкупная цена земельных участков определена экспертами исходя из рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Исходя из изложенного, апелляционный суд признает экспертное заключение N СЭ-27/2018 от 13.02.2018 надлежащим доказательством по делу.
По существу рассматриваемого спора апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, ввиду следующего.
Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.04.2015) допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.04.2015), сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Рыночная стоимость земельных участков, согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 8 указанного Закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2018 года назначена оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Иола. Объективная оценка" Липпонен Юлии Сергеевне и Белову Ивану Валерьевичу.
На разрешение экспертов арбитражным судом поставлен следующий вопрос: "Определить по состоянию на дату проведения оценки рыночную стоимость изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030153:42, 50:23:0030155:128, 50:23:0000000:154447, 50:23:0030139:7, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду.
Согласно заключению экспертов N СЭ-27/2018 от 13.02.2018, по состоянию на дату проведения оценки рыночная стоимость изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030153:42, 50:23:0030155:128, 50:23:0000000:154447, 50:23:0030139:7, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанные на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода составляют:
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030153:42-165 277 948 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030155:128-52 787 924 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0000000:154447-198 820 052 рублей;
- земельный участок, кадастровый номер 50:23:0030139:7-339 287 795 рублей.
Представленное в материалы дела заключение содержит содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценку результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование, а равно и иные сведения в соответствии с федеральным законом. При проведении оценки эксперты использовали объекты-аналоги, имеющие тот же вид разрешенного использования, который был установлен в отношении изымаемых земельных участков до начала процедуры их изъятия для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств нарушений порядка проведения экспертизы, предусмотренных ст. ст. 82, 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Отказывая в удовлетворении требования о прекращении права ООО УК "Перспектива" и владельцев инвестиционных паев - Закрытый паевой инвестиционный рентный фонд "Созидание" на изымаемые земельные участки, установлении в судебном акте, что решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для перечисления бюджетных средств в виде размера возмещения на расчетный счет ответчика, а в случае его закрытия - на депозитный счет суда или депозитный счет нотариуса, после чего обязанность по выплате размера возмещения со стороны истца является исполненной, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и внесения в кадастр недвижимости сведений.
По правилам пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для перехода права собственности на земельный участок.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного Постановления Пленума N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, право собственности ответчика на спорные земельные участки прекращается после вступления в законную силу решения суда и при исполнении истцом обязательства по полной оплате выкупной цены, а государственная регистрация права может быть произведена в порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Кроме того, предъявление требований в отношении земельных участков, принадлежащих владельцам инвестиционных паев, не входит в полномочия истца по делу.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2019 года по делу N А41-93115/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93115/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПЕРСПЕКТИВА"
Третье лицо: ООО "Иола. Объективная оценка", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2629/18
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15604/19
13.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2629/18
15.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15604/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15604/19
30.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15705/18
25.07.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-93115/17
24.04.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6397/18
27.02.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2629/18