г. Чита |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А19-3892/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Полиграфия и Дизайн" Черкасова А.А. (доверенность от 14.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019 (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полиграфия и дизайн" (ОГРН 1167232073205, ИНН 7203388279, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - УФАС, антимонопольный орган, управление) об отказе в возбуждении дела в отношении ООО "Такси Иркутска" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выраженного в письме от 06.12.2018 N 5518/18.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Такси Иркутска" (ОГРН 1163850068260, ИНН 3849058655) и Ассоциация таксистов Иркутской области (ОГРН 1153850019729, ИНН 3849053022).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019 заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, информация на сайте не является рекламой, поскольку это информация о реализуемых товарах (услугах перевозки), размещенная на сайте (https://таксииркутска.рф) продавца данных товаров (ООО "Такси Иркутска"). Указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о реализуемых товарах, ассортименте, о хозяйственной деятельности компании, мероприятиях, проводимых компанией ООО "Такси Иркутска". Управление руководствовалось письмом ФАС России от 13.09.2012 N А К/29977, в котором указано, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о реализуемых товарах, ассортименте, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т. п.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 01.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, общество с ограниченной ответственностью "Такси Иркутска", Ассоциация таксистов Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Полиграфия и дизайн" 02.11.2018 г. (вх.N 15983/18 07.11.2018 г.) обратилось в Иркутское УФАС России с жалобой в рамках Закона о рекламе на действия ООО "Такси Иркутска" по распространению ненадлежащей рекламы, в отсутствие действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, нарушающей пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе, с требованиями:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Такси Иркутска" следующего содержания: "Ассоциация таксистов Иркутской области. Мы всегда рядом! таксииркутска.рф. Такси Иркутска 911-922. Легковое такси, Минивэн, Микроавтобус, Автобус, Грузоперевозки, Детское кресло, Услуги трезвого водителя и автоняньки. Заключение договоров: 8 (3952) 75-88-25, 8-964-743-88-19. Контроль качества: 8 (3952) 62-55-24, 8-964-743-88-18" с использованием изображения автомобиля желтого цвета, на месте государственного регистрационного знака которого указан адрес сайта в сети "Интернет" аt38ru и цветографической схемы, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, размещенную на сайтах в сети "Интернет" по адресу http://таксииркутска.рф, а так же по адресу http:// аt38.ru.; заказ такси.
2. Выдать ООО "Такси Иркутска" и Ассоциация таксистов Иркутской области предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Привлечь ООО "Такси Иркутска" и Ассоциацию таксистов Иркутской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы Иркутский УФАС России решением от 06.12.2018, выраженным в письме N 5518/18, в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в возбуждении дела отказало.
Вывод антимонопольного орган мотивирован тем, что в соответствии с письмом ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет", не является рекламой информация о производимых и реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, так же не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Информация распространенная на официальном сайте ООО "Такси Иркутска" http://таксииркутска.рф. не является рекламой так как предназначена для информации посетителей сайта о хозяйственной деятельности - ООО "Такси Иркутска", в связи с чем на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Общество, полагая решение Иркутского УФАС России от 06.12.2018 N 5518/18 незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В целях развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создания благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы принят Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
На основании части 1 статьи 2 Закона о рекламе, данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Статьей 3 Закона о рекламе определено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1).
Объект рекламирования признаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2). Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенная для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с письмом ФАС России от 28.08.2016 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет", не является рекламой информация о производимых и реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, так же не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.
Отнесение информации самой по себе к сведениям рекламного характера, по мнению специалистов ФАС России, должно производиться исходя из содержания такой информации, а также цели и назначения ее распространения, в соответствии с понятием рекламы, закрепленным в статье 3 Закона о рекламе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
В силу статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган вправе:
выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона;
применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" разъяснено, что заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Согласно пункту 3.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 04.06.2012 N 360 (далее - Регламент), проверка проводится уполномоченным должностным лицом или уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа в рамках осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации контрольных функций, направленных на выявление соответствия деятельности проверяемого лица требованиям, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о рекламе (далее - обязательные требования).
В силу пункта 3.6 Регламента внеплановая проверка проводится антимонопольным органом, в том числе на основании поступающих в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований.
На основании пункта 3.66 Регламента основанием для оформления результатов проверки является завершение проверки и анализа всех полученных материалов, документов, информации и объяснений.
Результаты проверки оформляются актом проверки (Приложение N 7 к настоящему Регламенту), который составляется в двух экземплярах на русском языке и подписывается всеми членами инспекции или должностным лицом в случае проведения документарной проверки одним должностным лицом. Страницы акта проверки должны быть пронумерованы. В случае необходимости внесения исправлений в акт проверки исправленный текст должен быть изложен разборчиво и заверен подписями всех должностных лиц антимонопольного органа, проводивших проверку (пункт 3.67 Регламента).
В описании каждого признака нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны:
- положения нормативных правовых актов, признаки нарушения которых выявлены;
- существо нарушения;
- факты, указывающие на наличие признака нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (пункт 3.70 Регламента).
Пунктом 3.84 Регламента определено, что заместитель руководителя антимонопольного органа по результатам рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица (в случае их поступления), иных материалов проверки принимает следующее решение (решения):
о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в порядке, предусмотренном административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент N711/12).
о передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
о передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования.
В соответствии с пунктом 3.17 Регламента N 711/12 при рассмотрении заявления и прилагаемого комплекта документов и материалов Исполнитель:
- определяет, относятся ли обстоятельства, указанные в заявлении, к компетенции антимонопольного органа;
- устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;
- определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию при рассмотрении дела;
- определяет достаточность доказательств для возбуждения дела.
По итогам рассмотрения заявления согласно пункту 3.17 настоящего Регламента Исполнитель готовит один из следующих документов:
- проект письма заявителю об отказе в возбуждении дела;
- проект письма заявителю о продлении срока рассмотрения заявления;
- проект служебной записки руководителю антимонопольного органа о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (пункт 3.18 Регламента N 711/12).
В силу пункта 3.19 Регламента исполнитель готовит проект письма заявителю об отказе в возбуждении дела, если при рассмотрении заявления установлен один из следующих фактов:
- рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;
- отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;
- по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, исключающее возможность возбуждения дела.
На основании пункта 3.20 Регламента N 711/12 исполнитель готовит проект письма заявителю о продлении срока рассмотрения заявления в случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В случае указания в заявлении, материалах информации о невозможности представления документов, содержащих признаки нарушения законодательства о рекламе, если указано лицо или орган, у которых документы могут быть получены, Исполнитель в течение трех рабочих дней с момента установления данного факта готовит в адрес соответствующего лица или органа проект запроса информации.
Срок представления информации определяется антимонопольным органом исходя из содержания запрашиваемой информации и наличия объективной возможности исполнения запроса в установленные сроки.
В случае непредставления или несвоевременного представления в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации), антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.19, 3.20, 3.21 настоящего Регламента (пункт 3.25 Регламента N 711/12).
В пункте 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - Правила) разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение:
о возбуждении дела;
об отказе в возбуждении дела.
В соответствии с пунктом 17 Правил антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в следующих случаях:
а) рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;
б) отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;
г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.
Согласно пункту 20 правил при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на сайте в сети "Интернет" по адресу http://таксииркутска.рф размещена реклама следующего содержания:
Ассоциация Таксистов Иркутской области. Мы всегда рядом! таксииркутска.рф. Такси Иркутска. 911-922. Легковое такси, Минивэн, Микроавтобус, Автобус, Грузоперевозки, Детское кресло, Услуги трезвого водителя и автоняньки. Заключение договоров: 8 (3952) 75-88-25, 8-964-743-88-19. Контроль качества: 8 (3952) 62-55-24, 8-964-743-88-18" с использованием изображения автомобиля желтого цвета, на месте государственного регистрационного знака которого указан адрес сайта в сети "Интернет" аt138ru и цветографической схемы, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
Также на сайте ООО "Такси Иркутска" http://таксииркутска.рф размещена следующая информация о деятельности указанной организации:
"Мы первая и пока единственная в Иркутской области служба такси созданная самими водителями такси. Мы работаем сами на себя, без посредников и диспетчерских служб. Заказывая машину у нас, вы заказываете услугу по перевозке пассажиров и багажа легковым такси непосредственно у перевозчиков. Нашим единственным 100% учредителем является некоммерческая организация (профсоюзное объединение) "Ассоциация Таксистов Иркутской области".
Кроме того, реклама ООО "Такси Иркутска" размещена на сайте Ассоциации таксистов Иркутской области в сети "Интернет" по адресу http://at38/ru.
Так, на сайте Ассоциации таксистов Иркутской области размещена картинка с изображением автомобиля желтого цвета, рядом с которым указан телефонный номер 911-922, и текстом следующего содержания: "Легковое такси, Минивэн, Микроавтобус, Автобус, Грузоперевозки, Детское кресло, Услуги трезвого водителя и автоняни". Также на картинке имеется ссылка на сайт с адресом http://таксииркутска.рф.
Факт размещения указанных сведений подтверждаются фотографиями с вышеуказанных сайтов, представленных в материалы дела.
Кроме того, баннер на сайте Ассоциации таксистов Иркутской области ведет на сайт ООО "Такси Иркутска", что третьим лицом не оспаривается.
Исходя из содержания спорной рекламы, размещенной в сети "Интернет" на сайтах с адресами: http://таксииркутска.рф и http://at38/ru потребителю предлагается воспользоваться предоставляемыми ООО "Такси Иркутска" услугами по перевозке легковым такси. Таким образом, объектом рекламирования являются услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
ООО "Полиграфия и дизайн" 02.11.2018 г. исх.N 5251 обратилось в Иркутское УФАС России с жалобой на нарушение рекламного законодательства, которое выражалось в распространении на сайтах ООО "Такси Иркутска" (http://таксииркутска.рф) и Ассоциации таксистов Иркутской области (http://at38/ru) вышеуказанной рекламы, нарушающая требования пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.
Письмом Иркутского УФАС России N 5518/18 от 06.12.2018 дано разъяснение о том, что на указанную в жалобе информацию не распространяются положения Федерального закона "О рекламе", в связи с тем, что размещенная на сайте http://таксииркутска.рф информация является информацией о деятельности ООО "Такси Иркутска", и в силу письма ФАС России от 13.09.2012 N АК/29977 на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются. Информация распространенная на официальном сайте ООО "Такси Иркутска" http://таксииркутска.рф не является рекламой так как предназначена для информации посетителей сайта о хозяйственной деятельности - ООО "Такси Иркутска", в связи с чем на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, из оспариваемого решения антимонопольного органа не следует, что последним была дана оценка тому обстоятельству, что спорная информация размещена не только на сайте ООО "Такси Иркутска" по адресу http://таксииркутска.рф, но и на сайте Ассоциации таксистов Иркутской области по адресу http://at38/ru, который не является сайтом ООО "Такси Иркутска".
Из пояснений антимонопольного органа следует, что спорная информация по своей сути представляет информацию о деятельности указанных организаций ООО "Такси Иркутска" и Ассоциация Таксистов Иркутской области, которая была размещена на их официальных интернет ресурсах.
Как следует из выписки единого государственного реестра юридически лиц учредителем ООО "Такси Иркутска" является Ассоциация Таксистов Иркутской области.
В силу статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (часть 1); юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 2).
На основании части 1 статье 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Частью 3 статьи 49 ГК РФ установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Из содержания названных положений закона следует, что ООО "Такси Иркутска" и Ассоциация таксистов Иркутской области являются юридическими лицами, созданными и зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, права и обязанности возникают у каждого из этих юридических лиц самостоятельно и независимо друг от друга.
Из пояснений Ассоциации таксистов Иркутской области следует, что она является единственным учредителем ООО "Такси Иркутска". При этом указала, что принимает любые решения о деятельности данной организации и о представлении ее интересов, спорные сайты фактически являются одним целым, управление ими осуществляет Ассоциация таксистов Иркутской области, поскольку ООО "Такси Иркутска" не осуществляет никакую деятельность. На спорных сайтах нет каких либо упоминаний о ООО "Такси Иркутска", а есть упоминание об Ассоциации таксистов Иркутской области.
При этом, согласно информации полученной от "Регистратора доменных имен РЕГ.РУ" от 12.04.2019 г. исх.N 2897 (т.1 л.д.145,) администратором доменного имени таксииркутска.рф является - ООО "Такси Иркутска", а администратором доменного имени at38.ru - Ассоциации таксистов Иркутской области.
Таким образом, учитывая принадлежность доменных имен разным юридическим лицам, а также доводы о том, что Ассоциация таксистов Иркутской области принимает любые решения о деятельности ООО "Такси Иркутска", поскольку ООО "Такси Иркутска" не осуществляет никакую деятельность, суд пришел к обоснованному выводу о том, что антимонопольный орган фактически не установил, кто именно осуществляет рекламируемую на данных интернет ресурсах деятельность - ООО "Такси Иркутска" или Ассоциация таксистов Иркутской области, либо иное лицо.
Такой информации обжалуемое решение не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из содержания спорной рекламы, размещенной в сети "Интернет" на сайтах с адресами: http://таксииркутска.рф и http://at38/ru следует, что неопределенному кругу лиц предлагается воспользоваться предоставляемыми услугами по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заказать которое можно по номеру телефона 911-922.
Однако антимонопольным органом не установлено, кому принадлежит указанный номер телефона Ассоциации таксистов Иркутской области или ООО "Такси Иркутска". Оспариваемое решение не содержит сведений о принадлежности указанного телефона в спорной рекламе.
Из пояснений антимонопольного органа также следует, что принадлежность номера телефона указанного в спорной информации им не устанавливалась.
Следовательно, довод заявителя, что в оспариваемом решении антимонопольного органа не дана оценка факту размещения спорной информации не только на сайте ООО "Такси Иркутска" по адресу http://таксииркутска.рф, но и на сайте Ассоциации таксистов Иркутской области по адресу http://at38/ru, что делает невозможным применение к спорной информации письма ФАС России от 28.08.2016 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет", следует признать обоснованным.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы заявителя, антимонопольным органом не проводилось каких-либо действий, направленных по установлению факта наличия либо отсутствия нарушений законодательства о рекламе.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Иркутского УФАС России является формальным, не мотивированным, выводы антимонопольного органа носят предположительный характер, построенным на выводах, основанных на неисследованных доказательствах и не проверенных доводов заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
Поскольку Иркутским УФАС России не дана оценка всем имеющимся доказательствам, решение Иркутского УФАС России не мотивированное, неполное, преждевременное и не соответствует положениям статей 33, 35.1, 36 Закона о рекламе, пункту 15, раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, следует признать, что обжалуемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, так как деятельность хозяйствующих субъектов лишает возможности эффективно пресечь распространение ненадлежащей рекламы в сфере перевозки на территории г. Иркутска, участником которого является ООО "Полиграфия и дизайн".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3892/2019
Истец: ООО "Полиграфия и дизайн"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Ассоциация Таксистов Иркутской области, ООО "Такси Иркутска"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-237/2021
03.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4575/19
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6365/19
30.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4575/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3892/19