19 сентября 2019 г. |
Дело N А83-6652/2019 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малышевой И.А., рассмотрев в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2019 по делу N А83-6652/2019 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" к Управлению федеральной службы статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат) о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" (далее также - заявитель, предприятие, ГУП РК "Крымские морские порты") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению федеральной службы статистики по Республике Крым и г. Севастополю (далее также - Крымстат, административный орган, Служба), в котором просило признать незаконным и отменить постановление N 14-01-38/22 от 08.04.2019 о назначении административного наказания в отношении ГУП РК "Крымские морские порты" по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Заявление было принято к производству и рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2019 по делу N А83-6652/2019 (дата изготовления мотивированного решения) в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" отказано.
Не согласившись с данным решением, предприятие (далее также-апеллянт) обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции по делу апеллянт указывает на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, необоснованное неприменение судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности. Считает, что административным органом и судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения впервые, тяжёлое финансовое положение, самостоятельное устранение нарушения в кратчайшие сроки, отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие препятствий к выполнению управлением своей функции в результате допущенных заявителем нарушений).
19.08.2019 от Управления федеральной службы статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против изложенных в ней доводов Служба возразила, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для изменения или отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13.03.2019 ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" в Крымстат представлены сведения о просроченной задолженности по заработной плате на 1 марта 2019 года с указанием на наличие просроченной задолженности по заработной плате в размере 999 тыс. руб. (л. д. 94,95).
14.03.2019 на основании докладной записки ведущего специалиста-эксперта административного органа б/н от 14.03.2019 (л. д. 91) в адрес ГУП РК "Крымские морские порты" было направлено уведомление б/н от 14.03.2019 о выявлении факта нарушения установленного законом срока представления формы федерального статистического наблюдения, содержащее информацию о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ. Данным уведомлением заявитель был приглашён для составления протокола об административном правонарушении на 22.03.2019 года на 10 часов 30 минут по факту не предоставления в установленный срок формы федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 01 марта 2019 года" (л.д.96).
Указанное уведомление получено заявителем почтой заблаговременно - 19.03.2019 (л.д.97, лицевая сторона и оборот).
22.03.2019 начальником отдела государственной статистики в г. Керчи Управления федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю в отсутствие представителя предприятия был составлен протокол об административном правонарушении, которым в действиях ГУП РК "Крымские морские порты" установлен факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ (л.д.98,99).
Копия протокола об административном правонарушении направлена почтой и получена 25.03.2019, доказательством чего является распечатка с сайта "Почта России" о получении почтовой корреспонденции и карточка почтового уведомления о получении почтовой корреспонденции с идентификационным номером 29831028016132 (л.д.100 (лицевая сторона и оборот), л.д.101).
Определением от 27.03.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 08.04.2019 на 14 часов 30 минут (л.д.102,103).
Указанное определение с сопроводительным письмом получено предприятием 01.04.2019, о чем свидетельствует карточка почтового уведомления о получении почтовой корреспонденции с идентификационным номером 29500030217355 (л.д.104,105).
05 апреля 2019 года в адрес административного органа поступили возражения ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" N 26-19/1000 от 04.04.2019 (вх. N83/339-ДР) на протокол об административном правонарушении (л. д. 106,107).
08.04.2019 заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю Григорь Н.Н. материалы дела об административном правонарушении были рассмотрены без участия представителей заявителя, заблаговременно извещённого о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление N 14-01-38/22 по делу об административном правонарушении, которым ГУП РК "Крымские морские порты" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей (л.д.15-18, 109-112).
Указанное постановление получено заявителем 10.04.2019, что следует из почтового уведомления с идентификационным номером 29500033858586 (л.д.113, 114 (лицевая сторона и оборот)).
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Керченский рыбный порт" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришёл к выводу о доказанности административным органом в действиях заявителя события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, а также об отсутствии существенных нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности со стороны административного органа, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, нарушение которой вменено заявителю оспариваемым постановлением, предусмотрена административная ответственность, в том числе, за несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке, в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц установлен в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
С объективной стороны это административное правонарушение выражается, в том числе, в нарушении установленного законом срока предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 03.07.2013, ответ на вопрос 6), из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции ст. 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учёта и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее-Закон N 282-ФЗ).
В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учёт - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (п. 1 ст. 2).
Для юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (ч.ч. 1 и 9 ст. 8 Закона N 282-ФЗ).
На основании пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учёта, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечёт ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 6 августа 2018 г. N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников" в числе прочих утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (приложение N 6).
Пунктом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N Ф-3 (приложение 6 к приказу Росстата от 6 августа 2018 г. N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников") обязанность по заполнению и представлению сведений по форме N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" по состоянию на 1 число каждого месяца в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты установлена только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам для юридических лиц (кроме субъектов малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится, в том числе, к вспомогательной транспортной деятельности (код 52).
В соответствии с пунктом 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N Ф-3 при наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. При этом под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из представленной в дело выписки из ЕГРЮЛ (л. д. 31-66) следует, что ГУП РК "Крымские морские порты" не относится к числу субъектов малого предпринимательства, основным видом его деятельности является вспомогательная транспортная деятельность (код 52), предприятие имеет обособленные подразделения - филиалы, в числе которых "Керченский торговый порт". Из представленной заявителем формы федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" усматривается, что по состоянию на 01.03.2019 у предприятия имелась просроченная задолженность по заработной плате в размере 999 тыс. руб. за последний календарный месяц (л. д. 95).
Следовательно, в силу приведённых выше норм права, у заявителя имелась обязанность по представлению формы федерального государственного статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", сведения по которой предоставляются юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства) территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу по состоянию на 1 марта 2019 года на следующий день после отчётной даты (01.03.2019), то есть в рассматриваемой ситуации 04.03.2019 (поскольку 02.03.2019 и 03.03.2019 являлись выходными днями).
Фактически данная обязанность исполнена 13.03.2019, то есть с нарушением установленного срока, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного диспозицией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению срока представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" по состоянию на 01.03.2019 в деле нет, в связи с чем административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия вины применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом событие и состав административного правонарушения в действиях заявителя установлены, существенных нарушений порядка привлечения ГУП РК "Крымские морские порты" к административной ответственности не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления не истёк.
Довод апелляционной жалобы о том, что совершённое административное правонарушение следует квалифицировать в качестве малозначительного подлежит отклонению ввиду следующего.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок формирования статистической информации, который должен носить своевременный и устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, с учётом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признания совершённого правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Апеллянт не приводит аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства, что исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершённого им правонарушения.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в несвоевременном исполнении возложенной на предприятие публично-правовой обязанности по представлению сведений о наличии задолженности по заработной плате. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Поскольку заявитель не относится к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, условий для замены штрафа на предупреждение в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Довод апеллянта о наличии документально подтверждённых смягчающих ответственность обстоятельств (совершение правонарушения впервые, тяжёлое финансовое положение, самостоятельное устранение нарушения в кратчайшие сроки, отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие препятствий к выполнению управлением своей функции в результате допущенных заявителем нарушений) является обоснованным, однако, не влияет на результат рассмотрения спора, поскольку наказание назначено в пределах минимальной санкции, предусмотренной санкцией ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, размер которой составляет 20 000 руб.
Поскольку размер штрафа менее 100 000 руб., необходимого в силу ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ условия для рассмотрения вопроса о его снижении ниже низшего предела также не имеется.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2019 по делу N А83-6652/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6652/2019
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ" "КЕРЧЕНСКИЙ РЫБНЫЙ ПОРТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЮ
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5897/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5897/19
19.09.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2759/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6652/19