г. Тула |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А68-4293/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кузнецова Александра Николаевича (г. Москва) - Кузнецова А.Н., от заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1077104002095, ИНН 7104057646) - Рытенко О.А. (по доверенности от 11.02.2019 N 02-17/02080), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" (г. Тула, ОГРН 1177154008899, ИНН 7104075010), учредителей общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кормачева Ю. Б. и Роженко И. И., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу участника общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кузнецова Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.07.2019 по делу N А68-4293/2019 (судья Косоухова С.В.),
УСТАНОВИЛ:
участник общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кузнецов Александр Николаевич (далее - Кузнецов А.Н., участник общества, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (далее - МИФНС России N 10 по Тульской области, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверных сведениях и обязании исключить из ЕГРЮЛ запись о недостоверных сведениях.
При участии в качестве в деле в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр", учредителей общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кормачева Ю.Б. и Роженко И.И.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.07.2019 по делу N А68-4293/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя.
Не согласившись с данным решением, участник общества обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
МИФНС России N 10 по Тульской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Батутный центр", учредители общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кормачев Ю.Б. и Роженко И.И. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои позиции по делу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.03.2019 следует, что ООО "Батутный центр" зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС России N 10 по Тульской области 14.04.2017 за основным государственным регистрационным номером 1177154008899, идентификационный номер налогоплательщика 7104075010, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области; местом нахождения юридического лица указано: 300026, Тульская область, г. Тула, Калужское шоссе, д.1А, пом.5.
14.04.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись N 1177154008899, согласно которой директором ООО "Батутный центр" указан Овчинников Иван Михайлович, участниками общества указаны Роженко Иван Иванович, Кормачев Юрий Борисович, Кузнецов Александр Николаевич.
В порядке, предусмотренном статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", 12.02.2019 Овчинниковым И.М. в регистрирующий орган представлено заявление по форме N Р34001 с целью внесения в ЕГРЮЛ информации о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о нем, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Батутный центр".
В сопроводительном письме к заявлению по форме N Р34001 Овчинников И.М. пояснил, что 24.12.2018 им в адрес всех участников ООО "Батутный центр" направлены заявления о его увольнении с должности директора юридического лица, а также уведомления о созыве внеочередного общего собрания участников с повесткой о переизбрании директора, приложив почтовое уведомление о вручении с отметкой о получении 08.01.2019 письма Кузнецовым А.Н..
Полагая, предпринявшим все необходимые действия для своего увольнения с должности директора ООО "Батутный центр", Овчинников И.М. считал, что сведения, содержащиеся в государственном реестре о нем, как о единоличном исполнительном органе общества, являются недостоверными.
19.02.2019 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2197154085555.
Посчитав действия налогового органа, выразившиеся во внесении 19.02.2019 записи в Единый государственный реестр юридических лиц незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Из статьи 1 данного Закона следует, что под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представляемых при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Из вышеуказанных норм следует, что представленные для регистрации документы об исполнительном органе юридического лица, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию, при этом, регистрирующий орган обязан следить за достоверностью сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В свою очередь, действующее законодательство предусматривает заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утв. уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Закона (пункт 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.3 и 6 статьи 9, пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания).
При этом форма заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р34001) утв. приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Судом установлено, что на основании представленного на государственную регистрацию Овчинниковым И.Н заявления по форме N Р34001 регистрирующим органом внесены изменения в сведения о недостоверности сведений ООО "Батутный центр", а именно сведения о недостоверности сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Согласно материалам дела указанное заявление представлено Овчинниковым И.М. лично в МИФНС России N 10 по Тульской области, собственноручно подписано заявителем, подлинность подписи Овчинникова И.М. засвидетельствована нотариусом Вытеговой В.В.
На основании представленного заявления по форме N Р34001 инспекцией принято решение о государственной регистрации внесение в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений ООО "Батутный центр", внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 219715408555.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. За представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели (пункт 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Из пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ следует, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
На основании п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Кроме того, в пункте 5 Оснований приведены обстоятельства, при наличии которых мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр, не проводятся, в том числе, в случае если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, то есть заявление по форме N 34001.
Запись о недостоверности сведений в отношении Овчинникова И.М., как о руководителе общества внесена самим лицом на основании заявления по форме N Р34001 физического лица о недостоверности сведений.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представление указанного заявления в регистрирующий орган является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Наличие каких-либо иных документов для проведения рассматриваемой регистрации не требуется.
Проверка достоверности сведений, указанных в заявлении Овчинникова И.М. по форме N Р34001, регистрирующим органом фактически не проводилась.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что проведение проверки является необходимым мероприятием, предшествующим регистрационным действиям по внесению оспариваемой записи, поскольку при подаче заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N 34001 проведение проверки не является обязательным (пункт 5 Оснований).
В свою очередь, факт подачи заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001 лично Овчинниковым И.М. заявителем не оспаривается.
Подпись в заявлении физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001, поданном Овчинниковым И.М., лицами, участвующими в деле также не оспаривается. О назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Таким образом, вопреки доводам заявителя в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ) на основании представленного Овчинниковым И.М. заявления регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 21971540855 от 19.02.2019) о недостоверности сведений о юридическом лице.
Поскольку не установлено нарушение требований законодательства, в действиях заинтересованного лица отсутствует противоправное поведение, суд первой инстанции правомерно счел, что доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия регистрирующего органа в данном случае соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Как верно отметил суд первой инстанции, вопрос участия конкретного лица в учреждении и руководством общества относится к корпоративным отношениям и, соответственно, защита прав и законных интересов заявителя может быть осуществлена в рамках искового производства с привлечением в качестве надлежащего ответчика одной из сторон корпоративного конфликта. Наличие в названном обществе корпоративного конфликта признается участвующими в деле лицами.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, действия МИФНС России N 10 по Тульской области по внесению записи о недостоверности сведений о юридическом лице являются законными и обоснованными, а предусмотренные законом основания для удовлетворения требований заявления Кузнецова А.Н. отсутствуют.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае налоговым органом не допущено нарушений требований Закона N 129-ФЗ, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются законными и обоснованными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что проведение проверки является необходимым мероприятием, предшествующим регистрационным действиям по внесению оспариваемой записи обоснованно отклонен судом первой инстанции. Данному доводу в решении дана надлежащая и правильная оценка. Оснований для иных выводов в указанной части у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Выводы суда первой инстанции аналогичны позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 05.08.2019 по делу N А41-74713/2018; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2019 по делу N А40-291523/2018; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2019 по делу N А40-49917/18; постановлении Арбитражного суда Московской области от 21.03.2019 по делу N А40-84721/18; постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.12.2018 по делу N А70-920/2018; постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2019 по делу N А17-9465/2018.
Таким образом, действия регистрирующего органа в данном случае, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Указание заявителя на противоречивость выводов судов со ссылкой на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не влияет на правильность принятого судебного акта и не может служить основанием для его отмены.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2019 по делу N А68-4293/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу участника общества с ограниченной ответственностью "Батутный центр" Кузнецова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4293/2019
Истец: ООО Участник "батутный центр" Кузнецов Александр Николаевич
Ответчик: ФНС России Межрайонная Инспекция N 10 по Тульской области
Третье лицо: Кормачев Юрий Борисович, ООО "Батутный центр", Роженко Иван Иванович