г. Москва |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А40-285496/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества в г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2019 по делу N А40-285496/2018, принятое судьей Кузиным М.М. (149-3014)
по заявлению: ТУ Росимущества в г. Москве
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица:1. ОАО "РЖД", 2.ДГИМ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Трошина К.А. по доверенности от 20.03.2019; |
от заинтересованного лица: |
Петрова Т.А. по доверенности от 26.12.2018; |
от третьих лиц: |
1.Архипова В.Ю. по доверенности от 25.12.2018 (оригинал диплома), Набережная Е.В. по доверенности от 18.12.2018; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в г. Москве (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) от 31.08.2018 N 77/012/202/2018-4218 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 267 684 кв.м., с кадастровым номером 77:09:00060006:2, расположенный по адресу: г.Москва, участок N 4 Октябрьской железной дороги в Молжаниново и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельной участок площадью 267 684 кв.м., с кадастровым номером 77:09:00060006:2, расположенный по адресу: г.Москва, участок N 4 Октябрьской железной дороги в Молжаниново.
Решением от 09.08.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемое решение Управления принято в соответствии с требованиями действующего законодательства; основания отказа в государственной регистрации права собственности подтверждены документально.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что право собственности Российской Федерации является ранее возникшим, на земельном участке расположена инфраструктура железной дороги; земельный участок не может находиться в иной, чего государственная, собственности.
В судебном заседании представители заявителя и ОАО "РЖД" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Департамент городского имущества города Москвы, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, решением Управления от 31.08.2018 N 77/012/202/2018-4218 отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 267 684 кв.м., с кадастровым номером 77:09:00060006:2, расположенный по адресу: г.Москва, участок N 4 Октябрьской железной дороги в Молжаниново.
Обжалуемое решение обоснованно непредставлением правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, а также документы, подтверждающие нахождение объекта недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 77:09:00060006:2; отсутствием в ЕГРН сведений о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации; отсутствие в ЕГРН сведений о предоставлении земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также каким-либо иным лицам, перечисленным в п. 1. ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ; наличием на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности городу Москве.
Согласно выписке в ЕГРН, представленной в материалы дела (л.д. 17, 18, 39 т. 1), земельный участок с кадастровым номером 77:09:00060006:2 относится к категории земель населенных пунктов и имеет единственной разрешенное использование: "эксплуатация отделения железных дорог"; части земельного участка имеют ограничения в использовании на основании ст. 56, 56.1 ЗК РФ, Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации".
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:00060006:2 предоставлен заявителем на праве аренды ОАО "РЖД" в соответствии с договором от 05.03.2008 N Д-30/133-з (л.д. 7 т. 2).
На указанном земельном участке находится линейное сооружение: железнодорожные пути (сооружение производственно-технологический комплекс Опытная Московская дистанция пути Октябрьской железной дороги, сооружение производственно-технологический комплекс Московской дистанции сигнализации и связи Октябрьской железной дороги, сооружение производственно-технологический комплекс "Московская дистанция электроснабжения" Октябрьской железной дороги), являющиеся собственностью ОАО "РЖД" (л.д. 17-23, 73-78 т. 2).
Право собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006006:2 заявлено на основании п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно абзаца 6 которой, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 4 ст. 87 ЗК РФ предусмотрено, что земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Абзац 2 ст. 8 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает, что земельные участки, которые расположены на территории города Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям, находятся в федеральной собственности.
Как следует из ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены при подготовке постановления Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее также - Постановление N 22-МКЗ) и учтены в приведенном документе.
В соответствии с письмом ДЗР г. Москвы указанный земельный участок предоставлен ОАО "РЖД" в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 22-МКЗ "Об установлении прав пользования земельными участками МЖД и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (л.д. 28 т. 2).
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от 28.06.2013, на указанном земельном участке расположены объекты железнодорожного транспорта, принадлежащие ОАО "РЖД". (л.д. 17 т. 2).
Учитывая приведенные обстоятельства спора и нормы права, коллегия приходит к выводу, что у государственного регистратора имелось достаточно сведений, чтобы прийти к выводу том, что право собственности на заявленный к регистрации земельный участок возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которое в силу п. 1 ст. 6 указанного закона признается юридически действительными при отсутствии его государственной регистрации.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006006:2 является ранее возникшим правом, в силу действовавшего Закона N 153-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации признание утратившим силу федерального закона, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.
Таким образом, право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006006:2 является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Между тем, отсутствие прав Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные в границах указанного земельного участка, не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Наличие на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, за исключением зданий, строений, сооружений, предусмотренных п. 2 ст. 3 Закона N 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" также не является препятствием государственной регистрации права Российской Федерации в порядке разграничения государственной собственности.
Управление в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не указало, какие именно документы необходимо представить заявителю в целях осуществления государственной регистрации.
Департамент городского имущества города Москвы не направил своего представителя ни в одно из шести судебных заседаний Арбитражного суда г. Москвы, а также в заседание Девятого арбитражного апелляционного суда, письменные отзывы на заявление и апелляционную жалобу не представил, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности в предмете спора и отсутствии спора о праве.
При таких данных, апелляционный суд считает необходимым отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить заявленные требования.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.08.2019 по делу N А40-285496/2018 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 31.08.2018 N 77/012/202/2018-4218 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 267 684 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0006006:2, расположенный по адресу: г. Москва, участок N 4 Октябрьской железной дороги в Молжаново.
Обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 267 684 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0006006:2, расположенный по адресу: г. Москва, участок N 4 Октябрьской железной дороги в Молжаново.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-285496/2018
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"