16 октября 2019 г. |
Дело N А83-9680/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.10.2019 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Оликовой Л. Н., судей Вахитова Р. С., Котляровой Е. Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Букшановой М. М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на определение Арбитражного суда Республики Крым от 31.07.2019 г. по делу N А83-9680/2018 (судья Ильичев Н. Н.)
по заявлению Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым о включении в реестр требований кредиторов АО "Янтарный" в размере 7 979 640 руб.
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Акционерное общество "Янтарный" ИНН 9109005691, ОГРН 1149102114116
при участии в судебном заседании:
от заявителя жалобы Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - Одабаши А. А. представитель по доверенности;
от должника АО "Янтарный" - Савенко Е. Е. представитель по доверенности;
временный управляющий АО "Янтарный" Демичев Г. Г.
представители временного управляющего АО "Янтарный" - Анохин А. В., Бубнова И. В. представители по доверенностям
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.10.2018 г. (резолютивная часть объявлена 15.10.18) в отношении АО "Янтарный" введено наблюдение, временным управляющим утвержден Демичев Геннадий Геннадьевич. Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсант" 27.10.2018 г.
Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым 15.11.2018 г. обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с требованием на сумму 7 979 640 руб. о включении в реестр требований кредиторов АО "Янтарный".
На основании определений от 19.04.2019 г., от 07.06.2019 г. к обособленному спору привлечены МИФНС России N 9 по Республике Крым, УФНС России по Республике Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым.
Определением от 31.07.2019 г. во включении требований Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в размере 7 979 640 руб. в реестр требований кредиторов АО "Янтарный" отказано.
Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым не согласившись с указанным определением, обратилась в Двадцать первый арбитражный суд с жалобой, в которой просит определение отменить, поскольку считает, что заявитель является уполномоченным органом на предъявление требований по неисполненным должником административным штрафам и сумме вреда, взысканной с должника решением суда, с целью включения в рамках дела о банкротстве в реестр требований кредиторов АО "Янтарный".
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Республике Крым поддержало доводы апелляционной жалобы и указало, что в отношении предъявленных требований Служба по земельному и фитосанитарному надзору действует самостоятельно, а не через уполномоченный орган.
Временный управляющий АО "Янтарный" поддержал доводы апелляционной жалобы, однако указал, что в случае установления обстоятельств предъявления требований в рамках дела о банкротстве не уполномоченным лицом, следует заявление оставить без рассмотрения.
Должник АО "Янтарный" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, поддержал доводы временного управляющего об оставлении заявления Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым без рассмотрения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов обособленного спора и установлено судом первой инстанции в обоснование заявленного требования Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым представила неисполненные должником постановления административного органа о взыскании административных штрафов на сумму 3 075 000 руб. и решение суда о взыскании вреда в размере 4 904 640 руб.:
- постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 27.07.2016 г. по делу N 5-1191/16 о привлечении к административной ответственности по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.;
- решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 07.08.2016 г. по делу N 2-1460/16, оставленным без изменений апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 20.11.2016, о взыскании с должника АО "Янтарный" в доход бюджета муниципального образования "Симферопольский район" 4 904 640 руб. - вред, причиненный окружающей природной среде в результате загрязнения плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.
- постановление мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 16.05.2018 г. по делу N 5-0123/76 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.;
- постановление мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 16.05.2018 г. по делу N 5-0122/76/18 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.;
- постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 24.05.2017 г. по делу N 5-0097/76/17 о привлечении к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.;
- постановление от 22.08.2017 г. N 40/05-11/ЗН-РК о привлечении должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.;
- постановление от 22.08.2017 г. N 41/05-11/ЗН-РК о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.;
- постановление от 22.08.2017 г. N 42/05-11/ЗН-РК о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.;
- постановление от 22.08.2017 г. N 43/05-11/ЗН-РК о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.;
- постановление мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 08.09.2017 г. по делу N 5-0179/76/17 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.;
- постановление мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 18.12.2017 г. по делу N 5-0410/76/17 о привлечении к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.;
- постановление мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 28.12.2017 г. по делу N 5-0419/76/17 о привлечении к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.;
- постановление мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 28.12.2017 г. по делу N 5-0418/76/17 о привлечении к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного в размере 100 000 руб.
Поскольку указанная сумма штрафа и сумма вреда, взысканная решением суда, должником не погашены, Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым обратилась с настоящим требованием в арбитражный суд.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу Закона о банкротстве правом предъявления требований по обязательным платежам обладает только орган исполнительной власти, наделенный специальным полномочием. Данная норма права направлена на объединение требований по обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом. Указанные положения обеспечивают проведение единой политики Российской Федерации, как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают исполнительные органы Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.
В силу абзаца 5 статьи 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Именно Федеральная налоговая служба (пункт 1 Постановления N 257) наделена правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате административных штрафов в бюджеты всех уровней.
Утвержденный Постановлением N 257 порядок помимо прочего направлен на объединение и представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
По смыслу пунктов 12 и 13 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Постановлением N 257, в настоящем случае Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым имеет возможность направить Федеральной налоговой службе сведения о задолженности АО "Янтарный" по административным штрафам для заявления уполномоченным органом требований в деле о банкротстве должника.
После получения таких документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке (пункты 13, 14 Положения о порядке предъявления требований).
Согласно Положению о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Крым N 351 от 25.09.2014 г., Служба по земельному и фитосанитарному надзору является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции государственного земельного надзора, в области семеноводства, карантинного фитосанитарного надзора, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов, изделий.
При этом названное Положение не предоставляет Службе полномочий на самостоятельное обращение с соответствующим заявлением в целях представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве.
Закрепление за Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым функций администрирования доходов местных бюджетов по взысканиям (штрафам) за нарушение земельного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также наделение полномочиями по организации работы по взысканию штрафов, предъявление исков на возмещение вреда, в свою очередь не наделяет Службу по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым полномочиями уполномоченного органа на предъявление требований в деле о банкротстве, данная обязанность закреплена за Федеральной налоговой службой РФ в лице УФНС по Республике Крым.
При таких обстоятельствах, как верно указано судом первой инстанции, требование заявлено Службой по земельному им фитосанитарному надзору Республики Крым при отсутствии полномочий на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Что касается требования в сумме 4 904 640 руб. - сумма вреда, причиненного окружающей природной среде, которая взыскана с должника решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 7.08.2016 г. в доход бюджета муниципального образования "Симферопольский район", суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства)
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве") налоговый орган не наделен полномочиями по представлению интересов органов местного самоуправления в делах о банкротстве, если такие требования не связаны с требованиями по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым также не наделена полномочиями на предъявление требований на сумму 4 904 640 руб. - вред, причиненный окружающей среде, о включении в реестр требований кредиторов АО "Янтарный". (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.06.2019 г. N А60-46818/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.08.2019 г. N А21-9280/2015).
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данными в пункте 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 г., если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 183 Гражданского кодекса РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
Из материалов дела следует, что определением от 19.04.2019 г. суд первой инстанции привлек к участию в обособленном споре уполномоченный орган - УФНС России по Республике Крым, Межрайонную ИФНС N 9 по Республике Крым, на основании определения от 7.06.2019 г. - Администрацию Симферопольского района Республики Крым.
Однако уполномоченные органы не заявили об одобрении заявленного Службой по земельному и фитосанитарному надзору требования о включении в реестр требований кредиторов АО "Янтарный", что является основанием для оставления требования без рассмотрения по правилам пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает, что определение Арбитражного суда Республики Крым от 31.07.2019 г. по делу N А83-9680/2018 подлежит отмене, заявление Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым о включении требований в сумме 7 979 640 руб. в реестр требований кредиторов АО "Янтарный" на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Крым от 31.07.2019 г. по делу N А83-9680/2018 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым о включении требований в сумме 7 979 640 руб. в реестр требований кредиторов АО "Янтарный" оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Центрального округа в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л. Н. Оликова |
Судьи |
Р. С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9680/2018
Должник: АО "ЯНТАРНЫЙ"
Кредитор: Замятин Виталий Валентинович, Попов А. М.
Третье лицо: Крымский союз профессиональных арбитражных управляющих "ЭКСПЕРТ"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
12.05.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
20.04.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
06.03.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
08.02.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
16.11.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
09.11.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
06.09.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
28.07.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
07.07.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
15.06.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
11.04.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
13.10.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
19.03.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
24.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9680/18
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
10.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
12.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
16.10.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
26.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9680/18
18.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
11.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9680/18
03.09.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
15.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
02.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
11.06.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
30.05.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1871/19
05.02.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9680/18
31.10.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
24.10.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
22.10.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9680/18
15.10.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
13.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18
07.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2038/18