16 октября 2019 г. |
Дело N А15-1460/2019 |
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@mail.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
г. Ессентуки Дело N А15-1460/2019
16 октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года,
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афанасьевой Л.В., при участии в судебном заседании представителя ООО "Экологи-ка" - Идрисов Р.Р. по доверенности от 20.03.2019, в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Экологи-ка" на определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.07.2019 по делу N А15-1460/2019 (судья Цахаев С. А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологи-ка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - РСТ РД) с требованиями: о признании незаконным протокола заседания Правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20 декабря 2018 года N 43 в части экспертизы материалов ООО "Экологи-ка", обосновывающих величину единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год; о признании недействительным постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан N 63 от 20 декабря 2018 года "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан" в части установления производственных программ региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год (пункт 1) и установления и введения в действие на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан согласно приложению к настоящему постановлению в части предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Южного межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (МЭОК "Южная зона") - ООО "Экологи-ка" (пункт 2).
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.07.2019 производство по делу N А15-1460/2019 прекращено.
Определение мотивировано тем, что обжалуемый правовой акт соответствует критериям нормативного акта, поскольку является общеобязательным государственным предписанием, рассчитанным на многократное применение и затрагивают права неопределенного круга лиц, в связи с чем, спор не подведомствен арбитражному суду.
Не согласившись с принятым определением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Указывает о том, что первоначально обращались в суд общей юрисдикции, но определением Советского районного суда г. Махачкалы обществу отказано в принятии административного искового заявления и в судебном акте указано, что требования должны рассматриваться в арбитражном суде. Суд первой инстанции относительно протокола заседания Правления РСТ N 43 пришел к неправильному выводу, что данный протокол является промежуточным, так как протокол является важным документом обосновывающий тариф регионального оператора.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Требования по данному делу: признать недействительным протокол и постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан N 63 от 20 декабря 2018 года "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан" заявлены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, закрепившей процедуру судебного обжалования ненормативных актов, разделившую понятие "действие (бездействие)" и "ненормативный правовой акт", "решение органа власти" (часть 1 статьи 198, части 1, 4 и 5 статьи 201).
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что иск принят ошибочно, так как заявителем оспаривается ненормативный правовой акт, рассмотрение таких споров не входит в компетенцию арбитражных судов.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия судом оспариваемого определения) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 27 Кодекса).
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", вступившей в законную силу с 06.08.2014) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов. Как разъяснено в абзаце 2 пункта 2.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - постановление N 58), если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц (пункт 1.2 постановления N 58).
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Служба по тарифам является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции, осуществляющим в т.ч. функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги).
Акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" по общему правилу рассчитаны на неоднократное применение (в течение определенного периода) и регулируют отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц (потребителей), то есть обладают признаками нормативного правового акта.
Постановлением РСТ Дагестана от 20.12.2018 N 63 пунктом 1 установлены производственные программы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год и пунктом 2 установлены и введены в действие на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан согласно приложению к постановлению.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемый правовой акт соответствует критериям нормативного акта, поскольку является общеобязательным государственным предписанием, рассчитанным на многократное применение, и затрагивает права неопределенного круга лиц.
Указанный акт утвержден по определенной законом форме (постановление), прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Дагестан и опубликован в установленном законодательством порядке.
В соответствии со ст. 59 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" официальным опубликованием нормативного правового акта органов государственной власти Республики Дагестан считается первая публикация его полного текста в газете "Дагестанская правда" или в периодическом печатном издании "Собрание законодательства Республики Дагестан" либо первое размещение (опубликование) на интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, или "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или на портале Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://pravo- minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Постановление РСТ Дагестана от 20.12.2018 N 63 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 29 декабря 2018 года за номером 05036003582.
Позиции о том, что тарифные решения в части установления предельных тарифов на обращение с твердыми коммунальными отходами рассматривается судами общей юрисдикции, придерживается Верховный Суд Российской Федерации, что следует из Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 N 51-АПА19-3, Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N 18-АПГ18-18, Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 31.10.2018 N 93-АПГ18-4, Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.11.2018 N 7-АПГ18-8 и других.
С 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Глава 23 АПК РФ предусмотрено рассмотрение судом по интеллектуальным правам дел по оспариванию нормативных актов судом по интеллектуальным правам в сфере интеллектуальной деятельности (статья 191).
Оспариваемый по рассматриваемому делу ненормативный акт не относится к числу ненормативных актов, рассматриваемых в порядке главы 23 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований подведомственны Верховному суду республики, который рассматривает их в качестве суда первой инстанции.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о прекращении производства по данному делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.
Суд первой инстанции правильно указал, что заявителем в материалы дела не представлены доказательства обращения в компетентный, согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по заявленным требованиям в Верховный суд Республики Дагестан.
Суд первой инстанции правильно указал, что приложенная к заявлению копия определения Советского районного суда г. Махачкалы от 01.04.2019 об отказе в принятии административного искового заявления по аналогичным требованиям суд не считает доказательством обращения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в компетентный суд, так как с учетом указанной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный спор подведомственен (подсуден) Верховному суду Республики Дагестан, а не Советского районного суда г. Махачкалы. Отказ в принятии заявления не компетентным судом не может свидетельствовать об отказе заявителю в рассмотрении его заявления судом общей юрисдикции.
В определении Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998 по делу N А65-7944/2017 (Судебная коллегия по экономическим спорам) изложена правовая позиция о том, что арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм.
Суд первой инстанции правильно указал о том, что не подлежат рассмотрению по существу и требования заявителя о признании незаконным протокола заседания Правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20 декабря 2018 года N 43 в части экспертизы материалов ООО "Экологи-ка", обосновывающих величину единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год, так указанный протокол не относится к ненормативному правовому акту, а является промежуточным процессуальным документом, на основании которого принят нормативный правой акт, оспоренный обществом по данному делу, заявление по которому не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что определением Советского районного суда г. Махачкалы обществу отказано в принятии административного искового заявления и в судебном акте указано, что требования должны рассматриваться в арбитражном суде - отклоняется, поскольку заявителем оспаривается нормативный акт, утвердивший тариф.
Ошибочное разъяснение суда общей юрисдикции, противоречащее Кодексу административного судопроизводства РФ, не влечет изменение компетенции арбитражных судов.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции относительно протокола заседания Правления РСТ N 43 пришел к неправильному выводу, что данный протокол является промежуточным, так как протокол является важным документом обосновывающий тариф регионального оператора - отклоняется.
Протоколом N 43 от 20.12.2018 на повестку дня были поставлены вопросы: об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Грин Тау" г. Избербаш; об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для МУП "Спецавтохозяйство" г. Кизляр; об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан.
20.12.2018 РСТ по РД В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об основах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 23, ст. 3331), постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.05.2011 N165 "Вопросы Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2011, N 10, ст. 399) Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан постановил: утвердить производственные программы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год; установить и ввести в действие на период с 01.01.201931.12.2019 предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан.
Постановление N 63 от 20.12.2018 и протокол N 43 от 20.12.2018 РСТ по РД представляют собой единый пакет документов, направленных на установление предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан.
С учетом изложенного, акты регулирующего органа об утверждении единых тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, а также дела об оспаривании иных актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции.
Таким образом, арбитражный суд некомпетентен рассматривать заявление ООО "Экологи-ка" об оспаривании постановления РСТ от 20.12.2018 N 63 и протокола заседания Правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2018 N43.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.07.2019 по делу N А15-1460/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269,272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.07.2019 по делу N А15-1460/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1460/2019
Истец: ООО "ЭКОЛОГИ-КА"
Ответчик: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН