г. Москва |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А41-43625/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП городского округа Подольск "Подольская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-43625/19 по иску МУП городского округа Подольск "Подольская теплосеть" к ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" о взыскании денежных средств, третье лицо - ООО "Люкс Ойл",
при участии в заседании:
от истца - представитель Сологуб Е.А. по доверенности от 01.04.2019, Судаков М.В. по доверенности от 20.11.2018;
от ответчика - Латушкин М.А. по доверенности от 01.11.2018;
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
МУП городского округа Подольск "Подольская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" о взыскании задолженности за февраль 2019 года в размере 257 904,29 руб., неустойки в размере 19 572,72 руб. по состоянию на 13.09.2019, законной неустойки, начиная с 14.09.2019 по день фактической оплаты от невыплаченной суммы задолженности в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены в части взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию по договору N 2885 от 01.10.2018 за период февраль 2019 года в размере 123 062,09 руб.; законной неустойки в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в размере 9 339,36 руб. за период просрочки с 16.03.2019 по 13.09.2019, законной неустойки за период с 14.09.2019 по дату фактической оплаты долга; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе истца, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.10.2018 между МУП городского округа Подольск "Подольская теплосеть" и ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" заключен договор N 2885, в соответствии с которым истец осуществляет ответчику - управляющей компании, поставку тепловой энергии в многоквартирные дома по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 7 к.1, а ответчик обязался производить оплату Истцу за поставленную тепловую энергию и теплоноситель с соблюдением сроков, в размере, порядке оплаты, определенных договором.
Истец утверждает, что в феврале 2019 года поставил ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" 125,25 Гкал тепловой энергии по цене 1 715,93 руб. (без налога на добавленную стоимость за 1 Гкал на сумму 257 904,29 руб. (без налога на добавленную стоимость, что подтверждается актами об объемах снятия показаний от 20.02.2019, актом, счетом - фактурой от 28.02.2019, ведомостью учета параметров.
За потребленную тепловую энергию ответчиком - ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" оплата своевременно и в полном объеме не производилась.
Задолженность ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" по оплате принятой тепловой энергии по договору за период за февраль 2019 года составила 257 904,29 руб., обязательства по оплате тепловой энергии ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" выполнял не надлежащим образом, в связи с чем, задолженность на момент рассмотрения спора с учетом произведенных оплат, по мнению истца, составила 257 904,29 руб.
Истцом в адрес ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" направлена претензия об оплате образовавшейся задолженности.
Требования досудебной претензии не были исполнены, в связи с чем истец обратился за взысканием долга в арбитражный суд.
В настоящем деле рассматривается спор, возникший в связи с исполнением договора, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения, к этим правоотношениям применимы нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оказание услуг по поставке тепловой энергию за спорный период подтверждается представленными в материалы дела счетами.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств не допускается.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 АПК РФ).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" не согласно с предъявленными к нему требованиями.
Так, ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" указывает, что истец определил объём тепловой энергии для нужд ГВС на основании расчётной методики с пропорциональным разделением объёмов тепловой энергии между МКД N 7 к.1 (находящегося в управлении - ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект") и дома N 7 к.2 (находящегося в управлении ООО Управляющая компания "Август ЖКХ"), исходя из соотношения 35,67% МКД N 7 корп.1 и 64,33% - МКД N 7 корп.2 и не предусмотренной действующим законодательством.
Ответчик полагает, что ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" должно оплачивать принятый коммунальный ресурс только в объёме, уменьшенном на объем коммунального ресурса, потребленного нежилым помещением (пом. N 1), расположенным в многоквартирном доме по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 7, корпус 1.
ООО "Люкс Ойл" на основании договора доверительного управления от 01.01.2016 N 1 управляет указанным нежилым помещением (в дело представлена выписка из Единого государственного реестра объектов недвижимости). Между ООО "Люкс Ойл" и истцом заключен договор N 1380 от 01.10.2012 на поставку тепловой энергии и горячей воды. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сетей N 1380-1 от 01.10.2012 нежилое помещение кадастровый номер 50:55:0030620:4920 получает тепловую энергию от ИТП, расположенном в многоквартирном доме по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 7, к. 1 (далее также - МКД7к1). В этом же акте указано, что в расчетах используется прибор учета N 1548735 ТЭМ-104. Согласно приложению N 2 к договору N 1380 от 01.10.2012, заключенному между истцом и ООО "Люкс Ойл" годовой объем, потребляемый указанным нежилым помещением составляет 614,75 Гкал.
Ответчик полагает, что на его долю находящихся в его управлении объектов приходится 51,23 Гкал (614,75 Гкал/12-51,23 Гкал).
Ответчик на основании индивидуальных показаний приборов учета по горячей воде, нормативов потребления горячей воды и нормативов подогрева холодной воды произвел расчет объема тепловой энергии, поставленной в феврале 2019 года для нужд горячего водоснабжения. Данная сумма составила 21,76 Гкал.
Общий объем, предъявленный к оплате истцом, составил 125,25 Гкал и он включает объем тепловой энергии для нужд ГВС по данным истца в размере 36,21 Гкал.
Ответчик полагает, что объем тепловой энергии, подлежащей оплате ответчиком в спорный период составляет 59,57 Гкал (21,76 Гкал + 89,04 Гкал - 51,23 Гкал=59,57 Гкал). Общая стоимость тепловой энергии, подлежащей оплате ответчиком, за февраль 2019 года составляет сумму в размере 123 062,09 руб. (59,57 Гкал * 2065,84 руб. * 123 062,09 руб.).
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с положениями статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение, объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
Постановлением Главы города Подольска от 21.12.2004 N 2707-П утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды для нужд системы горячего водоснабжения с полотенцесушителями и неизолированными стояками без учета потерь в наружной сети водоснабжения - 0,0546 Гкал/м3.
Таким образом, расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению должен производится по формуле:
S=V N
T, где
V - объем отпущенной жителям МКД горячей воды, определенный в соответствии с жилищным законодательством;
N - норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды для нужд системы горячего водоснабжения;
Т - тариф для компонента на тепловую энергию.
Для подтверждения обоснованности расчета стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению ответчик представляет сведения об объемах горячей воды, поставленной в спорный период жителям многоквартирного дома по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д.7 к.1, к.2, копию постановления Главы города Подольска от 07.12.2007 N 2707-п, утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды для нужд системы горячего водоснабжения - 0,0546 Гкал/куб.м.
На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604, согласно которому в рамках Постановления N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Задолженность ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" не оплачена.
Довод истца о применении в многоквартирном доме по адресу г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 42 закрытой системы теплоснабжения с применением ИТП, который ставится в обоснование правомерности предложенной истцом методики определения объема поставленной тепловой энергии, является несостоятельным, так как данный ИТП применяется одновременно в отношении двух многоквартирных домов, и прибор учета, установленный на входе в МКД Доллежаля д.7 к.1 и к.2, учитывает объемы тепловой энергии на оба дома, что подтверждается актами об объемах снятия показаний от 20.02.2019, и ответчиком не оспаривается.
Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что указанные дома, запитанные от одного ИТП, обслуживаются разными управляющими компаниями (ООО Управляющая компания "Август ЖКХ" и ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект") (письмо от 23.01.2016 исх. N 30).
Производя расчет за поставленный ресурс, истец по собственной инициативе применяет к расчету поставленного объема по обоим домам дифференцированный коэффициент, не утвержденный нормативно и не предусмотренный условиями договора.
С учетом изложенного, истцом не доказан факт того, что размер потребленного ресурса составляет больше размера, рассчитанного ответчиком по настоящему делу, исходя из нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
При таких условиях суд согласился с контррасчетом ответчика по объемам потребленной энергии.
Также нельзя согласиться с доводом истца о том, что ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" обязано оплатить объём тепловой энергии, потребленной ООО "Люкс Ойл".
Поставка ресурсоснабжающей организацией ресурсов в нежилое помещение по договору от 01.10.2012 N 1380 исключает правовые основания МУП городского округа Подольск "Подольская теплосеть" для предъявления ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" требования об оплате коммунальных ресурсов, поставленных в феврале 2019 года в полном объеме, в том числе и в объемах, поставленных в нежилые помещения, принадлежащие на праве доверительного управления ООО "Люкс Ойл", поскольку не представлено истцом доказательств, подтверждающих исключение данных объемов из объемов тепловой энергии предъявляемой ответчику.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно требования истца в части взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию по договору N 2885 от 01.10.2018 за период февраль 2019 года правомерно удовлетворены частично - в размере 123 062,09 руб.
Истец также просил взыскать с ответчика законную неустойку в размере 19 572,72 руб., по состоянию на 13.09.2019, законную неустойку, начиная с 14.09.2019 по день фактической оплаты от невыплаченной суммы задолженности в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Поскольку требование о взыскании задолженности удовлетворено в соответствии с контррасчетом ответчика, следовательно, неустойка, рассчитанная истцом из суммы заявленной в иске задолженности, не может быть обоснованной.
Между тем, поскольку не исполнение обязательств ответчиком - ООО Управляющая компания "СпецКоммунПроект" по оплате имеет место, судом рассмотрен контррасчёт законной неустойки, представленный ответчиком.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации является неустойка.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Гражданское законодательство различает законную и договорную неустойку, причем в силу части 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
То есть, вид ответственности в форме законной неустойки должен быть установлен специальным законом.
В данном случае вид ответственности в форме законной неустойки установлен Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
К правоотношениям по настоящему делу приведенная норма Закона подлежит применению, поскольку в статье 2 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжение" указано, что действие положений Закона, распространяется на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Ответчиком представлен контррасчет неустойки за период просрочки с 16.03.2019 по 13.09.2019 в размере 9 339,36 руб., который признан обоснованным, математически правильным.
Поскольку сумма основного долга ответчиком не оплачена, судом первой инстанции требования истца в части взыскания неустойки правомерно удовлетворены частично - в размере 9339,36 руб. за период просрочки с 16.03.2019 по 13.09.2019 и за период с 14.09.2019 по дату фактической оплаты долга.
Довод апелляционной жалобы истца о применении в многоквартирном доме по адресу г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 42 закрытой системы теплоснабжения с применением ИТП, который ставится в обоснование правомерности предложенной истцом методики определения объема поставленной тепловой энергии, является несостоятельным, так как данный ИТП применяется одновременно в отношении двух многоквартирных домов, и прибор учета, установленный на входе в МКД Доллежаля 42, учитывает объемы тепловой энергии, потребляемые как МКД Доллежаля 40, так и МКД Доллежаля 42, что подтверждается актом снятия показаний, и истцом не оспаривается.
Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что указанные дома, запитанные от одного ИТП, обслуживаются разными управляющими компаниями с самостоятельными договорными обязательствами по оплате тепловой энергии.
Производя расчет за поставленный ресурс, истец по собственной инициативе применяет к расчету поставленного объема по обоим домам дифференцированный коэффициент, не утвержденный нормативно и не предусмотренный условиями договора.
С учетом изложенного, истцом не доказан факт того, что размер потребленного ресурса составляет больше размера, рассчитанного ответчиком по настоящему делу, исходя из нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно принял за основу контррасчет ответчика и требование о взыскании суммы задолженности удовлетворил частично.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-43625/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43625/2019
Истец: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК "ПОДОЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ"
Третье лицо: ООО "Люкс Ойл"