г. Тула |
|
28 ноября 2019 г. |
А54-5653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2019.
Дело N А54-5653/2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой И.Ю., при участии от истца - Министерства природопользования Рязанской области - Сурова И.В. (доверенность от 07.05.2019 N 29), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области апелляционную жалобу Министерства природопользования Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.09.2019 по делу N А54-5653/2019 (судья Сельдемирова В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093) (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Газпром" (г. Москва, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003) (далее - ПАО "Газпром") о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 02.12.2014 в размере 24 868 рублей 28 копеек (т. 1, л. д. 4 - 7).
Определением суда от 02.07.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. д. 1 - 3).
Определением от 15.08.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт" (Московская область, г. Щелково, ОГРН 1085050006766, ИНН 5050073540) (далее - ООО "Газпром центрремонт") (т. 1, л. д. 95 - 98).
Решением суда от 23.09.2019 в удовлетворении иска отказано (т. 2, л. д. 13 -18).
Как установлено судом, арендуемый земельный участок изначально предоставлялся ПАО "Газпром" в аренду для использования в целях строительства объекта "Бурение скважины наблюдательной N 25 Увязовского ПХГ".
Поскольку строительство линейного объекта завершено 31.12.2015, то арендуемый лесной участок после указанной даты фактически использовался ответчиком уже не для целей строительства, а для целей эксплуатации сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью газопровода, в связи с чем с 01.01.2016 размер арендной платы должен определяться с учетом поправочного коэффициента 0,1.
Согласно расчету ответчика, не оспоренному истцом, за период с 01.01.2016 по 28.02.2019 размер арендной платы с применением поправочного коэффициента 0,1 составляет 4 764 рубля 71 копейка; за период с 01.01.2016 по 01.09.2017 третьим лицом - ООО "Газпром центрремонт" внесена арендная плата по договору аренды от 02.12.2014 в общей сумме 22 711 рублей 24 копейки.
Учитывая изложенное, суд посчитал отсутствующими у ответчика задолженность по договору аренды лесного участка от 02.12.2014 за период с 02.09.2017 по 28.02.2019, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Не согласившись с судебным актом, министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.09.2019 и принять по делу новый судебный акт (т. 2, л. д. 20 - 21). Заявитель не согласен с выводом суда о том, что поскольку строительство линейного объекта завершено 31.12.2015, то арендуемый лесной участок после указанной даты фактически использовался ответчиком уже не для целей строительства, а для целей эксплуатации сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью газопровода, в связи с чем с 01.01.2016 размер арендной платы должен определяться с учетом поправочного коэффициента 0,1. Указывает, что по условиям договора аренды лесного участка от 02.12.2014 во временное пользование предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности для строительства объекта "Бурение скважины наблюдательной N 25 Увязовского ПХГ".
В ходе проведенной в 2018 Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) проверки исполнения министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, передаваемых в виде субвенций (за 2016 - 2018) выявлен недополученный в федеральный бюджет доход, в том числе по причине отсутствия начислений по договорам аренды с истекшим сроком действия в связи с тем, что лесные участки не возвращены по акту приема-передачи, в том числе по договору от 02.12.2014.
По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений и министерством доначислена арендная плата по договору от 02.12.2014 с момента окончания действия по 30.09.2018. Начиная с октября 2018, арендная плата начислялась в последний день месяца ежемесячно до даты подписания акта приема-передачи от 28.02.2019.
Ссылаясь на положения Лесного кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в постановлении.
Полагает, что при доначислении ответчику арендной платы министерством был обоснованно применен поправочный коэффициент 0,1.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпром центрремонт" просит оставить решение суда от 23.09.2019 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 2, л. д. 50 - 52).
Указывает, что объект недвижимости, для завершения строительства которого заключались договоры, является созданным с момента подписания и утверждения акта приемки, в связи с чем при расчете арендной платы за пользование лесным участком должен применяться поправочный коэффициент 0,1.
Обращает внимание, что истцом расчет задолженности по арендной плате произведен без применения поправочного коэффициента 0,1. Кроме того, оплата по договору произведена, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Газпром" просит оставить решение суда от 23.09.2019 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 2, л. д. 60 - 65). Ссылаясь на положения Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление N 310), указывает, что к расчетам по договору аренды лесного участка при эксплуатации трубопроводов и их составляющих частей необходимо применение понижающего коэффициента 0,1.
Обращает внимание, что с 31.12.2015 на лесном участке, предоставленном в пользование по договору, эксплуатируются линейные объекты, и начало их эксплуатации связано с датой утверждения распоряжением ПАО "Газпром" акта приемки законченного строительством объекта.
Правовая позиция о необходимости применения понижающего коэффициента 0,1 с момента утверждения акта приемки законченного строительством объекта была неоднократно подтверждена судебной практикой по спорам с участием ПАО "Газпром" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2018 по делу N А17-7050/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по делу N А50-24750/2016), а также судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2016 N 307-ЭС16-9478, от 17.07.2015 N 305-ЭС15-7250, от 06.11.2015 N 307-ЭС15-14899; решение Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А40-220270/2017 и так далее).
Согласно приведенному расчету при годовом размере арендной платы за 2019 в 2 034 рубля 87 копеек сумма переплаты по состоянию на 01.01.2020 составила 16 240 рублей 58 копеек.
Ответчик согласен с выводом суда о том, что размер арендной платы в нарушение требований пункта 8 договора ошибочно рассчитан истцом без учета коэффициента в размере 0,1, установленного постановлением N 310, который подлежит применению при расчете арендной платы по договору, начиная с 01.01.2016, поскольку на используемых ответчиком лесных участках располагается введенный в эксплуатацию линейный объект.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 23.09.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик и третье лицо в заседание суда апелляционной инстанции не явились; отзыв ПАО "Газпром" на апелляционную жалобу содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т. 2, л. д. 60 - 65), которое удовлетворено судом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 41, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 23.09.2019 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 02.12.2014 между министерством (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка (т. 1, л. д. 12 - 19), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное владение и пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, определенный в пункте 2 договора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора и приложению N 3 к нему (т. 1, л. д. 23), лесной участок общей площадью 1,02 га предоставлен в аренду для строительства объекта "Бурение скважины наблюдательной N 25 Увязовского ПХГ".
Согласно пункту 5 договора арендная плата по договору составляет 11 705 рублей 99 копеек.
Согласно расчету арендной платы (приложение N 4 к договору (т. 1, л. д. 24 - 25)) ее размер определен исходя из следующих характеристик: площадь участка, категория земель, целевое назначение лесов, категория защитности лесов, группа древесных пород, базовая ставка платы за 1 га с применением коэффициентов.
Пунктом 8 договора определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В случае изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка арендодатель производит перерасчет арендной платы и уведомляет об этом арендатора в письменной форме, с приложением подписанного арендодателем дополнительного соглашения об изменении арендной платы.
Пунктом 33 договора определен срок его действия - с 02.12.2014 по 01.11.2015 (включительно).
По акту приема-передачи от 02.12.2014 лесной участок передан арендатору (т. 1, л. д. 31 - 32).
Сторонами 08.09.2016 подписано дополнительное соглашение к договору аренды (т. 1, л. д. 33 - 34), согласно которому срок действия договора продлен до 01.09.2017 (включительно). Арендная плата на период продления срока действия договора с 02.10.2016 по 01.09.2017 составляет 12 675 рублей 91 копейка.
После окончания срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным лесным участком, в связи с чем договор аренды в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на неопределенный срок.
Письмом от 25.12.2017 N 45962 (т. 1, л. д. 131 - 133) ООО "Газпром центрремонт", выполняющее функции агента по инвестиционному проекту "Расширение Касимовского ПХГ свыше 9 млдр. куб. м активной емкости и увеличение суточной производительности до 130 млн. куб. м" на основании агентского договора от 01.10.2012, просило применить в период с 01.01.2016 по дату окончания действия договора коэффициент 0,1, установленный постановлением N 310 от 22.05.2007, в связи с завершением строительства объекта и ввода его в эксплуатацию. По акту приема-передачи от 28.02.2019 арендованный лесной участок возвращен арендодателю (т. 1, л. д. 37).
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 28.09.2018, от 05.02.2019, от 01.03.2019 о наличии задолженности по договору аренды от 02.12.2014 за период с 02.09.2017 по 28.02.2019 в сумме 24 868 рублей 28 копеек, которые получены ответчиком и третьим лицом 08.10.2018, 14.02.2019 и 11.03.2019 соответственно (т. 1, л. д. 38 - 46).
В ответах на претензию от 22.10.2018 N 33883, от 26.03.2019 N 8950, от 24.04.2019 N 12405, от 25.04.2019 N 12489 (т. 1, л. д. 134 - 144) ООО "Газпром центрремонт" не согласилось с требованиями министерства, повторно просило произвести перерасчет арендной платы, применить поправочный коэффициент 0,1, представило распоряжения ПАО "Газпром" от 31.12.2015 N 684 и N 643 об утверждении акта приемочной комиссии по приемке законченного строительством объекта (т. 1, л. д. 119, 126).
Поскольку претензии оставлены без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением (т. 1, л. д. 4 - 7).
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Разногласия сторон касаются вопроса применимого коэффициента к ставкам арендной платы за спорный период.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктами 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и тому подобное), по общему правилу, применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в частности, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу пункта 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа. В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 14 Закона N 69-ФЗ для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" определен перечень имущества входящего в состав магистрального газопровода.
Исходя из приведенных норм, построенный объект "Скважина наблюдательная N 25 Увязовского ПХГ" и "Расширение Касимовского ПХГ свыше 9 млдр. куб. м активной емкости и увеличение суточной производительности до 130 млн. куб. м" являются линейными объектами.
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По правилам части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных выше норм, размер арендной платы за пользование лесным участком является регулируемым, в связи с чем при его определении должны использоваться ставки, установленные уполномоченным органом. Применение регулируемых цен в договоре является обязательным, их изменение, в том числе по соглашению сторон, законом не допускается.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно примечанию N 9 таблицы 16 к постановлению N 310 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Установив, что линейные объекты, расположенные на участках, являющихся объектами аренды, построены и введены в эксплуатацию (строительство объекта завершено 31.12.2015), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете арендной платы по договору должны с 01.01.2016 применяться базовые ставки арендной платы, установленные постановлением N 310 с поправочным коэффициентом 0,1. Согласно расчету ответчика, не оспоренному истцом, за период с 01.01.2016 по 28.02.2019 размер арендной платы с применением поправочного коэффициента 0,1 составляет 4 764 рублей 71 копейка, в том числе за 2016 - 1 335 рублей 04 копейки, за 2017 - 1 410 рублей 41 копейка, за 2018 - 1 690 рублей 34 копеек, с 01.01.2019 по 28.02.2019 -328 рублей 92 копейки (т. 1, л. д. 149 - 151).
За период с 01.01.2016 по 01.09.2017 ООО "Газпром центрремонт" внесена арендная плата по договору аренды от 02.12.2014 в общей сумме 22 711 рублей 24 копейки, что подтверждается платежными поручениями от 20.05.2016 N 17490 на сумму 9 963 рубля 36 копеек, от 11.11.2016 N 36624 на сумму 3 319 рублей 38 копеек, от 11.11.2016 N 36625 в размере 9 356 рублей 53 копеек, от 14.04.2017 N 11432 на сумму 71 рубль 97 копеек (т. 1, л. д. 145 - 148).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии у ответчика задолженности по договору аренды лесного участка от 02.12.2014 за период с 02.09.2017 по 28.02.2019, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Основания для переоценки указанных выводов и обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого обжалуемого законного и обоснованного судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - министерством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.09.2019 по делу N А54-5653/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5653/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "ГАЗПРОМ"
Третье лицо: ООО Газпром Центрремонт