г. Москва |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А41-13751/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ЗАО "КОЛОМЕНСКИЕ ОВОЩИ" (ОГРН: 1055003906638, ИНН: 5022064007, КПП: 502201001) - Данилов И.С. представитель по доверенности от 12.02.19 г.;
от Администрации городского округа Коломна (ОГРН 1035004259773, ИНН 5022002040)- представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от - Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от Управления Росреестра по Московской области; представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от- ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "КОЛОМЕНСКИЕ ОВОЩИ" (ОГРН: 1055003906638, ИНН: 5022064007),на решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-13751/19, принятое судьей О.А. Кузьминой,
по иску ЗАО "КОЛОМЕНСКИЕ ОВОЩИ" к Администрации городского округа Коломна о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "КОЛОМЕНСКИЕ ОВОЩИ" (далее- ЗАО "КОЛОМЕНСКИЕ ОВОЩИ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Коломна (далее- Администрация) с требованиями 1) Признать незаконными действие Администрации Коломенского городского округа по уклонению от предоставления подписанного договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:34:0010605:2366; 2) Обязать Администрацию Коломенского городского округа подписать приложенный к заявлению договор купли-продажи в течение 7 дней с даты вступления решения суда в законную силу и обеспечить регистрацию договора (т. 1 л.д. 3)
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-13751/19 в удовлетворении требований отказано.. (т. 2 л. д. 39-41).
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "КОЛОМЕНСКИЕ ОВОЩИ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на территории Коломенского муниципального района расположен земельный участок с кадастровым номером 50:34:0010605:2366 площадью 46 868 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования "склады".
На указанном участке расположены следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности общества: 1. гидротехнические очистные сооружения с кадастровым номером 50:34:0000000:710 (площадь застройки 103,4 кв.м согласно свидетельству о регистрации права, запись регистрации N 50-50-57/005/2014-702 - т.1, л.д.38), 2. нежилое здание КНС площадью 3,1 кв.м с кадастровым номером 50:00:0000000:161, запись регистрации согласно свидетельству N 50-50-57/005/2014-699 (т.1, л.д.37); 3. склад жидкого аммиака площадью 13,6 кв.м (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50-57/005/2014-704 - т.1, л.д.33).
При этом, согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2019 г. в отношении объекта с кадастровым номером 50:00:0000000:168, его площадь увеличена до 14,8 кв.м.
Данные объекты (1-3) приобретены заявителем по договору купли-продажи объектов недвижимости от 17.03.2019 г.
4. здание назначение нежилое общей площадью 44,1 кв.м. (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50-34/031/2013-192 - т.1, л.д.36), согласно выписке из ЕГРН от 24.07.2019 г. наименование объекта - нежилое здание силовое оборудование трансформаторная подстанция N 305, с кадастровым номером 50:34:0010101:470);
5. здание назначение нежилое общей площадью 43,9 кв.м. (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50-34/031/2013-191 - т.1, л.д.35), согласно выписке из ЕГРН от 24.07.2019 г. наименование объекта - нежилое здание силовое оборудование трансформаторная подстанция N 306 с кадастровым номером 50:34:0000000:19929).
Права на данные объекты (4-5) приобретены обществом на основании решения Арбитражного суда Московской области от 12.09.2013 г. по делу N А41-24802/2013. 6. здание весовая общей площадью 31,80 кв.м с двумя весами площадью застройки 234,8 кв.м (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50- 34/003/2005-295 - т.1, л.д.32).
При этом, согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2019 г. в отношении объекта с кадастровым номером 50:34:0000000:2212, его площадь увеличена до 47,4 кв.м; 7. здание овощехранилища общей площадью 7 557,90 кв.м. (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50-34/003/2005-293 - т.1, л.д.30).
При этом, согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2019 г. в отношении объекта с кадастровым номером 50:34:0000000:704 его площадь увеличена до 7 834 кв.м.
. Здание проходная площадью 92,70 кв.м (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50-34/003/2005-294 - т.1, л.д.31).
При этом, согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2019 г. в отношении объекта с кадастровым номером 50:34:0000000:2193, его площадь увеличена до 124,8 кв.м. 9. здание тарный склад площадью 1950,50 кв.м. (о чем в свидетельстве о регистрации права сделана запись регистрации N 50-50-34/018/2005-486 - т.1, л.д.34), согласно выписке из ЕГРН от 27.07.2019 г. с кадастровым номером 50:34:0000000:2241 Документ-основание возникновения права собственности указанных объектов (6-9) - протокол заседания Совета директоров СЗАО "Сергиевское" N 04/05 от 18.04.2005 г.
Кроме того, заявителем представлены выписки из ЕГРН от 04.07.2019 г. на объекты незавершенного строительства: - согласно выписке - объект "нежилое" площадью 7725,8 кв.м с кадастровым номером 50:34:0010605:2312 (свидетельство о регистрации права от 01.04.2014 г., объект права дороги, площадки (на территории финского склада), назначение нежилое, транспортное, площадь застройки 7725,8 кв.м., инв. N 084:027-23269, лит. 2-Б, кадастровый (условный) номер 50- 50-34/030/2010-253, о чем в ЕГРН 01.04.2014 г. сделана рег.запись N50-50-57/005/2014-700, основание возникновения права собственности - договор купли-продажи объектов недвижимости от 17.03.2019 г. - т.1, л.д.95). - согласно выписке из ЕГРН объект не имеет наименования, площадь 91,4 кв.м., кадастровый номер 50:34:0010605:2280 (свидетельство о регистрации права от 01.04.2014 г., объект права: пожарный резервуар, назначение нежилое, производственное, площадь застройки 91,4 кв.м, инв. N084:027-23269, лит.5-Б, кадастровый (условный) номер 50-50- 34/030/2010-397, о чем в ЕГРН 01.04.2014 г. сделана запись регистрации N50-50-57/2017-703, основание возникновения права собственности - договор купли-продажи объектов недвижимости от 17.03.2019 г. - т.1, л.д.101).
Как пояснил заявитель, обществом в адрес заинтересованного лица направлен подписанный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:34:0010605:2366 (т. 1, л.д. 23).
Бездействие Администрациии по вопросу неподписания представленного договора купли-продажи для последующей регистрации права собственности на земельный участок послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что оснований для возложения на заинтересованное лицо подписать договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 50:34:0010605:2366 не имеется.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 того же Кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, при обращении с заявлением о приобретении земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 39.3 и ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается в том числе и цель использования земельного участка (пункт 1 статьи 39.17).
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. В соответствии с пунктом 6 названной нормы права проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу, в частности, относится превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
По смыслу приведенных норм собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться так, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществить его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования, то есть необходимо устанавливать размер земельного участка, непосредственно связанного с функциональным назначением объекта.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.09.2016 по делу А41-2703/16.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).
При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков должны быть определены в градостроительном регламенте. Доказательств утверждения градостроительного регламента Коломенского городского округа не представлено.
Согласно ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч.1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
. В обоснование испрашиваемого земельного участка площадью 46 868 кв.м, заявитель представил заключение по определению и обоснованию размера земельного участка под складским комплексом, изготовленное ООО "Геопроект" в 2019 г.
Однако данное заключение не может быть в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ признано арбитражным судом надлежащим доказательством ввиду того, что в площадь, необходимую для использования объектов недвижимости, включены дороги и площадки площадью 7750,8 кв., а также объекты незавершенного строительства (стр. 1 заключения). Вместе с тем, предоставление участков в собственность под данными вспомогательными объектами законодательством не предусмотрено.
Заявитель полагает, что изданное администрацией Постановление N 2673 от 26.11.2015 г. "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного вблизи п. Сергиевский Коломенского района" (т. 1, л.д. 53) является доказательством соразмерности площади объектов, расположенных на участке, площади земельного участка.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку утверждение схемы расположение земельного участка площадью 46 868 кв.м под объектами общества не свидетельствует об однозначном возникновении исключительного права общества на приватизацию участка во всей его площади.
Кроме того, на участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:34:0010605:2280 - пожарный резервуар площадью 91,4 кв.м (т. 1, л.д. 101), что отражено в проекте договора купли-продажи, направленного заинтересованному лицу, и объект незавершенного строительства без наименования, площадь 91,4 кв.м., кадастровый номер 50:34:0010605:2280.
В связи с чем заявитель не лишен возможности обратиться в адрес администрации с заявлением о предоставлении участка в аренду для завершения строительства данных объектов. Заявитель также не лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении в собственность участка не во всей площади, а лишь в необходимой для использования и эксплуатации объектов недвижимости.
В ходе судебного разбирательства суд вынес на обсуждение вопрос о проведении судебной экспертизы (определение от 14.05.2019 г.), однако правом заявить соответствующее ходатайство общество не воспользовалось. Соответственно, в рамках настоящего дела обществом не доказана соразмерность площади испрашиваемого земельного участка (46 868 кв.м) площади объектов недвижимости, расположенных на нем (примерно 10 400,8 кв.м): - гидротехнические очистные сооружения с кадастровым номером 50:34:0000000:710 (площадь застройки 103,4 кв.м), - нежилое здание КНС площадью 3,1 кв.м, - склад жидкого аммиака площадью 13,6 кв.м (либо 14,8 кв.м.), - здание назначение нежилое общей площадью 44,1 кв.м. (нежилое здание силовое оборудование трансформаторная подстанция N 305), - здание назначение нежилое общей площадью 43,9 кв.м. (нежилое здание силовое оборудование трансформаторная подстанция N 306), - здание весовая общей площадью 31,80 кв.м (либо 47,4 кв.м) с двумя весами площадью застройки 234,8 кв.м, - здание овощехранилища общей площадью 7 557,90 кв.м. (либо 7 834 кв.м), - Здание проходная площадью 92,70 кв.м (либо 124,8 кв.м), - здание тарный склад площадью 1950,50 кв.м.
Площадь испрашиваемого земельного участка в 4 раза больше площади объектов недвижимости заявителя, под которыми у общества имеется исключительное право на выкуп земли.
Заявитель, являясь собственником объектов недвижимого имущества, не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться в государственные и муниципальные органы за приобретением прав на земельный участок необходимый для использования принадлежащих ему зданий и сооружений.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-13751/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13751/2019
Истец: ЗАО "Коломенские овощи"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА Россия, 140407, МОСКОВСКАЯ обл, КОЛОМНА г, СОВЕТСКАЯ пл, д.1
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА