г. Москва |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А40-115012/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело N А40-115012/19
по заявлению ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "СВ-КАПИТАЛ"
к МРУ Росфинмониторинга по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления, представления,
в присутствии:
от заявителя: |
Денисов Д.Н. по дов. от 12.11.2019; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019, принятым по настоящему делу в порядке упрощенного производства, требования общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "СВ-Капитал" (далее - ООО ГК "СВ-Капитал", общество, заявитель) о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, ответчик) от 04.04.2019 N 07-19/9/34ПЮЛ1 и представления от 04.04.2019.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Исследовав и оценив представленные сторонами спора доказательства и материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд Определением от 25.10.2019 пришел к выводу о том, что в порядке части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10, о переходе к рассмотрению дела по правилам, раздела II АПК РФ. Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, о чем 25 октября 2019 года вынесено определение.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство откладывалось, с объявлением в судебном заседании 04.12.2019 перерыва на основании статьи 163 АПК РФ до 11.12.2019. Об отложении и объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Обществу было выдано представление от 04.04.2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, ООО ГК "СВ-Капитал" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе кредитные.
Судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили материалы выездной проверки на предмет исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 25.01.2014 по 25.01.2019, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (акт проверки от 23.03.2019 N 07-19/9/9 АВ).
В ходе проверки установлено, что Общество оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Данный факт подтверждается пунктом 2.2. Устава Общества, утвержденного Решением N 1 Единственного участника Общества от 26.12.2018, информацией размещенной на сайте www.gk-sv.ru в телекоммуникационной сети Интернет, кодом ОКВЭД: 68.31.1 - предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, членством в Гильдии риэлторов Москвы, договором по поиску потенциального покупателя объекта недвижимости б/н от 07.11.2016.
Следовательно, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Под организацией внутреннего контроля, в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля -реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отнесены организация и осуществление внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 г. N 58 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
В ходе проверки установлено, что Общество в проверяемом периоде на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО не состояло.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
В проверяемом периоде действовало Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма, утвержденное Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. N 59 (далее - Положение), (утратило силу в связи с принятием Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (вступил в силу 23.02.2019)").
В соответствии с пунктом 2.1 Положения, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
- установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ;
- определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ Личный кабинет используется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, для получения Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.
Пунктом 2.4 Положения установлено, что при проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.
Пунктом 2.5 Положения установлено, что результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Согласно пункту 2.8 Положения сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.
Пунктом 2.16 Положения установлено, что оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму" (далее - Перечень) после присвоения учетного номера при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
С 01.02.2013 доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется только с помощью Личного кабинета, размещенного на официальном портале Росфинмониторинга.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде Перечень, размещенный в личном кабинете на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу, Обществом не просматривался/не скачивался.
Таким образом, в нарушение требований Положения, утвержденного Приказом N 59, а также с учетом того, что Перечень не просматривался/ не скачивался, Общество в проверяемом периоде идентификацию клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей не проводило, анкетирование клиентов не проводилось.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.
Также в ходе проверки установлено, что Общество идентификацию бенефициарных владельцев клиентов не проводило.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
Кроме того, проверкой установлено, что в проверяемом периоде Общество проверки клиентов на предмет выявления среди них публичных должностных лиц не проводило. Документов и сведений, подтверждающих обратное, на момент проведения проверки Обществом не предоставлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Согласно с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган.
С учетом того, что Обществом Перечень не просматривался/не скачивался, у Общества отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, возможность последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в пункте 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация должна не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде Общество в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ проверки своих клиентов не проводило, информацию в Росфинмониторинг не направляло.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 667), и утверждаются руководителем организации.
В ходе проверки установлено, что в Обществе в проверяемом периоде отсутствовали правила внутреннего контроля.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ Общество осуществляет деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля.
Пунктом 32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом", предусмотрено:
- проведение специальным должностным лицом Общества не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
- представление руководителю организации по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что проверки осуществления внутреннего контроля в Обществе не проводились.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" (далее - Постановление Правительства РФ N 492), к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение в соответствии с Постановлением Правительства N 492 обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что в Обществе в проверяемом периоде отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
В ходе проведения проверки установлено, что руководителем Общества перечень сотрудников, которые должны проходить обучение, не утверждался.
В соответствии с пунктом 6 Положения обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж; б) дополнительный инструктаж; в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях); г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).
В ходе проверки установлено, что обучение сотрудников Общества в соответствии с требованиями Положения не проводилось.
Отсутствие надлежащего обучения сотрудников Общества ведет к повышенным рискам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также является нарушением действующего законодательства в части осуществления внутреннего контроля.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, так как не исполнило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Вышеуказанные нарушения, допущенные в результате неисполнения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля посягают на публичные правоотношения, права и законные интересы общества и государства, охраняемые в установленном законом порядке посредством правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В результате неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля возникают препятствия к осуществлению Росфинмониторингом анализа подлежащей представлению информации и оперативному принятию мер при выявлении фактов легализации доходов.
Неисполнение требований законодательства в части идентификации клиентов препятствует противодействию финансированию терроризма и экстремизма, что может привести к возникновению угроз причинения вреда жизни и здоровья людей, безопасности государства.
Довод о том, что ООО ГК "СВ-Капитал" не оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что основным видом деятельности является консультирование физических лиц в области инвестирования", несостоятелен.
В ходе проверки установлено, что Общество оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Данный факт подтверждается:
- пунктом 2.2. Устава Общества, утвержденного Решением N 1 Единственного участника Общества от 26.12.2018;
- информацией, размещенной на сайте www.gk-sv.ru в телекоммуникационной сети Интернет;
- кодом ОКВЭД: 68.31.1 - предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе;
- членством в Гильдии риэлторов Москвы,
- договором по поиску потенциального покупателя объекта недвижимости б/н от 07.11.2016, в соответствии с пунктом 1.1. которого, сторона 1 (ООО "Макс") поручает, а сторона 2 (ООО "СВ-Капитал") принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить комплекс юридических и консультационных услуг направленных на поиск потенциального покупателя.
Следовательно, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 и на основании пункта 17 Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.02.2019 N 33 постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней:
1) с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
2) с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
3) с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
4) но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей (пункт 11) рассматривается перечень посреднических услуг (в том числе, риэлторских услуг) на рынке сделок с недвижимостью, а именно:
- подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
- помощь в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости;
- организация продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
При этом, посредник при совершении сделок с недвижимостью, не являясь собственником недвижимого имущества, в отношениях с клиентами является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Из вышеизложенного следует, что в целях исполнения норм Федерального закона N 115-ФЗ к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества следует относить как риэлторов, так и агентов по операциям с недвижимостью, осуществляющих подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении гражданами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц.
В этой связи, организации, осуществляющие деятельность в форме предоставления консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, относятся к субъектам, перечисленным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку наличие указанного ОКВЭД не исключает возможность оказания услуг по поиску, подбору и бронированию объектов недвижимого имущества по заявленным характеристикам заказчика, то есть информирование об имеющихся на рынке недвижимости предложениях, что фактически подразумевает выполнение роли посредника между продавцом и покупателем недвижимого имущества в целях последующего заключения договора купли-продажи.
Довод о том, что ООО ГК "СВ-Капитал" не было заблаговременно извещено о составлении протокола об административном правонарушении", несостоятелен.
В материалах дела имеется уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 25.03.2019 в отношении ООО ГК "СВ-Капитал" от 22.03.2019 N 22-04-18/3635 которое вручено представителю ООО ГК "СВ-Капитал" по доверенности Печагину Д.Е. 22.03.2019.
С учетом вышеизложенного, Общество правомерно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Обществу правомерно выдано оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании изложенного, решение суда в соответствии с ч.3 ст. 211 АПК РФ подлежит отмене как вынесенное судом первой инстанции с нарушением норм процессуального права, а заявленные требования ООО ГК "СВ-Капитал" не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019 по делу N А40-115012/19 отменить.
Заявление ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "СВ-КАПИТАЛ" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Д.Е. Лепехин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115012/2019
Истец: ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "СВ-КАПИТАЛ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ