город Воронеж |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А48-5449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области: Новиков П.А. - представитель по доверенности N 4 от 01.03.2019, выдана сроком на один год, паспорт гражданина РФ;
от товарищества собственников жилья "Зелёный берег": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ-Карат": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Зелёный берег" на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2019 по делу N А48-5449/2019 по заявлению товарищества собственников жилья "Зелёный берег" (ОГРН 1185749007366, ИНН 5752079750) к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области (ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580) о признании незаконным бездействия, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "ТСЖ-Карат" (ОГРН 1105752001662, ИНН 5752053583),
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Зелёный берег" (далее - ТСЖ "Зелёный берег", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (правопреемник - Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области) о признании незаконным бездействия Управления государственной жилищной инспекции Орловской области до момента реорганизации до 28.05.2019 и с 28.05.2019 незаконным бездействия Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, выразившегося в неразмещении в установленный срок на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru в системе ГИС ЖКХ информации о признании недействительным решения общего собрания по протоколу собрания N 01/2018 от 26.01.2018 о выборе способа управления многоквартирным жилым домом г. Орел, ул. Панчука, д. 83а управляющей организацией ООО "ТСЖ - Карат" и решения о заключении с ним договора управления по решению Железнодорожного районного суда г. Орла от 26.09.2018, вступившему в силу по определению Орловского областного суда от 28.11.2018, а также незаконным бездействия в неразмещении информации об изменении способа управления домом на товарищество собственников ТСЖ "Зелёный берег", зарегистрированное в ЕГРЮЛ с 15.10.2018, по протоколу общего собрания N 1 от 07.10.2018 и обязании устранить нарушенные права и законные интересы заявителя: обязать Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области внести на официальный сайт www.dom.gosuslugi.ru в систему ГИС ЖКХ информацию о признании с 28.11.2018 недействительным решения общего собрания по протоколу собрания от 26.01.2018 N01/2018 о выборе способа управления многоквартирным жилым домом г. Орел, ул. Панчука, д. 83а управляющей организацией ООО "ТСЖ-Карат" и решения о заключении договора управления на основании решения Железнодорожного районного суда г. Орла от 26.09.2018, вступившего в законную силу по апелляционному определению Орловского областного суда от 28.11.2018, и исключить из реестра лицензий данные о периоде управления домом ООО "ТСЖ-Карат", а также о периоде управления домом ТСЖ "Зелёный берег" с 01.08.2019 (с учетом уточнения от 13.08.2019).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ-Карат".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2019 по делу N А48-5449/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ТСЖ "Зелёный берег" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ТСЖ "Зелёный берег" полагает, что информация о признании решения общего собрания от 26.01.2018 решением от 26.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Орла недействительным должна была быть отражена в ГЖ ЖКХ с 28.11.2018 на основании положений п.3.1 ст. 198 ЖК РФ. Ссылка ответчика на определение Заводского районного суда г. Орла от 28.12.18 необоснованна, поскольку данным судебным актом не применялось мер по приостановлению исполнения другого судебного решения от 26.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Орла. Довод ответчика об отсутствии в функционале системы возможности внесения таких сведений не освобождает от обязанности исполнять требования закона. Поскольку лицензиат ( ООО ТСЖ "Карат") не предоставил сведений о прекращении договора управления домом, то ответчик в силу положений п. 2 и п.3 ст. 198 ЖК РФ обязан был внести изменения в реестр лицензий об изменении способа управления на ТСЖ, а в реестре лицензий должны быть включены сведения о том, что с 15.10.18 изменен способ управления домом и управление осуществляется ООО ТСЖ "Зеленый берег". Обеспечительные меры по другому судебному процессу безосновательно оценены судом как отсрочка исполнения первоначального судебного акта.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области указывает на то, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. При этом, Департамент обращает внимание суда, что под понятием внесение изменений в реестр лицензий понимается внесение сведений о лице, осуществляющем управление МКД (то есть включение одной и (или) исключение другой организации). Однако, в силу наложенных мер по обеспечению иска, осуществить такие действия не представлялось возможным.
Кроме того, на сайте ГИС ЖКХ отражается лишь информация о внесенных изменениях в реестр лицензий путем замены одного лица, осуществлявшего управление, на другое лицо (или просто включение нового лица, в случае, если предыдущего не было). Указанные сведения отражаются только после внесения указанных изменений в реестр лицензий. Иных сведений в реестр лицензий (в том числе сведений о признании договора недействительным Департаментом на сайт ГИС ЖКХ не вносится, и более того, функционал сайта ГИС ЖКХ не предусматривает внесение иных сведений). Таким образом, довод о бездействии Департамента в указанной части является ошибочным.
ООО "ТСЖ-Карат" ссылается на то, что действия Департамента полностью соответствуют приказу Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ТСЖ "Зелёный берег" и ООО "ТСЖ-Карат", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Посредством электронного сервиса "Мой арбитр" от ТСЖ "Зелёный берег" и ООО "ТСЖ-Карат" поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ТСЖ "Зелёный берег" и ООО "ТСЖ-Карат", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адрес: г. Орел, ул. Панчука, д. 83а, 26.01.2018 принято решение об избрании управляющей организацией в отношении данного МКД ООО "ТСЖ-Карат", что подтверждается протоколом собрания от 26.01.2018 N 01-2018 (т.2, л.д.17-18).
Указанное решение общего собрания решением от 26.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Орла признано недействительным (т.1, л.д. 10-25).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28.11.2018 указанное решение суда оставлено без изменения (т.1 л.д.26-33).
07.10.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома изменен способ управления домом на управление ТСЖ "Зелёный берег", что подтверждается протоколом от 07.10.2018 N 1 (т.1, л.д.35-41).
12.10.2018 ТСЖ "Зелёный берег" направило в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области протокол общего собрания собственников помещений от 07.10.2018 для внесения сведений в ГИС ЖКХ (т.1, л.д.42).
ТСЖ "Зелёный берег" 14.11.2018 сообщило, что зарегистрировано в ЕГРЮЛ 15.10.2018 (т.1 л.д.45).
10.12.2018 Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области по результатам проверки заявления ТСЖ "Зелёный берег" о внесении изменений в реестр лицензий и иных представленных лицензиатом документов, поступившего в Управление 26.11.2018, принято решение, оформленное заключением, о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного жилого дома N 83а по ул. Панчука в г. Орле с 01.01.2019 (т.1 л.д. 46-47).
28.12.2018 определением Заводского районного суда г.Орла приняты меры по обеспечению иска о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений от 07.10.2018 N 1, в виде запрета третьему лицу - Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области вносить в реестр лицензий Орловской области изменения в части многоквартирного жилого дома N 83а по ул. Панчука в г. Орле до вступления в законную силу peшения по существу заявленного спора (т. 1 л.д. 107).
Письмом от 29.12.2018 Управление государственной жилищной инспекции Орловской области сообщило ТСЖ "Зелёный берег", что не может внести изменения в реестр лицензий с 01.01.2019 в силу обеспечительных мер, принятых Заводским районным судом г. Орла (определение от 28.12.2018).
Решением Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2018 в удовлетворении исковых требований Зиборовой М.О. отказано, обеспечительные меры, принятые 28.12.2018, отменены (т.1, л.д. 49-58).
Письмом от 20.03.2019 ТСЖ "Зелёный берег" сообщило Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области об отмене обеспечительных мер ( т.1 л.д.59), а письмом от 29.03.2019 просило внести изменения в реестр объектов жилищного фонда, размещенный на сайте "ГИС-ЖКХ" в отношении спорного МКД, исключить сведения об управлении МКД управляющей организацией ООО ТСЖ "Карат" и внести сведения об управлении домом ТСЖ "Зелёный берег", а также завершить процедуру внесения изменений в реестр лицензий по орловской области ( т.1 л.д.60-62)..
18.04.2019 Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области (правопреемник Управления государственной жилищной инспекции Орловской области) сообщил ТСЖ "Зелёный берег", что изменения в реестр лицензии в отношении спорного дома будут внесены после вступления в законную силу решения Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019. Также Департамент сообщил заявителю, что ведение реестров объектов жилищного фонда по Орловской области не входит в компетенцию УГЖИ Департамента.
Не согласившись с указанным бездействием Департамента, заявитель 29.04.2019 обратился в арбитражный суд с заявлением по рассмотренному делу.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что только после внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ товарищество собственников жилья вправе приступить к управлению многоквартирным домом. До вступления в законную силу (02.07.2019) решения Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019 по делу N 2-337/2019, которым отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 28.12.2018, внести изменения в реестр лицензий Орловской области не представлялось возможным. Следовательно, орган жилищного надзора - ответчик по делу не создавал препятствий, из-за которых заявитель не мог приступить к управлению домом, т.е. не бездействовал.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами регулируется разделом 10 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 года формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Управление государственной жилищной инспекции Орловской области 28.05.2019 прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу - Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 24.01.2019 N 31 "О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 21.10.2015 N 475 "Об утверждении Положения о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области" надзорные мероприятия в части осуществления всех полномочий в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Орловской области осуществляет Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 8 ст. 135 ЖК РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В развитие положений ч. 3 ст. 198 ЖК РФ приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
Требования к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий и документам, являющимся обязательными приложениями к указанному заявлению определены пунктами 2 и 3 Порядка.
Из материалов дела усматривается, что товарищество, созданное в порядке частей 7, 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представило подтверждение того, что обращалось в Службу с заявлением о внеплановой проверке.
ООО "ТСЖ-Карат" также не предоставило соответствующих данных в ГЖИ, что не оспаривалось заявителем.
В рассматриваемом случае само ТСЖ " Зеленый берег" обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного жилого дома N 83а по ул. Панчука в г. Орле (т.1 л.д. 46-47), по результатом рассмотрения которого 26.11.2018, принято решение, оформленное заключением, в о внесении изменений в реестр лицензий с 01.01.19.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что товарищество собственников жилья вправе приступить к управлению многоквартирным домом только после внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 26.09.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28.11.2018, признано недействительным решение от 26.01.2018 об избрании управляющей организацией МКД N 83а по ул. Панчука в г. Орле - ООО "ТСЖ-Карат".
Общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома был изменен способ управления домом на управление ТСЖ "Зелёный берег", что подтверждается протоколом от 07.10.2018 N 1.
ТСЖ "Зеленый берег" было зарегистрировано 15.10.2018 в ЕГРЮЛ.
Исходя из положений части 7 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации условиями осуществления деятельности по управлению МКД товариществом собственников жилья является принятие решения о выборе способа управления товариществом собственников жилья и осуществление государственной регистрации товарищества соответствующего МКД.
Без соответствующих изменений в реестр лицензий товарищество не имело правовых оснований осуществлять управление домом, относится к требованиям статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что МКД может управлять только одна управляющая компания.
По результатам рассмотрения заявления ТСЖ "Зелёный берег", поступившего в адрес органа государственного жилищного надзора Орловской области 26.11.2018, принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Орловской области в отношении МКД N 83а по ул. Панчука в г. Орле в части включения информации об указанном многоквартирном доме в реестр многоквартирных домов.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом (пункт 14 Порядка N 938/пр).
В рассматриваемом деле судом установлено, что решение о внесении изменений в реестр лицензий принято 10.12.2018, следовательно, изменения в реестр лицензий Орловской области в отношении МКД N 83а по ул. Панчука в г. Орле в соответствии с п. 14 Порядка N 938/пр должны были быть внесены с 01.01.2019.
Вместе с тем, определением Заводского районного суда г. Орла от 28.12.2018 приняты меры по обеспечению иска Зиборовой М. О. к Фроловой В. И., Дудиной Л. Ю., Межрайонной инспекции ФНС N 9 по Орловской области о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД N 83а по ул. Панчука в г. Орле, оформленное протоколом: N 1 от 07.10.2018 и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (обязании Межрайонной инспекции ФНС N 9 по Орловской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации ТСЖ "Зеленый берег") в виде запрета третьему лицу Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области вносить в реестр лицензий Орловской области изменения в части многоквартирного жилого дома N 83а по ул. Панчука в г. Орле до вступления в законную силу решения по существу заявленного спора.
Таким образом, изменения в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 83а по ул. Панчука в г. Орле с 01.01.2019 не могли быть внесены в силу мер по обеспечению иска.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019 в удовлетворении исковых требований Зиборовой Марины Олеговны к Фроловой Валентине Ивановне, Дудиной Людмиле Юрьевне, Межрайонной инспекции ФНС N 9 по Орловской области о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, признании недействительной государственную регистрацию юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, отказано. Суд отменил обеспечительные меры в виде запрета третьему лицу Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области вносить в реестр лицензий Орловской области изменения в части многоквартирного жилого дома N 83а по ул. Панчука в г. Орле до вступления в законную силу решения по существу заявленного спора.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области 26.03.2019 года обратилось в Заводской районный суд с заявлением о разъяснении решения Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019, в связи с тем, что органу жилищного надзора не было понятно с какого момента возможно внести изменения в реестр лицензий субъекта РФ (с какого времени меры по обеспечению иска прекратят свое действие).
Определением от 12.04.2019 Заводской районный суд в удовлетворении заявления Управления о разъяснении решения Заводского районного суда от 01.03.2019 отказал, указав следующее:
"Согласно ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
На основании ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Материалы гражданского дела N 2-337/2019 не содержат доказательств, свидетельствующих о немедленном исполнении решения суда от 01.03.2019".
Таким образом, Заводской районный суд указал, что меры по обеспечению иска будут отменены, прекратят свое действие после вступления решения в законную силу.
На решение Заводского районного суда от 01.03.2019 была подана апелляционная жалоба.
Согласно части 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
04.04.2019 ТСЖ "Зеленый берег" обратилось с заявлением о внесении изменений в реестр объектов жилищного фонда и реестр лицензий субъекта РФ.
18.04.2019 Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области (правопреемник Управления государственной жилищной инспекции Орловской области) сообщил ТСЖ "Зелёный берег", что изменения в реестр лицензии в отношении спорного дома будут внесены после вступления в законную силу решения Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019.
Апелляционным определением Орловского областного суда от 02.07.2019 решение Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019 по делу N 2-337/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Таким образом, внести изменения в реестр лицензий субъекта РФ в отношении МКД N 83а и тем самым предоставить право управления данными домом Товариществу собственников жилья "Зеленый берег" было возможно 02.07.2019 после вступления в законную силу решения Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019 по делу N 2-337/2019 и снятия мер по обеспечению иска.
Апелляционная коллегия учитывает, что Департамент исполнил обязанность по внесению изменений в реестр лицензий с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении - с 01.08.2019, внес изменения, исключив ООО "ТСЖ - Карат" и дал право управления ТСЖ "Зеленый берег".
Судебная коллегия не усматривает наличия доказательств нарушения прав и законных интересов общества оспариваемыми действиями инспекции по определению начала осуществления обществом управления МКД N 83а по адресу г. Орел, ул.Панчука с 01.08.2019.
Ссылка ТСЖ "Зеленый берег" на неразмещение в установленный срок на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru в системе ГИС ЖКХ информации о признании недействительным решения общего собрания по протоколу собрания N 01/2018 от 26.01.2018 о выборе способа управления многоквартирным жилым домом г. Орел, ул. Панчука, д. 83а управляющей организацией ООО "ТСЖ - Карат", отклоняется, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - Система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с Приказами Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru (далее - сайт ГИС ЖКХ).
В соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 7 Федерального закона N 209-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора осуществляет ведение в Системе (на сайте ГИС ЖКХ) реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе управления многоквартирными домами.
Вместе с тем, система (официальный сайт - www.dom.gosuslugi.ru ГИС ЖКХ) не содержит такой вид реестра как "реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе управления многоквартирными домами".
Таким образом, ведение реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе управления многоквартирными домами не предусмотрено.
Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте Минстроя России (http://www.minstroyrf.ru) следует, что Минстрой России указал, что в настоящее время порядок реализации полномочия, предусмотренного пунктом 1 части 14 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" о ведении реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе управления многоквартирными домами не определен.
Таким образом, в настоящее время отсутствует возможность ведения в Системе указанного реестра.
Кроме того, Департамент сообщил, что исчерпывающий перечень реестров, ведение которых входит в компетенцию органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, определен статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ведение реестра объектов жилищного фонда по Орловской области не входит в компетенцию Департамента.
В части внесения изменений в реестр объектов жилищного фонда Орловской области Департамент сообщает, что в обязательных требованиях законодательства отсутствует обязанность органа жилищного надзора по ведению "Реестра объектов жилищного фонда"
При формировании реестра объектов жилищного фонда используются данные полученные из федеральной адресной информационной системы (ФИЛС).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.04.2014 N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы" оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
Вместе с тем, обязанность по актуализации ФИАС закреплена за органами местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам адресации (ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, орган жилищного надзора обязан вести только реестр лицензий субъекта РФ.
Право управления МКД зависит строго от внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, функционал для ведения которого в Системе (официальный сайт -www.dom.gosuslugi.ru ГИС ЖКХ) имеется и существует порядок ведения этого реестра, утвержденный Минстроем России в форме Порядка N 938/пр, а не от внесения сведений в какой либо другой реестр.
Следовательно, Департамент не создал препятствия, из-за которых ТСЖ "Зеленый берег" не могло приступить к управлению МКД, указанные препятствия существовали в силу наложенных обеспечительных мер.
Кроме того, в соответствии с ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ, о которой указывает Товарищество в жалобе, в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
На сайте ГИС ЖКХ отражается лишь информация о внесенных изменениях в реестр лицензий путем замены одного лица, осуществлявшего управление, на другое лицо (или просто включение нового лица, в случае, если предыдущего не было). Указанные сведения отражаются только после внесения указанных изменений в реестр лицензий. Иных сведений в реестр лицензий (в том числе сведений о признании договора недействительным Департаментом на сайт ГИС ЖКХ не вносится, и более того, функционал сайта ГИС ЖКХ не предусматривает внесение иных сведений).
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о бездействии в указанной части отклоняется как несостоятельный.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с судом области о том, что до вступления в законную силу (02.07.2019) решения Заводского районного суда г. Орла от 01.03.2019 по делу N 2-337/2019, которым отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 28.12.2018, внести изменения в реестр лицензий Орловской области не представлялось возможным, в связи с чем, орган жилищного надзора - ответчик по делу не создавал препятствий, из-за которых заявитель не мог приступить к управлению домом, то есть не бездействовал.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя - ТСЖ "Зелёный берег".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2019 по делу N А48-5449/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Зелёный берег" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5449/2019
Истец: ТСЖ "Зеленый берег"
Ответчик: Управление государственной жилищной инспекции Орловской области
Третье лицо: ООО "ТСЖ-КАРАТ", Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6692/19
06.04.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1130/20
15.12.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6692/19
21.05.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1130/20
19.02.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6692/19
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1130/20
19.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6692/19
16.08.2019 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-5449/19