г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А21-8952/2016/25 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Герасимовой Е.А., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шамилиной А.Н.
при неявке лиц, участвующих в деле
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29899/2019) УФНС по Калининградской области
на определение Арбитражного суда Калининградской области от 21.08.2019 по делу N А21-8952/2016-25 (судья Емельянова Н.В.), принятое по заявлению УФНС по Калининградской области о признании недействительным Плана внешнего управления должника ОАО "Карьероуправление",
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган, ФНС России) обратилась 25 апреля 2019 в Арбитражный суд Калининградской области в рамках дела о банкротстве ОАО "Карьероуправление" с заявлением, в котором просила: признать недействительным План внешнего управления (далее - План) ОАО "Карьероуправление", утвержденный собранием кредиторов от 12.02.2018 г.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 21.08.2019 заявление Федеральной налоговой службы оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение суда первой инстанции от 21.08.2019 отменить, ссылаясь на то, что даже в случае успешной реализации плана внешнего управления, денежных средств, вырученных в ходе проведения мероприятий, указанных в плане, недостаточно для полного расчета с кредиторами. Уполномоченный орган полагает, что отсутствует возможность для восстановления платежеспособности и погашения задолженности должником. Уполномоченный орган просит признать недействительным План внешнего управления.
В отзыве на апелляционную жалобу управляющий Половикова Н.В. просит определение суда первой инстанции от 21.08.2019 оставить без изменения, считая судебный акт законным и обоснованным, сообщая дополнительно суду о том, что в настоящее время процедура внешнего управления в отношении должника завершена (прекращена) и в отношении должника введено конкурсное производство.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что уполномоченный орган в заявлении ссылался на следующие основания для признании недействительным Плана внешнего управления: несоответствие среднемесячной заработной платы в размере 9666.60 руб., установленной по региону 10500 руб., отсутствие доказательств наличия работников у должника; непредставление расчетов, позволяющих определить достоверность данных представленных в таблице издержек; отсутствие документов, подтверждающих расходование денежных средств, полученных в 2017 в связи с отсутствием движения по счетам, недостаточность денежных средств для расчетов с кредиторами и восстановления платежеспособности должника.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2017 г. в отношении должника введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утверждена Половикова Наталья Васильевна.
Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Согласно пункту 6 статьи 107 Закона о банкротстве план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.
В пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, разъяснено, что при несогласии кредитора с содержанием принятого на собрании (комитете) кредиторов локального акта (например, плана внешнего управления, положения о продаже имущества должника, порядка и условий замещения активов и т.п.) суд самостоятельно квалифицирует заявление, исходя из характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства.
Определением от 09.01.2017 требования заявителей признаны обоснованными, в отношении общества введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утверждена Половикова Наталья Васильевна.
Первым собранием кредиторов общества, созванным 29.06.2017, в том числе принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника процедуры банкротства внешнее управление. При этом, по результатам проведения анализа деятельности общества за предбанкротный период управляющим был сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника и необходимости открытия конкурсного производства. Однако за период наблюдения предприятие доказало возможность безубыточной, прибыльной деятельности, о чем свидетельствовали рассчитанные показатели и коэффициенты, приведенные в анализе финансового состояния общества, кроме того, полностью рассчиталось по долгам по заработной плате, уплате текущих налогов и т.п. В связи с чем, собранию кредиторов было предложено рассмотреть возможность введения внешнего управления.
Судом первой инстанции рассмотрено заявление о признании недействительными решений, принятых первым собранием кредиторов, определением от 11.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Определением от 11.12.2017 в отношении общества введена процедура банкротства внешнее управление, сроком 18 месяцев, внешним управляющим утверждена Половикова Н.В. Определение оспаривалось, постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2018 в удовлетворении жалобы отказано, судебный акт от 11.12.2017 оставлен без изменения.
Собранием кредиторов, созванным 12.02.2018, утвержден План внешнего управления. Судом первой инстанции было рассмотрено заявление о признании недействительным указанного решения.
Определением от 27.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.11.2018. в удовлетворении заявления отказано.
Решением собрания кредиторов от 05.10.2018 утверждены изменения для внесения в План, в том числе были увеличены сроки по проведению мероприятий по взысканию дебиторской задолженности - до 31.12.2018. а также срок погашения реестровой задолженности второй очереди (НДФЛ) - до 01.06.2019. Решение собрания оспаривалось. Определением суда первой инстанции от 04.03.2019 в удовлетворении заявления о признании решения недействительным отказано, решение собрания кредиторов признано законным, принятым с соблюдением пределов компетенции.
30.04.2019 в соответствии с порядком и в сроки, установленные ст.ст. 117-118 Закона о банкротстве проведено собрание кредиторов общества по результатам проведения внешнего управления. Участникам было предложено принять решение о продлении срока внешнего управления для завершения мероприятий, предусмотренных Планом, либо о прекращении процедуры внешнего управления и о заявлении ходатайства об открытии конкурсного производства. Собранием приняты решения об обращении в суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления на 6 месяцев, а также о внесении в План изменений, согласно которым срок проведения неисполненных мероприятий продлен до окончания ерика внешнего управления; срок погашения оставшейся реестровой кредиторской задолженности продлен до 01.12.2019. Решения собрания не оспаривались.
Решением собрания кредиторов от 03.09.2019 согласованы мероприятия по ликвидации созданного на базе имущества должника акционерного общества, а также утверждено Положение о порядке, сроках условиях проведения торгов в отношении имущественного комплекса должника, как предусмотрено Планом внешнего управления. Как указывал управляющий, процедуру замещения активов должника не представилось возможным завершить по причине отказа ЦБ России в регистрации эмиссии ценных бумаг и отчета об их выпуске. Решение собрания по вопросу о ликвидации акционерного общества оспорено. Определением суда первой инстанции от 04.12.2019 в удовлетворении заявления о признании решения собрания недействительным кредитов отказано.
31.10.2019 в соответствии с порядком и в сроки, установленные ст.ст. 117-118 Закона о банкротстве, было созвано собрание кредиторов общества, которому представлен отчет о результатах проведения внешнего управления. Платежеспособность должника не восстановлена. Мероприятия, предусмотренные Планом внешнего управления, исполнены в полном объёме, в том числе: реализовано имущество должника, не участвующее в производственном процессе; проведены мероприятия по взысканию дебиторской задолженности; предприятие как имущественный комплекс реализовано посредством проведения торгов, в порядке ст. 110 Закона о банкротстве.
В результате за период внешнего управления частично погашена реестровая задолженность второй очереди в размере 1 950 000 руб.. накоплены денежные средства в размере 12 800 000 руб. (находятся на расчетном счете общества и не могут быть перечислены в пользу кредиторов по причине наличия обеспечительной меры - судебного запрета на распределение денежных средств), ожидается поступление денежных средств в размере 1 400 000 руб. от покупателей сырья. Таким образом, денежных средств достаточно для полного погашения требований кредиторов, включенных во вторую очередь, и для частичного расчета с кредиторами третьей очереди.
Собранием кредиторов от 31.10.2019 принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании общества банкротом и открытии конкурсного производства.
Решением АС Калининградской области от 10.12.2019 ОАО "Карьероуправление" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура банкротства конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Половикова Н.В.
25.04.2019 Управление обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании Плана недействительным.
Определением от 21.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В соответствии с п. 6 ст. 107 Закона о банкротстве план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 106 Закона о банкротстве план внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника (открытый перечень которых указан в ст. 109 Закона о банкротстве), условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
План внешнего управления должен: соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника: содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленный внешним управляющим план внешнего управления отвечал требованиям статьи 106 Закона о банкротстве, содержал перечень мер по восстановлению платежеспособности должника в конкретные сроки, предусматривал экономически обоснованные механизмы реализации этих мер, не нарушая права ФНС России как кредитора по делу.
Из текста жалобы уполномоченного органа усматривается несогласие с действиями внешнего управляющего, при этом доводы относительно полного или частичного несоответствия Плана закону не приведены.
Довод Управления на неподтвержденность достоверности данных, указанных в Плане, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку всем участникам собрания кредиторов, созванного 12.02.2018 с целью утверждения Плана, в соответствии с требованиями закона было предложено ознакомиться с материалами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов, начиная с 05.02.2018,. а с самим Планом - ранее указанной даты, в соответствии с положениями Закона о банкротстве. Порядок и сроки ознакомления указаны в уведомлении от 26.01.2018 о проведении собрания кредиторов, которое было направлено в адрес уполномоченного органа, а также заблаговременно размещено в ЕФРСБ.
Уполномоченный орган представленным правом не воспользовался, хотя у него была возможность получить доступ ко всем документам, используемым для проведения расчетов, результаты которых отражены в таблице издержек. Расчеты основаны на результатах хозяйственной деятельности предприятия за 2017 год.
Расчет издержек на потребляемую энергию осуществлен на основании объема энергии, потребленной в 2017 году; расчет издержек на топливо - исходя из аналогичных объемов, израсходованных в 2017, с учетом текущих цен; расходы на запасные части и ремонт также произведены из расчета прошлогодних издержек с учетом состояния транспорта и оборудования. Указанные обстоятельства исследованы судом первой инстанции, признаны законными и обоснованными.
Управление доказательств необоснованности и (или) неразумности тех или иных издержек, представленных в Плане, не приводит.
Фактически по результатам проведения внешнего управления общий размер издержек не превышен.
Довод подателя жалобы на нарушение сроков погашения реестра (2 очередь РТК - до 01.10.2018: 3 очередь РТК - до 01.06.2019), судом апелляционной инстанции отклоняется.
Сроки были продлены решениями собраний кредиторов от 05.10.2018 (2 РТК очередь - до 01.06.2019) и от 30.04.2018 (2 очередь РТК до - 01.12.2019; 3 очередь РТК - до 01.12.2019). Внесение изменений в План внешнего управления отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов (п. 1 ст. 107 Закона о банкротстве). По состоянию на 01.12.2019 у должника на расчетном счете находились денежные средства, достаточные для полного погашения оставшейся реестровой задолженности 2-й очереди, составляющей 10,4 млн. руб., а также для частичного расчета с кредиторами 3-й очереди. Расчеты не проведены в связи с наличием обеспечительной меры в виде судебного запрета на распределение денежных средств.
Выводы Управления о невозможности погасить требования кредиторов в полном объеме основаны на доводах о недостаточности средств, полученных от основной деятельности должника - реализации сырья, с учетом издержек. Вместе с тем, План помимо средств, полученных от деятельности, предполагал и иные источники поступления доходов, в том числе получение денежных средств от мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, а также от реализации неиспользуемого должником имущества. Указанные мероприятия завершены. Полученные денежные средства в размере, превышающем 1.4 млн. руб. (с учетом НДС), в том числе позволили приступить к расчетам с кредиторами второй очереди реестра требований кредиторов.
Кроме того, План предусматривал проведение мероприятий по замещению активов, а также реализацию предприятия, как имущественного комплекса, что также является безусловными источниками поступления средств. Таким образом, делая вывод о недостаточности средств для расчетов с кредиторами, Управление не учло всех возможностей Плана, реализация которого стало впоследствии невозможной по соответствующим причинам как объективного, так и субъективного характера, в полной мере не зависящей от должника.
Размер кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, на дату утверждения Плана составлял 71 816 440 руб., а не 85 653 280 руб. как указывает Управление в жалобе. Кроме того, с основным кредитором, требования которого составляли более 80% от включенных в РТК, было достигнуто соглашение о намерении заключить мировое соглашение по результатам проведения процедуры внешнего управления, что отражено в Плане (стр. 37, 39 Плана).
В соответствии с п. 1 ст. 117 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет внешнего управляющего: по результатам проведения внешнего управления: при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления; по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов; в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Никто из кредиторов с требованием о созыве собрания для целей рассмотрения отчета к управляющему не обращался, как и с требованиями в любой форме (устной, письменной) о предоставлении информации и документов. Все вопросы обсуждались и разрешались на собраниях кредиторов. За период внешнего управления было проведено 7 собраний кредиторов с целью решения текущих вопросов по исполнению Плана внешнего управления, в том числе на двух собраниях (30.04.2019 и 31.10.2019) в соответствии с требованиями Закона о банкротстве был представлен отчет по результатам проведения внешнего управления. В соответствии с положениями п. 2 ст. 118 Закона о банкротстве всем кредиторам была предоставлена возможность предварительного ознакомления с отчетом внешнего управляющего за 10 дней до даты созыва собрания. Никто из кредиторов желание заблаговременно ознакомиться с отчетами управляющего не изъявил.
Довод Управления о том, что проведение процедуры замещения активов нецелесообразно, поскольку экономический эффект в виде получения достаточных для расчетов с кредиторами средств получен не будет, и от продажи имущества по частям можно получить больший доход, судом отклоняется.
Деятельность предприятия за период внешнего управления убыточной не являлась, о чем свидетельствует реально уплаченный налог на прибыль в размере более четырехсот тысяч рублей, при этом были учтены убытки прошлых лет. Кроме того, предприятием только за период внешнего управления был уплачен НДС в размере более 5 млн. руб., что свидетельствует о продажах и активной производственной деятельности.
План внешнего управления предусматривал процедуру замещения как таковую. Вопросы о составе и стоимости имущества, передаваемого в уставной капитал создаваемого общества, решались собранием кредиторов от 05.10.2018. Решения собрания оспаривались, были признаны законными, принятыми с соблюдением пределов компетенции (определение от 04.03.2019 по делу А21-8952-22/2016). В определении от 04.03.2019 по делу А21-8952-22/2016 вопросам о целесообразности проведения мероприятий по замещению активов дана правовая оценка, суд признал доводы Управления несостоятельными.
Оценка рыночной стоимости имущества, переданного в устав созданного акционерного общества, составляющая 10046321 руб., в полной мере не отражает фактической стоимости созданного бизнеса. После выпуска акций планировалось проведение оценки их рыночной стоимости, и только тогда можно было бы говорить о соразмерности требований кредиторов и полученного дохода.
Поскольку ОАО "Карьероуправление" осуществляет производственную деятельность в двух территориально обособленных карьерах (вблизи г. Черняховска и г. Гусева), разделение бизнеса и реализация его части была нецелесообразна, поскольку обеспечивало производственный процесс (работники, техника, оборудование, инвентарь, право аренды земельного участка), что могло позволить осуществить расчеты с кредиторами и восстановить платежеспособность ОАО "Карьероуправление", с сохранением деятельности в карьере Яровое.
Вопросы о составе и стоимости имущества должника, передаваемого в уставной капитал создаваемого общества, были решены кредиторами (собрание от 05.10.2018).
План внешнего управления предусматривал как мероприятия по замещению активов, так и продажу предприятия как имущественного комплекса. В случае недостаточности денежных средств, полученных от процедуры замещения (либо ее непроведения), для расчетов с кредиторами, Планом предусмотрен переход к процедуре продажи оставшегося имущества.
Преимуществами процедуры замещения активов перед продажей выступают возможность сохранения трудовых отношений с работниками (в соответствии с п. 5 ст. 115 Закона о банкротстве все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу), а также имеющихся договорных отношений с поставщиками и покупателями.
Довод Управления о том, что в состав передаваемого имущества не была включена дебиторская задолженность в размере 5 838 332,60 руб., судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно утвержденному Плану мероприятия по взысканию дебиторской задолженности предшествовали процедуре замещения и на дату образования на основе имущества предприятия нового акционерного общества были завершены (часть задолженности была взыскана, часть списана как безнадежная к взысканию). Действия управляющего в части порядка и сроков взыскания ранее оспаривались, судом признаны законными и обоснованными (определение первой инстанции от 23.05.2019, апелляционное постановление от 26.08.2019. кассационное - от 26.11.2019).
Управление указывает на частичное погашение реестровой задолженности второй очередности и нарушение сроков ее оплаты, установленных Планом.
Сроки, предусмотренные Планом, были продлены решениями собраний кредиторов от 05.10.2018 (2 РТК очередь - до 01.06.2019) и от 30.04.2018 (2 очередь РТК до - 01.12.2019; 3 очередь РТК - до 01.12.2019). Внесение изменений в План внешнего управления отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов (п. 1 ст. 107 Закона о банкротстве). По состоянию на 01.12.2019 у должника на расчетном счете находились денежные средства достаточные для полного погашения оставшейся реестровой задолженности 2 очереди, составляющей 10.4 млн. руб., а также для частичного расчета с кредиторами 3 очереди. Расчеты не проведены в связи с наличием обеспечительной меры в виде судебного запрета на распределение денежных средств.
Суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает. что в настоящее время в отношении должника введена иная процедура - конкурсное производство, что предопределяет отсутствие актуальности вопроса о соответствии Плана внешнего управления и его потенциальной отмены.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 21.08.2019 по делу N А21-8952/2016/25 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.А. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8952/2016
Должник: ОАО "Карьероуправление"
Кредитор: Администрация МО "Черняховский городской округ", Липко Алексей Геннадьевич, ООО "АББ ТРЭЙД", ООО "Дали", ООО "СТ Групп", ООО "Строймонтаж 1", ООО "Стройресурс Запад", ООО "Транспортная компания "Карьероуправление", Управление муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО "Черняховский городской округ", Федеральная налоговая служба в лице межрайонной инспекции ФНС N 2 по К/о, Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: А/у Половикова Наталья Васильевна, Ассоциация ВАУ "Достояние", Межрайонная инспекция ФНС N 2 по Калининградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, УФНС РФ по К/о
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17603/2022
16.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27832/2021
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2262/2022
27.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27815/2021
29.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25379/2021
30.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17648/2021
27.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8519/2021
15.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1761/2021
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2309/20
26.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29899/19
10.12.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14076/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16
26.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18474/19
09.01.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31542/18
12.11.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26377/18
12.09.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16
16.07.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16
16.04.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16
19.02.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1125/18
02.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18585/17
08.06.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16
09.01.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8952/16