г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А40-232664/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2019 по делу N А40-232664/2019, принятое судьей Полукаровым А.В. (154-1950)
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Флигелъ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Ананьева А.Ф. по дов. от 18.04.2019; |
от заинтересованного лица: |
Федоров Д.И. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2019, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Флигелъ" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 18.06.2019 N 77/011/223/2019-1816, также суд обязал Управление в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 18.06.2019 решением N 77/011/223/2019-1816 регистрирующий орган уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности и снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0004004:9644, расположенного по адресу: Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 58.
Основанием для отказа в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Управление указало на непредставление заявителем документов, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка сноса заявленного к кадастровому учету и государственной регистрации прав объекта недвижимости, которым может быть ордер, выдаваемый Объединенной административно-технической инспекцией города Москвы (ОАТИ) или иной документ уполномоченного органа, подтверждающий законность такого сноса объекта.
Полагая, что данный отказ Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает невозможность приведения данных ЕГРН и ГКН в соответствие с фактическими технико-экономическими показателями (ТЭП) Здания, в котором был расположен Объект, и как следствие, невозможность приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием, ООО "Флигелъ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд города Москвы, руководствуясь положениями ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, ст.ст. 1, 8, 14, 15, 18, 21, 23, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации), а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п.7 ст. 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пп. 3) п. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке
В соответствии с п.4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с чч. 1,2 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 8 в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены статьей 26 Закона о регистрации.
Статьи 26, 27 названного закона предусматривают исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав; в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
Между тем, как следует из уведомления Росреестра по Москве от 18.03.2019 N N 77/011/223/2019-1816, 77-0-1-71/3133/2019-277 о приостановлении государственной регистрации, в качестве оснований для приостановления регистрационных действий указаны п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, в соответствие с которыми осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что в уведомлении от 18.06.2019 N 77/011/223/2019-1816 об отказе в государственной регистрации указано, что согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации, необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
На необходимость иных документов Заинтересованное лицо не указывает.
Однако частями 1 и 2 ст. 23 Закона о регистрации предусмотрено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" "Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение).
В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Между тем, заявителем заинтересованному лицу был представлен акт обследования от 29.03.2019, подготовленный кадастровым инженером.
При этом данный акт полностью соответствовал вышеуказанным требованиям закона, поскольку был представлен как в форме электронного документа, так и в форме документа на бумажном носителе, содержал перечень документов, использованных при его подготовке (п. 4 Акта обследования), а также указание на причину отсутствия иных документов в составе приложения к нему (абз. 9 п. 5 Акта обследования), а именно: "Иных документов, подтверждающих прекращение существования помещения с кадастровым номером 77:06:0004004:9644 не имеется, в связи с невозможностью взаимодействия с предыдущим собственником помещения".
На основании вышеизложенного, Акт обследования с приложениями, представленный заявителем в Управление Росреестра по Москве, по форме и составу полностью соответствует действующему законодательству РФ и является достаточным для проведения Заинтересованным лицом регистрационных действий по прекращению права собственности и снятия с кадастрового учета Объекта.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, Управлением Росреестра по Москве суду не представлено.
Таким образом, требования заинтересованного лица о предоставлении ордера ОАТИ или иного документа уполномоченного органа, подтверждающего законность сноса такого объекта являются незаконными.
Более того, письмом БТИ N ИС-А-926/19 от 01.03.2019, копия которого представлена заявителем в материалы дела, подтверждается, что снос Объекта был осуществлен ранее 06.03.2013 года.
Кроме того Выпиской из ЕГРН от 30.12.2016, подтверждается, что собственность Истца на Объект зарегистрирована 30.12.2016.
Поскольку Заявитель не производил снос Объекта, поэтому физически не мог предоставить Заинтересованному лицу вышеуказанные документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка сноса заявленного к кадастровому учету и государственной регистрации прав объекта недвижимости, о чем заявитель неоднократно сообщал Заинтересованному лицу.
Указание Управления в уведомлениях о приостановлении от 18.03.2019 и отказе в государственной регистрации от 18.06.2019 о том, что Объект расположен в Здании, и что по данным ЕГРН вышеуказанное здание имеет статус "актуальный"" судом учтено, однако, по мнению суда, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, по следующим основаниям.
Здание как объект недвижимости, зарегистрированный в ЕРГН, в соответствии с Выпиской из ЕГРН от 17.08.2019 не имеет собственника и имеет статус "актуальные, ранее учтенные".
В 2016 г. данное Здание было разделено на отдельные объекты недвижимости (помещения), которые были поставлены на учет в ГКН, следовательно, Здание как объект Недвижимости, по сути, прекратил своё существование как материнский объект.
В настоящее время внести какие-либо изменения в сведения по Зданию, имеющиеся в ЕГРН и ГКН, не представляется возможным, поскольку это может сделать только его собственник, который отсутствует.
В соответствии с п.п.4) п. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
Более того, данное утверждение Ответчика не было указано как основание для приостановления и /или отказа спорных регистрационных действий.
Кроме того, как обоснованно указывает заявитель, сроки направления Ответчиком Уведомлений о приостановлении регистрационных действий от 18.03.2019, об отказе в снятии приостановления от 08.04.2019 и об отказе в регистрационных действиях от 18.06.2019 были нарушены Управлением Росреестра по Москве.
Более того, данные уведомления в нарушение п.п. 5, 6 ст. 29 Закона о регистрации не были направлены/выданы Истцу в день приостановления/отказа, до тех пор, пока представитель Заявителя самостоятельно не обратился с этой просьбой к Заинтересованному лицу.
В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона о регистрации в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 29 Закона о регистрации в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Между тем, заявитель указывает, что уведомление о приостановлении от 18.03.2019 г. было выдано ему в конце марта 2019 г., уведомление об отказе в снятии приостановления от 08.04.2019 было выдано ему 23.04.2019, уведомление об отказе в регистрационных действиях от 18.06.2019 было выдано ему 17.07.2019.
Доказательств своевременного направления в адрес заявителя указанных уведомлений заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что заявителем были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Из вышеизложенного следует, что решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации N 77/011/223/2019-1816 от 18.06.2019 является незаконным.
Кроме того, суд считает, что права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности нарушаются оспариваемым решением Управления, поскольку оно создает препятствия для осуществления Заявителем права на владение и пользование имуществом, так как влечет за собой невозможность приведения данных ЕГРН и ГКН в соответствие с фактическими технико-экономическими показателями (ТЭП) Здания, в котором был расположен Объект, и как следствие, невозможность приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием.
Доводы заинтересованного лица о законности оспариваемого решения судом оценены, но обоснованно были отклонены как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие материалам дела.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, права и законные интересы заявителя оспариваемым решением признаются нарушенными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Иное толкование норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, изложенное подателем жалобы, не опровергает правильные выводы суда и не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ и отнесению на подателя жалобы, который освобожден от их уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2019 по делу N А40-232664/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232664/2019
Истец: ООО "ФЛИГЕЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9663/20
19.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16681/2021
02.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9663/20
26.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49443/20
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9663/20
11.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3404/20
04.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-232664/19