г. Владимир |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А11-8594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕГАТОРГ" (ИНН 3326003683, ОГРН 1023301253689) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.12.2019 по делу N А11-8594/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГАТОРГ" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира от 15.03.2019 N 219.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "МЕГАТОРГ" - Чмух А.С. по доверенности от 06.02.2020 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира - Барченкова Е.В. по доверенности от 09.01.2020 N 03-11-01/00068 сроком действия до 31.12.2020, Гусева А.А. по доверенности от 09.01.2020 N 03-11-01/00072 сроком действия до 31.12.2020.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "МЕГАТОРГ" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2019 N 209 и принято решение от 15.03.2019 N 219 о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на имущества организаций за 2016 год в виде штрафа в размере 336 488 рублей. Данным решением Обществу доначислен налог на имущество организаций за 2016 год в размере 8 605 010 рублей, соответствующие пени в размере 901 629 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 24.05.2019 N 13-15-01063308@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 27.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации норм материального права.
Считает, что основания для привлечения его к ответственности и начисления пени отсутствовали, поскольку оно руководствовалось разъяснениями Минфина РФ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием для доначисления налога на имущество за 2016 год в размере 8 605 010 рублей послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом льготы в отношении объект недвижимости "Торговый центр", предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Таким образом, для соответствия объектов обязательным условиям применения льготы по пункту 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы объект был вновь возведенным, имел высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию, и в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
В главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится определения понятия "класс энергетической эффективности", которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно употребимо для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.
В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации следует применять положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В пункте 4 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что энергетическая эффективность представляет собой характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Под классом энергетической эффективности понимаются характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ).
На основании пунктов 5, 6 статьи 6 Федерального закона N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов и определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
В пункте 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов предусмотрено, что класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено правил определения классов энергетической эффективности в отношении нежилых зданий.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что объект незавершенного строительства "Строительство здания торгового центра", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д.45, учитывался Обществом в 2016 году в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" до 01.12.2016.
На основании передаточного акта 01.12.2016 Общество передало, а общество с ограниченной ответственностью "Мегаторг Ритейл" приняло указанный объект незавершенного строительства (объект недвижимости), имеющий оформленное разрешение на ввод в эксплуатацию, выданное Управлением капитального строительства администрации города Владимир 15.06.2016 N 33-RU33301000-36-20l6, свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области 17.06.2016 (запись регистрации N 33-33/001-33/001/045/2016-591/1) и энергетический паспорт от 10.06.2016 N 9263/3-153/2016.
Общество 17.08.2017 представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2016 год.
В представленной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год налогоплательщиком применена налоговая льгота по коду 2010338, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении вновь вводимого недвижимого объекта "Торговый центр", расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Тракторная, д. 45А, имеющего высокий класс энергетической эффективности, поскольку по результатам обязательного энергетического обследования выдан паспорт и присвоен высокий класс энергетической эффективности "А", категория эффективности "очень высокая".
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество необоснованно воспользовалось указанной льготой, поскольку действующим законодательством не установлены правила определения классов эффективности в отношении нежилых зданий.
В апелляционной жалобе данный вывод не оспаривается.
Доводы Общества об отсутствии у него обязанности по уплате пеней и штрафа со ссылкой на пункт 8 статьи 75, подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно не приняты судом первой инстанции.
В силу пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, являются обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождают последнего от налоговой ответственности.
Общество полагает, что такими разъяснениями являются письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2017 N 03-05-04-01/5599, от 29.05.2017 N 03-05-04-01/32877, от 22.06.2017 N 03-05-04-01/39279, от 23.06.2017 N 03-05-05-01/39611, от 06.10.2017 N 03-05-05-01/65381.
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, в данных письмах не содержится однозначных и безусловных указаний на то, что определение классов энергетической эффективности предусмотрено в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
На момент подачи Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год имелись соответствующие разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения льготы в отношении объектов, не являющихся многоквартирными домами (письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 17.04.2017 N ИА-4031/04, письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 08.08.2017 N 04-1133, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.08.2017 N 28242-ЕС/04). Согласно указанным письмам в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.12.2019 по делу N А11-8594/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕГАТОРГ" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8594/2019
Истец: ООО "МЕГАТОРГ"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимир