город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2020 г. |
дело N А53-40148/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Нарышкиной Н.В., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чеботаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-40148/2019 (судья Тер-Акопян О.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Союз"
к обществу с ограниченной ответственностью "Горжилэксплуатация"
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ПромГазСервис",
о внесении изменений в реестр опасных производственных объектов,
при участии:
от истца: Лавриненко Б.В. (доверенность N 1 от 09.01.2020),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - истец, ООО "Союз") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Горжилэксплуатация" (далее - ответчик, ООО "Горжилэксплуатация") об обязании внести изменения в реестр опасных производственных объектов - котельную МКД, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 192-А.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ПромГазСервис".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не подтверждена обоснованность исковых требований к ООО "Горжилэксплуатация", поскольку третье лицо несет техническое обслуживание крышной котельной, расположенной в МКД.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции необоснованна ссылка на наличие договорных отношений между ООО "Горжилэксплуатация" и ООО "ПромГазСервис", в связи с чем сделан неверный вывод о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику. Кроме того, истец ссылается, что осуществляет управление МКД с 01.10.2019, в то время как третье лицо обратилось с заявлением о внесении изменений в реестр ОПО только 26.12.2019. Судом первой инстанции не рассмотрен вопрос привлечения к участию по делу в качестве третьего лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Несение судебных расходов по оплате государственной пошлины необоснованно.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с 01.10.2019 ООО "Горжилэксплуатация" управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 192-А (л.д. (приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 1483-Л от 12.09.2019).
До 01.10.2019 указанным домом управляло ООО "Союз". Многоквартирный дом имеет собственную котельную, которая является опасным производственным объектом.
Приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 1483-Л от 12.09.2019 внесены изменения в реестр лицензий Ростовской области в отношении ООО "Горжилэксплуатация" в части внесения сведений о многоквартирных домах в приложении к настоящему приказу, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом с 01.10.2019.
Заявлением от 14.10.2019 (л.д.9-12) ООО "Союз" обратилось в Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о внесении изменений в сведения, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.
Письмом от 15.10.2019 Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отказало во внесении изменений в реестр опасных производственных объектов, поскольку заявление о внесении изменений, связанных с исключением опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации, предоставляется в Управление новой эксплуатирующей организацией.
Истец, полагая, что ответчиком не принято мер по внесению изменений в реестр опасных производственных объектов, в результате чего ответственность за эксплуатацию опасного производственного объекта несет предыдущая управляющая компания - ООО "Союз", что нарушает права истца, направил в адрес ответчика претензию исх. N 301 с требованием провести процедуру по внесению изменений в государственный реестр опасных производственных объектов.
Поскольку требования претензии остались без ответа, истец обратился в арбиражный суд с иском об обязании внести изменения в реестр опасных производственных объектов - котельную МКД, расположенного по адресу:
г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 192-А.
Суд первой инстанции верно установил фактические обстоятельства спора.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В силу положений статьи 5 Закона N 116-ФЗ и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере промышленной безопасности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (пункт 5 Правил регистрации, пункты 14, 15 Регламента).
Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
Таким образом, регистрация опасного производственного объекта в реестре ОПО носит заявительный характер.
Положения Закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся Закона N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии обеспечивающем, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную, готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Решением собственников МКД, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 192А (Протокол N 1/19 внеочередного общего собрания собственником помещений МКД от 09.07.2019), в качестве управляющей компании для управления общим имуществом МКД выбрано ООО "Горжилэксплуатация", утвержден договор управления.
С 01.10.2019 управляющая организация ООО "Горжилэксплуатация" на основании договора управления осуществляет обслуживание МКД N 192А по пр. Баклановскому в г. Новочеркасске.
Многоквартирный дом имеет собственную котельную, которая является опасным производственным объектом.
В обязанность ООО "Горжилэксплуатация", как органа управления многоквартирным домом, входит заключение и сопровождение договоров с поставщиками услуг, подрядными организациями, обеспечивающими содержание и эксплуатацию жилого дома и его инженерного оборудования в рамках средств, выделенных собственниками.
01.10.2019 между ООО "Горжилэксплуатация" (заказчик) и ООО "ПромГазСервис" (исполнитель) заключен договор N 127 на оказание услуг оперативного управления эксплуатации взрывопожароопасного объекта (сети газораспределения), технического обслуживания системы газоснабжения (л.д. 53-57).
Согласно п. 1.1 договора определяет и регулирует отношения сторон при выполнении исполнителем заявки заказчика на передачу в оперативное управление взрывопожароопасного объекта (сеть газопотребления) по адресу: Ростовская обл., г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 192А, с целью эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО).
Согласно перечню оборудования системы газопотребления для проведения эксплуатации (приложение N 1) к взрывопожароопасному объекту относится крышная котельная.
В соответствии с п. 1.2.2 договора в обязанности исполнителя входит производство первичной регистрации и последующие перерегистрации опасного производственного объекта в исполнительных органах государственной власти.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владелец опасного объекта - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
Согласно в пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" эксплуатация опасного объекта - это ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.
Таким образом, с 01.10.2019 организацией эксплуатирующей опасный производственный объект на праве оперативного управления является ООО "ПромГазСервис" (третье лицо в рамках настоящего дела).
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации, пунктами 14, 15 Регламента регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.
Таким образом, лицо, непосредственно эксплуатирующее ОПО, обязано соблюдать требовании Закона о промышленной безопасности.
На основании вышеизложенного на ООО "ПромГазСервис", как на эксплуатирующую организацию, возложена обязанность по регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Между тем 26.12.2019 третье лицо во исполнение условий договора и положений действующего законодательства подало заявление в регистрирующий орган (л.д. 122) о проведении перерегистрации сведений в отношении опасного производственного объекта.
Фактически истец просит ненадлежащего ответчика выполнить уже исполненную третьим лицом обязанность. В связи с указанным доводы апелляционной жалобы о неверности выводов суда в части обращения к ненадлежащему ответчику, а также позднее обращение с заявлением о перерегистрации ОПО, подлежат отклонению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не рассмотрен вопрос привлечения к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Разрешение данного спора не может повлиять на права и интересы Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Довод апелляционной жалобы о том, что несение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску необоснованно, подлежит отклонению, поскольку основан на неверном понимании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-40148/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40148/2019
Истец: ООО "СОЮЗ"
Ответчик: ООО "ГОРЖИЛЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Третье лицо: ООО "ПромГазСервис"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13707/20
11.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5110/20
19.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3613/20
23.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-40148/19