г. Чита |
|
22 апреля 2020 г. |
дело N А10-5818/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Даровских К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2019 года по делу N А10-5818/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст" (ОГРН 1080326008663, ИНН 0323341664; 670034, республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Хоца Намсараева, дом 8, квартира 63) к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323341664; 670011, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Виктора Военнова, дом 5) о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля N 10602000/210/280519/Т000003 от 28.05.2019 и решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 28.05.2019,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее - заявитель, общество или ООО "Траст") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Бурятской таможне (далее также - таможня или таможенный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 28.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (дело N А10-5818/25019).
ООО "Траст" также обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Бурятской таможне с заявлением о признании незаконным решения по результатам таможенного контроля N 10602000/210/280519/Т000003 от 28.05.2019 (дело N А10-5819/2019).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.11.2019 дела N А10- 5818/2019 и N А10-5819/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А10-5818/2019 (https://kad.arbitr.ru/Card/30ef747a-eda6-4aab-bbe6-4ec1ae05d5f4).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года по делу N А10-5818/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу, что Бурятская таможня правомерно и обоснованно вынесла оспариваемые решения от 28.05.2019.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Траст" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права, по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что обязанность получения новой лицензии обусловлена внесением изменений в учредительные документы юридического лица. При этом изменение адреса юридического лица не требует внесений изменений в его учредительные документы.
Общество считает, что выводы суда об обязании переоформить лицензию, о том, что лицензия не может быть принята в качестве документа, подтверждающего ставку таможенной пошлины в размере 15%, не соответствуют обстоятельствам дела.
Таможенный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
От общества и таможенного органа поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года в период действия Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" арбитражные суды рассматривают дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
Рассмотрение дела начато в составе судей Сидоренко В.А. председательствующий), Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.
Ввиду нахождения судьей Желтоухова Е.В. и Ломако Н.В. в отпуске определением исполняющего обязанности заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2020 года судья Ломако Н.В. заменена на судью Даровских К.Н., а судья Желтоухов Е.В. на судью Басаева Д.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.05.2017 ООО "Траст" в Улан-Удэнский таможенный пост (центр электронного декларирования) Бурятской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10602050/260517/0006185, в которой заявлены сведения о товаре "пиловочник хвойных пород из сосны обыкновенной (pinus silvestris), неокоренный, бревна без черновой обработки, необработанные консервантом", вывозимом во исполнение контракта от 25.08.2016 N QDRY-0099, заключенного обществом с Эрляньской торгово-экономической компанией "Чжун Шэн". Товар, задекларированный в ДТ N 10602050/260517/0006185, помещен под таможенную процедуру экспорта.
В графе 33 "Код товара" ДТ N 10602050/260517/0006185 указан классификационный код 4403 21 110 0 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТНВЭД ЕАЭС).
В графе 39 "Квота" ДТ N 10602050/260517/0006185 общество указало остаток выделенной квоты по лицензии - 1844,99 м.куб.; в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы" - сведения о выданной Минпромторгом России лицензии - от 15.12.2016 N 284RU16002001158. Согласно сведениям, заявленным в графе 47 "Исчисление платежей" ДТ N 10602050/260517/0006185 сумма вывозной таможенной пошлины исчислена декларантом по ставке 15%.
30.05.2017 таможенным постом осуществлен выпуск товаров, задекларированных в ДТ N 10602050/260517/0006185, в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В период с 05.02.2019 до 22.04.2019 Бурятской таможней в отношении ООО "Траст" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ N 10602050/260517/0006185 и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в данной ДТ.
По результатам проведенной проверки таможней сделан вывод, что предоставленная в целях подтверждения применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% лицензия от 15.12.2016 N 284RU16002001158 не могла применяться ООО "Траст" в связи с тем, что сведения об адресе местонахождения общества, указанные в данной лицензии, не соответствовали сведениям о месте нахождения общества, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц (акт от 22.04.2019 N 10602000/210/220419/А0000003, направлен в адрес ООО "Траст" письмом Бурятской таможни от 22.04.2019 N 07-23/05117).
24.05.2019 в Бурятскую таможню поступили возражения ООО "Траст" по акту камеральной таможенной проверки, согласно которым декларант полагал ошибочными выводы таможенного органа об изменении места нахождения общества и возникновения у него обязанности переоформить лицензию от 15.12.2016 N 284RU16002001158, так как место нахождения ООО "Траст" не менялось (г. Улан-Удэ), а изменился лишь адрес общества.
По возражениям ООО "Траст" от 24.05.2019 Бурятской таможней составлено заключение от 28.05.2019, согласно которому выводы, содержащиеся в акте камеральной таможенной проверки от 22.04.2019 N 10602000/210/220419/А000003, признаны правомерными.
28.05.2019 Бурятской таможней принято решение по результатам таможенного контроля N 10602000/210/280519/Т000003, которым признано не соответствующим требованиям международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и отменено решение Улан-Удэнского таможенного поста (центра электронного декларирования) Бурятской таможни о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10602050/260517/0006185.
Также решением Бурятской таможни от 28.05.2019 N 10602000/210/280519/Т000003 в отношении указанного товара применена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м.
В этот же день таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10602050/260517/0006185, в графы 2, 9, 14, 44, 47, В, D в соответствии с решением от 28.05.2019 N 10602000/210/280519/Т000003.
Решения Бурятской таможни от 28.05.2019 N 10602000/210/280519/Т000003 по результатам таможенного контроля и от 28.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10602050/260517/0006185, направлены в адрес декларанта письмом от 28.05.2019 N 07-23/06470.
17.07.2019 в Дальневосточное таможенное управление поступили жалобы ООО "Траст" от 04.07.2019 на решение Бурятской таможни от 28.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10602050/260517/0006185, на решение Бурятской таможни от 28.05.2019 N 10602000/210/280519/Т000003 по результатам таможенного контроля.
Решением Дальневосточного таможенного управления от 15.08.2019 N 16-02-16/57 вышеуказанные решения Бурятской таможни признаны правомерными, в удовлетворении жалоб отказано.
Не согласившись с решением Бурятской таможни, вынесенным по результатам камеральной таможенной проверки, N 10602000/210/280519/Т000003 от 28.05.2019 и решением от 28.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10602050/260517/0006185, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с рассматриваемыми заявлениями.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этими решениями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности в полном объеме обжалуемых решений ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Подача таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного Кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент таможенного декларирования, должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим кодексом. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекс Евразийского экономического союза в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (пункт 2).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕАЭС) в торговле с третьими странами.
Товары "древесина", "лесоматериалы" в зависимости от вида, сорта и кода то вара по ТН ВЭД ЕАЭС могут подпадать под действие Раздела 2.28 Перечня "Товары, в отношении которых государствами - членами ЕАЭС применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации (далее - ВТО)".
Так, при экспорте, в том числе сосны обыкновенной вида "Pinus sylvestris" (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0) применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к ВТО, а именно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - Постановление N 779) установлена ежегодная тарифная квота на экспорт указанных товаров.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" ставка вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 1100 составляет: 15 % при наличии лицензии, выданной компетентным органом и 80 %, но не менее 55,2 евро за м.куб. без предоставления лицензии.
В соответствии с пунктом 8 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденных Постановлением N 779, использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Лицензия).
Пунктом 9 указанных Правил установлено, что лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами (далее - Правила выдачи лицензий и разрешений).
В соответствии с пунктом 8 Правил выдачи лицензий и разрешений оформление заявления на выдачу лицензии и оформление лицензии осуществляются в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утверждаемой Комиссией.
В целях реализации пункта 8 Правил выдачи лицензий и разрешений Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года N 199 утверждена Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии (далее - Инструкция).
Заявление оформляется заявителем на бумажном носителе и заполняется с использованием электронных печатающих устройств по формам 1 и 2 согласно приложению N 1 (пункт 5 Инструкции).
В силу подпункта 5 пункта 6 Инструкции в графе 5 заявления указываются следующие сведения о заявителе: для юридических лиц - полное официальное наименование и юридический адрес.
Подпунктом 3 пункта 8 Инструкции установлено, что графы 2 - 14, 16, 17 лицензии заполняются в соответствии с порядком заполнения соответствующих граф заявления.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, графа 5 лицензии должна содержать полное официальное наименование и юридический адрес заявителя.
Внесение изменений в выданные лицензии, в том числе по причинам технического характера, не допускается (пункт 17 Правил выдачи лицензий и разрешений).
При этом, в случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения (пункт 18).
Кроме того, Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии, в том числе в следующих случаях:
1) обращение заявителя, представленное в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
2) внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом (пункт 19).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 218 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам проведения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии с частью 2 статьи 226 настоящего Федерального закона или таможенной проверки в соответствии с частью 28 статьи 237 настоящего Федерального закона принимается решение в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, - если в указанном случае Кодексом Союза принятие иных решений не предусмотрено.
Проведенный в ходе внеплановой выездной таможенной проверки анализ сведений об адресе ООО "Траст" показал, что по состоянию на 26.05.2017, то есть на дату подачи ДТ N 10602050/260517/0006185 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержались следующие сведения об адресе ООО "Траст": г. Улан-Удэ, ул. Добролюбова, д. 6 а, кв. 52.
При этом в графе 5 лицензии от 15.12.2016 N 284RU16002001158, а также в графах 2, 9, 14 ДТ N 10602050/260517/0006185 указан адрес заявителя: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 10 а.
Оценив указанные обстоятельства, таможенный орган пришел к выводу, поддержанному судом первой инстанции, что лицензия от 15.12.2016 N 284RU16002001158 в нарушение подпункта 5 пункта 6 Инструкции содержит недостоверные сведения в графе 5 об адресе ООО "Траст", следовательно, она не может быть принята в качестве документа, подтверждающего возможность применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, сведения о которой заявлены в графе 47 ДТ, что влечет необходимость исчисления и уплаты таможенных платежей по ставке 80%, но не менее 55,2 евро за м.куб.
Данные выводы суд апелляционной инстанции считает ошибочными в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3).
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
При этом арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица (пункт 10).
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что местом нахождения общества является Республика Бурятия, г. Улан-Удэ (пункт 1.19 Устава).
При этом в графе 5 лицензии сведения об адресе заявителя: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 10 "а" соответствовали актуальным сведениям, содержащимся в заявлении о выдаче лицензии и в ЕГРЮЛ, то есть являются действительными как одно из оснований для выдачи лицензии.
При внесении 23.05.2017 в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица изменения в учредительные документы не вносились.
Следовательно, в силу приведенных положений Правил выдачи лицензий и разрешений, Инструкции и Гражданского кодекса Российской Федерации у общества отсутствовала обязанность обращения в уполномоченный орган - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии.
У Министерства промышленности и торговли Российской Федерации также отсутствовали основания для прекращения или приостановления действия лицензии от 15.12.2016 N 284RU16002001158.
При указанных обстоятельствах и при отсутствии иных основания для прекращения или приостановления действия лицензии от 15.12.2016 N 284RU16002001158, предусмотренных Правилами выдачи лицензий и разрешений и Инструкцией, такая лицензия является действительной, предоставляющей обществу в соответствии с пунктом 8 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденных Постановлением N 779, право на использование тарифной квоты по ставке 15% от таможенной стоимости товара.
В силу указанного, оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ своему внутреннему убеждению, их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу несоответствии оспариваемого решения Буряткой таможни по результатам таможенного контроля N 10602000/210/280519/Т000003 от 28.05.2019 об отмене решения Улан-Удэнского таможенного поста (центра электронного декларирования) Бурятской таможни о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% на основании разовой экспортной лицензии Минпромторга России N 284RU16002001158 от 15.12.2016, предоставленной ООО "Траст" при декларировании товара в декларации на товары N 10602050/260517/0006185, и о применении вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м. в отношении товара "пиловочник сосны обыкновенной", задекларированного в общем количестве 193,76 куб.м. в ДТ N 10602050/260517/0006185, Таможенному кодексу Евразийского экономического союза и Федеральному закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушении прав и законных интересов общества указанным решением.
Также, по мнению суда апелляционной инстанции, в силу установленных обстоятельств действительности лицензии от 15.12.2016 N 284RU16002001158, является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества решение таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 28.05.2019 в части граф 10 - 18.
Указанными графами решения от 28.05.2019 обществу предписано внести изменения (дополнения) в ДТ N 10602050/260517/0006185:
- в графу 44 о коде вида лицензии - "01011", ее номере - "284RU16002001158", дате - "15.12.2016", наименовании - "Лицензия экспортно-импортная", дате начала действия - "01.01.2017", сроке действия - "31.12.2017" на "---", то есть как на отсутствие сведений;
- в графу 47 о ставке/3050 - "15" на "80", о сумме платежа/3050 "142 024,75" на "757 465,34";
- в графу "В" о сумме платежа/обеспечения/3050 - "142 024,75" на "757 465,34".
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 112 Таможенного кодекс Евразийского экономического союза после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической Решением от 10 декабря 2013 года N 289 утвердила Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок внесения изменений (дополнений)).
Правовым основанием внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10602050/260517/0006185, таможенный орган указывает абзац третий подпункта "б" пункта 11 указанного Порядка.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 11 раздела III "Случаи внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" Порядка внесения изменений (дополнений) после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что сведения графы 44 ДТ N 10602050/260517/0006185 о коде вида лицензии, ее номере, дате, наименовании, дате начала действия и сроке действия полностью соответствуют сведениям, содержащимся лицензии от 15.12.2016 N 284RU16002001158.
Следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графе 44 ДТ, в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений), поскольку в данной части несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в лицензии, отсутствует.
В графах 47 и "B" ДТ N 10602050/260517/0006185 указаны сведения о ставке, о сумме платежа и сумме платежа/обеспечения, не содержащиеся в лицензии, но основанные на этой лицензии, и соответственно являются достоверными.
Следовательно, у таможенного органа также отсутствовали основания для принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные и в графах 47 и B ДТ, в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений), также и в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 11 - выявление недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В остальной части решение таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 28.05.2019 в графе 2 о КПП отправителя, о коде почтовой зоны отправителя, об улице, номере дома (офиса) отправителя, в графе 9 о КПП контрактодержателя, о коде почтовой зоны контрактодержателя, об улице, номере дома (офиса) контрактодержателя, в графе 14 о КПП декларанта, о коде почтовой зоны декларанта, об улице, номере дома (офиса) декларанта и в графе "D" о проведенной таможенной проверке является законным.
Как указывалось выше, проведенный таможенным органом в ходе внеплановой выездной таможенной проверки анализ сведений об адресе ООО "Траст" показал, что по состоянию на 26.05.2017, то есть на дату подачи ДТ N 10602050/260517/0006185 в ЕГРЮЛ содержались следующие сведения об адресе ООО "Траст": г. Улан-Удэ, ул. Добролюбова, д. 6 "а", кв. 52.
При этом в графах 2, 9, 14 ДТ N 10602050/260517/0006185 указан адрес заявителя: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 10 "а".
Таким образом, на дату подачи ДТ адрес юридического лица ООО "Траст", указанный в графах 2, 9, 14 ДТ, не соответствует сведениям об адресе юридического лица, содержащимся в ЕГРЮЛ, то есть сведения, связанные с адресом юридического лица, заявленные в ДТ, являются недостоверными.
Абзацами вторым и четвертым подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) установлено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случае недостоверных сведений, заявленных в ДТ, и при необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
В силу указанных обстоятельств у таможенного органа имелись законные основания принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 28.05.2019 в части граф 2, 9, 14 и "D".
Между тем, вопрос о частичной законности указанного решения судом первой инстанции не рассматривался.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, при указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2019 года по делу N А10-5818/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Решение Бурятской таможни по результатам таможенного контроля N 10602000/210/280519/Т000003 от 28.05.2019 и решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 28.05.2019 в части граф 10 - 18 признать незаконными, как несоответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза и Федеральному закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обязать Бурятскую таможню (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323341664, адрес (место нахождения): 670011, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Виктора Военнова, дом 5) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Траст" (ОГРН 1080326008663, ИНН 0323341664).
Взыскать с Бурятской таможни (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323341664, адрес (место нахождения): 670011, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Виктора Военнова, дом 5) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Траст" (ОГРН 1080326008663, ИНН 0323341664) расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 500 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Траст" (ОГРН 1080326008663, ИНН 0323341664) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.01.2020 N 1 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5818/2019
Истец: ООО Траст
Ответчик: Бурятская Таможня Сибирского управления Федеральной таможенной службы
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3896/2021
19.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-518/20
20.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3158/20
22.04.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-518/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5818/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5818/19