г. Саратов |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А12-4772/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Заграничного И. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сариевой Г. У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "СГ-транс" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2023 года по делу N А12-4772/2023
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к акционерному обществу "СГ-транс" (ОГРН 1047740000021, ИНН 7740000100)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка"
об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании: - от ОАО "РЖД" представитель Чередникова Светлана Михайловна по доверенности от 17.11.2023, выданной сроком на три года, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
- от АО "СГ-транс" представители Гончаров Руслан Михайлович по доверенности от 20.12.2023, выданной сроком по 31.12.2024, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, Попукалова Людмила Алексеевна, по доверенности от 01.12.2023, выданной сроком по 31.12.2024, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, Фомиченко Роман Александрович, по доверенности от 19.12.203, выданной сроком по 31.12.2024, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к акционерному обществу "СГ-транс" (далее - АО "СГ-транс", ответчик) с исковым заявлением об обязании заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "СГ-транс" по станции Лапшинская Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на условиях проекта договора от 10.11.2022 года N 2/17 в редакции истца с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2023 исковые требования удовлетворены, суд решил: урегулировать разногласия при заключении договора между ОАО "РЖД" и акционерным обществом "СГ-транс" (ИНН 7740000100, ОГРН 1047740000021) АО "СГ-транс" на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "СГ-транс" по станции Лапшинская Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на условиях проекта договора от l0.l1.2022 года N 2/17.
Изложить пп. в п. 17 Договора в следующей редакции:
"плата за совместное использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", протяженностью 27076,15 метров (из них 1509,0 метров индивидуального и 25567,15 метров совместного использования) рассчитывается в доле, исходя из совместно используемой развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, с учетом ставки тарифного плана "Безлимитный Базовый" - 3375 рублей (без учета НДС), утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" в размере 38745 рублей 65 копеек (без учета НДС) ежесуточно, независимо от того, производилась фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет.
Плата за совместное использование железнодорожного пути необщего пользования пересматривается "Перевозчиком" по итогам работы за прошедший календарный год одновременно для всех клиентов, совместно использующих железнодорожного пути необщего пользования, автоматически с 1 января.
Допускается изменение тарифного плана по письменному обращению "Контрагента" не чаще одного раза в календарный год, исходя из количества поданных и убранных вагонов, путем оформления дополнительного соглашения к Договору:
"Безлимитный Базовый" независимо от вагонооборота;
"Локомотивный начальный" - до 1,5 вагонов (включительно) в сутки; "Локомотивный продвинутый" - от 1,5 до 5 вагонов (включительно) в сутки.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие в одностороннем порядке путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sgtrans.ru.
"В целях сокращения простоя вагонов, усиления механизации погрузочно-разгрузочных работ и обеспечения сохранности вагонов и их комплектности,
"Контрагент" обязуется выполнять следующие мероприятия:
Мероприятия |
Срок выполнения |
1.Производить очистку железнодорожного пути необщего пользования протяжённостью 5 246,48 метров, в том числе, принадлежащего "Перевозчику" - 1509,0 метров, указанного в пунктах 1,3 настоящего договора, от снега и мусора. |
Постоянно |
2. Содержать машины и механизмы, используемые "Контр агентом" в процессе эксплуатации железнодорожного пути необще го пользования, погрузки и выгрузки вагонов, в технически исправном состоянии. |
Постоянно |
3. Нести ответственность за разоборудование подвижного состава с момента подачи вагонов на выставочный путь и до возврата их "Перев озчику". |
Постоянно |
Изложить п. 19 Договора в следующей редакции:
4. Иметь необходимое оборудование для обеспечения пожарной безопасности при производстве работ по погрузке, выгрузке грузов. |
Постоянно |
5. Содержать железнодорожный путь необщего пользования в состоянии, соответствующем требованиям действующего ПТЭ. |
Постоянно |
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2023 в части урегулирования разногласий спорного пп. "В" п. 17 проекта договора от 10.11.2022 N 2/17 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт, урегулировав разногласия спорного пп. "В" п. 17 проекта договора от 10.11.2022 N 2/17 в следующей редакции:
плата за индивидуальное использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", протяженностью 1509,0 метров индивидуального использования, с учетом ставки.... (определенной заключением экономической экспертизы), в размере __. рублей (без учета НДС) ежесуточно, независимо от того, производилась фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет. Плата за индивидуальное использование железнодорожного пути необщего пользования пересматривается "Перевозчиком" по итогам работы за прошедший календарный год. Допускается изменение тарифного плана по письменному обращению "Контрагента" не чаще одного раза в календарный год, исходя из количества поданных и убранных вагонов, путем оформления дополнительного соглашения к Договору:
"Безлимитный Базовый" независимо от вагонооборота;
"Локомотивный начальный" - до 1,5 вагонов (включительно) в сутки;
"Локомотивный продвинутый" - от 1,5 до 5 вагонов (включительно) в сутки.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sgtrans.ru и подписания соответствующего дополнительного соглашения к данному Договору.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений сторон, законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
При обращении в суд истец указывает, что АО "СГ-транс" эксплуатирует железнодорожный путь необщего пользования по станции Лапшинская Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", примыкающий через железнодорожные пути необщего пользования ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" к железнодорожным путям станции Лапшинская. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования АО "СГ -транс" составляет 5246,48 метров, из которых 3737,48 метров принадлежит АО "СГ-транс", 1509,0 метров - ОАО "РЖД".
В 2013 году между АО "СГ-транс" и ОАО "РЖД" заключен договор N 2/17 от 23.09.2013 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Лапшинская Приволжской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" сроком действия с 20.12.2013 г. по 19.12.2018 г.
Соглашением от 14.12.2018 г. срок действия указанного договора продлен до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора.
В 2018 году подготовленный ОАО "РЖД" проект нового договора N 2/17 от 17.10.2018 г. подписан АО "СГ-транс" с разногласиями.
ОАО "РЖД" не согласовало разногласия по подпункту "в" пункта 17 проекта договора (плата за использование железнодородного пути необщего пользования). Разногласия не были переданы на рассмотрение арбитражного суда.
Согласие по существенным условиям договора N 2/17 от 17.10.2018 г. сторонами не достигнуто, договор не заключен.
Истец указывает, что 08.12.2019 г. внесены изменения в ЕГРН в отношении объекта недвижимости ОАО "РЖД" "Железнодорожные пути перегон 1 км-26 км (ст. Лапшинская - ст. Коробка), в состав которого входит железнодорожный путь, используемый при подаче и уборке вагонов и соединяющий станцию Лапшинская и пути необщего пользования АО "СГ-транс".
21.07.2022 г. оформлен новый технический паспорт и 04.08.2022 года, внесены изменения в ЕГРН в отношении объекта недвижимости ОАО "РЖД" "Подъездные пути ст. Коробка" с изменением длины железнодорожного пути необщего пользования, являющегося предметом договора N 2/17 от 23.09.2013 г.
19.12.2022 г. на основании изменений в технической и правоустанавливающей документации сторонами утверждены Изменения N 2 в Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО "СГ-транс" от 13.12.2018 г.
В связи с изменением технической и правоустанавливающей документации, а так же в связи с тем, что договор N 2/17 от 23.09.2013 г. действует более 5 лет, ОАО "РЖД" направило в адрес АО "СГ-транс" подписанный со своей стороны проект договора N2/17 от 10.11.2022 г.
Письмом N 4090 от 20.12.2022 г. ответчик вернул проект договора без подписания, указав, что в настоящее время отношения сторон по вопросу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования регулируются договором N2/17 от 23.09.2013 г. и основания для заключения нового договора отсутствуют.
Как указывает истец, условия разработанного ОАО "РЖД" и направленного в адрес ответчика договора соответствуют положениям статьи 58 УЖТ РФ и п. 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Проект договора N 2/17 от 10.1.2022 г. учитывает технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования. Проектом договора предусмотрены порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. В соответствии с частью 6 статьи 58 УЖТ РФ в проекте договора определен размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Истец полагая, что отказ ответчика от подписания договора и не предоставление в установленный месячный срок разногласий к указанному договору противоречит действующему законодательству в сфере регулирования правоотношений перевозчика и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обратился в суд с заявленными требованиями.
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции сторонами обсуждались спорные условия договора, редакции отдельных условий, в результате чего, к моменту окончания рассмотрения дела у сторон остались разногласия по пп. в п. 17, п. 19. проекта договора от 10.11.2022 N 2/17.
Истцом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнен способ защиты права (заявление занесено в протокол судебного заседания от 15-22.11.2023 г.) на урегулирование разногласий по пп. в п. 17., п. 19. проекта договора от 10.11.2022 N 2/17.
Ответчик возражений против изменения предмета иска в порядке статьи 49 АПК РФ не выразил, суд первой инстанции уточнение исковых требований принял, при этом суд учел, что по остальным условиям договора, изложенным в проекте от 10.11.2022 N 2/17, у сторон разногласия отсутствуют; и после урегулирования разногласий по спорным условиям остальные условия договора подлежат действию в редакции проекта от 10.11.2022 N 2/1.
Суд первой инстанции, рассматривая исковые требования об урегулировании разногласий по пп. в п. 17 проекта договора от 10.11.2022 N 2/17, руководствовался следующим.
Отношения, возникшие между сторонами при заключении договора на подачу и уборку вагонов между владельцем железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, зарегистрированными в Минюсте 19.06.2003 N 4764.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно положениям статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Истец просил пп. в п. 17 Договора изложить в следующей редакции:
"плата за совместное использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", протяженностью 27076,15 метров (из них 1509,0 метров индивидуального и 25567,15 метров совместного использования) рассчитывается в доле, исходя из совместно используемой развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, с учетом ставки тарифного плана "Безлимитный Базовый" - 3375 рублей (без учета НДС), утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" в размере 38745 рублей 65 копеек (без учета НДС) ежесуточно, независимо от того, производилась фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет.
Плата за совместное использование железнодорожного пути необщего пользования пересматривается "Перевозчиком" по итогам работы за прошедший календарный год одновременно для всех клиентов, совместно использующих железнодорожного пути необщего пользования, автоматически с 1 января.
Допускается изменение тарифного плана по письменному обращению "Контрагента" не чаще одного раза в календарный год, исходя из количества поданных и убранных вагонов, путем оформления дополнительного соглашения к Договору:
"Безлимитный Базовый" независимо от вагонооборота;
"Локомотивный начальный" - до 1,5 вагонов (включительно) в сутки; "Локомотивный продвинутый" - от 1,5 до 5 вагонов (включительно) в сутки.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие в одностороннем порядке путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sgtrans.ru.".
Редакция ответчика следующая:
"плата за индивидуальное использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", протяжённостью 1509,0 метров индивидуального использования, с учетом ставки тарифного плана "Безлимитный Базовый" - 3375 рублей (без учета НДС), утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" в размере 5092,88 рублей (без учета НДС) ежесуточно, независимо от того, производилась фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет. Плата за индивидуальное использование железнодорожного пути необщего пользования пересматривается "Перевозчиком" по итогам работы за прошедший календарный год. Допускается изменение тарифного плана по письменному обращению "Контрагента" не чаще одного раза в календарный год, исходя из количества поданных и убранных вагонов, путем оформления дополнительного соглашения к Договору:
"Безлимитный Базовый" независимо от вагонооборота;
"Локомотивный начальный" - до 1,5 вагонов (включительно) в сутки;
Локомотивный продвинутый" - от 1,5 до 5 вагонов (включительно) в сутки.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sqtrans.ru и подписания соответствующего дополнительного соглашения к данному Договору.".
Окончательная редакция указанного условия договора представлена ответчиком в дополнительных пояснениях от 31.10.2023 г.
Так, ответчик оспаривает непосредственно участок пути необщего пользования (его протяженность), в отношении которого с него подлежит взимание платы.
АО "СГ-транс" указывает, что эксплуатирует только часть пути собственности ОАО "РЖД" протяженностью 1509 метров, тогда как по пп. "в" п. 17. проекта договора плата рассчитывается за использование всего железнодорожного пути, принадлежащего Перевозчику общей протяженностью 27076,15 метров.
В исковом заявлении и в п. 1 договора N 2/17 от 10.11.2022 указано, что АО "СГ-транс" эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие через железнодорожные пути ООО "ЛУКОЙЛ -Волгограднефтепереработка", т.е., ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" является пользователем железнодорожного пути, принадлежащего истцу, протяженностью 27076,15 метров.
К указанному железнодорожному пути, принадлежащему ОАО "РЖД" и находящемуся в пользовании ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград нефтепереработка", стрелочными переводами примыкают железнодорожные пути необщего пользования, которые эксплуатируются ответчиком АО "СГ-транс", общая длина которых, составляет 5246,48 метров и состоят из:
- путей необщего пользования, общей длинной 3737,48 метров, принадлежащих АО "СГ-транс" на праве собственности;
- пути необщего пользования, протяженностью 1509 метров, принадлежащего ОАО "РЖД",
Таким образом, путь необщего пользования ответчика, протяженностью 1509 метров и переданный для эксплуатации от истца, находится на одном направлении с путями необщего пользования ООО "ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка". При этом ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" дает разрешение АО "СГ-транс" на проезд по своей территории, который может возникнуть при пользовании железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 1509 метров.
Ответчик не согласен с тем, что должен оплачивать за пользование все расстояние, принадлежащее Перевозчику протяженностью 27076,15 метров до станции Лапшинская; настаивает на том, что эксплуатирует своим локомотивом железнодорожный путь протяженностью 1509 метров и в случае, если плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования все же подлежит взиманию, то именно за указанное расстояние длиной 1509 метров.
Также ответчик не согласен установленным истцом размером оплаты (38 745 руб. 65 коп.). АО "СГ-транс" указывает, что размер оплаты определен ОАО "РЖД" самостоятельно в одностороннем порядке - ежесуточно, без учета объемов фактического использования АО "СГ-транс" указанного пути, тогда как, пользование АО "СГ-транс" железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", носит не ежесуточный характер, а происходит с периодичностью; имеются периоды, в которых предоставление данной услуги со стороны ОАО "РЖД" отсутствует.
Аналогичные доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Согласно части 3 статьи 58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Согласно части 5 статьи 58 УЖТ РФ если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Как обоснованно указал суд первой инстанции согласно буквальному содержанию указанных норм, плата за использование принадлежащего железнодорожного пути необщего пользования взимается перевозчиком независимо от того, чьим локомотивом осуществляется подача и уборка вагонов.
При подаче вагонов локомотивом перевозчика перевозчиком взимается плата как за работу принадлежащего перевозчику локомотива, так и за использование принадлежащего ему пути (ч. 3 ст. 58 УЖТ РФ).
При подаче вагонов локомотивом, не принадлежащим перевозчику, перевозчиком взимается плата только за использование железнодорожного пути необщего пользования (ч. 5 ст. 58 УЖТ РФ).
Согласно части 1 статьи 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО "СГ-транс", утвержденной 13.12.2018 г. с изменениями от 19.12.2022 г., Акту обследования от 09.11.2022 г., железнодорожный путь необщего пользования АО "СГ-транс" примыкает к путям станции Лапшинская через спорные железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 25567,15 метров, которые принадлежат ОАО "РЖД".
Подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "СГ-транс" не может осуществляться без использования указанных путей.
Факт подачи и уборки вагонов с использованием спорного пути ответчиком не оспаривается и зафиксирован в пункте 5 Акта обследования от 09.11.2022 г.
Согласно разъяснениям Министерства транспорта РФ в письме N АЦ-26/3881 от 01.04.2016 г. взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования.
Железнодорожный путь необщего пользования собственности ОАО "РЖД" протяженностью 25567,15 метров используется двумя контрагентами-АО "СГ-транс" и ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка".
На основании изложенного, ОАО "РЖД" включило в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 2/17 от 10.11.2022 г. п.п. "в" п. 17, предусматривающие внесение платы за использование железнодорожного пути необщего пользования общей протяженностью 27076,15 метров, из которых 1509,0 метров - индивидуального и 25567,15 метров - совместного использования. При этом расчет по пути совместного пользования произведен в доле, исходя из совместно используемой развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования.
Также истец пояснил, что условия проекта договора N 2/17 от 10.11.2022 г. не предусматривают двойное взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования - ежесуточно и при проведении подачи и уборки, как указывает ответчик в отзыве.
В п.п. "а" п. 17 проекта договора предусмотрен сбор за подачу и уборку вагонов за расстояние в оба конца 50,3 км, определяемый по условиям 2.7. Тарифного руководства N 3 в таблице N 8 группа 6 с применением коэффициента индексации.
В указанный сбор входит только плата за работу локомотива.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.1.62, 2.7.13 Тарифного руководства N 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими.
Услуга "пользование железнодорожным путем необщего пользования" не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
Таким образом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, не включена ни в один тариф.
Правовым основанием для включения в договор условия о внесении платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" являются положения статьи 423 ГК РФ, части 6 статьи 58 УЖТ РФ, в соответствии с которыми пользование имуществом железнодорожного транспорта, в частности, железнодорожными путями необщего пользования, является возмездным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте в РФ) тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые государством, устанавливаются на договорной основе.
Законом о железнодорожном транспорте в РФ определено, что тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В силу п.п. 2 п. 88 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.
ОАО "РЖД" в целях единообразия в регулировании договорных сборов для всех клиентов установило одинаковые договорные ставки за отдельные работы и услуги, предусмотренные "Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД".
Протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 19.10.2020 N 56 утверждена "Методика расчета ставок платы за использование железнодорожного пути необщего пользования ОАО "РЖД" (далее - Методика), применение которой обеспечивает получение ОАО "РЖД" платы от использования железнодорожного пути необщего пользование в экономически обоснованном размере.
Перечень статей расходов ОАО "РЖД", используемых при расчете ставки платы, раскрытия которых требует ответчик, указан в разделе III Методики.
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Методики, рассчитанные в соответствии с положениями Методики ставки платы за путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", используются в качестве основы для установления тарифных планов, минимальный уровень которых должен возмещать фактические расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией путей необщего пользования.
Протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.11.2022 N 82 утверждена ставка платы по тарифному плану "Безлимитный Базовый" в размере 3375 рублей за 1 километр пути ежесуточно.
Ежесуточное взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени. Министерство транспорта РФ в письме N АЦ-26/3881 от 01.04.2016 г., адресованному ОАО "РЖД", разъяснило применение статьи 58 УЖТ РФ - плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Позиция об обоснованности ежесуточного взимания платы поддержана Верховным судом РФ (определения ВС РФ от 21.05.2018 г. N 302-ЭС17-22693, N 302-ЭС17-22978) и арбитражными судами разных инстанций в рамках рассмотрения дел об урегулировании разногласий по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (судебные акты по делам NN А58-6807/2016, А58-6257/2016, А58-5792/2016, А40-249218/2016, А40- 229832/2017, А41-99589/2017, А05-13331/2017, А40-35465/2017, А54-2242/2018, А57-19014/2017, А40-208493/2021 и др.).
Порядок применения договорных ставок платы (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") и Алгоритм определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") утверждены протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021N 60.
Согласно Отчету, количество поданных и убранных вагонов АО "СГ-Транс" за 2021 год составило 5623 вагонов, среднесуточный показатель - 15,41 вагонов.
В соответствии с Порядком применения договорных ставок платы (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") расчет платы за использование железнодорожного пути необщего пользования для АО "СГ-транс" произведен по тарифному плану "Безлимитный Базовый".
Протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.11.2022N 82 утверждена ставка платы по тарифному плану "Безлимитный Базовый" в размере 3375 рублей за 1 километр пути ежесуточно.
Рассчитанная в соответствии с указанными локальными нормативно-правовыми документами плата за использование железнодорожного пути необщего пользования собственности ОАО "РЖД" протяженностью 27076,15 метров, (из них 1509,0 метров индивидуального и 25567,15 метров совместного использования) составляет 38745,65 рублей (без учета НДС) ежесуточно, независимо от того, производилась фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет.
Истец в письменных пояснениях от 29.05.2023 г. пояснил, что при определении ставок использовался метод поэлементного проектирования затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", который предусматривает проведение оценки динамики изменения затрат на очередной период осуществления деятельности по каждому элементу затрат на основе данных о расходах за последний отчетный финансовый год, где в качестве инфляционных показателей используются:
- индекс потребительских цен, прогнозируемый на текущий и очередной периоды осуществления деятельности (в среднем за год);
- индекс цен в промышленности, прогнозируемый на текущий и очередной периоды осуществления деятельности.
При проектировании затрат данные о расходах за отчетный период сформированы на основании методологии, предусмотренной Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 октября 2018 г. N 373, на статьях расходов, приведенных в актуальной на отчетный период версии Классификатора статей расходов ОАО "РЖД".
В ставке платы учтены расходы за 2019 год, отраженные на статьях затрат по видам деятельности "Грузовые перевозки" и "Предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок":
- расходы, связанные с амортизацией и налогом на имущество железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" (статьи 2117 и 2147);
- расходы по амортизации и налогу на имущество земляного полотна, искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, в доле приведенной длины путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в общей приведенной длине железнодорожных путей, принадлежащих ОАО "РЖД" (статьи 2116 и 2133 в полном объеме, по элементу затрат "Амортизация" на статьях 2103, 2104, 2106, 2107, 2108, 2109, 2111, 2114, 2119, 2120, 2122, 2123, 2124, 2127, 2128, 2129, 2130, 2131, 2132, 2140, 2141, 2142 и 2144);
- расходы, связанные с содержанием, эксплуатацией, обслуживанием железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" (статьи 2145 и 2146);
- расходы, связанные с содержанием, эксплуатацией, обслуживанием и капитальным ремонтом земляного полотна, искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в доле приведенной длины путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в общей приведенной длине железнодорожных путей, принадлежащих ОАО "РЖД" (без учета элемента затрат "Амортизация" по статьям 2103, 2104, 2106, 2107, 2108, 2109, 2111, 2114, 2119, 2120, 2122, 2123, 2124, 2127, 2128, 2129, 2130, 2131, 2132, 2140, 2141, 2142 и 2144).
С 2021 года по настоящее время компания не осуществляла индексацию указанных ставок. Уровень ставок в 2023 году сохранен на уровне 2021 года.
Пользование железнодорожными путями необщего пользования в регионе деятельности Коробковского филиала по транспорту газа АО "СГ-транс" оплачивается контрагентами ОАО "РЖД" по ставке в размере 3 375,47 рублей или по ставке в сопоставимом размере, если договоры заключались до введения в действие Методики расчета ставок платы за использование железнодорожного пути необщего пользования ОАО "РЖД", утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 19.10.2020 N 56.
В частности, указывает истец, в договоре от 23.09.2013 г. 2/17 расчет платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования произведен исходя из ставки 3 570,75 руб/км/сут.
При этом данная ставка выше ставки по новому договору и ответчиком никогда не оспаривалась.
Ответчик, не соглашаясь с установленным истцом размером оплаты, и, полагая, что условия платы, изложенные в договоре, имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства и защиты конкуренции, выраженные в навязывании невыгодных условий сделки для слабой стороны договора, при рассмотрении спора в суде первой инстанции в порядке статьи 82 АПК РФ заявил ходатайство о проведении по делу экономической экспертизы с целью определения экономически обоснованного размера тарифной ставки и платы за использование АО "СГ-транс" железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", развернутой длиной 1509 метров, а именно: примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" стрелочным переводом N 2 к пути N 2, стрелочным переводом N 14 к пути N 4, путь N 1 примыкает стрелочными переводами N 7 и N 8 к пути N 2, путь N 3 примыкает стрелочными переводами N6 и N9 к пути N12, путь N2 УТ примыкает стрелочным переводом N11 к пути N3.
Данное ходатайство заявлено ответчиком и в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции, установив отсутствие необходимости применения специальных знаний при разрешении спора, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о назначении по делу экспертизы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, в связи с чем, заявленное ответчиком в апелляционной жалобе ходатайство о назначении по делу экспертизы удовлетворению не подлежит.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 N 13765/10)
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ размер платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования определяется судом с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе доказательств экономической обоснованности размера платы и ее составляющих и доказательств ее чрезмерности и неразумности, с назначением в случае необходимости соответствующей экспертизы для определения экономически обоснованного размера платы (определения от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127, от 10.07.2019 N 305-ЭС19-1465).
Таким образом, вопрос назначения экспертизы решается судом исходя из представленных доказательств и установления действительной необходимости привлечения эксперта в каждом конкретном случае.
Разрешая вопрос о назначении экспертизы по настоящему делу, следует учитывать, что ответчиком не представлено конкретных обоснованных возражений относительно размера платы и примененной истцом Методики расчета ставок платы.
Истцом в материалы дела представлена письменная позиция с правовым и экономическим обоснованием платы за пользование принадлежащими перевозчику железнодорожными путями необщего пользования и приложением подтверждающих позицию вышеуказанных документов.
Ответчик, в свою очередь, вопреки положениям статьи 65 АПК РФ не предложил иной экономически обоснованный размер платы, контррасчет платы не представил; не указал конкретные доводы относительно того, какие положения Методики расчета платы, а также какие предложенные истцом составляющие для расчета платы являются необоснованными, неразумными и нарушающими его права.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчик выразил несогласие с размером платы 38 745,65 рублей за путь протяженностью 27076,15 метров, рассчитанной исходя из ставки 3 375 руб/км/сут., в том числе по пути совместного пользования в доле исходя из совместно используемой развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования.
При этом, возражений относительно платы за использование пути протяженностью 1509 метров, рассчитанной исходя из этой же ставки, не заявлял.
Довод заявителя жалобы о том, что условие договора о необходимости внесения ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования независимо от того, производилась фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет, является для АО "СГ-транс" явно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон, судебной коллегией признан несостоятельным и отклоняется.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Взимаемая истцом плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования.
При этом ежесуточное взимание (за каждый день) такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени, поскольку владелец пути необщего пользования не может отказаться от заключения с пользователем договора на пользование железнодорожными путями необщего пользования.
То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути.
Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
В соответствии с положениями статьи 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, в связи с чем, установление платы за оказываемую перевозчиком услугу за пользование железнодорожным путем необщего пользования ежесуточно, вне зависимости от осуществления операций по подаче и уборке вагонов, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В силу закона на ОАО "РЖД" лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, которое должно осуществляться независимо от факта и частоты пользования этим имуществом пользователем (в данном случае ответчиком).
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позиций Верховного Суда РФ, приведенной в определениях от 09.12.2019 N 309-ЭС19-23316, от 23.05.2019 N 305-ЭС19-1465, от 13.04.2020 N 306-ЭС18-18399, от 04.06.2020 N 306-ЭС18-18399, от 23.12.2020 N 302-ЭС20-20010, а также в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2021 по делу N А06-5746/2020.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств чрезмерности и неразумности платы, предложенной ОАО "РЖД", не представлен обоснованный контррасчет платы с учетом конкретных обстоятельств дела, характера взаимоотношений сторон, местных особенностей и особенностей эксплуатации конкретного железнодорожного пути и прочих обстоятельств.
Не опровергнут ответчиком и расчет, представленный ОАО "РЖД", который произведен на основании Методических рекомендацийя, исходя из единой среднесетевой ставки платы. Рассчитанная таким образом плата является единой, разумной и среднерыночной, равной для всех аналогичных пользователей железнодорожных путей, а, значит, является справедливой платой.
ОАО "РЖД" представлен расчет, учитывающий все аспекты и составные части расходов на содержание и эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Кроме того, следует отметить, что сама по себе обременительность размера платы не может являться самостоятельным основанием для ее уменьшения.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции о публичном характере условий спорного договора и о правомерности установления ОАО "РЖД" одинаковых ставок за одни и те же виды услуг, судебной коллегией признаны несостоятельными и отклоняются.
Данный вывод использован судом первой инстанции как критерий оценки обоснованности единого подхода к определению платы за аналогичные услуги наряду с другими доказательствами.
Оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доводы истца соответствуют нормативно-правовому регулированию спорных правоотношений и сложившейся правоприменительной судебной практике.
Определяя размер платы, суд исходили из экономически обоснованной утвержденной Правлением ОАО "РЖД" ставки за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", учел совместное пользование спорным путем обществом и иными юридическими лицами, непредставление истцом относимых и допустимых доказательств экономической обоснованности иного размера платы и ее составляющих, а также непредставление доказательств, свидетельствующих о том, что размер платы является крайне невыгодным и явно обременительным для общества и влечет наступление у перевозчика за счет истца произвольного обогащения.
При этом условие договора о праве перевозчика на одностороннее изменение размера платы признано судом первой инстанции не нарушающим права общества.
Так, четвертый абзац пп. в п. 17 договора от 10.11.2022 N 2/17 предложен истцом в следующей редакции:
"В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие в одностороннем порядке путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sgtrans.ru..
Ответчиком данный абзац пп. в п. 17 договора от 10.11.2022 N 2/17 предложен в следующей редакции:
"В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sqtrans.ru и подписания соответствующего дополнительного соглашения к данному Договору.".
Вместе с тем, в отсутствие в законе права на одностороннее изменение условий договора такое право может быть предоставлено ответчику по соглашению сторон, однако с учетом возражения истца против этого условия у суда не было предусмотренных законом оснований для его включения в договор.
В силу статьи 58 УЖТ размер платы определяется по соглашению сторон, а не в одностороннем порядке с последующим уведомлением другой стороны.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении судебной коллегии ВС РФ от 04.06.2020 г. N 306-ЭС18-18399.
Таким образом редакция вышеуказанного абзаца пп. в п. 17 договора от 10.11.2022 N 2/17 подлежит урегулированию в редакции ответчика: "В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sqtrans.ru и подписания соответствующего дополнительного соглашения к данному Договору.".
Решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению в силу статьи 270 АПК РФ с приведением резолютивной части решения в соответствии с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2023 года по делу N А12-4772/2023 изменить.
Изложить пятый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования или ее индексации, "Перевозчиком" осуществляется перерасчет с момента ввода ее в действие путем направления уведомления "Контрагенту" через Личный кабинет клиента или на электронный адрес korobki@sgtrans.ru и подписания соответствующего дополнительного соглашения к данному Договору.".
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2023 года по делу N А12-4772/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4772/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "СГ-ТРАНС"
Третье лицо: ООО "ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"