Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 августа 2020 г. N Ф08-5632/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2020 г. |
дело N А32-52632/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от Военно - охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации: председатель Фирюлин А.В., паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель по доверенности от 25.07.2019 Рамазанова Ф.З., паспорт;
от Войсковой части N 81818: командир войсковой части Лапин А.А., паспорт; удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военно - охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 по делу N А32-52632/2019
по заявлению Военно - охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
при участии третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Войсковой части N 81818
о признании незаконным отказа; об обязании заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона,
УСТАНОВИЛ:
Военно - охотничье общество Северо-Кавказского военного округа Межрегиональная спортивная общественная организация, г. Ростов-на-Дону (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным отказа выраженного в письме от 18.10.2019 N 202-04.1-10-31108/19.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Военно - охотничье общество Северо-Кавказского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд неверно применил часть 5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ, поскольку возможность реализации права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении пользования охотничьими ресурсами и охотничьими угодьями, предоставленная обществу на основании долгосрочной лицензии и договора, полученных до 01.04.2010, не ставится в зависимость от выполнения сторонами новых требований законодательства, предусмотренных пунктом 5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 01.04.2010.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Краснодарского края и Войсковая часть N 81818 указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации просило решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просило рассмотреть апелляционную жалобу в рамках действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Военно - охотничьего общества Северо-Кавказского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснил, что нарушений охотпользования не было, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Представитель Войсковой части N 81818 просил решение суда оставить без изменения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.09.2019 в министерство поступило заявление общества о заключении охот-хозяйственного соглашения на срок 49 лет без проведения аукциона в отношении охотничьего угодья "Копанское", указанного в договоре от 01.11.2006 о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.
18.10.2019 министерством в адрес общества направлен ответ за исх. N 202 -04.1-10-31108/19, согласно которому заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья, закрепленного за охотхозяйством "Копанское", не представляется возможным в связи с исключением их охотничьих угодий территории земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:0165 площадью 12 489,4 га, расположенного на территории охотхозяйства "Копанское".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 18.10.2019 N 202-04.1-10-31108/19.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250, министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов жи-вотного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, полномочия специально уполномоченного государственного органа в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также разрабатывает схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Краснодарского края.
Статьей 41 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) установлено, что отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (ст. 33 Закона о животном мире).
Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом Законом о животном мире, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (ст. 36 Закона о животном мире).
Понятие охотничьего угодья закреплено в статье 1 Федерального закона от 24.072009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), под которым понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и которые подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (часть 2 статьи 7 Закона об охоте).
В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч. 1 ст. 7 Закона об охоте).
В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (ч. 1 ст. 27.).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (ч. 2 ст. 27 Закона об охоте).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 Закона об охоте (ч. 3 ст. 27 Закона об охоте).
Согласно части 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (ч. 3 ст. 71 Закона об охоте).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 71 Закона об охоте).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об охоте к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Закона об охоте в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. В силу частей 3, 5 статьи 39 Закона документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации; в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Частью 8 статьи 39 Закона об охоте установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2014 N 1285 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Краснодарского края (далее - Схема).
Схема содержит описание охотничьих угодий, их площадь и карту-схему с указанием границ охотничьих угодий. Также в Схеме указано, что в состав охотничьего угодья не входят земли населенных пунктов и иные земли, правовой режим которых не допускает осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Указанное постановление в полном объеме прошло в установленном порядке процедуры согласования, получило положительное заключение государственной экологической экспертизы, согласовано с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что суд неверно применил часть 5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ, поскольку возможность реализации права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении пользования охотничьими ресурсами и охотничьими угодьями, предоставленная обществу на основании долгосрочной лицензии и договора, полученных до 01.04.2010, не ставится в зависимость от выполнения сторонами новых требований законодательства, предусмотренных пунктом 5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 01.04.2010, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений Минобороны России не согласовал включение фактически использующегося в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:0165 площадью 12 489,4 га в состав охотничьих угодий.
Согласно статье 47 Закона о животном мире право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром.
В связи с этим, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.06.2017 N 434 в схему были внесены изменения и территория земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:0165 исключена из состава охотничьих угодий.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что правовых оснований для полного удовлетворения поданного обществом заявления у министерства не имелось.
В материалы дела представлено письмо командира войсковой части 81818, подполковника Алексеенко Р., которым министерство было уведомлено о том, что командованием войсковой части в соответствии со ст. 26, 27 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьями 75, 82 Устава Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", статьями 225-228, 230, 318 приказа Минобороны России от 25.10.2001 N 431 "Об утверждении Федеральных авиационных правил по организации полигонной службы в государственной авиации" на территории закрепленной за войсковой частью N81818 (кадастровый номер 23:08:0:0165, площадью 124893500 кв.м) принято решение об организации запретной зоны. Проход и проезд на данную территорию запрещен.
Регламент деятельности Копанского охотничьего хозяйства, разработанный обществом, не является документом, определяющим правовой режим земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:0165, допускающего осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в виду того, что это не предусмотрено действующим законодательством
В суде первой и апелляционной инстанциях действующий командир войсковой части N 81818 Лапин А.А. указал на невозможность использования в составе охотничьих угодий земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:0165 расположенном на территории закрепленной за войсковой частью N 81818.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 по делу N А32-52632/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52632/2019
Истец: Военно-охотничье общество Северо-Кавказского военного округа - межрегиональная спортивная, Военно-охотничье общество Северо-Кавказского округа-Межрегиональная спортивная Общество
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Войсковая часть N81818, Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерстсво обороны РФ