город Ростов-на-Дону |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А32-5405/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Судья Ефимова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Экспресс Сервис": Гордейчик А.С., паспорт, по доверенности от 07.02.2020,
от Федерального агентства морского и речного транспорта: Иванова О.К., паспорт, по доверенности от 24.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 по делу N А32-5405/2020 о принятии предварительных обеспечительных мер
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" (ИНН 2315184637, ОГРН 1132315006670)
к Федеральному агентству морского и речного транспорта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Экспресс Сервис") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Центральной комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ЦАК Росморречфлота) об отказе в аттестации ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, формализованного протоколом заседания ЦАК Росморречфлота N 01/20 от 29.01.2020, до вступления в законную силу судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения заявления ООО "Экспресс Сервис" о признании незаконным и отмене решения Центральной комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ЦАК Росморречфлота) об отказе в аттестации ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, формализованного протоколом заседания ЦАК Росморречфлота N 01/20 от 29.01.2020.
Определением от 12.02.2020 суд приостановил действие решения Центральной комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ЦАК Росморречфлота) об отказе в аттестации ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, формализованного протоколом заседания ЦАК Росморречфлота N 01/20 от 29.01.2020 до вступления в законную силу судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения заявления ООО "Экспресс Сервис" о признании незаконным и отмене решения Центральной комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ЦАК Росморречфлота) об отказе в аттестации ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, формализованного протоколом заседания ЦАК Росморречфлота N 01/20 от 29.01.2020.
Не согласившись с принятым определением, Росморречфлот обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе агентство просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что заявитель является коммерческой организацией, которая осуществляет помимо деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях иную экономическую деятельность, приносящую ей доход.
Представитель Федерального агентства морского и речного транспорта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда отменить и отказать в принятии предварительных обеспечительных мер.
Представитель ООО "Экспресс Сервис" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая определение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В порядке статьи 163 АПК РФ судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 26.05.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
В соответствии с частями 1-2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень оснований, приведенных в части 2 статьи 90 Кодекса, является исчерпывающим.
В Постановлении от 09.12.2002 года N 11 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения государственного органа.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года N 55, при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что при разрешении вопроса о принятии мер по обеспечению судебного акта в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта государственного органа необходимо установить высокую степень вероятности существования фактов, способных затруднить исполнение судебного акта, причинить значительный ущерб заявителю, а также установить, что приостановление действия акта, решения не нарушит баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии указанных фактов и, соответственно, отсутствию оснований для принятия предварительных обеспечительных мер.
Принимая определение, суд первой инстанции указал, что общая численность работников ООО "Экспресс Сервис" составляет 32 человека, для большинства из которых трудовая деятельность в этой организации является основным местом работы и единственным источником к существованию.
Суд принял позицию общества о том, что отказ ЦАК Росморречфлота в аттестации повлечет прекращение у организации поступления доходов, невозможность исполнения заявителем своих договорных обязательств перед контрагентами и как следствие этого - расторжение договоров с возмещением контрагентам причиненного ущерба. Отсутствие финансирования приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам организации, что может повлечь сокращение и увольнение персонала, а кроме того, повлечет невозможность своевременной уплаты налогов, сборов, платежей и других отчислений в налоговые органы, а также во внебюджетные фонды (ФОМС, ПФР, ФССР). В случае, если поданное впоследствии исковое заявление ООО "Экспресс Сервис" о признании незаконным отказа ЦАК Росморречфлота в аттестации ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" будет удовлетворено, то непринятие предварительных обеспечительных мер затруднит исполнение судебного акта по данному спору. Ведь к моменту вынесения арбитражным судом решения по иску, вступления его в законную силу фактическая деятельность ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" уже будет в течение длительного времени приостановлена, текущие договоры на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности будут расторгнуты.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что обществом "Экспресс Сервис" с заявлением о принятии обеспечительных мер не были представлены доказательства возможности причинения ему значительного ущерба.
В частности, обществом не были представлены документы финансовой и бухгалтерской отчетности, свидетельствующие о реальном материальном положении организации, ее активах.
Обществом также не подтверждена затруднительность исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленных им требований по существу спора.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что в данном случае принятие обеспечительных мер обеспечит сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Решение ЦАК Росморречфлота об отказе в аттестации ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" на вид аварийно-спасательных работ было принято в связи с выявленными в результате проверки нарушениями нормативных требований к данному виду деятельности.
Условием осуществления ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" деятельности по выполнению аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, является соответствие ПАСФ ООО "Экспресс Сервис" Федеральному закону от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон), Требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 06.02.2017 N 33.
Осуществление аварийно-спасательных работ ООО "Экспресс Сервис" в нарушение закона создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества, защите природной среде, поскольку согласно результатам проверки имеющиеся несоответствия, в том числе в части оснащенности необходимым оборудованием, не позволяют осуществить неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и не обеспечат оказание населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; не позволят сохранить материальные ценности, а также обеспечить экологическую безопасность.
Таким образом, принятие обеспечительных мер не обеспечит соблюдение баланса частных и публичных интересов до проверки в судебном порядке законности решения агентства.
При этом, экономические интересы общества не могут быть обеспечены за счет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, экологической безопасности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества о принятии по делу обеспечительных мер.
Испрашиваемые меры не соразмерны возможным последствиям их принятия и не направлены на сохранение баланса интересов и существующего положения.
Таким образом, определение суда от 12.02.2020 о принятии обеспечительных мер подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 по делу N А32-5405/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" о принятии предварительных обеспечительных мер, отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5405/2020
Истец: ООО Экспресс Сервис
Ответчик: Федеральное агентство морского и речного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8807/2021
10.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10932/20
28.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11185/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5405/20
02.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3763/20