г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А56-89605/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4794/2020) ООО "Рикс Шиппинг Восток" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2020 по делу А56-89605/2018, принятое
по заявлению ООО "Рикс Шиппинг Восток"
к Северо-Западное таможенное управление
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рикс Шиппинг Восток" (ОГРН: 1124704004633, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Данилова, 19, оф. 336; далее - ООО "Рикс Шиппинг Восток", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному таможенному управлению (ОГРН: 1037843059495, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А; далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании решения по результатам выездной таможенной проверки N 10200000/210/060618/Т000081/001 от 06.06.2018 недействительным.
Определением суда первой инстанции от 19.09.2018 настоящее дело объединено в одно производство с делами N А56-89603/2018, N А56-89600/2018, N А56-89417/2018, в рамках которых Общество оспаривало решение Управления, принятое по результатам выездной таможенной проверки N 10200000/210/060618/Т000081/003 от 06.06.2018 и решения, принятые по результатам камеральной таможенной проверки N N 10200000/210/060618/Т000027/001 от 06.06.2018, 0200000/210/060618/Т000027/002 от 06.06.2018.
Решением от 13.01.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Рикс Шиппинг Восток" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, при рассмотрении дела были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права, выразившиеся в неправильном истолкование закона.
В судебном заседании апелляционного суда 16.06.2020 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление, заявив ходатайство о проведении судебного заседания апелляционного суда в режиме онлайн, которое апелляционный судом согласовано, не обеспечило участие своих представителей в судебном заседании в указанном режиме. Общество, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило.
Апелляционный суд, учитывая наличие пояснений сторон по делу в порядке статьи 81 АПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии ср статьей 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в ходе проведения выездной таможенной проверки Управлением установлено, что 11.02.2016 в морской порт "Высоцк" прибыло морское иностранное судно "Transund" (2002 года постройки, IMO 9213088, флаг Латвийской Республики, далее - морское судно "Transund"), владельцем которого является компания "VP Shipping Limited" (Республика Кипр), без груза.
По факту прибытия морского судна "Transund" таможенным постом "Морской порт Выборг" Выборгской таможни зарегистрировано сообщение о прибытии N 10206050/110216/2000022 и выпущена таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТДТС) N 10206050/110216/10/2000043, с установленным сроком временного ввоза до 11.03.2016. В ТДТС указано, что судно прибыло из морского порта Котка (Финляндия), в качестве судового агента выступает Общество.
Общество в адрес ОТО и ТК N 2 ТП "Морской порт Выборг" (письмо от 11.02.2016 N б/н) направило уведомление о прибытии морского судна "Transund" в морской порт "Высоцк", из морского порта Котка (Финляндия), без груза, с целью погрузки на борт груза "уголь_" в количестве 16 400 тыс. тонн.
13.02.2016 капитаном морского судна "Transund" поданы документы для завершения временного ввоза указанного судна в качестве транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП), в том числе в материалах судового дела N 10206050/110216/2000022 имеются следующие документы: генеральная декларация N 10206050/130216/10/2000045, декларация о грузе, коносамент, "Draft Survey Certificate" от 12.02.2016, поручение на отгрузку от 11.02.2016 N 46, письмо Общества (от 13.02.2016 N б/н) в адрес ОТО и ТК N 2 ТП "Морской порт Выборг" об убытии судна "Transund" из морского порта "Высоцк".
Из представленных документов следовало, что груз "уголь_" в количестве 16240 тонн, погруженный в период с 11.02.2016 20:40 по 12.02.2016 22:30 на морское судно "Transund" на основании Поручения на отгрузку от 11.02.2016 N 46, следует в порт назначения - Роттердам (Нидерланды), получатель - "MIR TRADE AG".
Аналогичная информация о количестве груза на борту морского судна "Transund", порте назначения представлена в письме Общества в адрес ОТО и ТК N 2 ТП "Морской порт Выборг" (письмо от 13.02.2016 N б/н). Данные о погруженном на морское судно "Transund" количестве груза "уголь_" содержатся и в "Draft Survey Certificate" от 12.02.2016, подписанным капитаном морского судна "Transund" и представителем ООО "Порт Высоцкий".
Представленные таможенному органу документы в совокупности подтверждают статус судна морского "Transund" в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС для погрузки на его борт груза "уголь_" в количестве 16 240 тонн, следуемого из морского порта Высоцк в морской порт Гамбург (Германия), и начала международной перевозки.
Также установлено, что 09.02.2016 в морской порт "Высоцк" прибыло морское иностранное судно "Golden Strength" (2008 года постройки, IMO 9413420, флаг Гонконга, далее - морское судно "Golden Strength", судно типа "Panamax"), владельцем которого является компания "Golden Ocean Group LTD" (Республика Кипр), без груза.
По факту прибытия морского судна "Golden Strength" таможенным постом Морской порт Выборг Выборгской таможни зарегистрировано сообщение о прибытии N 10206050/090216/2000020 и выпущена ТДТС N 10206050/090216/10/2000040, с установленным сроком временного ввоза до 09.03.2016, в качестве судового агента выступает Общество.
Общество в адрес ОТО и ТК N 2 ТП "Морской порт Выборг" (письмо от 09.02.2016 N б/н) направило уведомление о прибытии морского судна "Golden Strength" в морской порт "Высоцк", из морского порта Скаген (Дания), без груза, с целью погрузки на борт груза "уголь_" в количестве 72 000 тонн.
12.02.2016 капитаном морского судна "Golden Strength" поданы документы для завершения временного ввоза указанного судна в качестве ТСМП, в том числе в материалах судового дела N 10206050/090216/2000020 имеются следующие документы: генеральная декларация N 10206050/120216/10/2000044, декларация о грузе, коносамент, "Draft Survey Certificate" от 12.02.2016, поручение на отгрузку от 08.02.2016 N 41, поручение на отгрузку от 08.02.2016 N 42, письмо Общества (от 12.02.2016 N б/н) в адрес ОТО и ТК N 2 ТП "Морской порт Выборг" об убытии судна "Golden Strength" из морского порта "Высоцк". Из представленных документов следовало, что груз "уголь_" в количестве 55 766 тонн, погруженный в период с 09.02.2016 14:00 по 12.02.2016 06:30 на судно "Golden Strength" на основании поручений на отгрузку от 08.02.2016 N 41 и от 08.02.2016 N 42, следует в порт назначения - Гамбург (Германия), получатель - "MIR TRADE AG".
Аналогичная информация о количестве груза на борту судна "Golden Strength", порте назначения представлена в письме Общества в адрес ОТО и ТК N 2 ТП "Морской порт Выборг" (письмо от 12.02.2016 N б/н). Данные о погруженном на судно "Golden Strength" количестве груза "уголь_" содержатся и в "Draft Survey Certificate" от 12.02.2016, подписанным капитаном судна "Golden Strength" и представителем ООО "Порт Высоцкий".
Представленные таможенному органу документы в совокупности подтверждают статус судна "Golden Strength" в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС для погрузки на его борт груза "уголь_" в количестве 55 766 тыс. тонн, следуемого из морского порта Высоцк в морской порт Гамбург (Германия) и начала международной перевозки.
В ходе проверки установлено, что в районе якорной стоянки N 18Е осуществлялась перегрузка товара "уголь_" с морского судна "Transund" на морское судно "Golden Strength".
В соответствии с приказом Минтранса России от 05.05.2015 N 161 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Высоцк" (далее - Обязательные постановления) якорная стоянка N 18Е включена в список якорных стоянок морского порта "Высоцк".
После осуществления перегрузки товара "уголь_" морское судно "Golden Strength" следовало в порт назначения, а морское судно "Transund" после кратковременного пребывания в территориальных водах Республики Финляндия, возвращалось на территорию ЕАЭС.
Материалами камеральной таможенной проверки (далее - КТП) установлено, что в период с 10.06.2015 по 24.02.2016 имело место 26 фактов нахождения в районе якорной стоянки N 18Е морского судна "Transund" и судов типа "Panamax" и проведения в указанный период времени операций по перегрузке с морского судна "Transund" на суда типа "Panamax" товара "уголь_", погруженного на судно "Transund" в морском порту "Высоцк".
В связи с установлением факта использования документов, содержащих недостоверные сведения при перемещении судна "Transund" в качестве ТСМП, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС, в результате проведенной в отношении Общества выездной таможенной проверки решением СЗТУ от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000081/001 морское судно "Transund" признано незаконно перемещенным 11.02.2016 через таможенную границу ЕАЭС; решения СЗТУ по результатам камеральной таможенной проверки от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000027/001 морское судно "Transund" признано незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС10.06.2015, 18.06.2015, 26.06.2015, 29.06.2015, 09.07.2015, 18.07.2015, 28.07.2015, 12.08.2015, 26.08.2015, 02.09.2015, 06.09.2015, 12.09.2015, 18.09.2015, 28.09.2015, 08.10.2015, 20.10.2015, 30.10.2015, 04.11.2015, 10.11.2015, 21.11.2015, 05.12.2015, 13.12.2015, 19.12.2015, 31.12.2015, 08.02.2016, 15.02.2016.
В результате камеральной и выездной таможенных проверок Управления на основании выявленных фактов незаконного перемещения судна "Transund" через таможенную границу ЕАЭС приняты решения от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000081/003 и от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000027/002 о возникновении у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как у лица, участвовавшего в незаконном перемещении судна "Transund".
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме, придя к выводу о том, что перемещение морского судна "Transund", как его использование во внутренней перевозке товара "уголь_" по таможенной территории Таможенного союза, применив к нему положения пункта 2 статьи 344 ТК ТС, признав наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 81 ТК ТС (пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС), для возникновения у ООО "Рикс Шиппинг Восток" солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, как у лица, участвующем в незаконном перемещении товара через таможенную границу Таможенного союза, которое знало или должно было знать о незаконности такого перемещения, в связи с выявлением фактов незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза морского судна "Transund" с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о морском судне "Transund", как о временно ввезенном в качестве ТСМП.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего в рассматриваемы период времени, солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при наличии в совокупности трех условий:
1. товары через таможенную границу Таможенного союза перемещаются незаконно;
2. лица, незаконно переместившие товары, лица, участвовавшие в незаконном перемещении, знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;
3. лица, незаконно переместившие товары, участвовавшие в незаконном перемещении товаров - непосредственно выполняли с товарами действия, признаваемые незаконным перемещением.
Незаконным перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с пп. 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решениями Управления, Общество в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС (пункт 2 статьи 56 ТК ЕАЭС) признано обязанным уплатить таможенные пошлины и налоги, как лицо, участвующее в незаконном перемещении судна "Transund" (IMO 9213088) через таможенную границу ЕАЭС, которое знало или должно было знать о незаконности такого перемещения.
При квалификации Таможенным органом операции по догрузке судов типа "Рanamax" с использованием судна "Transund" (IMO 9213088) на якорной стоянке 18Е, расположенной на территории РФ, в качестве внутренней перевозки незаконного перемещения товара не происходит, т.к. на момент пересечения таможенной границы и на момент декларирования судно "Transund" (IMO 9213088) отвечает всем признакам транспортного средства международной перевозки.
Таким образом, незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза не происходит. Доказательств обратного таможенным органом не представлено.
В свою очередь, обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с пунктом 3 статьи 344 ТК ТС возникает в случае нарушения ограничений, установленных пунктом 2 указанной нормы, те есть из юридического факта, который имеет место после правомерного перемещения товара через таможенную территорию таможенного союза.
Соответственно, при квалификации Таможенным органом операции по догрузке судов типа "Рanamax" с использованием судна "Transund" (IMO 9213088) на якорной стоянке 18Е, расположенной на территории РФ, в качестве внутренней перевозки, возникновение обязанности по уплате таможенных платежей может быть обусловлено не фактом незаконного перемещения товаров через таможенную границу, а только фактом использования транспортных средств для внутренней перевозки, в связи с которым обязанность по уплате таможенных платежей в силу положений статьи 79, пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 283 ТК ТС может возникнуть только у декларанта, которым Общество не является.
Позиция по данному вопросу изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2018 по делу N А21-4771/2017 и в определении Верховного суда РФ по делу N307-ЭС19-23002 от 15.11.2019. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными.
Общество действий с товаром и судном "Transund" (IMO 9213088), в том числе признаваемых незаконным перемещением, не осуществляло. Непосредственного участия в таможенном оформлении (декларировании) не принимало, экспедитором не являлось, поскольку правом владеть, пользоваться и распоряжаться судном "Transund" (IMO 9213088) не обладало.
Общество оказывало услуги, как агент, представляющий интересы принципала, в рамках договоров от 01.01.2013 N О-25/2013, от 20.12.2012 N А-260/12, от 01.01.2016 N А-85 (16), указанным в решении суда первой инстанции, которые не связаны с таможенным оформлением. Согласно договору возмездного оказания услуг от 01.06.2015, заключенному Обществом с ООО "Порт Высоцкий", Исполнитель (Общество) обязуется оказать заказчику услугу по оперированию якорной стоянкой 18-Е (акватория морского порта Высоцк (РФ. Ленинградская область), в соответствии с планом (схемой) расстановки судов в морском порту и требованиям по обеспечению безопасности торгового мореплавания в морском порту (т.1 л.д.76-77).
Соответственно, Общество не может быть признано декларантом, как это определено статьей 83 ТК ТС.
Аналогичные обстоятельства были исследованы судами в рамках дела N А56-78188/2018, до рассмотрения которого суд первой инстанции приостанавливал рассмотрение настоящего дела определением от 30.01.2019. В рамках указанного дела судами сделан вывод о том, что возникновение обязанности по уплате таможенных платежей может быть обусловлено не фактом незаконного перемещения судна через таможенную границу, а фактом незаконного использования судна для внутренней перевозки - в операциях с использованием судна "Transund" (IMO 9213088) на якорной стоянке 18Е.
Соответственно, основания для возникновения у Общества солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов на основании пункта 2 статьи 81 ТК ТС отсутствуют.
Согласно позиции Управления таможенная пошлина, налоги должны взиматься за каждый судозаход (ввоз судна "Transund" (IMO 9213088) на таможенную территорию Таможенного союза), в том числе, если несколько судозаходов совершаются в течение одного месяца.
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившим в силу 01.01.2018, введен ряд положений, нацеленных на пересмотр возникших и подлежащих исполнению до его вступления в силу обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, включая полное прекращение ранее выявленных обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникшая и подлежащая исполнению до вступления ТК ЕАЭС в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
На основании пункта 3 статьи 282 ТК ТС при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 282 ТК ТС общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
На основании пункта 6 статьи 76 ТК ТС общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления.
Принимая во внимание, что таможенная пошлина, налоги уплачивается за месяц нахождения товара на территории Таможенного союза, то в случае неоднократного захода и выхода ТСМП в течение месяца на таможенную территорию Таможенного союза таможенная пошлина, налоги уплачиваются однократно за месяц в размере 3 процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт вынесен судом первой инстанции без полного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены принятого по делу судебного акта с вынесением нового об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В порядке статьи 110 АПК РФ с Управления в пользу Общества подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 12000 руб., оплаченная при обращении с заявлениями в суд первой инстанции, и 1500 руб., оплаченная при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 января 2020 года по делу N А56-89605/2018 отменить.
Признать недействительными принятые по результатам выездной таможенной проверки решения Северо-Западного таможенного управления: от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000081/001 о признании морского судна "Transund" (IMO 9213088) незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза; от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000081/003 о возникновении у ООО "Рикс Шиппинг Восток" обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с выявлением факта незаконного перемещения морского судна "Transund" (IMO 9213088) через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Признать недействительными принятые в результате камеральной таможенной проверки решения Северо-Западного таможенного управления: от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000027/001 о признании морского судна "Transund" (IMO 9213088) незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза; от 06.06.2018 N 10200000/210/060618/Т000027/002 о возникновении у ООО "Рикс Шиппинг Восток" обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с выявлением факта незаконного перемещения морского судна "Transund" (IMO 9213088) через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Взыскать с Северо-Западного таможенного управления в пользу ООО "Рикс Шиппинг Восток" государственную пошлину по первой инстанции в размере 12 000 руб. и 1500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89605/2018
Истец: ООО "РИКС ШИППИНГ ВОСТОК"
Ответчик: Северо-Западное таможенное управление