Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2020 г. N Ф02-4063/20 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А19-900/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Даровских К.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года по делу N А19-900/2019 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), о взыскании 2 178 653 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986), Муниципальное образование город Иркутск в лице администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик) о взыскании, с учетом принятых уточнений 25.02.2020, за счет казны Иркутской области убытков в размере 2 178 653 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года по делу N А19-900/2019 исковые требования удовлетворены. Взысканы с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска 2 178 653 руб. - убытков, 33 893 руб. 27 коп. - судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года по делу N А19-900/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, Министерство финансов Иркутской области необоснованно указано в оспариваемом решении в качестве ответчика, поскольку в отношении спорных правоотношениях оно не является главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, определение размера убытков, исходя из тарифов, установленных органами местного самоуправления, превышающих установленный федеральным законодателем уровень компенсации для установленного перечня услуг по погребению, противоречит ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В дополнении к апелляционной жалобе Министерство привело, по его мнению, обоснованный расчет исковых требований, который не превышает 1 095 564,02 рубля.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поддержало доводы апелляционной жалобы, просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.05.2020.
Определением Четвертого арбитражного суда от 26.06.2020 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Никифорюк Е.О. на судью Даровских К.Н. в соответствие пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 N 031-06-1499/12 МУП "Ритуал" присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.
Согласно Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска (Приложение N 1 к данному постановлению администрации г. Иркутска от 05.04.2012) целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.
Специализированная служба осуществляет погребение умершего, не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умершего на дому, на улице или в ином месте, в течение трех суток с момента установления причины смерти после установления органами внутренних дел его личности (далее - невостребованные умершие).
Согласно уставу МУП "Ритуал" г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности: - предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение федерального закона "О погребении и похоронном деле", в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки; - оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам); обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска.
В целях регулирования экономической деятельности истца администрацией г. Иркутска постановлением от 21.01.2013 N 031-06-113/13 утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП "Ритуал" г. Иркутска: в летний период с 16 мая по 15 ноября - 10 042 руб. 65 коп., в зимний период с 16 ноября по 15 мая - 15 711 руб. 90 коп.
Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешений, справок о выдаче тела следует, что истец в период с января 2016 по декабрь 2016 года осуществил погребение 173 тел невостребованных умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена. Общая стоимость услуг по погребению составила с учетом уточнений в размере 2 178 653 руб. 00 коп.
Расчет стоимости погребений произведен истцом согласно тарифам, утвержденным Постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13.
В целях досудебного урегулирования спора, истец с претензией обратился в Управление федерального казначейства по Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за возмещением стоимости услуг.
Письмом N 34-13-79/20-6323 от 05.12.2018 Управление федерального казначейства по Иркутской области в возмещении расходов отказало, указав, что принятие решений о возмещении расходов, понесенных в результате оказания услуг по захоронению граждан на территории муниципальных образований, в его компетенцию не входит.
Письмом N 02-52-5388/18-5-1-08 от 21.12.2018 Министерство финансов Иркутской области в возмещении расходов отказало, указав, что не имеет возможности урегулировать вопрос о возмещении убытков, связанных с оказанием услуг по погребению неизвестных умерших.
Письмом от 26.11.2015 N 53-35-10924/1578 Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области указало, что расходы не относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Наличие у истца невозмещенных расходов в связи с погребением невостребованных умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена, явилось основанием обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно применены нормы права.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении).
Судом первой инстанции установлено, что истец осуществляет предоставление государственных гарантий по погребению умерших во исполнение Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закона о погребении).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).
Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом; Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
В абзаце 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом предъявлены к возмещению расходы, оказанные по погребению 173 умерших граждан, личность которых установлена, не являющихся пенсионерами. Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешениям, справок о выдаче тела следует, что истец в период с января 2016 по декабрь 2016 года осуществил погребение 173 тел невостребованных умерших.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Исходя из приведенных выше норм права, расходные обязательства по финансовому обеспечению указанных услуг распределяются между Российской Федерацией и ее субъектами в зависимости от того, является ли умерший на момент своей смерти работником или пенсионером.
В случае если на момент своей смерти умерший являлся работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления указанных услуг является расходным обязательством Российской Федерации, которое исполняется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средств федерального бюджета и средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, установленных абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
Если же на момент своей смерти умерший не являлся работником и пенсионером, то есть во всех остальных случаях, финансовое обеспечение по предоставлению услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Предметом исковых требований по настоящему делу являются требования о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных Федеральным законом гарантий, в полном объеме.
Вышеизложенное также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в котором указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, Министерство относится к исполнительным органам государственной власти Иркутской области и осуществляет управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. В сфере управления финансами Министерство осуществляет функции по исполнению судебных актов о взыскании средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В абзаце 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Поскольку погребение спорной категории умерших подпадает под данное правовое регулирование, спорные убытки подлежат возмещению истцу за счет Иркутской области.
Согласно положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120пп, ответчик является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Законом Иркутской области от 08.12.2014 N 146-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (приложение N 14) предусмотрено выделение Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области денежных средств лишь на выплату социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При этом возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции верно определил, что в настоящем случае взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с ответчика - Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Доводы Министерства о том, что расчет на погребение осуществляется в соответствие с ФЗ "О погребении и похоронном деле" и не превышает 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о погребении, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 указанной статьи Закона о погребении социальное пособие выплачивается по заявлению лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированная служба по вопросам похоронного дела к таким лицам не отнесена.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае истец обратился за возмещением стоимости услуг по погребению невостребованных умерших, выплата которого предусмотрена статьей 12, а не статьей 10 Закона о погребении. При этом статья 12 Закона о погребении отсылает к статье 9 указанного Закона, пункт 3 которой устанавливает, что специализированной службе по вопросам похоронного дела возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Таким образом, анализ изложенных норм Закона о погребении позволяет сделать вывод о том, что социальное пособие на погребение и стоимость услуг по погребению невостребованных умерших являются разными видами государственных гарантий в сфере погребения. В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что применение при расчете стоимости услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела при возмещении ей затрат на погребение невостребованных умерших размера социального пособия на погребение, предусмотренного статьей 10 Закона о погребении, противоречит нормам статей 10 и 12 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно пп. 18 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствием с определением Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 N 2367-О, Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" предусматривает возмещение указанных расходов специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 9), причем Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе стоимость услуг в размере, не превышающем 4 000 рублей с учетом последующей индексации (абзац шестой пункта 3 статьи 9).
Таким образом, из содержания пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, усматривается, что специализированной службе по вопросам похоронного дела возмещается стоимость услуг в размере, определенном органом местного самоуправления, при этом размер компенсации ограничен лишь для Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Также в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 N 2367-О, федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования, к которым местные бюджеты не отнесены. В свою очередь, и муниципальные образования не вправе в случае выхода за пределы установленного федеральным законодателем размера компенсации для целей предоставления такого перечня услуг по погребению на безвозмездной основе требовать компенсацию таких затрат за счет бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы; вместе с тем соответствующее дополнительное финансирование может быть предоставлено непосредственно из местного бюджета. Однако в отсутствие у муниципальных образований финансовых возможностей для принятия таких дополнительных расходных обязательств при недостаточности предоставляемых компенсаций для покрытия экономически оправданного уровня нормативных затрат на оказание включенных в федеральный перечень бесплатных услуг по погребению соответствующие расходы должны обеспечиваться предоставлением муниципальным образованиям необходимых источников финансирования.
Таким образом, из правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что при недостаточности предоставляемого размера компенсации, установленного федеральным законодателем, для покрытия муниципальным образованиям экономически оправданного уровня нормативных затрат на оказание включенных в федеральный перечень бесплатных услуг по погребению, соответствующие расходы должны обеспечиваться предоставлением муниципальным образованиям необходимых источников финансирования.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении, в рассматриваемом случае возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела подлежит за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, апелляционный суд отклоняет, как необоснованный, довод апелляционной жалобы о невозможности возмещения специализированной организации за счет средств бюджета Иркутской области стоимости оказанных услуг, рассчитанной на основании утвержденных муниципальным образованием тарифов.
Как следует из материалов дела, при определении размера убытков истец руководствовался фиксированными тарифами на оказание МУП "Ритуал" г. Иркутска услуг по погребению тел невостребованных умерших (погибших), утвержденными постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, при исчислении размера расходов МУП "Ритуал" г. Иркутска обоснованно руководствовалось тарифами, установленными вышеуказанным Постановлением Администрации города Иркутска, что не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.10.2016 N 2367-О.
Апелляционный суд, отклоняя ссылку заявителя жалобы на судебные акты по делу А19-17382/2018, отмечает, что имеется иная судебная практика, в частности постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.06.2019 по делу N А19-1933/2018, от 08.04.2019 по делу N А19-13974/2017 со сходными фактическими обстоятельствами. При этом апелляционный суд отмечает, что определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 N 302-ЭС20-8224 по делу NА19-17382/2018, которым отказано в передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, не содержит правовой позиции по делу.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что контррасчет убытков, приведенный Министерством апелляционному суду, не может быть признан обоснованным, в связи с чем, отклоняется апелляционным судом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расходы специализированной организации по погребению невостребованных умерших подлежат возмещению в полном объеме.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года по делу N А19-900/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
К.Н.Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-900/2019
Истец: МУП "Ритуал" г.Иркутска
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Управление федерального казначейства по Иркутской области
Третье лицо: Администрация города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4428/2021
18.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2384/20
09.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-900/19
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4063/20
08.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2384/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-900/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-900/19