г.Самара |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А65-244/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных судом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2020 года апелляционную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2020 года по делу N А65-244/2020 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заинский элеватор" (ОГРН 1151651003228, ИНН 1647017370), Республика Татарстан, г.Заинск, к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866350, ИНН 1654004615), Республика Татарстан, г.Казань,
об отмене постановления N 43-07-2019-4354 от 20.12.2019 по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Заинский элеватор" (далее - ООО "Заинский элеватор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Управление, Приволжское управление Ростехнадзора) об отмене постановления исполняющего обязанности заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора N 43-07-2019-4354 от 20 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены, постановление Приволжского управления Ростехнадзора N 43-07-2019-4354 от 20.12.2019 признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Приволжское управление Ростехнадзора просит решение суда отменить, ссылаясь на законность оспариваемого постановления административного органа, проведение проверки деятельности общества по устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления деятельности. Поскольку выявленные нарушения не были устранены, в отношении общества было принято постановление от 20.12.2019, которым оно привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 млн.руб.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Заинский элеватор" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 10 июня 2020 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 05 мин 08 июля 2020 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказов N 590/П от 26.07.2019, N 673/П от 27.08.2019, N 701/П от 10.09.2019 Управлением была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Заинский элеватор" по расследованию обстоятельств и причин аварии, произошедшей 24.07.2019 в 19 час 37 мин на опасном производственном объекте - элеваторе (зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов N А43-07450 от 11.06.2019), III класса опасности, зарегистрированном по адресу: Республика Ттарстан, Заинский муниципальный район, г.Заинск, ул. Животноводов. Из обстоятельств аварии следует, что 24.07.2019 при приемке и запуске оборудования на территории ООО "Заинский элеватор" произошло опрокидывание в сторону линейной горелки сушилки для послеуборочной сушки зерна СВШ 8-36 (заводской номер 118) производства ООО "Воронежсельмаш".
По результатам расследования Управлением установлено, что ООО "Заинский элеватор" не выполнило требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, допустило аварию - разрушение сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, не исполнила обязанности эксплуатирующей организации. Авария привела к снижению состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества, ООО "Заинский элеватор" не организовала и не осуществляла производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, чем нарушило требования п.1 ст.9, ст. 1, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) в части обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов.
При этом Управление пришло к выводу, что в нарушение требований Закона N 116-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов ООО "Заинский элеватор" ведется без лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Управлением составлен акт о причинах и обстоятельствах аварии на опасном производственном объекте от 25.09.2019. По факту выявленных нарушений Управлением был составлен протокол N 43 -072019-4354 об административном правонарушении от 13.12.2019, по результатам рассмотрения которого было вынесено постановление N 43-07-2019-4354 от 20.12.2019 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению заявителя, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, поскольку ООО "Заинский элеватор" по данному факту ранее привлекалось к административной ответственности по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ на основании постановления от 31.07.2019 за N 43-07-2019-2652/П, которым обществу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сооружения и технических устройств (зерносушилки модульный шахтной типа СВШ6-18.000ПС технологический N ЗС-4 (инв.N ЗЭ-72), скребковых транспортеров N Т.4.1, N Т.7.4, норий N Н.2.4, N Н3.4) обслуживающих вышеуказанную сушилку опасного производственного объекта ООО "Заинский элеватор" - элеватор (рег. N А43-07450-0001 от 11.06.2019, III класса опасности), расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, ул. Животноводов, на срок 90 суток.
Рассмотрев заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 3 статьи 9.1 КоАП установлена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу примечания к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, состоит в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Понятие грубого нарушения должно быть установлено Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статьей 1 Закона N 116-ФЗ установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
Согласно пункту 1 приложения 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему закону количествах опасные вещества.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, изложены в Правилах организации и осуществления производственного контроля.
В силу пункта 4 Правил организации и осуществления производственного контроля последний является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Как было указано выше, административный орган установил, что ООО "Заинский элеватор" не выполнило требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, допустило аварию - разрушение сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, не исполнило обязанности эксплуатирующей организации. Авария привела к снижению состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества, ООО "Заинский элеватор" не организовало и не осуществляло производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, нарушив требования п.1 ст.9, ст. 1, ст. 11 Закона N 116-ФЗ в части обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов.
В нарушение требований Закона N 116-ФЗ, Закона от N 99-ФЗ деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов ООО "Заинский элеватор" ведется без лицензий на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Оценивая позицию административного органа, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае материалами дела подтверждается и обществом не отрицается факт нарушения им обязательных требований промышленной безопасности и лицензионных требований при эксплуатации указанного опасного производственного объекта.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, в деле отсутствуют.
Между тем суд первой инстанции установил, что при определении обществу меры ответственности административным органом допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, в части нарушения принципа назначения административного наказания, которые влекут отмену оспариваемого постановления.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как установлено судом первой инстанции, постановлением N 43-07-2019-2652/П от 31.07.2019 ООО "Заинский элеватор" было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности сооружения и технических устройств (зерносушилки модульный шахтной типа СВШ6-18.000ПС технологический N ЗС-4 (инв.N ЗЭ-72), скребковых транспортеров N Т.4.1, N Т.7.4, норий N Н.2.4, N Н3.4) обслуживающих вышеуказанную сушилку опасного производственного объекта ООО "Заинский элеватор" - элеватор (рег. N А43-07450-0001 от 11.06.2019, III класса опасности), расположенного по адресу: РТ, Заинский муниципальный район, ул. Животноводов, на срок 90 суток.
Указанная проверка проводилась на основании приказа Приволжского управления Ростехнадзора от 26.07.2019 N 590/П "О расследовании аварии" по расследованию обстоятельств и причин аварии на опасном производственном объекте ООО "Заинский элеватор" - элеватора (рег. N А43-07450-0001 от 11.06.2019, III класса опасности) с целью реализации соответствующих контрольно-надзорных мероприятий для оценки поступившей в Управление Ростехнадзора информации в оперативном сообщении об инциденте, произошедшем 24.07.2019 в 19 час 37 мин на ООО "Заинский элеватор".
Указанным постановлением обществу вменялось правонарушение, выразившееся в нарушении требований промышленной безопасности при проведении строительно-монтажных работ, в том числе:
- сушилок для послеуборочной сушки зерна перед закладкой на хранение типа СВШ N ЗС-1, N ЗС-2 (оспариваемый опасный производственный объект), N ЗС-3, N ЗС-4, оперативных силосов и шахтных лестниц. Выявлена деформация ограждающих и несущих конструкций, деформация стенки швеллера, ослабление сечения отверстиями в стенке швеллера колоны, в основании колоны вырезано отверстие для ввода электрических кабелей, повреждения (надпилы) ребра профиля колоны, полка колонны прогибается на 11 мм. зерносушилки модульный шахтной типа СВШ 6-18.000 ПС технологический N ЗС-4 (инв. N ЗЭ-72), чем нарушены требования п.1 ст.9, ст.7, ст.8, ст.13 Закона N 116-ФЗ, пунктов 9, 10, 164, 165, 168, 254, 256, 472, 476, 477, 762 Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 560; (далее - Правила безопасности);
- на опасном производственном объекте - элеватора (рег. N А43-07450-0001 от 11.06.2019, III класса опасности) ООО "Заинский элеватор" отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на сооружение (зерносушилки модульной шахтной типа CDI 6-18.000ПС технологический N ЗС-4 (инв.ЗЭ-72), скребковых транспортеров N Т.4.1, N Т.7.4, нории N Н.2.4, N Н.3.4, чем нарушен пункт 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 N 538, п.1 ст.9, ст. 13 Закона N 116-ФЗ.
Из частей 1, 5 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что нарушения отдельных пунктов Закона N 116-ФЗ, выявленные одним контролирующим органом в ходе одной проверки на одном объекте, не свидетельствуют о совершении ООО "Заинский элеватор" разных административных правонарушений, в связи с чем возбуждение по единому акту проверки о причинах и обстоятельствах на ОПО от 25.09.2019 нескольких административных производств и составление административным органом нескольких протоколов не соответствует общим правилам назначения наказания, установленным в статье 4.1 КоАП РФ.
ООО "Заинский элеватор" должно нести ответственность за совершенное административное правонарушение (нарушения Закона N 116-ФЗ и Закона N 99-ФЗ), выявленное 24.07.2019 в 19 час 37 мин и оформленное актом от 25.09.2019, единожды.
Однако материалы дела свидетельствуют о том, что на основании протокола об административном правонарушении от 30.07.2019 N 43-07-2019-2652 постановлением Приволжского управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении N 43-07-2019-2652/П от 31.07.2019, ООО "Заинский элеватор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сооружения и технических устройств (зерносушилки модульный шахтной типа СВШ6-18.000ПС технологический N ЗС-4 (инв.N ЗЭ-72), скребковых транспортеров N Т.4.1, N Т.7.4, норий N Н.2.4, N Н3.4) обслуживающих вышеуказанную сушилку опасного производственного объекта ООО "Заинский элеватор" - элеватор (рег. N А43-07450-0001 от 11.06.2019, Ш класса опасности), расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, ул. Животноводов, на срок 90 суток.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что повторное привлечение ООО "Заинский элеватор" административным органом постановлением N 43-07-2019-4354 от 20.12.2019 к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в виде наложения на общества штрафа в сумме 1 000 000 руб. является неправомерным.
Суд первой инстанции при этом исходил из того, что правонарушение, совершенное заявителем, выражается в бездействии по несоблюдению требований промышленной безопасности и лицензионных требований, а потому образует единое правонарушение. КоАП РФ предусматривает в такой ситуации за совершение единого правонарушения составление одного протокола и вынесение одного постановления о привлечении к административной ответственности.
Разделение одного правонарушения на два самостоятельных и назначение за совершение каждого из них наказания в совокупности превышающего размер санкции статьи не соответствует принципам справедливости и законности назначения наказания. Грубое несоблюдение требований промышленной безопасности выявлено в один и тот же период времени - 24.07.2019.
Довод ответчика о том, что обществом были совершены разные правонарушения, неверен.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
При наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, новое дело об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое должно быть прекращено.
Повторное привлечение лица к административной ответственности за одно и то же нарушение в любом случае является основанием для признания постановления административного органа незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Изложенное свидетельствует о наличии на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении обстоятельства, исключающего производство по такому делу, а именно: наличие в отношении ООО "Заинский элеватор" вынесенного постановления о назначении административного наказания от 31.07.2019 N 43-07-2019-2652/П, в связи с чем оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 20.12.2019 N 43-07-2019-4354 признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы о проведении проверки деятельности общества по устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления деятельности, по результатам которой было вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку они не нашли своего подтверждения. Судом апелляционной инстанции в судебном заседании 10 июня 2020 года рассмотрение дела было отложено на 08 июля 2020 года для представления административным органом материалов проверки, о проведении которой административный орган заявил в апелляционной жалобе. Между тем в представленных суду апелляционной инстанции документах материалы проверки, проведенной в порядке контроля за устранением выявленных нарушений, отсутствуют. Представленные Управлением документы содержат исключительно материалы дел об административном правонарушении, возбужденных в отношении заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что принятыми административным органом постановлениями от 31.07.2019 N 43-07-2019-2652/П и от 20.12.2019 N 43-07-2019-4354 общество дважды привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ за одно и то же правонарушение, что недопустимо.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 марта 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Приволжским управлением Ростехнадзора в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2020 года по делу N А65-244/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-244/2020
Истец: ООО "Заинский элеватор", г.Заинск
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань