Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф05-15467/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А40-206366/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-206366/18
по заявлению ОАО "Синтез"
к Федеральному казначейству
третье лицо: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
об оспаривании предписания
при участии:
от заявителя: |
Габоев С.С. по дов. от 01.01.2020 |
от ответчика: от третьего лица: |
Савастлеев А.А. по дов. от 13.12.2018 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Синтез" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Федерального казначейства (далее - ответчик) от 29.05.2018 N 18-03- 02/10584 в части возмещения ОАО "Синтез" в федеральный бюджет ущерба в сумме 176 927, 46 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2019 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Синтез" было отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Синтез" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.10.2019 решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Отменяя судебный акт и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суду следует учесть, что требование о ведении раздельного учета по видам хозяйственной деятельности в качестве условия предоставления субсидии противоречит ст. 78 БК РФ, следовательно, не может иметь решающего значения. Непредставление тех или иных документов не может являться самостоятельным основанием для возврата субсидии в отрыве от исследования и оценки иных доказательств целевого использования субсидии, поскольку важна не форма, а содержание. Также в постановлении суда кассационной инстанции указано, что суд не установил, соответствует ли существо представленных заявителем документов требованиям ГОСТ. Кроме, того суд не учел, что при оценке целевого использования субсидии существенное значение имеет достижение тех конкретных целей, для которых субсидия предназначена. Правилами N 1048 и условиями договора предусмотрены определенные цели предоставления субсидии (доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления; создание и (или) модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности; реализация отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации). В Плане-графике реализации проекта, являющимся приложением к договору, конкретизированы содержание работ этапа, контрольные события и результаты реализации проекта. В деле имеются Итоги реализации проекта. В судебных актах отсутствуют выводы о том, были ли достигнуты предусмотренные договором результаты проекта. И если результаты достигнуты, почему нельзя считать, что условия субсидии были соблюдены. Без установления этого обстоятельства вывод суда о том, что субсидия использована не по целевому назначению, не соответствует ст. 78 БК РФ, Правилам N 1048, условиям договора о предоставлении субсидии и носит формальный характер.
При новом рассмотрении дела Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2020 оспариваемое предписание признано недействительным в части возмещения ОАО "Синтез" в федеральный бюджет ущерба в размере 176 927, 46 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик указал, что так как документальное подтверждение разработки программы испытаний и проведение самих испытаний с оценкой их результатов на момент проверки отсутствовало, то условия субсидии не могут быть признаны соблюденными.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель решение суда поддержал в полном объеме, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель заявителя решение суда поддержал, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении ОАО "Синтез" проведена внеплановая выездная проверка на основании приказа Федерального Казначейства от 22.02.2018 N 41п "О назначении внеплановой выездной проверки в открытом акционерном обществе "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез", в соответствии с поручением Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2017 N 2561с.
Тема выездной проверки: Проверка соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий открытому акционерному обществу "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы.
Проверяемый период: с 01.01.2016 по 31.12.2017.
Срок проведения внеплановой выездной проверки, не включая периоды ее приостановления, составил 23 рабочих дня с 26.02.2018 по 30.03.2018.
Проведение внеплановой выездной проверки продлевалось с 26.03.2018 на 5 рабочих дней на основании приказа Федерального Казначейства от 23.03.2018 N 69п "О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки в открытом акционерном обществе "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез".
По результатам проверки Федеральным казначейством в отношении Открытого акционерного общества "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" составлен Акт от 30.03.2018 г. 29.05.2018 и вынесено предписание N 18-03-02/10584 о возмещении ущерба Российской Федерации в сумме 177 167,82 тыс. рублей в срок до 01.11.2018 г.
Основанием для вынесения предписания послужили выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Не согласившись с оспариваемым предписанием Федерального казначейства от 29.05.2018 N 18-03-02/10584 в части возмещения ОАО "Синтез" в федеральный бюджет ущерба в сумме 176 927,46 руб., заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что
что предоставленная ОАО "Синтез" субсидия использована по целевому назначению на реализацию Проекта, поскольку достигнуты предусмотренные Договором результаты Проекта.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствием с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Правила N 1048 (п. 1) устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию Проектов по организации производства медицинских изделий, з рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы (далее по тексту - Субсидия).
Под Проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, ограниченный по времени и ресурсам, направленный на организацию высокотехнологичного производства медицинских изделий, по следующим направлениям: медицинские изделия, имплантируемые в организм человека; одноразовые медицинские изделия; расходные материалы для медицинских изделий; технические средства реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся медицинскими изделиями; установки для высокоэффективной лучевой терапии ионным пучком; медицинские изделия для персонального дистанционного мониторирования пациента; медицинские изделия для офтальмологии.
В соответствии со ст. 38 "Медицинские изделия" Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно п. 2 Правил N 1048 Субсидия предоставляются в целях стимулирования инвестиционной активности российских организаций для создания, расширения и модернизации производства медицинских изделий и для достижения следующих целевых показателей: - доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении); - создание и (или) модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом); - реализация отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации.
Как следует из п. 4 Правил N 1048, предоставление Субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в данном случае Федеральным законом от 14.12.2015 N 359- ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"), и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на цели, указанные в п. 2 Правил N 1048.
В соответствии с п. 10 Правил N 1048, субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и российской организацией.
Повторно рассмотрев дело, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о том, что существо представленных документов соответствует требованиям ГОСТ Р 15.201- 2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 17.10.2000 N 263-ст) (далее - ГОСТ Р 15.201-2000).
В п.4.1 ГОСТ Р 15.201-2000 определено, что настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТ Р 15.000:
- стадию "Разработка", вид работ "Опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке продукции";
- часть стадии "Производство", вид работ "Постановка на производство".
В рамках реализации проекта "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий" (далее - Проект, имеется в материалах дела) ОЛО "Синтез" не осуществляло разработку новой продукции, целью Проекта было отработка и усовершенствование технологии изготовления медицинских изделий, указанное означает, что положения ГОСТ Р 15.201-2000 применимы в указанном случае в той части, которая не касается производства новой продукции.
В части 1 "Область применения" ГОСТ Р 15.201-2000 указано, что требования настоящего стандарта при необходимости допускается конкретизировать в других стандартах и методических документах разных сфер действия.
На все виды разрабатываемой продукции в Российской Федерации существуют стандарты, содержащие обязательные требования к конкретному виду продукции и методам испытаний.
Так, на устройства для переливания крови и вливания растворов действует ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения", на контейнеры для крови - ГОСТ 31597-2012 "Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения", на катетеры - ГОСТ ISO 10555-1-2011 "Катетеры внуфисосудистые стерильные однократного применения.
В связи с тем, что ОАО "Синтез" осуществляло отработку технологии производства медицинских изделий ГОСТ Р 15.201-2000 применялся наряду с указанными выше стандартами, которые кроме прочих, устанавливают требования к методам испытаний конкретных медицинских изделий.
Такие обязательные требования ГОСТов, в том числе методы испытаний продукции, подлежали включению в технические условия (ТУ) на конкретное медицинское изделие.
При отработке технологии на ОЛО "Синтез" испытания проводятся в соответствии с разделом "Правила приемки" Технических условий на медицинское изделие, отработка технологии которого осуществлялась.
Данный раздел ТУ выполняет функции программы и содержит перечень технических требований и методов испытаний.
Правомерность использования ТУ в качестве программы испытаний обусловлена тем, что содержит в себе весь объем информации, предусмотренный п.6.5.7 ГОСТ Р 15.201-2000.
Заявителем в материалы дела представлены ТУ 9398-061-00480201-2004 на "Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов с раствором гемоконсерваната однократного применения, стерильные "Гемасин"; ТУ 9398-080- 00480201-2006 "Катетеры подключичные однократного применения стерильные "Синтез", которые содержат конкретную программу испытаний данных изделий.
В рамках реализации Проекта в 2015-2016 годах осуществлялась отработка технологии производства, в том числе и этих медицинских изделий.
Таким образом, ТУ, в которых предусмотрены методы испытания продукции, как раз и является программой испытаний, разработанной ОАО "Синтез", поскольку разработка ТУ на каждое медицинское изделие осуществляется непосредственно производителем, соответственно существо представленных в материалы дела документов соответствует требованиям ГОСТ Р 15.201-2000.
При этом судом первой инстанции учтено, что Федеральное казначейство не отрицало, что Технические условия, содержащие разделы, регламентирующие методы испытаний продукции, выполняют роль программ и методик испытаний, но, указывало, что в ходе проверки такие ТУ не были представлены проверяющим.
Однако, в силу п.5.6.3 Приказа Казначейства России от 01.03.2017 г. N 39 (ред. 13.10.2017), исходя из объяснений должностных лиц ОАО "Синтез", члены проверочной группы обязаны были запросить Технические условия и изучить их на предмет содержания необходимой информации и соответствия требованиям ГОСТ Р 15.201-2000.
Согласно п.4.3 ГОСТ Р 15.201-2000 в зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по одной из трех моделей организации работ, предусмотренных настоящим пунктом.
ОАО "Синтез" выбрана модель организации работ, предусмотренная пп. 3 п. 4.3 ГОСТ Р 15.201-2000 -инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.
Согласно абз. 3 п.5.1 ГОСТ Р 15.201-2000 в случае инициативной разработки продукции основанием для опытно-конструкторской работы является утвержденное руководством предприятия-разработчика Техническое задание (ТЗ) или заменяющий его документ.
Термин "опытно-конструкторская работа" приемлемо только в случаях отработки технологии, являющейся следствием изменения конструкции медицинского изделия или влекущей за собой изменения конструкции медицинского изделия. ОАО "Синтез" осуществляло отработку изменений технологического процесса производства медицинского изделия в рамках действующего нормативного документа, определяющего конструкцию изделия.
В связи с этим требования ГОСТ Р 15.201-2000 применялись ОАО "Синтез" в части, соответствующей его технологическому процессу.
Документом-основанием для отработки технологии производства медицинских изделий в рамках Проекта послужил приказ ОАО "Синтез" N 01/ТД от 12.01.2015 г. (имеется в материалах дела), который определил комиссию в составе лиц, ответственных за отработку технологии, а также определил основные направления и этапы работы по отработке технологии производства медицинских изделий.
Согласно приказу ОАО "Синтез" N 01/ТД от 12.01.2015 отработка производства медицинских изделий осуществлялась по следующим этапам: - изготовление опытных образцов деталей с отработкой режимов работы оборудования для достижения требуемого качества; - изготовление опытных партий изделий с опытными образцами деталей; - испытания опытных партий изделий; - разработка или корректировка технической (конструкторской и технологической документации).
Испытания установочной партии (серии) на соответствие требованиям ТУ осуществлялось отделом контроля качества.
При положительных результатах таких испытаний оформлялся паспорт на медицинское изделие.
Согласно п. 6.5.14 ГОСТ Р 15.201-2000 испытания считают законченными, если их результаты оформлены актом, подтверждающим выполнение программы испытаний и содержащим оценку результатов испытаний.
Учитывая, что отработка технологии продукции осуществлялась в 2015-2016 годах, а проверка Казначейства в отношении ОАО "Синтез" проводилась в начале 2018 года, процессы испытания как опытных, так и установочных партий продукции к этому времени были завершены, на медицинские изделия оформлены паспорта.
Однако, наличие паспорта на медицинское изделие напрямую подтверждает окончание этапа испытаний.
Отсутствие таких актов означало бы отсутствие решения о необходимости изготовления установочных серий, а отсутствие испытаний установочных серий, в свою очередь, не повлекло бы оформление паспортов на изделия.
Тем более, что в паспорте на медицинское изделие указываются, в том числе, результаты испытаний конкретных партий (серий) продукции и заключение отдела контроля качества о соответствии установочных серий техническим условиям.
Таким образом, паспорт, выдаваемый на каждую серию выпускаемой продукции, содержит информацию о результатах испытаний продукции, что как раз и подтверждает осуществление процесса отработки технологии производства, а не текущего производства продукции.
То есть по своей сути и содержанию паспорт на медицинское изделие соответствует требованиям ГОСТ Р 15.201-2000.
В качестве подтверждения указанного факта ранее в материалы дела представлен паспорт N 131 устройства полимерного для переливания крови, кровезаменителей, инфузионных растворов из бутылки однократного применения, стерильные ПК 21-01 - "Синтез", выданного отделом контроля качества на серию продукции N 1311215, выпущенную 29.12.2015 г.; паспорт N 47 на катетеры подключичные однократного применения, стерильные диаметром 0,6 мм-"Синтез", выданного отделом контроля качества на серию продукции N 471215, выпущенную 30.12.2015 г.; паспорт N 39 на контейнер полимерный для крови двухкамерный с раствором "ЦФДА-1" однократного применения "Гемасин" 500/400, выданного отделом контроля качества на серию продукции N 391215, выпущенную 21.12.2015 г.
Отсутствие актов приемочной комиссии на момент проведения проверки не может служить основанием для однозначного установления факта о том, что Заявителем в указанный период времени не проводилась отработка технологии производства, а велось текущее производство медицинских изделий.
Заявителем оформлены паспорта на продукцию, существование которых без проведения испытаний невозможно.
Законодательство об архивном деле, в частности, Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно технической и производственной деятельности организаций в качестве срока хранения актов испытаний предусматривает "до минования надобности", не устанавливая для данных документов постоянный или какой-то иной срок хранения (п.79 Перечня).
Таким образом, представленные в материалы дела Технические условия на медицинские изделия, представляют по своей сути программы и методики испытаний продукции, а содержание и форма Паспортов на медицинские изделия подтверждают проведение испытаний продукции и изготовление опытных партий, что подтверждает соответствие указанных документов требованиям ГОСТ Р 15.201- 2000.
Предоставленная ОАО "Синтез" субсидия использована по целевому назначению на реализацию Проекта, поскольку достигнуты предусмотренные Договором результаты Проекта.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 г. N 1048 (далее - Правила 1048) субсидии предоставляются в целях стимулирования инвестиционной активности российских организаций для создания, расширения и модернизации производства медицинских изделий и способствуют достижению следующих целевых показателей подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы:
а) доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);
б) создание и (или) модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом);
в) реализация отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации.
Планом-графиком реализации проекта, являющемся Приложением N 1 к Договору, а также Итогами реализации проекта, являющимся Приложением N 6 к Договору, предусмотрены аналогичные целевые показатели: - модернизация и отработка технологии изготовления катетеров подключичных и наборов катетеризации по Сельдингеру, контейнеров полимерных и магистралей для двухкратного плазмафереза (аппаратный и неаппаратный), контейнеров пластиковых для крови (Гемасины);
- разработка контейнера для проведения аппаратного плазмафереза - первого отечественного продукта в этом классе;
- освоение различных форм контейнеров для крови (одинарные, сдвоенные, строенные), что делает указанные изделия более конкурентоспособными, в том числе с импортными аналогами;
- создание высокопроизводительных рабочих мест.
Указанные выше результаты проекта, для реализации которого и была предоставлена субсидия, достигнуты ОАО "Синтез".
В частности, на предприятии разработан контейнер для проведения аппаратного плазмафереза - первый отечественный продукт в этом классе.
Во время участия в мероприятиях по трансфузиологии, посещения станций переливания крови в различных регионах РФ к специалистам производства медицинских изделий ОАО "Синтез" поступали многочисленные обращения о наличии в производстве предприятия расходных материалов для аппаратного плазмафереза.
В соответствии с государственными проектами практически все станции переливания крови (СПК) были оснащены высокоэффективными аппаратами плазмафереза.
Но высокая стоимость импортных расходных материалов для аппаратов ограничивала загруженность современного оборудования станций переливания.
На основании многочисленных обращений потребителей в 2015 году руководством ОАО "Синтез" принято решение о разработке конструкции, оценке возможности производства, отработке технологических процессов производства изделий для аппаратного плазмафереза с целью последующей государственной регистрации медицинских изделий (МИ).
Расходными материалами для аппаратного плазмафереза являются следующие МИ:
- контейнер полимерный для плазмы; - магистраль для подсоединения к аппарату;
- контейнер с раствором натрия цитрата 4 % 250 мл; - колокол центрифужный.
В течение 2015-2016 года осуществлялись мероприятия по:
- подбору сырья и материалов, необходимых для изготовления, их опробование в производстве; - отработке технологических процессов каждой стадии производства,
- изготовлению и испытаниям образцов в лаборатории ОКК на соответствие требований национальных стандартов, отработке методик контроля;
- корректировке конструкторской документации с целью устранения выявленных несоответствий.
Результатом выполняемых на протяжении двух лет работ являются разработанные технические условия ТУ 9398-145-00480201-2016 "Изделия для проведения аппаратного плазмафереза однократного применения, стерильные "Синтез".
Также в период 2016-2019 гг. проведены технические, токсикологические, клинические испытания МИ, процедура государственной регистрации изделий.
В ноябре 2019 г получены регистрационные удостоверения: РЗН 2019/8993 от 07.10.2019 "Комплект для проведения аппаратного плазмафереза однократного применения, стерильный "Синтез" по ТУ 9398-145-00480201-2016"; РЗН 2019/8995 от 07.10.2019 "Магистраль для проведения аппаратного плазмафереза однократного применения, стерильная "Синтез" по ТУ 9398-145- 00480201-2016"; РЗН 2019/8998 от 07.10.2019 "Контейнер с натрия цитрата 4% 250 мл для проведения аппаратного плазмафереза однократного применения, стерильный "Синтез" по ТУ 9398-145-00480201-2016"; РЗН 2019/8997 от 07.10.2019 "Контейнер для сбора плазмы 1000 мл для проведения аппаратного плазмафереза однократного применения, стерильный "Синтез" по ТУ 9398-145-00480201-2016".
Получение регистрационных удостоверений в 2019 году не означает, что данные МИ разрабатывались за пределами срока реализации проекта.
Регистрация МИ - это конечный этап разработки или модернизации производства продукции, которому предшествуют подготовительные этапы, перечисленные выше.
Также 2015-2016 гг. осуществлялось освоение и модернизация различных форм контейнеров для крови (Гемасин), что потребовало переработку (актуализацию) технических условий ТУ 9398-061-00480201-2004 "Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов с раствором гемоконсерванта однократного применения, стерильные "Гемасин", взамен которых выпущены ТУ 11 9398-061-00480201-2015 (Приложение 6 к настоящей позиции по спору).
Разработка новой редакции технических условий выполнена в связи с необходимостью введения новых технических требований и изменения конструктивных элементов изделия в соответствии с требованиями национальных стандартов, введения новых производителей сырья и материалов, В 2016-2017 гг. проведены технические, токсикологические испытания вариантов исполнения изделия, для которых осуществлялась наработка образцов в 2016 г.
По результатам процедуры внесения изменений в комплект регистрационной документации получено новое регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2313 от 24.11.2017.
При этом 20.01.2017 ОАО "Синтез" в Минпромторг России представлена справка о ходе достижения целевых индикаторов и показателей эффективности проекта за 2015-2016 годы, согласно которой статус всех показателей проекта за 2016 год "ВЫПОЛНЕН", а показатель по сумме продаж перевыполнен.
Указанная справка принята Минпромторгом к учету без каких-либо замечаний.
Согласно п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.
Исходя из смысла п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ, орган финансового контроля направляет предписание объекту контроля только в том случае, когда установлен размер причиненного ущерба.
Согласно Предписанию ОАО "Синтез" вменяется причинение ущерба федеральному бюджету в сумме 177 167 820 рублей.
Однако, органом контроля никак не обоснован и не расшифрован размер ущерба в сумме 166 762 400 рублей, (п.1 Предписания).
Если в пунктах 2, 3, 4 Предписания указаны конкретные факты и документы, на основании которых проверяющий орган сделал вывод о нарушении бюджетного законодательства и установил конкретный размер ущерба, то в п. 1 Предписания Казначейство ссылается на отсутствие документального подтверждения затрат, но какие именно затраты и какими документами объект контроля подтвердил данные затраты проверяющий орган не указывает.
При этом следует отметить, что общий размер субсидии, предоставленный по договору от 02.12.2016 составляет 182 878 712,00 руб., то есть часть затрат Казначейство признало обоснованными и документально подтвержденными.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что размер причиненного ущерба по п.1 Предписания не установлен.
Также согласно Приказу Федерального казначейства от 22.08.2018 г. N 41п о проведении проверки ОАО "Синтез", темой проверки был контроль соблюдения условий договора о предоставлении субсидии из федерального бюджета от 02.12.2016 (далее - Договор).
В соответствии с п.1.2 Договора субсидия в общей сумме 10 165,06 тыс. руб., в том числе в 2016 году в размере 7 473 руб., в 2017 году в размере 2692,06 руб., предоставлена на возмещение затрат, понесенных:
- на платежи по договорам лизинга оборудования, необходимого для реализации проекта;
- на оплату услуг сторонних организаций по пуско-наладочным работам, ремонту и поверке производственного оборудования;
- на аренду производственных помещений;
- на проведение технических испытаний, токсикологических исследований и клинических испытаний медицинских изделий;
- на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства;
- на уплату процентов по кредитам, уплаченным в кредитных организациях на цели реализации проекта;
- на оплату услуг иных сторонних организаций, связанных с реализацией проекта. До предоставления субсидии документы, подтверждающие указанные затраты, представлены в Минпромторг России, проверены им и по результатам проверки предоставлена субсидия.
В связи с этим утверждение проверяющего органа об отсутствии документов, подтверждающих расходы ОАО "Синтез" на реализацию Проекта, не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверяющим органом в предписании не установлено, какие именно условия договора не соблюдены ОАО "Синтез".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание Федерального казначейства в оспариваемой части является незаконным, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права и не опровергающие верные выводы суда первой инстанции, установленные при повторном рассмотрении дела.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-206366/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206366/2018
Истец: ОАО "АКЦИОНЕРНОЕ КУРГАНСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ И ИЗДЕЛИЙ "СИНТЕЗ", ОАО "Синтез"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Третье лицо: Минпромторг России
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15467/19
16.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22748/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206366/18
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206366/18
14.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15467/19
21.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18617/19
11.02.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206366/18