Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2020 г. N Ф10-280/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А62-7797/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - акционерного общества "Спецавтохозяйство" - Редченко А.Ю. (доверенность от 19.08.2019 N 127), Молчанова П.Ю. (доверенность от 17.07.2019 N 105), ответчика - межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям - Евсеенковой Л.С. (доверенность от 10.01.2020 N 25), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), апелляционную жалобу акционерного общества "Спецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.01.2020 по делу N А62-7797/2019 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Спецавтохозяйство" (г. Смоленск, ОГРН 1086731007615, ИНН 6731069440) (далее - заявитель, общество, АО "СпецАТХ") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (г. Москва, ОГРН 1046758325118, ИНН 6730054024) (прежнее наименование - управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Смоленской области) (далее по тексту - ответчик, управление), выразившихся в отказе проведения запланированных мероприятий по контролю в соответствии с приказом от 20.06.2019 N 114/км, в инициировании проведения не запланированных и не включенных в приказ от 20.06.2019 N 114/км мероприятий по контролю (маркшейдерские работы), в составлении акта от 09.07.2019 N 018-К о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, о признании незаконным и отмене приказа управления от 04.10.2019 N 205/км о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, о признании незаконными действий в ходе плановой проверки в октябре 2019 года, выразившихся в составлении акта от 14.10.2019 N 030-К о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.01.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе АО "СпецАТХ" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу управление, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 20.06.2019 с целью выполнения плана контрольно-надзорной деятельности на 2019 год, утвержденного приказом управления от 29.10.2018 N 511 (в редакции приказа от 23.01.2019 N 010); в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 N 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)" управление издало приказ от 20.06.2019 N 114/км о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении АО "СпецАТХ" (далее - приказ N 114/км).
Согласно пункту 4 приказа N 114/км к проведению проверки в качестве экспертов с целью лабораторного обеспечения федерального государственного экологического контроля (надзора) привлечены ведущие инженеры экспертной организации Смоленского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" (филиал ЦЛАТИ по Смоленской области): Горбунов Г.И., Дырдыра И.В., Князев С.И., Грачёв И.В., Гавриченкова В.В., Иваницкая О.А, Лагутина А.В., начальник отдела - заведующий лабораторией Бобкова С.В., начальник отдела маркшейдерско-геодезического отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральном округу" (далее по тексту - отдел) Шиян Н.П., ведущие инженеры отдела Плахова О.Ю., Кромов Р.В., ведущий инженер восточного отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" Попович А.И.
Согласно пункту 11 приказа N 114/км в процессе проверки запланировано провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки (с указанием наименования мероприятия по контролю и сроков его проведения): рассмотрение документов, находящихся в распоряжении управления (с 01.07.2019 по 26.07.2019); рассмотрение документов юридического лица, относящихся к предмету проверки (с 01.07.2019 по 26.07.2019); обследование используемых данным лицом при осуществлении деятельности территорий, строений, сооружений, помещений, оборудования, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, относящихся к предмету проверки (с 01.07.2019 по 26.07.2019); мероприятия по отбору проб объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний (с 01.07.2019 по 26.07.2019).
В адрес АО "СпецАТХ" управлением направлены заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении по юридическому адресу: 214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65 Б; по почтовому адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 4 А (получено 24.06.2019, почтовое уведомление N 80087836072186), а также продублировано по адресу официальной электронной почты предприятия specatx@gmail.com (получено 21.06.2019, вх. N 14065) уведомление от 20.06.2019 N 157 о проведении плановой выездной проверки и копия приказа о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении АО "СпецАТХ" от 20.06.2019 N 114/км. Представитель АО "СпецАТХ" Молчанов П.Ю. 08.07.2019 ознакомлен с приказом N 114/км, о чем сделана соответствующая запись на последней странице приказа N 114/км.
Общество в лице представителя Молчанова П.Ю. 09.07.2019 не допустило государственных инспекторов управления совместно со специалистами маркшейдерско-геодезического отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" к проведению маркшейдерско-геодезических работ и осмотра полигона ТКО, эксплуатируемого АО "СпецАТХ", в связи с чем управление 09.07.2019 составило акт о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 018-К.
На основании статьи 9, части 7 статьи 12 Федерального Закона N 294-ФЗ управление 04.10.2019 издало приказ N 205/км о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении акционерного общества "Спецавтохозяйство", содержащий контрольное мероприятие - маркшейдерские работы, в период с 09.10.2019 по 06.11.2019.
Для осуществления мероприятий, запланированных в рамках плановой выездной проверки, управление письмом от 09.10.2019 N 02-08/4371 (получено 10.10.2019 вх. N 22499) уведомило общество о том, что с целью обязательного ознакомления директора АО "СпецАТХ" или уполномоченного представителя юридического лица с приказом от 04.10.2019 N 205/км, осмотра полигона ТКО и ознакомления с документами, относящимися к предмету проверки, генеральному директору общества или уполномоченному представителю юридического лица необходимо 11.10.2019 с 11 часов 00 минут находиться на полигоне ТКО, расположенном по адресу: Смоленский район, Кощинское сельское поселение, восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км, и обеспечить доступ лиц, уполномоченных на проведение плановой выездной проверки в соответствии с приказом от 04.10.2019 N 205/км, на полигон ТКО.
Поскольку по прибытии 11.10.2019 в указанное время директор общества на полигоне не находился, иных лиц на участие в проверки не уполномочил, управление 11.10.2019 известило общество о необходимости 14.10.2019 в 15 часов 00 минут находится директору общества или уполномоченному лицу по адресу расположения офиса общества по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 4а в целях ознакомления с приказом от 04.10.2019 N 205/км.
Поскольку по прибытии 14.10.2019 в 15 часов 00 минут государственных инспекторов по указанному адресу генеральный директор Березкин П.Ю. отказался от ознакомления с данным приказом, ссылаясь на оспаривание его в судебном порядке, должностные лица управления составили акт от 14.10.2019 о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 030-к.
Указывая на то, что при проведении плановой проверки 09.07.2019 на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Кощинское с/п, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км, сотрудники управления пытались провести контрольное мероприятие - маркшейдерские работы, не заявленные во ФГИС "Единый реестр проверок", публичном паспорте проверки N 671901576484 и приказе управления от 20.06.2019 N 114/км, и не провели запланированные мероприятия, в связи с чем ими составлен незаконный акт о невозможности проведения проверки от 09.07.2019, а также, как следствие, приказ от 04.10.2019 N 205/км о проведении плановой выездной проверки и акт от 14.10.2019, акционерное общество "Спецавтохозяйство" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из смысла части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
В силу части 5 статьи 12 Закона N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Согласно части 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки;
10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; 1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);
2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);
8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
В соответствии с частями 5, 6 статьи 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны, в числе прочего: не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.
В силу части 7 статьи 12 Закона N 294-ФЗ в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5.1. Положения об управлении, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 N 495, Управление организует проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок.
В силу пункта 43 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора", утверждённого приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее - Административный Регламент), управление привлекает к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 12 Административного регламента установлены права лиц, в отношении которых осуществляется мероприятие по надзору, в том числе руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом N 294-ФЗ.
Согласно пункту 44 Административного регламента, в случае неповиновения законному распоряжению должностного лица Росприроднадзора, осуществляющего государственный экологический надзор, и (или) препятствование со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проведению проверки, а также ограничения доступа государственных инспекторов по охране природы на проверяемую территорию, должностное лицо Росприроднадзора обязано зафиксировать данный факт актом, составленным в произвольной форме, и направить акт с приложением необходимых документов с сопроводительным письмом в орган прокуратуры для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования в отношении субъекта хозяйственной или иной деятельности, а также составить протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)) и (или) статьи 19.4.1 (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направить протокол, со всеми необходимыми материалами, в течение трех суток с момента его составления, в суд.
В соответствии с Приложением N 1 к Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок", информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений включает в себя информацию о сроках проведения и перечне мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 20.06.2019 с целью выполнения плана контрольно-надзорной деятельности на 2019 год, утвержденного приказом управления от 29.10.2018 N 511 (в редакции приказа от 23.01.2019 N 010); в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 N 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)" управление издало приказ от 20.06.2019 N 114/км о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении АО "СпецАТХ" (далее - приказ N 114/км).
Согласно пункту 11 данного приказа в процессе проверки запланировано провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки (с указанием наименования мероприятия по контролю и сроков его проведения): рассмотрение документов, находящихся в распоряжении управления (с 01.07.2019 по 26.07.2019); рассмотрение документов юридического лица, относящихся к предмету проверки (с 01.07.2019 по 26.07.2019); обследование используемых данным лицом при осуществлении деятельности территорий, строений, сооружений, помещений, оборудования, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, относящихся к предмету проверки (с 01.07.2019 по 26.07.2019); мероприятия по отбору проб объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний (с 01.07.2019 по 26.07.2019).
С целью лабораторного обеспечения федерального государственного экологического контроля (надзора) в пункте 4 приказа N 114/км предусмотрено привлечение к проведению проверки в качестве экспертов ведущих инженеров экспертной организации Смоленского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" (филиал ЦЛАТИ по Смоленской области): Горбунова Г.И., Дырдыра И.В., Князевой С.И., Грачёва И.В., Гавриченковой В.В., Иваницкой О.А, Лагутиной А.В., начальника отдела - заведующей лабораторией Бобковой С.В., начальника отдела маркшейдерско-геодезического отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральном округу" (далее по тексту - отдел) Шиян Н.П., ведущих инженеров отдела Плаховой О.Ю., Кромова Р.В., ведущего инженера восточного отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" Попович А.И.
В адрес АО "СпецАТХ" управлением направлены заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении по юридическому адресу: 214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65 Б; по почтовому адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 4 А (получено 24.06.2019, почтовое уведомление N 80087836072186), а также продублировано по адресу официальной электронной почты предприятия specatx@gmail.com (получено 21.06.2019, вх. N 14065) уведомление от 20.06.2019 N 157 о проведении плановой выездной проверки и копия приказа о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении АО "СпецАТХ" от 20.06.2019 N 114/км.
Представитель АО "СпецАТХ" Молчанов П.Ю. 08.07.2019 ознакомлен с приказом N 114/км, о чем сделана соответствующая запись на последней странице приказа N 114/км.
Выписка из Единого реестра проверок на 10.07.2019 "Мероприятие по контролю N 671901576484, проверяемое лицо АО "СпецАТХ" содержит полную информацию согласно приказу от 20.06.2019 N 114/км.
Плановая выездная проверка в соответствии с приказом N 114/км началась 08.07.2019 с предъявления служебного удостоверения должностными лицами управления, ознакомления уполномоченного представителя АО "СпецАТХ" с приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Вместе с тем общество в лице представителя Молчанова П.Ю. 09.07.2019 не допустило государственных инспекторов управления совместно со специалистами маркшейдерско-геодезического отдела ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" к проведению маркшейдерско-геодезических работ и осмотра полигона ТКО, эксплуатируемого АО "СпецАТХ", в связи с чем управление 09.07.2019 составило акт о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 018-К, что соответствует требованиям части 7 статьи 12 Закона N 294-ФЗ.
Незаконность данных действий общества подтверждена вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 45 в муниципальном образовании "Смоленский район" Смоленской области по делу об административном правонарушении от 04.10.2019 N 5-690/201009-45, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки).
Довод общества, продублированный в апелляционной жалобе о том, что проведение проверки с использованием контрольно-надзорного мероприятия - маркшейдерские работы является грубым нарушением пункта 7 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку является несостоятельным.
Согласно общим правилам проведения маркшейдерских работ, установленных Инструкцией по производству маркшейдерских работ РД 07-603-03, маркшейдерские работы на полигонах ТБО представляют собой работы по обследованию территории, которые включают в себя съемку отвалов, навалов грунта и отходов, полигонов и расчет остаточной вместимости.
Таким образом, как верно констатировано судом первой инстанции, маркшейдерские работы охватываются мероприятием, поименованным в пункте 11 Приказа N 114/км "обследование территорий".
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что о проведении маркшейдерско-геодезических работ АО "СпецАТХ" уведомлено письмом управления от 05.07.2019 N 02-08/2863 "О назначении дат и времени проведения плановой проверки".
При этом, как верно заключено судом первой инстанции, содержание пунктов приказа N 114/км в полной мере соответствует требованиям Закона N 294-ФЗ, требованиям иных нормативных правовых актов не противоречит.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Закона N 294-ФЗ и Административного регламента, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управлением не допущено незаконного бездействия, выразившегося в отказе проведения запланированных мероприятий по контролю в соответствии с приказом от 20.06.2019 N 114/км, равно как и незаконных действий, выразившихся в инициировании проведения не запланированных и не включенных в приказ от 20.06.2019 N 114/км мероприятий по контролю (маркшейдерские работы), а также выразившихся в составлении акта от 09.07.2019 N 018-К о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Как отмечено выше, частью 7 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Поскольку, как установлено выше, у управления имелись достаточные правовые основания для составления 09.07.2019 акта о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 018-К на основании приказа от 20.06.2019 N 114/км, то издание управлением приказа от 04.10.2019 N 205/км о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении акционерного общества "Спецавтохозяйство" соответствует требованиям части 7 статьи 12 Закона N 294-ФЗ.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный приказ содержат отдельной строкой контрольное мероприятие - маркшейдерские работы, что само по себе, с учетом вышеприведенных мотивов, не свидетельствует о незаконности приказа от 20.06.2019 N 114/км и акта от 09.07.2019 N 018-К.
Из материалов дела усматривается и обществом не опровергнуто, что провести проверку на основании приказа от 04.10.2019 N 205/км также не представилось возможным, поскольку по прибытии 14.10.2019 в 15 часов 00 минут государственных инспекторов по адресу расположения офиса общества генеральный директор Березкин П.Ю. отказался от ознакомления с данным приказом, ссылаясь на оспаривание его в судебном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что действия управления по составлению акта от 14.10.2019 о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 030-к соответствуют требованиям части 7 статьи 12 Закона N 294-ФЗ.
Довод общества о незаконности составления данного акта, поскольку определением Арбитражного суда Смоленской области от 11.10.2019 по делу N А62-9896/2019 приняты обеспечительные меры о запрете управлению совершать проверочные мероприятия по плановой проверке в соответствии с приказом от 04.10.2019 N 205/км до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, поскольку о принятии данных обеспечительных мер управление узнало только 17.10.2019, что подтверждается копией конверта. При этом судебная коллегия отмечает, что данное определение выносилось в соответствии с требованиями АПК РФ без вызова сторон. Доказательств того, что управлению было известно о принятых обеспечительных мер до 14.10.2019 материалы дела не содержат.
Более того, проверочные мероприятия фактически не были проведены, а, следовательно, невыполнение данного определения суда управлением фактически не допущено.
При таких обстоятельствах действия управления по составлению данного акта не могут быть признаны незаконными.
При этом судебная коллегия также учитывает, что предметом настоящего спора является ни акт от 14.10.2019, а действия по его составлению.
Вместе с тем действия по оформлению указанного акта, содержащего констатацию факта невозможности провести проверку, напротив, гарантируют ознакомление общества с результатом выхода должностных лиц управления для осуществления проверочных мероприятий, и сами по себе не могут нарушать права общества.
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными указанных действий управления.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии достаточных правовых оснований и для удовлетворения требований общества о признании незаконным и отмене приказа управления от 04.10.2019 N 205/км о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, о признании незаконными действий в ходе плановой проверки в октябре 2019 года, выразившихся в составлении акта от 14.10.2019 N 030-К о невозможности проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда относительно содержания пунктов приказа N 114/км, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании вышеупомянутых нормативных положений.
Судебная коллегия полагает, что управлением не допущено грубых нарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, которые безусловно являются основанием для признания результатов проверки недействительными.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.01.2020 по делу N А62-7797/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7797/2019
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-280/20
22.07.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1913/20
06.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-280/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-7797/19
27.11.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7687/19