г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А26-3545/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22320/2020) публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.08.2020 по делу N А26-3545/2020, принятое в порядке упрощенного производства
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к обществу с ограниченной ответственностью "Гранитная Гора"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - истец, ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Гранитная Гора" (далее - ответчик, ООО "Гранитная гора") о взыскании 9 440,28 рублей неустойки, начисленной за период с 18.02.2020 по 20.04.2020.
07.07.2020 Арбитражным судом Республики Карелия по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принята резолютивная часть решения, согласно которой суд взыскал с ответчика в пользу истца 291,52 рубля законной неустойки за просрочку оказанных по договору N 15-ГРГ от 01.06.2015 в феврале 2020 года услуг по передаче электрической энергии за период с 21.03.2020 по 20.04.2020, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 62 рубля. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение изменить, удовлетворить требования в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, право истца начислить неустойку на промежуточные платежи прямо следует из условий договора, заключенного между сторонами, в частности из пункта 7.5.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 01.06.2015 между истцом (сетевая организация, исполнитель) и ответчиком (потребитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 15-ГРГ, согласно которому исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии, а ответчик обязался оплачивать эти услуги (пункты 2.1, 2.2 договора).
Согласно разделу 10 договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2015; договор считается пролонгированным на следующие 12 месяцев на тех же условиях в случае, если за две недели до конца срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.
Согласно пункту 6.6 договора расчетным периодом является один календарный месяц. Оплата услуг согласно пункту 3.1 договора производится до 10 числа текущего месяца в порядке 50% предоплаты, окончательный расчёт производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В феврале 2020 истец оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии, стоимость оказанных услуг составила 24 246,30 рублей, что подтверждается актом об оказании услуг по передаче электрической энергии и счетом-фактурой.
Стоимость оказанных услуг рассчитана исходя из тарифа, установленного постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.2019 N 246.
Ответчик обязанность по оплате оказанных услуг исполнил частично, в сумме 20 000 рублей, задолженность составила 4 246,30 рублей, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в период рассмотрения которого уточнил исковые требования, поскольку 20.04.2020 сумма основного долга была уплачена ответчиком.
Факт оказания услуг, их стоимость, несвоевременная оплата подтверждены представленными доказательствами и не оспариваются ответчиком.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что ни законом, ни договором не предусмотрена обязанность по внесению авансовых (промежуточных) платежей, в удовлетворении иска отказал на сумму неустойки, рассчитанной на авансовые платежи.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, приходит к следующему.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Законодательство обязывает осуществлять расчеты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических - ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках урегулированы в разделе XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Гражданский кодекс РФ, как и законодательство в сфере оказания услуг передачи электрической энергии, не ограничивает право исполнителей начислять неустойку за нарушение сроков перечисления промежуточных платежей (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 N 305-ЭС16-4576).
Подобное условие может быть включено в договор оказания услуг передачи электрической энергии в рамках реализации сторонами конституционного принципа свободы договора путем осуществления принадлежащих им гражданских прав своей автономной волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 9, пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано: на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Таким образом, ответственность стороны за нарушение обязательства в виде неустойки, может быть установлена, как договором, так и законом.
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило (абзац третий пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
В соответствии с пунктами 40, 44, 65(1), 79 Основных положений N 442 поставка электроэнергии разбивается на расчетные периоды, равные одному месяцу. Определение объема взаимных обязательств поставщика и потребителя электроэнергии (в том числе объема поставленной энергии и, как следствие, ее стоимости) осуществляется по итогам каждого расчетного периода.
Нормативный порядок расчетов за электроэнергию, поставляемую гарантирующим поставщиком, предусматривает два промежуточных платежа до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца (то есть месяца, в котором осуществляется поставка), и окончательный платеж до 18-го числа месяца, следующего за расчетным. При этом фактически поставленный объем определяется только за расчетный период и оплачивается третьим платежом (пункты 82, 83, 136 Основных положений N 442), соответственно, для целей расчетов юридический факт передачи энергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки.
Факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу не подлежит фиксации, а обязанность покупателя оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объема поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондирует обязанности поставщика электроэнергии поставить к этой дате определенное ее количество (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8210).
По смыслу перечисленных норм неустойка, предусмотренная абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике (в редакции Закона N 307-ФЗ), может быть взыскана только за нарушение срока внесения окончательного платежа после истечения расчетного периода, когда энергия передана, а ее объем подсчитан (зафиксирован).
При этом фиксация в соответствии с пунктом 136 Основных положений N 442 количества переданного ресурса по итогам расчетного месяца сама по себе не позволяет сделать вывод о том, что предварительные платежи, подлежавшие внесению в месяце передачи энергии, трансформировались в окончательные, так как они исчислены от объема ресурса, переданного в другой (предыдущий) период. Срок внесения окончательно платежа, внесение которого обеспечено законной неустойкой, от этой фиксации не изменяется.
Вышеуказанное не исключает возможности привлечения потребителя к ответственности за нарушение сроков внесения предварительных платежей в виде неустойки, установленной договором (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 N 305-ЭС16-4576), поскольку соглашением сторон неустойка может быть установлена за нарушение любого обязательства (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 5531/11, от 12.02.2013 N 13585/12, от 08.04.2014 N 16973/13, от 09.07.2013 N 1488/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2017 N 305-ЭС16-14210).
Вместе с тем, договорное условие о неустойке за нарушение сроков внесения авансовых платежей должно быть четко согласовано сторонами, не должно допускать двоякого или расширительного толкования, поскольку сама по себе обязанность по внесению авансовых платежей за имущество, подлежащее передаче в будущем, является кредитованием контрагента, то есть не стандартным условием для рыночных отношений встречного эквивалентного обмена (пункт 3 статьи 328 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 1, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Положениями Гражданского кодекса и законодательства в сфере энергоснабжения не ограничено право энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика) начислять неустойку за нарушение потребителем сроков промежуточных платежей при наличии об этом соответствующего условия в договоре энергоснабжения.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Порядок оплаты услуг регламентирован разделом 6 договора и разделом 3 приложения N 11 к договору.
Согласно пункту 6.5 вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, оказанных Исполнителем, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему Договору определен Сторонами в Приложении N 11 к настоящему Договору.
Расчетным периодом по настоящему Договору является один календарный месяц (пункт 6.6 договора).
В соответствии с пунктами 6.7 и 6.8 договора оплата оказанных услуг по передаче электрической энергии по настоящему Договору производится Потребителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании выставленного Исполнителем счета на оплату. Услуги считаются оплаченными с момента поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя. Счет на оплату плановых платежей в расчетном периоде формируется Исполнителем на основании планового объема передаваемой электрической энергии и мощности, указанных в Приложении N 1 к настоящему Договору.
Пунктом 7.5 договора предусмотрено, что За несвоевременное исполнение обязательств по оплате услуг Потребитель обязан уплатить Исполнителю неустойку - в размере 1/365 двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки. Начисление неустойки начинается со дня, следующего за последним днем срока, предусмотренного настоящим Договором для внесения Потребителем соответствующего платежа.
Согласно пункту 3.1. условий расчетов (приложение N 11 к договору) до начала расчетного месяца Исполнитель выставляет Потребителю счет на оплату оказанных услуг по передаче электрической энергии исходя из плановых объемов передачи электрической энергии и мощности, указанных в Приложении N 1 к настоящему Договору.
Потребитель производит оплату по выставленному счету:
- до 10 числа текущего месяца - 50% стоимости услуг, указанных в счете;
- окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом платежей, произведенных Потребителем по выставленному счету, исходя из объемов переданной электрической энергии, указанных в Акте об оказании услуг по передаче электрической энергии.
В случае оплаты Потребителем планового платежа, Исполнитель обязан не позднее 5 календарных дней со дня получения планового платежа, направить Потребителю счет-фактуру на данный платеж, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, суд необоснованно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании неустойки, начисленной на авансовые платежи. Исковые требования обоснованы по праву, по размеру ответчиком не оспорены. Расчет проверены в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.08.2020 по делу N А26-3545/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гранитная гора" в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" 9440,28 рублей неустойки за период с 18.02.2020 по 20.04.2020, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску и за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3545/2020
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: ООО "Гранитная Гора"