г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А40-245366/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Правительства Москвы, ПАО "Объединение Орджоникидзе 11", ИФНС России N25 по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2020, принятое судьей Бедрацкой А.В. (20-5403) по делу N А40-245366/17
по заявлению ПАО "Объединение Орджоникидзе 11"
к ИФНС России N 25 по г.Москве
третье лицо: Правительство Москвы
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Крючков А.В. по дов. от 13.01.2020; |
от ответчика: |
Конов А.Ю. по дов. от 09.01.2020; Сафонова М.В. по дов. от 03.08.2020; |
от третьего лица: |
Павлова И.Н. по дов. от 14.10.2019; |
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Объединение Орджоникидзе 11", далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 29.09.2017 N 16-12/16057.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.08.2019 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражным судом города Москвы от 12.02.2020 решение инспекции признано недействительным исходя из суммы налога на имущество, подлежащей уплате в спорном периоде, в размере 23 290 299,82 руб., в остальной части в удовлетворении требования заявителя отказано.
Лицами, участвующими в деле, поданы апелляционные жалобы на данное решение, в которых они просят: инспекция (с учетом уточнений к апелляционной жалобе от 21.09.2020) и Правительство Москвы (с учетом устных объяснений, которые были даны представителем в судебном заседании) - изменить решение, признав недействительным решение инспекции в части доначисления налога на имущество за 2016 год в размере 4 341 535 руб.; общество - отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленного требования и принять новый судебный акт об удовлетворении требования в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении общества была проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом в инспекцию налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, по результатам которой составлен акт от 07.06.2017 N 16-12А/61286 и вынесено решение от 29.09.2017 N 16-12/16057, в соответствии с которым обществу был доначислен налог в размере 21 918 752 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 11.12.2017 N 21-19/209676 апелляционная жалоба заявителя на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции нарушает его права в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При рассмотрении дела установлено, что обществу на праве собственности принадлежит здание, с кадастровым номером 77:05:0001010:1094, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр. 1.
Данное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость здания по состоянию на дату оценки 01.01.2014 утверждена в размере 761 948 978,30 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29.11.2016 N 51-7329/2016 (далее - комиссия), принятым по результатам рассмотрения заявления Департамента городского имущества города Москвы, результаты определения кадастровой стоимости вышеназванного здания, установленные постановлением Правительства Москвы N 688-ПП, признаны недостоверными.
Недостоверность определения кадастровой стоимости здания обусловлена тем, что спорное здание при первоначальном проведении оценки включено в группу "Объекты производственного назначения" и к нему применена относящаяся к этой группе кадастровая стоимость, в то время как достоверным значением является группа "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения".
По результатам пересмотра кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 21.12.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1094 в размере 2 448 006 865,40 руб.
Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП" (далее - постановление Правительства Москвы N 937-ПП) изменена редакция постановления Правительства Москвы N 688-ПП, в частности, в отношении упомянутого здания его кадастровая стоимость указана в размере 2 448 006 865,40 руб. вместо ранее указанной - 761 948 978,30 руб.
В налоговой декларации по налогу на имущество организаций на 2016 год, общество исчислило сумму налога в отношении здания, исходя из первоначально определенной кадастровой стоимости в размере 761 948 978,30 руб.
Между тем, налоговый орган посчитал, что при изложенных обстоятельствах общество должно было исчислить и уплатить налог на имущество организаций за 2016 год, исходя из вновь определенной кадастровой стоимости здания в размере 2 448 006 865,40 руб.
Частично удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303, и исходил из следующего.
Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций. В этой связи продолжение использования недостоверной оценки объекта налогообложения для целей исчисления налога после того, как недостоверность результатов определения кадастровой стоимости была установлена уполномоченным органом недопустимо. Такие результаты государственной кадастровой оценки не образуют надлежащую (основанную на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостную характеристику объекта налогообложения и, следовательно, не отвечают критериям налоговой базы, установленным пунктом 1 статьи 53 НК РФ.
С учетом этого, с принятием комиссией решения от 29.11.2016 о признании недостоверными сведений о принадлежащем заявителю здании, использованных при определении его кадастровой стоимости, ранее определенная кадастровая стоимость не может применяться для целей налогообложения, в спорном и в последующих налоговых периодах.
В то же время в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12 правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости (постановление Правительства Москвы N 937-ПП), также не может применяться непосредственным образом к спорному налоговому периоду.
В такой ситуации, поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год подлежит определению расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ - на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости.
Приняв во внимание решение Московского городского суда от 21.10.2019 по делу N 3А-4373/2019, которым кадастровая стоимость принадлежащего заявителю здания на 01.01.2016 установлена в размере равном его рыночной стоимости, определенной в заключении проведенной по делу судебной экспертизы в размере 1 791 561 525 руб., суд первой инстанции признал, что при определении размера налоговой обязанности общества по налогу на имуществу за 2016 год необходимо исходить из кадастровой стоимости, определенной указанным решением, как наиболее точной стоимостной характеристики объекта заявителя, по сравнению с исправленной кадастровой стоимостью, определенной методом "массовой оценки" с использованием достоверных сведений об объекте.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер обязанности общества по налогу на имущество за 2016 год составляет 23 290 299,82 руб., в связи с чем частично удовлетворил заявленное обществом требование.
Обжалуя решение суда, инспекция и Правительство Москвы указывают, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 упомянутое решение было изменено: кадастровая стоимость принадлежащего обществу здания по состоянию на 01.01.2016 установлена в размере равном его рыночной стоимости, определенном с учетом заключения дополнительной экспертизы, в размере 2 114 042 600 руб.
В этой связи апеллянты указывают, что размер обязанности общества по налогу на имущество за 2016 год составляет 27 482 553,80 руб. Следовательно, по результатам проверки обществу была правомерно доначислена сумма налога в размере 17 577 217 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
На момент принятия судом первой инстанции оспариваемого решения, упомянутое апелляционное определение от 23.07.2020 еще не было вынесено, однако в силу части 3 статьи 69 АПК РФ данный судебный акт не может не приниматься во внимание судебной коллегией при рассмотрении апелляционных жалоб инспекции и Правительства Москвы.
В этой связи апелляционный суд считает приведенные в них доводы обоснованными, а жалобы - подлежащими удовлетворению.
В свою очередь общество, обжалуя решение суда первой инстанции, настаивало на том, что при исчислении налога им была правомерно применена первоначально определенная кадастровая стоимость объекта в размере 761 948 978,30 руб., а вывод суда первой инстанции о том, что величина налога должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ не основан на нормах закона, в связи с чем им неправомерно применена для определения величины налога за 2016 год кадастровая стоимость объекта, установленная решением Московского городского суда от 21.10.2019.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы заявителя как противоречащие сложившейся судебной практике по данной категории дел, нашедшей отражение в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 и от 24.07.2020 N 305-ЭС20-8184, в которых содержится правовая позиция о невозможности использования недостоверной оценки объекта налогообложения (в рассматриваемом случае - первоначально определенной с использованием недостоверных сведений кадастровой стоимости объекта в размере 761 948 978,30 руб.) для целей исчисления налога за период, в котором выявлена недостоверность такой оценки и определении величины налога в такой ситуации расчетным путем на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости.
В данном случае такие сведения содержатся во вступившем в законную силу апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.07.2020, которым кадастровая стоимость объекта на 01.01.2016 установлена в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на указанную дату в размере 2 114 042 600 руб.
В судебном заседании общество заявило ходатайство о назначении экспертизы по вопросу об определении рыночной стоимости здания по состоянию на 01.01.2016, которое рассмотрено и отклонено апелляционным судом, поскольку, как указано выше, такая стоимость установлена вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции, в силу части 3 статьи 69 АПК РФ имеющим при рассмотрении настоящего дела обязательное значение по указанному вопросу, в связи с чем предусмотренные статьей 82 АПК РФ основания для назначения судебной экспертизы в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2020 по делу N А40-245366/17 изменить, изложив первый абзац резолютивной части судебного решения в следующей редакции:
"Признать недействительным решение ИФНС России N 25 по г.Москве от 29.09.2017 N 16-12/16057 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления налога на имущество за 2016 год в размере 4 341 535 руб. (21 918 752 - 17 577 217)".
В остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245366/2017
Истец: ОАО "МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ", ОАО "МСЗ им. С.Орджоникидзе"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23616/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245366/17
01.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18636/18
30.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25196/18
06.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245366/17
25.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245366/17