г. Тула |
|
9 октября 2020 г. |
Дело N А54-4118/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., при участии от заявителя - заместителя прокурора Железнодорожного района города Рязани (г. Рязань) - Воробьевой В.А. (по доверенности от 11.09.2020 N 36-2020), Яковлевой Т.Н. (доверенность от 07.10.2020 N 34-2020), в отсутствие заинтересованного лица - индивидуального предпринимателю Кожетевой Юлии Игоревны (г. Рязань, ОГРНИП 304622902100010, ИНН 622707326176), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Железнодорожного района города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2020 по делу N А54-4118/2020),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Железнодорожного района города Рязани (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кожетевой Юлии Игоревны (далее - предприниматель, ИП Кожетева Ю.И.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2020 по делу N А54-4118/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что факт осуществления индивидуальным предпринимателем медицинской деятельности по профилю "психиатрия-наркология" на дому пациента, то есть вне медицинской организации по адресу, не указанному в лицензии от 23.03.2015, подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неверно применены положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утверждённого приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н.
Заявитель жалобы указывает на то, что запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, установлен законодателем в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен наличием в законодательстве специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Заявитель в письменных пояснениях поддержал свою позицию по делу, ссылаясь на то, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, закрепляя положения о том, что первичная, в том числе первичная специализированная, медико-санитарная помощь может быть оказана в амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника, не предусматривает оказание данного вида медицинской помощи в условиях вне медицинской организации, что подтверждается позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2018 N АКПИ17-1185.
ИП Кожетева Ю.И. отзыв на апелляционную жалобу не направила.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал ранее заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копий постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 03.06.2020, постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия от 29.08.2020, постановления о назначении комплексной медицинской судебной экспертизы от 18.06.2020, копии решения Арбитражного суда Рязанской области от 16.07.2020 по делу N А54-4117/2020.
В силу положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 АПК РФ должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 АПК РФ, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Названные нормы ограничивают право представления новых доказательств, требуя обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Рассмотрев заявленное ходатайство, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил, что данные документы не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора и не могут повлиять на законность обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах, представленные копии документов возвращены заявителю.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.09.2020 объявлен перерыв до 07.10.2020.
Представитель заявителя поддержал свою позицию по делу.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Кожетева Юлия Игоревна 21.01.2004 зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622902100010, и поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (ИНН 622707326176).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности предпринимателя Кожетевой Ю.И. является общая врачебная практика.
ИП Кожетева Ю.И. имеет бессрочную лицензию от 23.03.2015 N ЛО-62-01-001348 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданную Министерством здравоохранения Рязанской области (далее - Лицензия).
В качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности в приложении N 1 лицензии указан адрес: 390035, г. Рязань, ул. Щорса, д. 35а, лит.А, помещение Н2.
Согласно приложению N 1 к лицензии при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: психиатрии-наркологии.
Прокуратурой Железнодорожного района города Рязани по поручению прокуратуры Рязанской области проведена проверка по вопросу нарушения ИП Кожетевой Ю.И. законодательства в сфере лицензирования при оказании медицинской помощи пациенту, персональные данные которого (фамилия, имя, отчество и т.д.) содержатся в постановлении от 10.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 9-11) (далее - пациент).
В ходе проверки прокуратурой Железнодорожного района города Рязани установлено, что 04.05.2020 около 18 час. 30 мин. по адресу: г. Рязань, ул. 3-й Михайловский проезд_ предпринимателем Кожетевой Ю.И., осуществляющей медицинскую деятельность по профилю "психиатрия-наркология", оказана медицинская помощь пациенту, заключавшаяся в постановке капельницы с медицинскими препаратами. Во время проведения медицинских манипуляций состояние пациента резко ухудшилось, в связи с чем последнему вызвана скорая помощь, которая констатировала его смерть.
Так как ИП Кожетева Ю.И. осуществляла медицинскую деятельность вне медицинской организации, прокуратура Железнодорожного района города Рязани пришла к выводу о несоблюдении названным предпринимателем требований статей 3, 9, 13, 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заместителем прокурора Железнодорожного района города Рязани 10.06.2020 вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП Кожетевой Ю.И. (в ее присутствии) дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В целях привлечения предпринимателя к административной ответственности заместитель прокурора Железнодорожного района города Рязани обратился в арбитражный обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушение м лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу положений части 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ следует, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Из пунктов 2, 3, 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 1статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.
Лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 10 статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из пункта 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ следует, что медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу положений части 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Из материалов дела усматривается, что ИП Кожетева Ю.И. на основании бессрочной лицензии от 23.03.2015 N ЛО-62-01-001348, выданной министерством здравоохранения Рязанской области, осуществляет медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно приложению N 1 к лицензии при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: психиатрии-наркологии.
Следовательно, ИП Кожетева Ю.И. вправе оказывать услуги первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по психиатрии-наркологии.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Из части 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ следует, что к видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Согласно части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 4 статьи 32 Закона N 323-ФЗ установлено, что формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Из части 5 статьи 33 Закона N 323-ФЗ следует, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (часть 5 статьи 33 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 33 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Из вышеуказанных норм следует, что законом допускается оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи.
В силу прямого указания закона такая помощь допускается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Из изложенного следует, что первичная специализированная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе, диагностику и лечение заболеваний и состояний.
При этом первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами к которым относится также врач психиатр-нарколог.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях, (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" (далее - Порядок).
Из пункта 1 Порядка следует, что настоящий порядок устанавливает правила организации и оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации).
В соответствии с пунктом 2 Порядка медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" (далее - медицинская помощь) осуществляется в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.
Следовательно, медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" может осуществляется, в том числе в виде первичной медико-санитарной помощи, в специализированной форме.
Пунктом 3 Порядка установлено, что медицинская помощь оказывается в следующих условиях:
вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Действительно, содержание пункта 2 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ, которая устанавливает, что медицинская помощь может отказываться амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника и пункт 3 Порядка определяющего виды условий оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" имеют расхождение в содержании, поскольку Порядок не содержит указания на то, что амбулаторное лечение включает в себя, в том числе понятие "на дому при вызове медицинского работника".
Вместе с тем согласно части 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (часть 2 статьи 13 АПК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология", может оказываться амбулаторно, то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) при самостоятельном обращении пациента, по направлению врачей-специалистов или по решению судьи (пункт 12 Порядка).
В соответствии с положениями пунктами 13, 14 Порядка врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам. При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающую специализированную медицинскую помощь.
Как верно отмечено судом первой инстанции, с учетом имеющейся у предпринимателя лицензии, он вправе оказывать специализированную (врачом-психиатром-наркологом) первичную медико-санитарную помощь по профилю "психиатрия-наркология" в условиях амбулаторного лечения (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника (т. 1, л.д. 32-33).
Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2020 по делу N А78-1702/2020.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал доводы заявителя о том, что ИП Кожетева Ю.И. не вправе была оказывать первичную медико-санитарную помощь по профилю "психиатрия-наркология" в условиях амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника, являются ошибочными, противоречащими законодательству и условиям имеющейся у предпринимателя лицензии.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по оказанию медицинской помощи по направлению "психиатрии-наркологии" в амбулаторных условиях, не является нарушением требований Закона N 99-ФЗ, Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 29, и как следствие, не свидетельствует об осуществлении ИП Кожетевой Ю.И. медицинской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличия в действиях предпринимателя события и состава вменяемого ей административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Довод заявителя жалобы о том, что факт осуществления индивидуальным предпринимателем медицинской деятельности по профилю "психиатрия-наркология" на дому пациента, то есть вне медицинской организации по адресу, не указанному в лицензии от 23.03.2015, подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.
Ссылка подателя жалобы на позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2018 N АКПИ17-1185, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствует о нарушении судом норм материального права.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции по делу, не опровергают выводов суда
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2020 по делу N А54-4118/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя прокурора Железнодорожного района города Рязани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4118/2020
Истец: заместитель прокурора Железнодорожного района города Рязани, Прокуратура Рязанской области, ПРОКУРОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО Г.РЯЗАНИ
Ответчик: ИП КОЖЕТЕВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА
Третье лицо: Прокуратура Железнодорожного района г. Рязани