город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2020 г. |
дело N А32-22791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ИП Шайдуллиной Э.Х.: Шайдуллина Э.Х., паспорт,
от департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Сахно Л.В., паспорт, по доверенности от 27.05.2020 N 3169/30,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шайдуллиной Эллы Хамидулловны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.07.2020 по делу N А32-22791/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Шайдуллиной Эллы Хамидулловны
к департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару; администрации муниципального образования город Краснодар
о признании отказа, оформленного в виде уведомления, в предоставлении субсидии из местного бюджета недействительным,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шайдуллина Элла Хамидулловна (далее - ИП Шайдуллина Э.Х., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа департамента образования администрации МО город Краснодар, оформленного в виде уведомления от 22.02.2019 N 1192/30, в предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования города Краснодара; об обязании департамента устранить допущенное нарушение прав предпринимателя - произвести расчет суммы субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с получением гражданами дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), подлежащих выплате заявителю в 2019 году, с 01 января 2019 года (требования, уточненные определением суда от 25.09.2019 в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару; администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением от 13.07.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Шайдуллина Э.Х. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что с учетом представленных в департамент предпринимателем документов, подтверждающих надлежащее исполнение им обязанностей по уплате налогов и взносов, у заинтересованного лица были достаточные и исчерпывающие сведения, свидетельствующие об отсутствии задолженности перед бюджетом на дату подачи заявления. Несогласие с принятым заявителем порядком комплектования групп дошкольного образовательного учреждения не может служить основанием к отказу в выплате субсидии.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Предприниматель в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 24.01.2019 предприниматель Шайдуллина Э.Х. подала в департамент образования Администрации муниципального образования город Краснодар заявление (входящий N 38), в котором просила предоставить в 2019 году субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с получением гражданами дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - субсидии).
Правоотношения сторон регулируются постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 N 601 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения затрат частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов)" в редакции, действующей на момент подачи заявления (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка в целях получения субсидии заявитель в срок с 1 января текущего финансового года до 25 января текущего финансового года предоставляет главному распорядителю по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 150, кабинет N 1, с 9.00 до 17.00, перерыв с 12.30 до 13.20, следующие документы:
- письменное заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- оригиналы и копию документа, удостоверяющего личность заявителя или его законного представителя;
- оригинал и копию доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление полномочий от имени заявителя;
* справку об отсутствии просроченной задолженности по возврату в местный бюджет субсидий, предоставленных, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, заверенную печатью (при наличии) и подписью лица, уполномоченного действовать от имени заявителя;
* копии договоров об оказании услуг дошкольного образования, действующих на начало текущего финансового года, заверенные печатью (при наличии) и подписью лица, уполномоченного действовать от имени заявителя;
* копию отчета по форме федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми" на 31 декабря отчётного года с отметкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики о принятии отчета, заверенную печатью (при наличии) и подписью лица, уполномоченного действовать от имени заявителя;
* копию отчёта "Расчет по страховым взносам" за последний отчетный квартал, предшествующий дате обращения, заверенную печатью (при наличии) и подписью лица, уполномоченного действовать от имени заявителя;
* копию отчета по форме 4-ФСС за последний отчетный квартал, предшествующий дате обращения, заверенную печатью (при наличии) и подписью лица, уполномоченного действовать от имени заявителя;
- оригиналы и копии приказов о комплектовании обучающихся (воспитанников);
- оригиналы и копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья;
- справку, содержащую сведения о плановой среднегодовой численности воспитанников на текущий финансовый год по форме, утвержденной приказом главного распорядителя и размещенной на официальном сайте главного распорядителя.
После сверки документов оригиналы возвращаются заявителю.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что при предоставлении документов с нарушением требований пункта 4 раздела II настоящего Порядка в течение 5 рабочих дней заявителю направляется уведомление об устранении нарушений, подписанное лицом, уполномоченным главным распорядителем, и объем субсидии в таком случае рассчитывается со дня устранения нарушений. Срок проведения проверки документов приостанавливается.
Департамент образования 22.02.2019 направил заявителю уведомление N 1192/30 об отказе в предоставлении субсидии.
В уведомлении об отказе в предоставлении субсидии от 22.02.2019 N 1192/30 департамент указал, что при рассмотрении заявления (с приложениями) выявлено наличие у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, по состоянию на 24.01.2019, что является нарушением условий предоставления субсидии, согласно пунктам 3, 8 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 N 601 (далее - Порядок). Кроме того, выявлены документы с нарушением требований пункта 4 раздела II Порядка, а именно: расчетное количество воспитанников группы компенсирующей направленности, указанное в справке о плановой среднегодовой численности воспитанников на 2019 год, не соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Считая незаконным отказ в предоставлении субсидии, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам - производителям услуг субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии и ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила, субсидии).
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат.
Предоставление субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии, включая спорные расходы, в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов) осуществляется на основании Порядка N 601.
В пункте 3 указанного Порядка предусмотрено, что одним из обязательных условий предоставления субсидии является отсутствие у заявителя на дату регистрации заявления неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сведения об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на дату регистрации заявления, запрашиваются главным распорядителем (департаментом) посредством межведомственного запроса в течение 5 рабочих дней со дня представления заявителем вышеуказанных документов (пункт 6 Порядка N 601).
В пункте 8 Порядка N 601 основаниями для отказа в предоставлении субсидии названы несоответствие представленных документов требованиям, определенным Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной информации; отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Отказ в предоставлении субсидии не препятствует повторному обращению заявителя за получением субсидии.
Исходя из пункта 4 Порядка N 601 в целях получения субсидии заявитель в срок с 1 января текущего финансового года до 25 января текущего финансового года предоставляет главному распорядителю (департаменту) документы, указанные в пункте 4 Порядка N 601.
Порядком N 601 не предусмотрено истребование департаментом у предпринимателя дополнительных документов.
В случае предоставления заявления в срок, указанный в абзаце первом пункта 4 Порядка N 601, объем субсидии рассчитывается с 1 января текущего финансового года.
Заявления, представленные после 25 января текущего финансового года, рассматриваются в соответствии с Порядком N 601, однако при этом объем субсидии рассчитывается с даты представления заявления (пункт 7 Порядка N 601).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 24.01.2019 предприниматель Шайдуллина Э.Х. подала в департамент образования заявление о предоставлении субсидии.
Главный распорядитель (департамент) в течение 20 рабочих дней со дня окончания приема документов проводит проверку правильности и полноты оформления документов (пункт 7 Порядка N 601).
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей.
Пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" (далее - приказ N ММВ-7-8/20@)) утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
По результатам межведомственного запроса о наличии (отсутствии) у предпринимателя на день обращения (24.01.2019) в департамент за предоставлением субсидии инспекции сообщила о наличии у него задолженности по уплате налогов.
Уведомлением от 22.02.2019 N 1192/30 департамент отказал предпринимателю в предоставлении субсидии.
ИП Шайдуллина Э.Х. самостоятельно обратилась в налоговый орган с письмом о подтверждении отсутствия неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 24.01.2019.
ИФНС N 4 по городу Краснодару в письме от 14.03.2019 N 21-25/14198 подтвердила отсутствие задолженности по обязательным платежам по состоянию на 11.03.2019.
ИФНС N 4 по г. Краснодару подтвердила, что сведения о наличии у предпринимателя по состоянию на 24.01.2019 задолженности по пени в размере 695,31 рублей были отражены в базе данных налогового органа ввиду технической ошибки.
Как указывает ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 10.07.2019 N 09-14/38676 в своем информационном письме, сформировать справку об отсутствии задолженности по состоянию на 24.01.2019 невозможно.
Исходя из правового подхода, сформированного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 16-П по делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца, исходя из необходимости обеспечения баланса конституционно значимых интересов может устанавливаться иное распределение неблагоприятных последствий для добросовестно действующих лиц, нежели установленные законом правила. Из позиции Европейского Суда по правам человека следует, что если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица (постановления от 05.01.2000 по делу "Бейелер (Beyeler) против Италии" и от 06.12.2011 по делу "Гладышева против России").
Сходный правовой поход сформирован и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 N 310-КГ18-7101.
В уведомлении от 22.02.2019 также было указано на другое допущенное предпринимателем нарушение.
В представленной заявителем справке о плановой среднегодовой численности воспитанников на 2019 год указано, что численность единственной группы компенсирующей направленности составляет 37 воспитанников. Количество воспитанников также подтверждается представленной копией приказа от 27.12.2018 N 5 "Об утверждении комплектования групп" (т. 1, л.д. 24).
В соответствии с пунктом 20 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (действующая редакция до 06.04.2019) численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Таким образом, представленная предпринимателем информация содержала сведения, не соответствующие требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при представлении документов с нарушениями требований пункта 4 раздела II настоящего Порядка в течение 5 рабочих дней заявителю направляется уведомление об устранении нарушений, подписанное лицом, уполномоченным главным распорядителем, и объем субсидии в таком случае рассчитывается со дня устранения нарушений. Срок проведения проверки документов приостанавливается.
На основании пункта 8 Порядка предоставления субсидий и вышеуказанной справки департаментом образования было принято решение об отказе предпринимателю в предоставлении субсидии.
В адрес предпринимателя направлено уведомление от 22.02.2019 N 1192/30 об отказе в предоставлении субсидии по основаниям пункта 8 Порядка (наличие задолженности по уплате налогов) в котором, в том числе было указано на выявленное нарушение в части несоответствия документов.
В пункте 8 Порядка N 601 основаниями для отказа в предоставлении субсидии названы несоответствие представленных документов требованиям, определенным Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной информации; отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что уведомление от 22.02.2019 N 1192/30 департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования города Краснодара, соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что с учетом представленных в департамент предпринимателем документов, подтверждающих надлежащее исполнение им обязанностей по уплате налогов и взносов, у заинтересованного лица были достаточные и исчерпывающие сведения, свидетельствующие об отсутствии задолженности перед бюджетом на дату подачи заявления.
Запрос сведений об отсутствии задолженности по налогам и сборам осуществляется департаментом образования самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия на основании пункта 6 Порядка.
Представленные предпринимателем документы не опровергают факта получения департаментом в ответ на запрос официального ответа налогового органа о наличии у заявителя задолженности по налогам и сборам, что и послужило основанием к отказу в предоставлении субсидии.
При этом, департамент действовал в соответствии с законом.
С учетом получения департаментом сведений о наличии задолженности по налогам и сборам, суд не принимает во внимание ссылки предпринимателя на отсутствие нарушений в части порядка формирования групп воспитанников.
Выявленные нарушения в части несоответствия справки о плановой среднегодовой численности воспитанников на 2019 год требованиям законодательства были устранены - представлена новая справка.
В связи с этим в соответствии с Порядком департаментом было принято решение о расчете объема субсидии с 26.02.2019, то есть с момента обращения и представления надлежащего пакета документов.
При совокупности указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприниматель не представила как доказательств нарушения департаментом закона, так и доказательств нарушения ее прав оспариваемым отказом, произведенным на законных основаниях.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 13.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2020 по делу N А32-22791/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22791/2019
Истец: ИП Шайдуллина Элла Хамидулловна, Шайдуллина Э Х
Ответчик: Департамент образования администрации МО г.Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Инспекция Федеральной налоговой службы N4 по городу Краснодару, ИФНС N 4 по г Краснодару
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12264/20
13.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14005/20
13.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22791/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22791/19