г. Владимир |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А79-13331/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09 июля 2020 года по делу N А79-13331/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" (ОГРН 1032129014060, ИНН 2129052190) к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выраженного в письме от 21.10.2019 N 12/32-15516, обязании утвердить данную схему.
при участии:
от заявителя- Ермаков А.С. по доверенности от 11.11.2020 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании.
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" (далее - заявитель, ООО "Зодчий-Стиль", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии, Министерство) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выраженного в письме от 21.10.2019 N 12/32-15516, обязании утвердить на основании заявления от 12.09.2019 схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Определением суда от 24.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09 июля 2020 года требования удовлетворены. Отказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, изложенный в письме от 21.10.2019 N 12/32-15516 признан незаконным. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязано в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" от 12.09.2019. С Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЗодчийСтиль" взысканы в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минприроды Чувашии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.07.2020 года по делу N А79 - 13331/2020 и принять новое решение, отказывающее в удовлетворении требования Общества.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики считает, что выводы, сделанные Арбитражным судом Чувашской Республики не соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены неправильно, вышеизложенные доводы служат основанием, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.07.2020 года по делу N А79 -13331/2020.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявители считают, что законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда законным и обоснованным, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, ООО "Зодчий-Стиль" является собственником одноэтажного кирпичного здания - цеха металлоизделий, 1991 года постройки, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 696 кв. м., инв. N 22998; инв. N Р01/22998, условный номер 21:01:01:0000:Р01/22998/Ж.
Указанный объект недвижимости приобретен ООО "Зодчий-Стиль" на основании договора купли-продажи от 21.11.2011 N 11-2011.
Государственная регистрация права собственности произведена 01.12.2011.
На основании договора купли-продажи имущества от 15.12.2015 N 18 ООО "Зодчий-Стиль" приобретено в собственность складское помещение, назначение: нежилое, этажность - 1, общей площадью 109,5 кв. м, инв. N Р01/22998, лит. И, кадастровый номер: 21:01:000000:52548 1.
Государственная регистрация права собственности произведена 02.02.2016.
Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, 14, в квартале 36 выделах 4,5 Карачуринского участкового лесничества. Категория земель - земли лесного фонда.
29 ноября 2017 ООО "Зодчий-Стиль" обратилось в Минприроды Чувашии с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 7266,70 кв.м на кадастровом плане территории (кадастровый квартал участка 21:01:011111), находящегося по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14, с целью образования участка из состава лесного фонда.
Минприроды Чувашии письмом от 21.12.2017 предложило ООО "Зодчий-Стиль" обосновать соответствие площади испрашиваемого участка размеру участка, необходимого для использования объекта недвижимого имущества.
Письмом от 14.03.2018 ООО "Зодчий-Стиль" представило обоснование необходимости образования земельного участка заявленной площади с приложением схемы технологического процесса и повторно просило подготовить и утвердить схему расположения земельного участка площадью 7266,70 кв.м на кадастровом плане территории.
Минприроды Чувашии, рассмотрев заявление ООО "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, письмом от 23.08.2018 N 12/18-13336 сообщило об отсутствии оснований для утверждения схемы расположения земельного участка. В качестве основания к отказу Минприроды Чувашии указало лишь на то обстоятельство, что свидетельство о государственной регистрации права на складские помещения общей площадью 109,5 кв. м выдано 02.02.2016.
ООО "Зодчий-Стиль" оспорило указанный отказ Минприроды Чувашии в судебном порядке в рамках дела N А79-13303/2018.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N А79-13303/2018 отказ Минприроды Чувашии в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по заявлению ООО "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018, выраженный в письме от 23.08.2018, признан незаконным. Также суд обязал Минприроды Чувашии повторно рассмотреть заявление ООО "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
ООО "Зодчий-Стиль" обратилось в Минприроды Чувашии заявлением от 12.09.2019 N 42 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 6079 кв.м. на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14, с целью образования земельного участка путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
К данному заявлению ООО "Зодчий-Стиль" приложены копия выписки из ЕГРН на цех металлоизделий; копия свидетельства о государственной регистрации права от 02.02.2016; оригинал заключения специалиста от 14.03.2019 N 773; оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Лесной, подготовленная ООО "Земля" с диском CD-R (csv-координаты) (т. 1 л.д. 11).
Письмом Минприроды Чувашии от 21.10.2019 N 12/32-15516 отказало ООО "Зодчий-Стиль" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по следующим основаниям: 1. Лесной участок площадью 6079 кв.м. на кадастровом плане территорий (кадастровый квартал участка 21:01:011111), находящийся по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14, расположен в выделах 4 ч, 5 ч, 6 ч квартала 36 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества, относится к защитным лесам, категория защитности лесов - лесопарковые зоны; 2. Предполагаемое разрешенное использование, указанное заявителем- для эксплуатации зданий; 3. Площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования (т. 1 л.д. 10).
Посчитав данный отказ незаконным, ООО "Зодчий-Стиль" обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленная ООО "Зодчий-Стиль" схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (по образованию земельного участка путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах), соответствует по координатам точек внешней границы землепользования и по площади образуемого земельного участка 21:01:0111111:20:ЗУ1, в связи с чем основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенные в письме Минприроды Чувашии от 21.10.2019 N 12/32-15516, отсутствуют.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, вызванных отказом, суд первой инстанции посчитал возможным обязать Минприроды Чувашии в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в 13 А79-13331/2019 законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" от 12.09.2019.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Таким образом, схема расположения земельного участка является обязательным документом для образования земельного участка и последующего его предоставления собственнику зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке, в собственность или аренду.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ одним из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Указанные положения корреспондируются с нормой части 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
В соответствии со статьями 2 и 3 ЛК РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Согласно справке ГУ "Опытное лесничество" Минприроды Чувашии от 12.05.2010 N 242 (т. 1 л.д. 31), выданной предыдущему правообладателю объектов недвижимости ООО "Компания Зодчий", деревообрабатывающий цех ДОЦ "Лесной" (ныне - цех металлоизделий) и прилегающие к нему территории находятся в квартале N 36 выдел N 4 (нелесная земля - поселок) Карачуринского участкового лесничества.
Пунктом 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ установлено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Порядок подготовки и утверждения данной схемы определен пунктами 2 - 5 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В рассматриваемом случае, в пункте 3 оспариваемого отказа Минприроды Чувашии указывает, что площадь образуемого участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. Согласно представленным документам площадь застройки участка составляет лишь 13,3 % относительно испрашиваемой площади земельного участка.
Между тем, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как указывалось выше, согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Положения приведенных норм земельного законодательства, среди прочего, направлены на определение площади подлежащего предоставлению земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Таким образом, заявитель должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположен принадлежащий им объект недвижимого имущества (или объекты), для эксплуатации которого (которых) требуется весь испрашиваемый земельный участок.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом, должен представить доказательства того, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка является объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с заключением специалиста АНО "НЭЦ" от 14.03.2019 N 773 (т. 1 л.д. 32-75), необходимая площадь земельного участка для эксплуатации цеха металлообработки, складских помещений и иных строений, расположенных по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14 в соответствии с требованиями градостроительных, строительных норм и правил, санитарных и противопожарных норм, а также возможности эксплуатации зданий по их назначению составляет 20666 кв.м. Однако, поскольку в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" пересечение границ иных земельных участков с иными видами разрешенного использования не допускается, то необходимую площадь земельного участка для эксплуатации цеха металлообработки, складских помещений и иных строений, расположенных по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14, в соответствии с требованиями градостроительных, строительных норм и правил, санитарных и противопожарных норм, а также возможности эксплуатации зданий по их назначению возможно установить путем образования земельного участка с кадастровым номером 21:01:011111:20:ЗУ1 в кадастровом квартале 21:01:011111:20 и последующим внесением изменений в Правила землепользования и застройки г. Чебоксары. Площадь образуемого земельного участка с кадастровым номером 21:01:011111:20:ЗУ1 составляет 6079 кв.м.
Таким образом, ООО "Зодчий-Стиль" представлено обоснование необходимости земельного участка площадью 6079 кв.м. для использования принадлежащих ему объектов недвижимости.
Из представленного заключения специалиста также следует, что данные объекты недвижимого имущества составляют единый комплекс, для использования которого с учетом имеющихся ограничений необходима площадь в испрашиваемом размере.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Зодчий-Стиль" на праве собственности, необходимо образовать испрашиваемый земельный участок площадью 6079 кв.м, в связи с чем, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указанные в п. 3 оспариваемого отказа, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными.
В качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в пункте 1 оспариваемого отказа, изложенного в письме от 21.10.2019 N 12/32-15516, Минприроды Чувашии указало, что лесной участок площадью 6079 кв.м. относится к защитным лесам, категория защитности лесов - лесопарковые зоны, а согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", вступившим в законную силу с 01.07.2019, глава 15 ЛК РФ признана утратившей силу.
Указанным законом ЛК РФ дополнен главой 17 о лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, обобщающей положения о защитных, эксплуатационных, резервных лесах и особо защитных участках лесов. Кроме того, лесопарки исключены из числа основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В их число включены участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Так, статьей 111 ЛК РФ предусмотрено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1). Выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса (часть 2).
Таким образом, ссылка Минприроды Чувашии на то, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию лесопарковые зоны, в связи с чем необходимо применять специальные нормативные акты, необоснованна, в связи с чем основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указанные в п. 1 оспариваемого отказа, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными..
В пункте 2 письма от 21.10.2019 N 12/32-15516 Минприроды Чувашии указано, что видом разрешенного использования земельного участка, является "для эксплуатации зданий". Виды использования лесов установлены статьей 25 ЛК РФ.
Действительно, частью 1 статьи 25 ЛК РФ предусмотрены виды использования лесов.
В свою очередь ЗК РФ предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7).
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, вид использования лесов и вид разрешенного использования земельного участка не являются тождественными понятиями.
При этом суд отмечает, что из содержания данного пункта оспариваемого отказа не усматривается, в чем именно состоит сущность нарушения ООО "Зодчий-Стиль" подготовленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судом установлено, что предоставленная ООО "Зодчий-Стиль" схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (по образованию земельного участка путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах), соответствует по координатам точек внешней границы землепользования и по площади образуемого земельного участка 21:01:0111111:20:ЗУ1.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставленная ООО "Зодчий-Стиль" схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (по образованию земельного участка путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах), соответствует по координатам точек внешней границы землепользования и по площади образуемого земельного участка 21:01:0111111:20:ЗУ1, в связи с чем, основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенные в письме Минприроды Чувашии от 21.10.2019 N 12/32-15516, отсутствуют.
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, вызванных отказом, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности обязать Минприроды Чувашии в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в 13 А79-13331/2019 законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" от 12.09.2019.
Суд апелляционной инстанции считает, что примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Вопреки доводам Минприроды Чувашии, суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства по делу N А79 - 13303/2018, а именно что постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2019 по делу N А79-13303/2018 отменено, отказ Минприроды Чувашии в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по заявлению ООО "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018, выраженный в письме от 23.08.2018 признан незаконным, Минприроды Чувашии обязано повторно рассмотреть заявление ООО "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Все доводы ответчика, изложенная в апелляционной жалобе, свидетельствует о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09 июля 2020 года по делу N А79-13331/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13331/2019
Истец: ООО "Зодчий-Стиль"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Третье лицо: АНО "Негосударственный экспертный центр", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии