г. Самара |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А65-1511/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Филипповой Е.Г. Николаевой С.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представитель Сафин Руслан Риязович (доверенность от 14.10.2020),
от общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" - представитель Салимов Дамир Шамгунович (доверенность от 06.08.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года по делу N А65-1511/2020 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение"
о взыскании 3 817 549 руб. 22 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 годы, 482 326 руб. 50 коп. пеней,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - истец, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" (далее по тексту - ответчик, общество) о взыскании 3 838 545 руб. 35 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 гг., 482 326 руб. 50 коп. пеней.
В связи с частичным погашением ответчиком взыскиваемой суммы задолженности представитель истца в судебном заседании 14 августа 2020 года уменьшил исковые требования и просил взыскать 3 817 549 руб. 22 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 годы, 482 326 руб. 50 коп. пеней с учетом уточнения периода расчета до 27.01.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 иск удовлетворен частично. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 2 987 201 руб. 53 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2018 годы и 382 100, 46 коп. пени.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" в доход федерального бюджета 39 847 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что сумма платы за размещение ТКО в 2018 году должна составлять 182 631,88 руб.
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем по результатам проверки представленного обществом расчета платы за 2018 год установлено неуказание сведений о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в полном объеме, что повлияло на размер начисленной ответчиком суммы и привело к невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 годы.
Управление Росприроднадзора, принимая во внимание вышеизложенное несоответствие, повлекшее за собой занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также в рамках реализации полномочий администратора дохода по данному виду бюджетных платежей произвело собственный расчет, сумма доначисления согласно которому составила 3 838 545 руб. 35 коп.
Указанные платежи ответчиком до настоящего времени в бюджет не перечислены.
В связи с неисполнением обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме Управлением Росприроднадзора в адрес ответчика направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду N 09-10770 от 12.11.2019, которое оставлено ответчиком без удовлетворения (л.д. 28 - 35).
Невнесение обществом с ограниченной ответственностью "Благоустройство и озеленение" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 годы послужило основанием для обращения Управления Росприроднадзора в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу абзаца 7 статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 5 Закона об охране окружающей среды утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Из положений пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О изложил правовую позицию о том, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Лица, обязанные вносить плату, порядок определения платежной базы, порядок исчисления, порядок и сроки внесения платы, контроль за правильностью ее исчисления определены статьями 16.1. - 16.5. Закона об охране окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 16.5 Закона об охране окружающей среды).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), в соответствии с которым контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Указанные Правила устанавливают порядок расчета платы за НВОС в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, а также при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно пункту 5 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В случае если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год на общую сумму в размере 3 671 410 руб. 31 коп.
Управлением в рамках проведения мероприятий по контролю проведена проверка достоверности представленных данных в соответствии с Декларацией по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и 2018 годы.
При рассмотрении первичной декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и представленными ответчиком сведениями Журнала учета движения отходов за I, II, III, IV кварталы 2018 года, в разделе 3 не произведено начисление за размещение твердых коммунальных отходов, о чем 12.11.2019 составлен акт контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что декларация о плате за НВОС за 2018 год не содержала сведений об объеме обезвреженных отходов в связи с не включением данных отходов при заполнении декларации в раздел 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления в столбце 8 "Обезврежено в отчетном периоде, в том числе передано в целях обезвреживания региональному оператору", судом первой инстанции отклонены по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также в пункте 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), согласно которому плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Из раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления декларации за 2018 год в столбце 11 "Передано оператору/региональному оператору по обращению с ТКО" указано 27440,60084 тонн мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) и 560,25 тонн отходов от жилищных крупногабаритных.
Кроме того, сам факт передачи региональному оператору ТКО не порождает у регионального оператора обязанности по внесению платы за НВОС и, соответственно, не освобождает лиц, фактически осуществляющих размещение отходов, от внесения данной платы.
Фактически деятельность по размещению ТКО в 2018 году осуществляло общество "Благоустройство и озеленение". Данный факт ответчиком подтверждается и не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно общество "Благоустройство и озеленение", как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению.
Данный вывод соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и согласуется с разъяснениями, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, согласно которым плата при размещении ТКО взимается с того, кто осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО. Региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.
Также данный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019 N 44-АПА19-10, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу NА65-2432/2020.
Вместе с тем, требования истца в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в размере суд первой инстанции обоснованно счел подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение), пунктом 2 которого предусмотрено, что в соответствии с Законом N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества и предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.
Согласно пункту 6 Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.09.2014 N 18-АД14-38, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у юридического лица обязанности получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применительно к стационарным источникам, осуществляющим такие выбросы.
Судом первой инстанции установлено, что обществу Управлением в установленном порядке выдано разрешение N В.38.57.15.58 на выбросы (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Волжско-Камским межрегиональным Управлением Росприроднадзора произведен на три производственные территории, при том, что деятельность общества "Благоустройство и озеленение" осуществляет только на двух площадках: Мусоросортировочная станция и Полигон ТБО г. Лениногорск. Производственная база по адресу г. Лениногорск, ул. Чайковского, д.36 обществом "Благоустройство и озеленение" не эксплуатируется с 2017 года в связи с его продажей. Поэтому расчет суммы платы за выбросы от Производственной базы N 2 в размере 112 376 руб. 27 коп. не применим относительно общества "Благоустройство и озеленение".
Управление Росприроднадзора при определении фактических масс выбросов загрязняющих веществ ссылается на данные, указанные в заявке при постановке объекта НВОС на учет, при этом, данные, указанные в заявке при постановке на учет не являются фактическим подтверждением количества выбросов для 2018 года.
Постановка на учет была произведена 15.08.2017, в связи с чем указанные данные при постановке на учет актуальны для 2017 года.
Документом, подтверждающим годовые количественные фактические выбросы на основании Приказа Росстата N 661 от 08.11.2018 г является Отчет 2ТП-Воздух, который обязаны подавать юридические лица, имеющие источники загрязнения атмосферы. Отчет 2ТП -Воздух, поданный ООО "Благоустройство и озеленение" за 2018 год, подтверждает общее количество выбросов загрязняющих веществ, соответствующее данным, указанным в Декларации за НВОС за 2018 год. Кроме того, количество выбросов, указанных в Отчете 2ТП Воздух за 2018 год, соответствует количеству выбросов, подтверждённых Разрешением на выброс загрязняющих веществ атмосферный воздух NВ.38.57.58 от 22.12.2015 сроком действия до 09.10.2020 г.
Суд первой инстанции верно отметил, что учитывать количественные показатели, указанные в реестре объектов НВОС от 2017 года, не правомерно, так как данные для 2018 года не являются актуальными фактическими данными, что подтверждается Протоколом N 04-327/2020 от 02.07.2020.
Исходя из отсутствия в деле доказательств превышения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выброс таких веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании выданного разрешения допустим, в связи с чем требование в части взыскания сверхлимитной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года удовлетворению не подлежит.
Следовательно, суд первой инстанции верно указал, что исковые требования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат удовлетворению в части 2 987 201 руб. 53 коп.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает на то, что доначисление платы может быть осуществлено только по результатам проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 109 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" и приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" управление осуществляет полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Полномочия управления в спорных правоотношениях установлены статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Организация и осуществление управлением федерального государственного экологического надзора, регулируется нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу пункта 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Кроме того, контроль за исчислением и внесением платы за НВОС не включен в государственный экологический надзор, виды которого установлены статьей 65 Закона об охране окружающей среды.
Таким образом, осуществление функций Управления по проверке расчетов платы урегулировано исключительно бюджетным законодательством и не охватывается сферой применения Федерального закона от 26.12.2008 N 294.
Доводы ответчика о том, что истцом нарушены сроки контроля за исчислением платы, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате.
Декларация от общества поступила в Управление 11.11.2019, в связи с чем требование от 12.11.2019 выставлено в рамках 9-месячного срока контроля за исчислением платы.
Ссылка ответчика на пункт 40 Правил N 255 необоснованна, поскольку ответчиком в Управление была представлена первичная декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, на основании которой Управлением проведена проверка достоверности представленных данных. В ходе проверки Управлением не были выявлены ошибки в этой декларации, противоречия между сведениями в представленных документах, несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы.
Проверив порядок соблюдения взыскания задолженности, суд первой инстанции установил, что 19.11.2019 в адрес общества было направлено требование о погашении задолженности N 09-10770 от 12.11.2019 по юридическому адресу общества "Благоустройство и озеленение", что также следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, судом первой инстанции верно признано обоснованным начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в части 2 987 201 руб. 53 коп.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата, за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Указанные платежи ответчиком в бюджет не внесены, как до обращения заявителя в суд, так и в ходе судебного разбирательства. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 482 326 руб. 50 коп. пеней, а именно, за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления.
В силу пункта 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, суд первой инстанции верно признал заявленные требования в указанной части подлежащими частичному удовлетворению в размере 382 100 46 коп., исходя из взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При размещении отходов плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, в хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы. Плату за размещение твердых коммунальных отходов обязаны вносить региональные операторы и операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Однако, на территории Республики Татарстан региональный оператор по обращению с ТКО, появился лишь в феврале 2019 года. На данный момент, на территории РТ, действуют два региональных оператора по обращению с ТКО, в западной зоне это ООО "УК ПЖКХ", в восточной - ООО "Гринта". В зону деятельности регоператора ООО "Гринта" входят в том числе, Лениногорский район РТ.
Управлением в рамках проведения мероприятий по контролю была проведена сверка полноты, правильности и своевременности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
В представленной ответчиком декларации за 2018 г. в Разделе 3 - Расчет платы за размещение отходов производства и потребления, в строках 4 (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)) объемом 27440,60084 тн. и 9 (отходы из жилищ крупногабаритные) объемом 560,25 тн., в столбце 11 указано, что вышеназванные отходы, переданы региональному оператору по обращению с ТКО. С учетом вышеуказанного, Управлением Росприроднадзора был сделан перерасчет суммы, подлежащей внесению в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Расчет платы за размещение отходов:
1) 27440,6 тн. * 95 (ставка платы) = 2606857 руб.
2) 560,25 тн. * 17,3 (ставка платы) = 9692,33 руб.
3) 2606857 руб. + 9692,33 руб. = 2 616 549,33 руб. (плата за размещение отходов за 2018 г.)
За основу суммы платы за выбросы судом первой инстанции был взят расчет представленный самим ответчиком.
Довод ответчика о том, что на полигоне проводится сортировка и обработка отходов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020), указано, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О лицензировании отдельных видов деятельности" указан перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В пункте 30 статьи 12 N 99-ФЗ, указана, в том числе и деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, на обработку и утилизацию отходов, необходимо иметь лицензию.
У ответчика лицензия на обработку и утилизацию отходов отсутствует, имеется лицензия только на сбор и транспортирование отходов.
Довод ответчика о том, что акт проверки и претензионное требование не были ему отправлены или были отправлены на иной адрес, является несостоятельным. Письмо с опечаткой в индексе доходит до получателя, однако с большим периодом времени, нежели письмо без опечатки. Так как первоначальная сортировка проводится по индексу, то письмо дойдет до почтового отделения с неправильным индексом, оттуда вернется на сортировку, которая будет проходить уже по написанному адресу. Таким образом, добровольный отказ представителя Ответчика от получения письма, не является основанием для утверждения, что акт проверки и претензионное требование не было ему отправлено. Более того, все отделения почты находятся в одном населенном пункте и проходят первоначальную сортировку в одном центре.
Минфин в письме от 31.03.2008 г. N 03-07-11/129 указал, что счета-фактуры, в которых в адресах продавца и покупателя не фигурируют слова "Российская Федерация", не являются составленными с нарушением законодательного порядка. Также, счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указаны с сокращенными словами, но при полном отражении составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленных норм (письмо Минфина от 09.11.2009 г. N 03-07-09/57).
Касательно ошибочного указания или отсутствия в адресе индекса, необходимо отметить следующее. Ни ст. 169 НК РФ, ни Постановление N 914 не содержат никаких специальных требований к адресу. При этом согласно ст. 11 НК РФ адресом для физического лица является наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры. В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указано что, арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). Если же говорить о почтовом адресе, то это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи (п. 2 Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства от 15.04.2005 г. N 221). Таким образом, почтовый индекс не может являться информацией, необходимой для идентификации стороны.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие почтового индекса не свидетельствует о недостоверности представленных сведений о местонахождении юридического лица. Неуказание индекса может свидетельствовать о неполноте информации, но не о ее недостоверности. Присвоение индекса не зависит от воли заявителя, и он может быть определен на основании общедоступных информационных ресурсов.
Кроме того, риск последствий неполучения заказного письма с уведомлением в связи с уклонением от его получения лежит на лице, которому оно адресовано.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" приведены следующие разъяснения. По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
В п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" указано, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В пункте 35 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу:
а) по заявлению отправителя;
б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения;
в) при отсутствии адресата по указанному адресу;
г) при невозможности прочтения адреса адресата;
д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Более того, копия актов проверки и претензионного требования были вручены сотрудником Управления представителю ООО "Благоустройство и озеленение" Валееву А.Р, после принятия судом искового заявления к производству. Уже на основании данных документов, представитель ответчика готовил свои отзывы и возражения. Таким образом, у ответчика была возможность решения спора в досудебном порядке.
Выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года по делу N А65- 1511/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1511/2020
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань
Ответчик: ООО "Благоустройство и озеленение", г. Лениногорск
Третье лицо: Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд