город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2020 г. |
дело N А32-720/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Фахретдинова Т.Р., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Атояна Роберта Ашотовича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020 по делу N А32-720/2020
по иску индивидуального предпринимателя Атояна Роберта Ашотовича
к администрации Адлерского внутригородского района города Сочи, администрации муниципального образования город-курорт Сочи, индивидуальному предпринимателю Узуняну Вагаршаку Ашотовичу
о признании недействительным конкурса, об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Атоян Роберт Ашотович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Сочи, администрации Адлерского внутригородского района города Сочи со следующими требованиями:
-признать незаконным решение конкурсной комиссии от 09.09.2019 года N 30 "по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского района города Сочи на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена" в части снятия с конкурса Лота N 1;
-признать недействительным "Открытый конкурс на право заключения договора о размещении нестационарного торговых объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи", имеющим следующие порядковые номера на схеме размещения нестационарных торговых объектов N N 164.76, 164.77, 164.78, 164.79, расположенных согласно адресному ориентиру по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения 81/2 и соответственно, утвержденных постановлением администрации города Сочи от 09.08.2019 N1307, проведенного согласно уведомления от 19.12.2019 года, применив последствия признания недействительным такого конкурса;
-признать недействительным договор от 27.01.2020 года N 571 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена", имеющих следующие порядковые номера на схеме размещения нестационарных торговых объектов N N 164.76; 164.77; 164.78; 164.79, расположенных согласно адресному ориентиру по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения 81/2, заключенного с ИП Узунян В.А. на основании протокола рассмотрения заявок от 27.01.2020 года;
-обязать в установленном законом порядке рассмотреть поступившие в конкурсную комиссию заявки в отношении Лота N 1 согласно и на условиях, опубликованных в извещении о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи от 16 августа 2019 года в отношении мест размещения нестационарных торговых павильонов с номерами 164.74, 164.75, 164.76, 164.77, 164.78, 164.79, 164.80, 164.81 и заключить договор с победителем в отношении ЛотаN 1 по результатам рассмотрения заявок;
-заключить с ИП Атоян Р.А. договор о размещении нестационарных торговых объектов в отношении Лота N 1 согласно и на условиях опубликованных в извещении о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи от 16 августа 2019 года (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что уполномоченный орган отменил конкурс вопреки требованиям части 1 статьи 36 Закона N 44-ФЗ. В нарушение части 2 статьи 54 Закона N 44-ФЗ договор с ИП Узунян В.А. и протокол рассмотрения заявок подписаны в один день. Наличие ареста на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:9416 не препятствует заключению договора на размещение НТО. Судом неправомерно отказано в принятии обеспечительных мер о приостановлении процедуры конкурса до момента рассмотрения настоящего дела по существу.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец ссылается на то, что в случае, если организатор торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Обеспечительные меры в виде ареста были приняты только в отношении капитальных объектов самовольного строительства, а в отношении самого земельного участка было запрещено только оформление прав. Заключение договора о размещении НТО не влечет никаких прав в отношении земельного участка. Вывод суда первой инстанции о том, что выигравший второй конкурс ИП Узунян В.А. понесет необоснованное нарушение прав и интересов в случае удовлетворения исковых требований, неправомерен и противоречит судебной практике (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.01.2016 по делу N А29-506/2014).
В отзыве на апелляционную жалобу ответчики просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело слушанием откладывалось.
В составе суда произведена замена судьи. В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, администрацией Адлерского внутригородского района города Сочи было опубликовало извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи от 16.08.2019.
Право на размещение нестационарных торговых объектов, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского внутригородского района под номерами 164.74, 164.75, 164.76, 164.77, 164.78, 164.79, 164.80, 164.81, было выделено в лот N 1.
Истцом подана заявка на участие в открытом конкурсе по лоту N 1, между тем согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о размещении НТО на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи от 09.12.2019 N 30, утвержденного заместителем председателя комиссии, в отношении лота N 1 принято решение снять с конкурса в связи с нахождением на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:9417 и земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:9416 в пределах места размещения НТО капитальных строений.
Истец полагает, что указанные действия администрации нарушают его права и законные интересы, так как по результатам вскрытия конвертов он должен был стать победителем такого конкурса в связи с тем, что второй участник, который подал заявку на участие в указанном конкурсе, не имел согласования главного архитектора города в отношении эскизного проекта, что является безусловным основанием для снятия отказа в заключении такого договора на размещение НТО.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Согласно положениям статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае: если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статей 167 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 449 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из указанных норм следует, что, требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными, и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.
Проведение конкурса направлено на отобрание из числа претендентов наиболее оптимального предложения, максимально отвечающего интересам организатора конкурса.
Постановлением администрации города Сочи от 11.05.2016 N 1151 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи".
Постановлением администрации города Сочи от 09.08.2019 N 1307 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 11.05.2016 N1151 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи" указанная схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского внутригородского района города Сочи дополнена пунктами 164.74. 164.75, 164.76, 164.77, 164.78, 164.79, 164.80, 164.81.
Постановление администрации города Сочи от 09.08.2019 N 1307 опубликовано 10.08.2019 в установленном порядке в газете "Новости Сочи" (N 119-120) и 12.08.2019 на официальном сайте администрации города Сочи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://www.sochi.ru.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Устава муниципального образования город-курорт Сочи администрация Адлерского внутригородского района города Сочи является территориальным органом администрации города - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Сочи.
Согласно п. 3 ст. 52 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92, деятельность администрации внутригородского района города Сочи осуществляется на основании положения об администрации внутригородского района города Сочи, утверждаемого Городским Собранием Сочи.
Пунктом 1.3 раздела 1 Положения об администрации Адлерского внутригородского района города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 27.09.2018 N 97, также установлено, что администрация Адлерского внутригородского района города Сочи является территориальным органом администрации города Сочи, созданным с целью исполнения полномочий администрации города Сочи как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Сочи на территории Адлерского внутригородского района города Сочи.
Согласно пункту 3 раздела 1 Положения об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 30.12.2013 N 2967 (далее - Положение об организации и проведении открытого конкурса), после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов администрация внутригородского района города Сочи проводит отбор хозяйствующих субъектов для заключения договора о размещении нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 3 раздела 1 Положения об организации и проведении открытого конкурса отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения об организации и проведении открытого конкурса при организации и проведении конкурса могут выделяться лоты.
На основании пункта 3 раздела 1 Положения об организации и проведении открытого конкурса и в соответствии с постановлением администрации города Сочи от 09.08.2019 N 1307 главой администрации Адлерского внутригородского района города Сочи 16.08.2019 утверждены извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи, конкурсная документация.
Право на размещение нестационарных торговых объектов, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского внутригородского района под номерами 164.74, 164.75, 164.76, 164.77, 164.78, 164.79, 164.80, 164.81, было выделено в лот N 1.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи, от 09.09.2019 N 30, на конкурс в отношении лота N 1 поступили две заявки:
-от индивидуального предпринимателя Атояна Роберта Ашотовича, которая зарегистрирована в журнале регистрации за номером 6.
-от НАО "Центр "Омега", которая зарегистрирована в журнале регистрации за номером 3.
Между тем конкурсной комиссии установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:9417 и на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:9416 в пределах места размещения НТО расположены капитальные строения, также на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:9416 на основании определения Адлерского районного суда г. Сочи 04.07.2019 наложен арест.
Указанные обстоятельства явились основанием для принятия конкурсной комиссией по вопросам размещения НТО решения о снятии с конкурса лота N 1.
19.12.2019 администрацией были утверждены извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, конкурсная документация, согласно которым право на размещение нестационарных торговых объектов, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского внутригородского района под номерами 164.76, 164.77, 164.78, 164.79, и не имеющих обременений, было выделено в лот N 6.
На конкурс в отношении лота N 1 поступили заявки: индивидуального предпринимателя Атояна Роберта Ашотовича; индивидуального предпринимателя Узуняна Вагаршака Ашотовича; ООО "Администрация труда".
Вместе с тем из протокола от 27.01.2020 N 21 следует, что заявка на участие в конкурсе ИП Атояна Р.А. не соответствовала установленным требованиям (не приложено информационное письмо о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с положением о проведении конкурса (нарушены пп. "г" п. 1 ст. 21 раздела 5 положения о проведении конкурса, пп. 3 раздела 2, абзац 11 раздела 7 извещения о проведении конкурса, конкурсной документации), отдельно от заявки представлены копия рабочего дизайн-проекта павильонов по улице Просвещения и копия письма департамента оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи, листы которых не прошиты и не пронумерованы (нарушены требования статей 20, 22 раздела 5 и п. 2 ст. 21 раздела 5 положения о проведении конкурса, абзаца 14 раздела 7 и абзаца 12 раздела 4 извещения о проведении конкурса, конкурсной документации), в связи, с чем была отклонена конкурсной комиссией.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения статей 167, 168, 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец реализовал свое право на участие в конкурсе и отклонение заявки ввиду несоответствия установленным требованиям не является основанием для признания конкурса на право заключения договора о размещении НТО на земельном участке недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что лот N 1 был необоснованно снят с торгов, однако в случае, если бы торги состоялись, победителем по лоту N 1 был признан истец, подлежит отклонению, поскольку носит предположительный характер.
Более того, истец принимал участие в открытом конкурсе на право размещения НТО, который состоялся 20.01.2020 (протокол N 32 от 20.01.2020 (т.1 л.д.85-86).
Таким образом, истец реализовал свое право на участие в открытом конкурсе, между тем не был признан победителем на законных основаниях.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение части 2 статьи 54 Закона N 44-ФЗ договор о размещении НТО на земельном участке, заключенный с ИП Узунян В.А. (т.1 л.д. 89-92), и протокол рассмотрения и оценки заявок (т.1 л.д. 87-88) подписаны в один день, подлежит отклонению, поскольку указанное нарушение не является основанием для признания открытого конкурса от 27.01.2020 и договора N 571 от 27.01.2020 недействительными.
Признание недействительными открытого конкурса от 27.01.2020 и договора N 571 от 27.01.2020 повлечет нарушение прав и законных интересов добросовестного участника конкурса ИП Узуняна В.А.
Более того, решением УФАС по Краснодарскому краю от 17.02.2020 N 023/10/18.1-533/2020 жалоба истца на действия администрации при проведении открытого конкурса признана необоснованной (т.2 л.д. 24-29).
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие ареста на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:9416 не препятствует заключению договора на размещение НТО, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен со ссылкой на то, что администрация как публичный собственник земельных участков не должна допускать размещения торговых точек на земельных участках, в отношении которых ведётся судебное разбирательство по сносу самовольных построек, наложен арест, либо расположено чужое недвижимое имущество.
Согласно пункту 3 раздела 1 действовавшего на момент проведения конкурса Положения об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 30.12.2013 N 2967 (, после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов администрация внутригородского района города Сочи проводила отбор хозяйствующих субъектов для заключения договора о размещении нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 09.08.2019 N 1307 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 11 мая 2016 года N 1151 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи" администрацией Адлерского внутригородского района города Сочи было подготовлено и утверждено извещение от 16.09.2019 о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, конкурсной документации (далее - извещение о проведении открытого конкурса и конкурсной документации от 16.09.2019).
Информация о наложении ареста в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:9416 в администрацию Адлерского внутригородского района города Сочи из администрации города Сочи не поступала.
Также администрация Адлерского внутригородского района города Сочи не являлась стороной по делу N 2-2397/2019 по исковому заявлению администрации города Сочи к Качьяну Варгану Михайловичу и Папазяну Ардашу Арутовичу о сносе самовольных построек.
Администрации города Сочи сообщаем, что администрация города Сочи и администрация Адлерского внутригородского района города Сочи являются самостоятельными юридическими лицами.
Согласно статье 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мерой по обеспечению иска может быть, в том числе наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц.
Наложение ареста делает невозможным использование земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов и препятствует заключению договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно отказано в принятии обеспечительных мер о приостановлении процедуры конкурса до момента рассмотрения настоящего дела по существу, подлежит отклонению, поскольку не имеет существенного значения для рассмотрения настоящего спора.
Принятие мер по обеспечению иска должно быть связано с необходимостью сохранения правового положения сторон, существующего на день обращения в суд, испрашиваемые истцом меры должны быть непосредственно связаны с предметом спора, разумны, соразмерны заявленным требованиям, направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Между тем на дату подачи заявления о принятии обеспечительных мер спорный конкурс уже был проведен, имелся победитель, в связи с чем заявленные обеспечительные меры не отвечали цели, указанной в статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2017 N 308-КГ16-19614 по делу N А32-43272/2015.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020 по делу N А32-720/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-720/2020
Истец: Атоян Р А
Ответчик: администрация Адлерского внутригородского района города Сочи., Администрация города Сочи, АМО г.Сочи
Третье лицо: ИП Узунян В. А.
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1539/2021
02.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12134/20
08.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-720/20
19.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2910/20