г. Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А41-95783/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей Муриной В.А., Шальневой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бегларяном А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Водолей": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от финансового управляющего Беляевского Е.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Николаева С.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от САУ "СРО "Дело": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Страховое общество "Помощь"" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Водолей" на определение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2020 года по делу N А41-95783/17 по заявлению кредитора ООО "Водолей" о взыскании с финансового управляющего Беляевского Е.А. убытков по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина Николаева Сергея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2017 гражданин Николаев Сергей Александрович (далее - Николаев С.А., должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура банкротства - реализация имущества. Финансовым управляющим утвержден Беляевский Евгений Александрович.
Кредитор - Общество с ограниченной ответственностью "Водолей" (далее - ООО "Водолей") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с финансового управляющего должника Беляевского Е.А. убытков в размере 3 503 883 рублей 45 копеек.
Заявление мотивированно тем, что финансовый управляющий должником уклонился от установления обстоятельств получения Николаевым С.А. от Щукарева Д.Ю. в период с 31.05.2012 по 26.10.2012 денежных средств в сумме 40 182 149 рублей 60 коп., а также обстоятельств их расходования, в связи с чем кредитор просит взыскать с финансового управляющего убытки в сумме 3 503 883 рублей 45 копеек.
Определением Арбитражного суда Московской области от 03 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных кредитором требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований кредитора, суд указал, что кредитором не доказана противоправность поведения финансового управляющего, а также материалами дела не подтверждено наличие совокупности всех обстоятельств, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности финансового управляющего должника в виде взыскания убытков.
Не согласившись с указанным определением, ООО "Водолей" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От САО "СРО "ДЕЛО" поступил отзыв, в котором саморегулируемая организация просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 223, 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Водолей", финансового управляющего Беляевского Е.А, должника Николаева С.А., САУ "СРО "Дело", Управления Росреестра по Московской области и ООО "Страховое общество "Помощь", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный управляющий несет ответственность в виде возмещения убытков при условии, что таковые причинены в результате его неправомерных действий.
Под убытками, причиненными должнику, а также его кредиторам, понимается любое уменьшение или утрата возможности увеличения конкурсной массы, которые произошли вследствие неправомерных действий (бездействия) конкурсного управляющего (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150).
Ответственность арбитражного управляющего за причинение им убытков носит гражданско-правовой характер, и ее применение возможно лишь при наличии определенных условий, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, истец должен доказать факт наступления вреда, наличие и размер убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступившими убытками и противоправным поведением ответчика, вину причинителя вреда.
Из пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве следует, что финансовый управляющий в деле о банкротстве гражданина, действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, должен принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
Интересы кредиторов в целом сводятся к максимально полному удовлетворению должником их имущественных требований.
Для реализации этих интересов и возврата должнику его имущества финансовый управляющий наделен помимо прочего правом по оспариванию от имени гражданина сделок должника (пункт 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Потенциальная осведомленность арбитражного управляющего об обстоятельствах заключения сделки устанавливается с учетом требований о стандартах поведения, предъявляемых к среднему профессиональному арбитражному управляющему, действующему разумно и проявляющему требующуюся от него по условиям оборота осмотрительность в аналогичной ситуации.
Разумный управляющий, утвержденный при введении процедуры, оперативно запрашивает всю необходимую ему для осуществления своих полномочий информацию, в том числе такую, которая может свидетельствовать о совершении подозрительных сделок и сделок с предпочтением.
В частности, разумный управляющий запрашивает у должника и предыдущих управляющих бухгалтерскую и иную документацию должника, запрашивает у соответствующих лиц сведения о совершенных в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве и позднее сделках по отчуждению имущества должника.
Затем управляющий оценивает реальную возможность фактического восстановления нарушенных прав должника и его кредиторов в случае удовлетворения судом заявлений об оспаривании сделок.
Под надлежащим предъявлением в арбитражный суд требования о признании недействительным договора понимается подача заявления с соблюдением правил о форме и содержании такого заявления, а также других положений процессуального закона и Закона о банкротстве (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 15935/11).
В рассматриваемом случае, финансовым управляющим должника не было установлено оснований для оспаривания вышеуказанной сделки должника.
Как следует из материалов обособленного спора, заявление ООО "Водолей" мотивировано тем, что финансовый управляющий должником неправомерно уклонился от установления обстоятельств получения Николаевым С.А. от Щукарева Д.Ю. в период с 31.05.2012 по 26.10.2012 денежных средств в сумме 40 182 149 рублей 60 коп., а также обстоятельств их расходования.
В отзыве на заявление кредитора финансовый управляющий Беляевский Е.А. указал, что денежные средства, поступившие от Щукарева Д.Ю., были направлены на погашение задолженности перед АКБ "НАШ ДОМ" (ЗАО) по договору о предоставлении кредита N В012-69 от 11.03.2012, поручителем по которому является должник - Николаев С.А.
Кроме того, сделка не подлежит оспариванию в связи с истечением срока исковой давности (договор уступки заключен 20.08.2012, дело о банкротстве должника возбуждено в ноябре 2017 года, то есть более чем через пять лет с даты совершения сделки по погашению задолженности перед АКБ "НАШ ДОМ" (ЗАО) (л.д. 55-57).
Более того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 31 постановления от 23.12.2010 N 63, отдельный кредитор или уполномоченный орган вправе также обращаться к арбитражному управляющему с предложением об оспаривании управляющим сделки на основании статей 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве; в случае отказа или бездействия управляющего этот кредитор или уполномоченный орган также вправе в порядке статьи 60 Закона о банкротстве обратиться в суд с жалобой на отказ или бездействие арбитражного управляющего; признание этого бездействия (отказа) незаконным может являться основанием для отстранения арбитражного управляющего.
Кредитор, обращающийся к арбитражному управляющему с предложением об оспаривании сделки, должен обосновать наличие совокупности обстоятельств, составляющих предусмотренное законом основание недействительности, применительно к указанной им сделке.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при рассмотрении предложения об оспаривании сделки арбитражный управляющий обязан проанализировать, насколько убедительны аргументы кредитора и приведенные им доказательства, а также оценить реальную возможность фактического восстановления нарушенных прав должника и его кредиторов в случае удовлетворения судом соответствующего заявления.
При рассмотрении жалобы кредитора на отказ арбитражного управляющего оспорить сделку суду следует установить, проявил ли управляющий при таком отказе заботливость и осмотрительность, которые следовало ожидать при аналогичных обстоятельствах от обычного арбитражного управляющего; при этом, суд не оценивает действительность соответствующей сделки.
При этом, добросовестно и разумно действующий в интересах должника и его кредиторов конкурсный управляющий не связан доводами кредитора и предлагаемым таким кредитором основанием для оспаривания сделок должника.
Такой управляющий, в силу норм Закона о банкротстве, должен самостоятельно принять меры к получению сведений документов о сделках должника, так и с определением оснований для их оспаривания.
Но и в этом случае необходимо дать оценку действия арбитражного управляющего должника с учетом имеющихся в его распоряжении сведений и документов, а также срока на обжалование сделок, учитывая, что обращение конкурсным управляющим в суд с заведомо необоснованным заявлением не отвечает интересам должника и его кредиторов и несет дополнительные расходы.
Арбитражный управляющий должника, обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделки должника, должен иметь достаточные основания для такого обращения, поскольку преждевременное направление в суд такого заявления может повлечь необоснованные расходы при проведении процедуры банкротства.
Обращение в суд с заявлением об оспаривании сделок должника является правом, а не обязанностью конкурсного управляющего.
В рассматриваемом случае финансовым управляющим должника, с учетом представленных ему должником документов об исполнении им обязательств, в отсутствие доказательств наличия заинтересованности между Щукаревым Д.Ю. и Николаевым С.А., а также доказательств, свидетельствующих о неплатежеспособности должника на указанную дату, равно как и доказательств наличия умысла у сторон (их сознательное, целенаправленное поведение) на причинение вреда иным лицам, в связи с истечением срока исковой давности не было установлено оснований для оспаривания сделки должника.
Таким образом, оснований полагать, что сделка безусловно была бы признана недействительной, в отсутствие совокупности доказательств, свидетельствующих о цели причинения вреда имущественным правам кредиторов должника либо злоупотреблении гражданскими правами, кредитором не представлено.
При обращении с иском о взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) арбитражного управляющего, заявитель должен доказать сам факт причинения убытков и их размер, неправомерность действий (бездействия) ответчика и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями.
При этом, для удовлетворения требований о взыскании убытков, необходима доказанность всей совокупности указанных условий.
Недоказанность заявителем необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное обстоятельства, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств нарушения финансовым управляющим норм законодательства о банкротстве, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования кредитора о взыскании с финансового управляющего должника Беляевского Е.А. убытков.
Доводы ООО "Водолей", изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося определения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2020 года по делу N А41-95783/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия
Председательствующий |
В.П. Мизяк |
Судьи |
В.А. Мурина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95783/2017
Должник: Николаев Сергей Александрович
Кредитор: АО Акционерный коммерческий банк "РосЕвроБанк", ифнс, ООО "ВОДОЛЕЙ"
Третье лицо: ПАО Совкомбанк, Беляевский Евгений Александрович, Росреестр по Московской области, Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Дело"
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1321/2021
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8875/19
17.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8875/19
14.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15969/20
09.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10667/20
14.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8875/19
02.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4283/20
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8875/19
17.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21076/19