г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф05-6364/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А41-62076/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от ООО ИЯР - Авшалумов Р.И., Авшалумов Я.И. по выписке из ЕГРЮЛ от 24.11.2020, Жабинский И.Г. по доверенности от 16.09.2019,
от Администрации городского округа Люберцы Московской области - Мамедов Д.Я. по доверенности от 13.01.2020,
от ГБУ "Мосавтодор" - Бобров В.В. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИЯР" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2020 по делу N А41-62076/2018, по исковому заявлению Администрации городского округа Люберцы Московской области к ООО "ИЯР" о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Люберцы Московской области (далее - Администрация го Люберцы, администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ИЯР" (далее - ООО "ИЯР", общество, ответчик) с заявленными требованиями: 1) признать самовольными постройками объекты:
- кирпичное здание нежилого назначения (магазин), общей площадью 62,50 кв.м., инв. N 11055, лит. Б, условный номер 50:22:01:25356:001, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:94 по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401, стр.1;
- здание нежилого назначения общей площадью 114, 90 кв.м., инв. N 10696, лит. A, a, al, объект N1, условный номер 50:22:01:01039:001, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0095 по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401 Б;
- здание нежилого назначения общей площадью 46,3 кв.м., инв. N 10695, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01038:001, расположенное на земельном участке кадастровым номером 50:22:0010302:96 по адресу: Московская область, г. Люберцы. Октябрьский проспект, д. 401А;
- здание нежилого назначения (магазин) общей площадью 82,90 кв.м., инв. N 2628, лит. А, а, объект N1, условный номер 50:22:01:01037:001, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0093 по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401, 2) обязать ООО "ИЯР" снести самовольные постройки в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Указать в резолютивной части решения о том, что администрация городского округа Люберцы Московской области вправе осуществить действия по сносу объектов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2020 года по делу N А41-62076/18 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ИЯР" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ИЯР" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела на земельных участках с кадастровыми номерами 50:22:0010302:93; 50:22:0010302:94; 50:22:0010302:95 и 50:22:0010302:96 расположены следующие объекты недвижимости:
- на земельном участке с КN 50:22:0010302:93 расположено здание нежилого назначения (магазин) общей площадью 82,90 кв.м., инв. N 2628, лит. А, а, объект N1, условный номер 50:22:01:01037:001 по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, л Октябрьский проспект, д.401;
- на земельном участке с КN 50:22:0010302:94 расположено кирпичное здание нежилого назначения (магазин), общей площадью 62,50 кв.м., инв. N 11055, лит. Б, условный номер 50:22:01:25356:001 по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401, стр.1;
- на земельном участке с КN 50:22:0010302:95 расположено здание нежилого назначения общей площадью 114, 90 кв.м., инв. N 10696, лит. A, a, a1, объект N1, условный номер 50:22:01:01039:001 по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401 Б;
- на земельном участке с КN КН 50:22:0010302:96 расположено здание нежилого назначения общей площадью 46,3 кв.м., инв. N 10695, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01038:001 по адресу: Московская область, г. Люберцы. Октябрьский проспект, Д.401А.
Согласно выпискам из ЕГРН в отношении спорных объектов недвижимости право собственности зарегистрировано в пользу ответчика.
Земельные участки, на которых расположены спорные объекты находились у ответчика в аренде на основании заключенных с Администрацией Люберецкого района договоров аренды.
Ранее на земельных участках были расположены торговые палатки, то есть конструкция серийного производства (модульная конструкция), собранные в условиях технологической линии на предприятии и доставленные к месту установки путем перемещения готового торгового киоска с установкой его на подготовленный заранее фундамент.
Из преамбулы распоряжений Главы Люберецкого района Московской области от 27.12.2001 N 2187-РГ (Том 5 стр.5) (в настоящее время участки с КN 50:22:0010302:93; 50:22:0010302:96; 50:22:0010302:95) и от 09.04.2002 N 656-РГ (Том 4 стр. 95) (в настоящее время участок с КN 50:22:0010302:94) следует, что земельные участки предоставлялись на основании п. 1 ст. 28 и ст. 29 Земельного кодекса РФ, то есть процедуру предоставления для целей строительства земельные участки в установленном законом порядке не проходили.
Таким образом, по мнению Истца, указанные здания возведены на земельных участках, которые в установленном порядке не предоставлялись для целей строительства, и разрешенное использование которых не допускает строительства на них данных объектов в силу имеющихся ограничений (расположены в "Красных линиях"), а также возведены в отсутствие исходно-разрешительной документации.
Администрация считает, что сохранение спорной постройки создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, указанные здания нежилого назначения являются самовольными постройками и подлежат сносу.
Также Истец утверждает, что спорные здания были реконструированы в отсутствие исходно-разрешительной документации на земельных участках, которые не обременены вещными правами ответчика, а находятся в ведении муниципального образования как земли неразграниченной собственности, в результате чего возник новый объект недвижимости.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 3 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В силу пункта 2 части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочиями на обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями обладает орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки.
Пунктом 1 статьи 41 Устава муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Таким образом, право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом об организации местного самоуправления и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Названный вывод согласуется с правовой позицией, сформированной судебно-арбитражной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года N 71/10 по делу N А55-17832/2008).
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права как способ защиты гражданских прав, применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор о праве, или правовой неопределенности в наличии права.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно:
- постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке;
- постройка возведена без получения необходимых разрешений;
- постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
В пункте 2 той же статьи установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п. 3.1 ст. 222 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), применяя статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать следующее.
Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 23 постановления N 10/22 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 года, возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем, возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика.
Материалами дела подтверждается, что изначально земельные правоотношения между истцом и ответчиком возникли в 2001 г. в период действия Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, а спорные объекты возводились с 1997 по 2003 годы в период действия Земельного кодекса РСФСР; Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 года N 73-ФЗ Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"; СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 N 140 и СНиП 3.01.04.-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
Согласно статье 28 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.
Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности).
Результаты работ оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РСФСР.
Местные Советы народных депутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Главы Люберецкого района Московской области от 27.12.2001 N 2187-РГ (Том 5 стр. 5) в пользу ООО "ИЯР" предоставлены следующие земельные участки под торговые павильоны:
- земельный участок площадью 158 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 (в настоящее время с КN 50:22:0010302:93) (Том 5 стр. 7);
- земельный участок площадью 91 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401а (в настоящее время с КN 50:22:0010302:96) (Том 5 стр. 105);
- земельный участок площадью 218 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401б (в настоящее время с КN 50:22:0010302:95) (Том 5 стр. 55).
Распоряжением Главы Люберецкого района Московской области от 09.04.2002 N 656-РГ (Том 4 стр. 95) в пользу ООО "ИЯР" предоставлен земельный участок площадью 135 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, около дома 403 (в настоящее время с КN 50:22:0010302:94).
Земельный участок площадью 158 кв.м. (в настоящее время с КN 50:22:0010302:93) по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 предоставлен договором аренды от 28.12.2001 N 159 (Том 5 стр. 7) на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 09.04.2001 N 2187-РГ (Том 5 стр. 5)сроком на 1 год - с 27.12.2001 по 26.12.2002.
В последующем между администрацией Люберецкого района и ООО "ИЯР" в отношении этого участка были заключены договоры краткосрочной аренды:
- от 22.01.2003 N 7/03 сроком с 15.01.2003 по 31.12.2003;
- от 27.05.2004 N 74/04 сроком с 01.01.2004 по 31.12.2004;
- от 22.03.2005 N 39/05 сроком с 01.01.2005 по 28.12.2005.
Соглашением от 10.10.2006 N 201с/06 договор аренды от 22.03.2005 N 39/05 продлен с 29.12.2005 по 28.12.2006.
Постановлением Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 16.11.2006 N 2150-ПГ на основании Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в отношении земельного участка площадью 100 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 утвержден проект границ земельного участка.
На основании указанного постановления органом кадастрового учета был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с присвоением кадастрового номера 50:22:0010302:93.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, между администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "ИЯР" был заключен договор аренды земельного участка от 06.12.2007 N 211/07 сроком с 26.12.2006 по 31.12.2011.
На основании постановления администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 29.06.2012 N 1588-ПА между администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "ИЯР" заключено соглашение от 07.08.2012 N 875с/12 о продлении срока действия договора аренды от 06.12.2007 N 211/07 с 01.01.2012 на 5 лет.
Согласно пункту 1 указанного постановления земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010302:93расположен в "красных линиях".
Земельный участок площадью 218 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401б (в настоящее время с КN 50:22:0010302:95) был предоставлен договором аренды от 28.12.2001 N 157 (Том 5 стр. 55) на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 27.12.2001 N 2187-РГ.
В последующем между администрацией Люберецкого района и ООО "ИЯР" в отношении этого участка были заключены договоры краткосрочной аренды:
- от 22.01.2003 N 6/03 сроком с 15.01.2003 по 31.12.2003;
- от 27.05.2004 N 72/04 сроком с 01.01.2004 по 31.12.2004;
- от 22.03.2005 N 40/05 сроком с 01.01.2005 по 28.12.2005.
Соглашением от 10.10.2006 N 206с/06 срок действия договора аренды от 22.03.2005 N 40/05 продлен с 29.12.2005 по 28.12.2006.
Постановлением Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 16.11.2006 N 2152-ПГ в отношении земельного участка площадью 127 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 "Б" утвержден проект границ, на основании которого земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:22:0010302:95.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, на основании постановления Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 16.11.2007 N 2152-ПГ между администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "ИЯР" заключен договор аренды от 06.12.2007 N 212/07 сроком с 29.12.2006 по 31.12.2011.
На основании постановления администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 29.06.2012 N 1588-ПА соглашением от 07.08.2012 N 873с/12 продлен срок действия договора от 06.12.2007 N 212/07 сроком с 01.01.2012 на 5 лет.
Согласно пункту 1 постановления Администрации от 29.06.2012N 1588-ПА земельный участок расположен в "красных линиях".
Земельный участок площадью 91 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401а (в настоящее время с КN 50:22:0010302:96) был предоставлен договором от 28.12.2001 N 158 (Том стр. 105) на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 27.12.2001 N 2187-РГ.
В последующем между администрацией Люберецкого района и ООО "ИЯР" в отношении этого участка были заключены договоры краткосрочной аренды:
- от 22.01.2003 N 8/03 (сроком с 15.01.2003 по 31.12.2003);
- от 27.05.2004 N 73/04 (сроком с 01.01.2004 по 31.12.2004);
- от 22.03.2005 N 41/05 (сроком с 01.01.2005 по 28.12.2005).
Соглашением от 10.10.2006 N 205с/06 договор аренды от 22.03.2005 N 41/05 продлен с 29.12.2005 по 28.12.2006.
Постановлением Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 16.11.2006 N 2148-ПГ на основании Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в отношении земельного участка площадью 55 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 "А" утвержден проект границ земельного участка.
На основании указанного постановления органом кадастрового учета был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с присвоением кадастрового номера 50:22:0010302:96.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, между администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "ИЯР" был заключен договор аренды земельного участка от 06.12.2007 N 210/07 сроком с 01.1.2007 по 31.12.2011.
На основании постановления администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 29.06.2012 N 1588-ПА между администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "ИЯР" заключено соглашение от 07.08.2012 N 872с/12 о продлении срока действия договора аренды от 06.12.2007 N 210/07 с 01.01.2012 на 5 лет.
Из пункта 1 указанного постановления следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010302:96 расположен в "красных линиях".
Земельный участок площадью 135 кв.м. (в настоящее время 50:22:0010302:94) по адресу: Московская область,г. Люберцы, Октябрьский проспект, около д. 403предоставлен договором аренды от 15.04.2002 N 18/02 (Том 4 стр. 91) на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 09.04.2002 N 656-РГ сроком на 1 год.
В последующем между администрацией Люберецкого района и ООО "ИЯР" в отношении этого участка были заключены договоры краткосрочной аренды:
- от 18.08.2003 N 338/03 сроком с 10.04.2003 по 09.04.2004;
- от 28.07.2004 N 133/04 сроком с 10.04.2004 по 09.04.2005;
- соглашением N 376с/05 продлен договор аренды земельного участка от 28.07.2004 сроком с 10.04.2005 по 31.12.2005;
- соглашением от 10.10.2006 N 204с/06 срок действия договора аренды от 2807.2004 продлен с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Постановлением Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 20.12.2006 N 2642-ПГ в отношении земельного участка площадью 80 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 строение 1 утвержден проект границ, на основании которого земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:22:0010302:94.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, на основании постановления Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 22.11.2007 N 2344-ПГ между администрацией Люберецкого муниципального района Московской области и ООО "ИЯР" заключен договор аренды от 06.12.2007 N 209/07 сроком с 01.01.2007 по 01.01.2011.
На основании постановления администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 29.06.2012 N 1588-ПА соглашением от 07.08.2012 N 874с/12 продлен срок действия договора от 06.12.2007 N 209/07 сроком с 01.01.2012 на 5 лет.
В пункте 1 постановления Администрации от 29.06.2012 N 1588-ПА указано, что земельный участок расположен в "красных линиях".
Из содержания указанных распоряжений, договоров аренды и соглашений к ним следует, что они приняты на основании пункта 1 статьи 28 и статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставлялись для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.10.2001 г. N 1) установлен порядок предоставления земельных участков для целей строительства.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Материалами дела подтверждается что земельные участки с кадастровыми номерами 50:22:0010302:93; 50:22:0010302:94; 50:22:0010302:95 и 50:22:0010302:96 как на момент строительства спорных объектов, так ив момент реконструкции были расположены в "Красных линиях", что подтверждается следующими доказательствами.
Из ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 17.09.2018 N 30Исх-23219 (Том 2 стр. 49) следует, что земельные участки полностью расположены в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно СТП ТО МО (зона строительства (реконструкции) автодороги "Москва-Жуковский". Земельные участки полностью входят в границы "Красных линий", утвержденных ППТ "Проект планировки территории", утвержденного постановлением Правительства Московской области N 422/18 от 03.06.2014 (Том 3 стр.25).
Аналогичный ответ содержится в ответе управления архитектуры от 24.01.2019 N УА 24/01 (Том 3 стр. 1) на запрос суда.
Факт расположения земельных участков в "Красных линиях" подтверждается постановлением Правительства Московской области от 03.06.2014 N 422/18 (Том 3 стр. 25), а также ответом ГАУ "Институт генплана Москвы" от 21.01.2019 N 44/1-1-22 (Том 4 стр. 85).
В материалы дела представлена выкопировка из планшета Генерального плана г. Люберцы, утвержденного Коллегией Минмособлстроя от 28.06.1999 г. (Том 6 стр. 51), которая свидетельствует, что и земельные участки и спорные объекты расположены в "Красных линиях".
Таким образом, суд первой инстанции изучив в совокупности представленные в дело доказательства, а также пояснения сторон, пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления не принимали решений о предоставлении земельных участков для целей строительства, а также решений о предварительном согласовании места размещения объектов, материалами дела подтверждается, что земельные участки полностью расположены в "Красных линиях", участки ограничены в оборотоспособности, следовательно не могли предоставляться для целей строительства, иные доказательства, подтверждающие обратное в дело не представлены.
Ответчик, возражая против заявленных требований, указал, что строительство объектов осуществлено на основании исходно-разрешительной документации, а именно актов приемочной комиссии и распоряжений Главы Люберецкого района, которыми указанные акты были утверждены, а также на основании Распоряжения Главы Люберецкого района Московской области от 23.05.1997 N 63РА "О замене торговых палаток на торговые павильоны" (Том 6 стр. 50).
Как следует из материалов дела спорные здания, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 50:22:0010302:93; 50:22:0010302:94; 50:22:0010302:95; 50:22:0010302:96 были возведены в период действия Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 года N 73-ФЗ; Федерального закона от 17.11.1995N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"; СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 N 140 и СНиП 3.01.04.-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
Право собственности на здание нежилого назначения, площадью 82,90 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401,расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:93, возникло на основании акта приемочной комиссии от 26.11.1998 г., утвержденного Распоряжением Главы Люберецкого района от 26.05.1999 г. N 469-РГ (Том 2 стр. 34).
Право собственности на здание нежилого назначения, площадью 62,5 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, около дома 403, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:94, возникло на основании акта приемочной комиссии от 01.04.2002 г., утвержденного Распоряжением Главы Люберецкого района от 30.05.2002 г. N 1051-РГ (Том 2 стр. 124).
Право собственности на здание нежилого назначения, площадью 114,9 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401б, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:95, возникло на основании акта приемочной комиссии от 26.11.1998 г., утвержденного Распоряжением Главы Люберецкого района от 26.05.1999 г. N 468-РГ (Том 2 стр. 76).
Право собственности на здание нежилого назначения, площадью 46,3 кв.м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401а, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:96, возникло на основании акта приемочной комиссии от 26.11.1998, утвержденного Распоряжением Главы Люберецкого района Московской области от 27.05.1999 N 480-РГ (Том 2 стр. 148).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГрК РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.
Пунктом 1 ст. 27 ГрК РФ от 07.05.1998 установлено, что местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований:
- осуществляют в установленном порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;
- выдают в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации;
- участвуют в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией, а также об установлении границ указанных земельных участков;
- участвуют в подготовке проектов решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости, а также в подготовке соответствующих графических и текстовых материалов.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков (п. 1 ст. 61 ГрК РФ).
Согласно п. 4 ст. 61 ГрК РФ установлено, что проектная документация, заказчиком которой являются физические и юридические лица, утверждается заказчиком в установленном порядке.
Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство (п. 5 ст. 61 ГрК РФ от 07.05.1998).
Согласно п. 1 ст. 61 ГрК РФ от 07.05.1998 разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (п. 2 ГрК РФ от 07.05.1998).
В соответствии с п. 4 ст. 62 ГрК РФ разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Согласно требованиям Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", возведение объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которые принимаются в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года N 84, Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Строительство объектов того периода регулировалось Постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 N 140 "СНиП 3.01.01-85*. "Строительные нормы и правила. Организация строительного производства".
Пунктом 1.2 СНиП 3.01.01-85* предусмотрено, что до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.
Пунктом 2 действовавшего "Положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ", утв. Приказом Минстроя РФ от 03.06.1992 N 131 предусмотрено, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные в дело распоряжения и акты не являются актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объектов капитального строительства, поскольку не соответствуют требованиям СНиП 3.01.04-87 и СНиП 3.01.01-85*, в связи с чем не могут являться доказательством, подтверждающим приемку и введение в эксплуатацию объектов капитального строительства (объектов недвижимости).
В частности, в акте отсутствуют обязательные приложения:
Акт приемки подземной части здания (нулевого цикла), акт приемки кровли, акт приемки системы выпусков внутреннего водостока из здания, акт приемки мусоропроводов и помещений мусоросборников, акт приемки системы отопления, акт приемки системы и выпусков внутренней канализации, отсутствуют сведения о мероприятии по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмические мероприятия, предусмотренные проектом; Внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта. Не указаны виды, единицы измерения, объем, срок выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделке элементов фасадов зданий. Отсутствуют сведения о сметной стоимости по утвержденной проектно-сметной документации. В акте не указаны представленная документация, срок проведения строительных работ и др., предусмотренные строительными нормами.
Не представлены акты рабочей комиссии, обязательность составления которых также предусмотрена указанным СНиП.
Кроме того, распоряжениями Главы Люберецкого района назначены приемочные комиссии по приемке законченных строительством объектов, без указания сроков ее деятельности, в нарушение пунктов 4.15, 4.16 СНиП.
В деле содержится Распоряжение Главы Люберецкого района Московской области от 06.03.2001 N 273-РГ "О назначении приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Согласно пункту 1 указанного Распоряжения комиссия была уполномочена принимать в эксплуатацию законченных строительством объектов - складских помещений площадью до 500 кв.м., временных торговых павильонов площадью до 100 кв.м., торговых киосков и других мелких объектов.
Из содержания указанного Распоряжения следует, что комиссия была ограничена в своих полномочиях в части принятия объектов капитального строительства (объектов недвижимости).
Определением суда первой инстанции от 05.06.2019 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Лаборатория Судебной экспертизы" экспертам Левину Андрею Александровичу, Потехиной Екатерине Олеговне.
На разрешение экспертов поставлены вопросы:
1.1. Определить есть ли у объекта: кирпичное здание нежилого назначения (магазин), общая площадь 62,50 кв.м., инв. N 11055, лит. Б, кадастровый номер 50:22:0010302:523, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:94, по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401, стр.1 фундамент отвечающий требованиям, установленными строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений (объектов капитального строительства), имеет ли вышеуказанный объект подключение к сетям коммуникаций (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электричество). Возможно ли перемещение данного объекта без причинения несоразмерного ущерба их назначения?
1.2. Возведен ли объект с нарушением строительных, градостроительных и иных норм и правил на момент возведения, а именно на год возведения объекта? Создает ли объект угрозу жизни и здоровью граждан при его эксплуатации? В случае выявленных нарушениях, являются ли эти нарушения устранимыми?
1.3. Определить точное местонахождение вышеназванного объекта в привязке к земельному участку и определить, не расположен ли объект за пределами земельного участка, с указанием площади, расположенной за пределами указанного земельного участка в случае обнаружения таковой? В случае нахождения объекта за пределами границ земельного участка возможно ли приведение объекта в первоначальное состояние?
2.1. Определить есть ли у объекта: здание нежилого назначения общей площадью 114.90 кв.м., инв. N 10696, лит. A, a, al, объект N1, кадастровый номер 50:22:0000000:7771, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, Д.401Б фундамент отвечающий требованиям, установленными строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений (объектов капитального строительства), имеет ли вышеуказанный объект подключение к сетям коммуникаций (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электричество)? Возможно ли перемещение данного объекта без причинения несоразмерного ущерба их назначения?
2.2 Возведен ли объект с нарушением строительных, градостроительных и иных норм и правил на момент возведения, а именно на год возведения объекта? Создает ли объект, указанный угрозу жизни и здоровью граждан при его эксплуатации? В случае выявленных нарушениях, являются ли эти нарушения устранимыми?
2.3. Определить точное местонахождение вышеназванного объекта в привязке к земельному участку и определить, не расположен ли объект за пределами земельного участка, с указанием площади, расположенной за пределами указанного земельного участка в случае обнаружения таковой? В случае нахождения объекта за пределами границ земельного участка возможно ли приведение объекта в первоначальное состояние?
3.1. Определить есть ли у объекта: здание нежилого назначения общей площадью 46,3 кв.м., инв. N 10695, лит. А, а, объект N1, кадастровый номер 50:22:0010302:9596, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:96, по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, Д.401А фундамент отвечающий требованиям, установленными строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений (объектов капитального строительства), имеет ли вышеуказанный объект подключение к сетям коммуникаций (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электричество)? Возможно ли перемещение данного объекта без причинения несоразмерного ущерба их назначения?
3.2. Возведен ли объект с нарушением противопожарных, строительных, градостроительных и иных норм и правил на момент возведения, а именно на год возведения объекта? Создает ли объект, указанный угрозу жизни и здоровью граждан при его эксплуатации? В случае выявленных нарушениях, являются ли эти нарушения устранимыми?
3.3. Определить точное местонахождение вышеназванного объекта в привязке к земельному участку и определить, не расположен ли объект за пределами земельного участка, с указанием площади, расположенной за пределами указанного земельного участка в случае обнаружения таковой? В случае нахождения объекта за пределами границ земельного участка возможно ли приведение объекта в первоначальное состояние?
4.1. Определить есть ли у объекта: здание нежилого назначения (магазин) общей площадью 82,90кв.м., инв. N 2626, лит. А, а, объект N1, кадастровый номер 50:22:0010302:9579 расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401 фундамент отвечающий требованиям, установленными строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений (объектов капитального строительства), имеет ли вышеуказанный объект подключение к сетям коммуникаций (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электричество)? Возможно ли перемещение данного объекта без причинения несоразмерного ущерба их назначения?
4.2. Возведен ли объект с нарушением противопожарных, строительных, градостроительных и иных норм и правил на момент возведения, а именно на год возведения объекта? Создает ли объект, указанный угрозу жизни и здоровью граждан при его эксплуатации? В случае выявленных нарушениях, являются ли эти нарушения устранимыми?
4.3. Определить точное местонахождение вышеназванного объекта в привязке к земельному участку и определить, не расположен ли объект за пределами земельного участка, с указанием площади, расположенной за пределами указанного земельного участка в случае обнаружения таковой? В случае нахождения объекта за пределами границ земельного участка возможно ли приведение объекта в первоначальное состояние?
5. Создан ли новый объект недвижимого имущества в результате проведенной перепланировки, переустройства и изменения внешнего вида торговых павильонов, расположенные по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.401, стр.1; Д.401Б; Д.401А; д.401? В случае положительного ответа возможно ли приведение объектов в состояние, существовавшее до проведения таких работ?
С учетом результатов натурного обследования, отраженных в заключении от 23.09.2019эксперты пришли к следующим выводам.
Объекты экспертизы, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 50:22:0010302:93, 50:22:0010302:94, 50:22:0010302:95 и 50:22:0010302:96 являются единым зданием.
Фундамент единого здания, расположенного на земельных участков с КН 50:22:0010302:93, 50:22:0010302:94, 50:22:0010302:95 и 50:22:0010302:96, отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений (объектам капитального строительства).
Здание переместить или демонтировать с последующей сборкой без изменения его основных характеристик и без несоразмерного ущерба его назначению, невозможно.
Строения, расположенные на земельных участках с КН 50:22:0010302:93, 50:22:0010302:95 и 50:22:0010302:96, реконструированы без получения разрешительной документации.
Строение, расположенное на участке с КН 50:22:0010302:93, реконструировано в период с 07.06.1999 по 05.07.2019.
Строение, расположенное на участке с КН 50:22:0010302:95, реконструировано в период с 21.01.2005 по 05.07.2019.
Строение, расположенное на участке с КН 50:22:0010302:96, реконструировано в период с 07.06.1999 по 05.07.2019.
По результатам проверки здания, возникшего в результате реконструкции, выявлены несоответствия. Реконструкция произведена без получения разрешения на строительство, что является нарушением требований ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Как видно из представленного графического приложения N 1, исследуемое здание нежилого назначения с КН 50:22:0000000:7771 (д. 401Б) выходит за границы земельного участка с КН 50:22:0010302:95. Площади частей здания с КН 50:22:0000000:7771 (д. 401Б) расположенные за пределами границ участка с КН 50:22:0010302:95, составляют 7 и 2 кв.м.
Как видно из представленного графического приложения N 1, исследуемое здание нежилого назначения с КН 50:22:0010302:9596 (д. 401А) выходит за границы земельного участка с КН 50:22:0010302:96. Площадь части здания с КН 50:22:0010302:9596 (д. 401А) расположенной за пределами границ участка с КН 50:22:0010302:96, составляет 6 кв.м.
Как видно из представленного графического приложения N 1, исследуемое здание нежилого назначения с КН 50:22:0010302:9579 (д. 401) выходит за границы земельного участка с КН 50:22:0010302:93. Площадь части здания с КН 50:22:0010302:9579 (д. 401) расположенной за пределами границ участка с КН 50:22:0010302:93, составляет 13 кв.м.
По результатам проведенной реконструкции строений, расположенных на земельных участках с КН 50:22:0010302:93, 50:22:0010302:95 и 50:22:0010302:96, из исследуемых строений по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект д. 401 стр. 1, д. 401Б д. 401А, д. 401, образовалось единое здание (новый объект недвижимого имущества).
В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкции объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженернотехнических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Для получения соответствующего разрешения на строительство (реконструкцию) объекта необходимо представить перечень документов, установленных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта необходимо представить перечень документов, установленных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что как до, так и во время реконструкции спорного объекта ответчик за получением разрешения на строительство (реконструкции) в установленном порядке (с соблюдением требований ст. 51 ГрК РФ и ч. 7 ст. 52 ГрК РФ и представления необходимых документов) не обращался.
Как в первоначальном заключении, так и в дополнительных пояснениях от 18.02.2020 к экспертному заключению эксперты пришли к выводу о том, что имеется возможность проведения строений в первоначальное состояние.
Исходя из предложенных экспертами вариантов приведения спорных строений в первоначальное состояние, а именно какие работы необходимо реализовать, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что для этого необходимо произвести реконструкцию здания, для чего необходимо получить соответствующее разрешение в соответствии с нормами градостроительного законодательства.
Из материалов дела следует, что срок действия ранее заключенных договоров аренды земельных участков истек, уведомлениями от 14.03.2019 (Том 8 стр.140-148, Том 9 стр. 1-10) администрация городского округа Люберцы Московской области уведомила ООО "ИЯР" об отказе от договоров аренды земельных участков и их прекращении, направленные в установленном порядке в адрес арендатора.
Уведомлениями управления Росреестра по Московской области от 02.09.2019 (участок с КN 50:22:0010302:93), 03.09.2019 (участок с КN 50:22:0010302:94), 02.09.2019 (участок с КN 50:22:0010302:94), 28.03.2019 (участок с к N 50:22:0010302:94) погашены записи об аренде.
Как следует из п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
По смыслу указанных разъяснений самовольная постройка подлежит сносу тогда, когда ее сохранение нарушает права и законные интересы правообладателя земельного участка.
При таких обстоятельствах, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный объект является самовольной постройкой, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о возведении спорного объекта в установленном законом порядке.
Ссылка заявителя жалоба на постановление администрации городского поселения Люберцы от 17.11.2015 N 1427-ПА "О разрешении ООО "ИЯР" изменения внешнего вида торговых павильонов_" подлежит отклонению, поскольку пунктом 1 указанного постановления прямо запрещено изменять параметры торговых объектов, а также их частей (высоты, количества этажей, площади, объема), запрещено производить надстройку, перестройку, расширение торговых объектов, а также замену и восстановление несущих конструкций.
Вместе с тем, зная о том, что земельные участки ограничены в оборотоспособности постановлением Правительства Московской области N 422/18 от 03.06.2014"Об утверждении проекта планировки территории_" (Том. 3 стр. 25), ответчик продолжил реконструкцию торговых павильонов в отсутствие исходно-разрешительной документации.
Доводы подателя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению, в связи с неправильным толкованием норм материального права, а представленные в дело доказательства свидетельствуют об обратном.
Материалами дела подтверждается, что реконструированный объект находится на земельных участках, предоставленных в аренду по договорам аренды от 06.12.2007 N 211/07; 06.12.2007 N 209/07; 06.12.2007 N 212/07; 06.12.2007 N 210/07, которые были продлены соглашениями от 2012 года на 5 лет (до 2017 года).
Вышеуказанные договоры были возобновлены на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку арендатор продолжил пользоваться земельными участками после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
В силу пунктов 1, 2 статьи 272 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка после прекращения арендных отношений с арендатором, вправе требовать освобождения земельного участка от недвижимости и приведения его в первоначальное состояние.
В силу прямого указания статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор обязан после прекращения арендных отношений освободить земельный участок от находящего на нем объекта.
Администрация городского округа Люберцы Московской области уведомлениями от 14.03.2019 г. известила ООО "ИЯР" об отказе от договора аренды и его прекращении.
В последующем Администрация округа обратилась в управление Росреестра по Московской области с заявлением о прекращении в ЕГРН записи об аренде. В материалах дела имеются уведомления, направленные в адрес ответчика и решения управления Росреестра о погашении записи.
Исходя из совокупности применения норм материального права (Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекса РФ), а также сложившейся судебной практики по аналогичным спорам, следует, что начало течения срока исковой давности необходимо исчислять с момента прекращения действия договора аренды.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, о нарушении своего права истец узнал с момента прекращения договора аренды и необходимости освобождения ответчиками земельного участка.
Аналогичный подход сформирован в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2015 по делу N А40-99545/13-135-915; от 09.03.2016 г. по делу N А40-143852/13; 11.03.2016 по делу N А40-173318/13; от 14.12.2016 по делу N А40-116090/12.
Кроме того, экспертами установлено, что в результате реконструкции торговых павильонов возник новый объект недвижимости, с иными уникальными характеристиками и площадью.
Разрешение на реконструкцию спорного объекта уполномоченные органы не выдавали, о том, что в результате реконструкции возник новый объект недвижимости, истцу стало известно только после ознакомления с экспертным заключением, следовательно срок исковой давности не пропущен.
Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком.
Учитывая изложенное, повторно оценив в соответствии с ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных судом обстоятельств владения предпринимателем объекта, признав допущенные при строительстве объекта нарушения существенными и неустранимыми, а саму постройку не соответствующим требованиям безопасности, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно признанных необоснованными арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционных жалоб с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятых судебных актов, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2020 по делу N А41-62076/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62076/2018
Истец: Администарция городского округа Люберцы Московской области, Администрация городского округа Люберцы Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ИЯР"
Третье лицо: ГУП МО "Мосавтодор", Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по МО, ГБУ МОСАВТОДОР, Управление Росреестра по Московской области