г. Хабаровск |
|
10 февраля 2021 г. |
А04-8460/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Реал": представитель не явился;
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 03.12.2020
по делу N А04-8460/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал" (ОГРН 1062801070034, ИНН 2801112207)
к администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реал" (далее - заявитель, общество, ООО "Реал") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Благовещенска (далее - администрация) N 2289/16 от 22.10.2020, с обязанием последней повторно рассмотреть заявление ООО "Реал" N 5739з от 15.10.2020.
Решением от 03.12.2020 суд: удовлетворил заявление общества; признал незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оспариваемое решение администрации, с обязанием последней повторно рассмотреть заявление ООО "Реал" N 5739з от 15.10.2020; взыскал с администрации в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд первой инстанции не дал оценки тому, что общество не представило ни в приложении к заявлению при обращении в орган местного самоуправления, ни суду доказательств, подтверждающих, что для размещения и эксплуатации, принадлежащего ему объекта недвижимости, необходим земельный участок, испрашиваемой площадью; судом первой инстанции не приняты во внимание п. 6 п.2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ, правовая позиция, изложенная в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 г. N 1152/14, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394 (аналогичная практика имеется в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2020 N Ф06-59783/2020 по делу N А65-16246/2019 и др. ранее направляли в суд первой инстанции); собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под этим объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, в том числе в заявленных целях; представленный обществом проект планировки территории квартала СПУ-5, был разработан позже предоставления земельного участка в аренду спорного земельного участка, а именно в 2016 году; администрация г. Благовещенска утвердила его только 20.09.2018 постановлением N 2936; ссылка о том, что при заключении договора аренды земельного участка администрация г. Благовещенска знала о том, что площадь объекта - насосная станция в будущем будет несоразмерна с площадью земельного участка, несостоятельна; согласно указанному проекту планировки территории квартала, спорный земельный участок под N 25 делился ограждением 2 части, при этом суд первой инстанции не оценил данное обстоятельство; в соответствии с указанным проектом в 1 части с северной стороны земельного участка располагается насосная станция (окружена охранной зоной до ограждения), во 2 части с западной стороны сведений о расположении каких либо объектов недвижимости ООО "Реал" не представлено; формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 2 847 кв. м не является основанием для предоставления ООО "Реал" в аренду без проведения торгов данного земельного участка в заявленном им размере; представленное обществом доказательство о том, что от насосной станции проложены водопроводные сети, несостоятелен, поскольку наличие обслуживающих сетей на земельном участке не является основанием для его предоставления (закон не определяет такой возможности, кроме того, использование и обслуживание сетей возможно без предоставления земельного участка); судом не было исследовано размещение линейного объекта на территории спорного земельного участка: где именно проходит водопроводная сеть, используется ли весь земельный участок под ним или только его часть.
Вместе с апелляционной жалобой, в суд поступила судебная практика -постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2020 по делу N А65-16246/2019.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество отклоняет ее доводы и просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает вместе с сопроводительным письмом представленную заявителем жалобы судебную практику (имеется в картотеке арбитражных дел).
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 25.07.2008 ООО "Реал" и комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска заключили договор N 115 (далее по тексту - договор) аренды земельного участка с кадастровым номером 28:01:020004:208, общей площадью 96 574 кв. м.
Согласно п. 1.6 договора земельный участок предоставлен на 10 лет (с 25.07.2008 по 25.07.2018); по п. 6.3 договора срок осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка составляет 10 лет.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 28:01:020004:208 в договор соглашением от 29.11.2011 были внесены изменения, в частности внесен участок с кадастровым номером 28:01:020004:352, площадью 2 847 кв. м.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 28:01:020004:352 предоставлялся ООО "Реал" для насосной станции со скважиной.
Согласно выписке из ЕГРН ООО "Реал" с 2018 года является собственником коммунального объекта - насосной станции I и II подъема площадью 48,1 кв. м, с кадастровым номером 28:01:020004:645.
15.10.2020 ООО "Реал" на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ обратилось в администрацию г. Благовещенска с заявлением N 5739з о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:020004:352 в аренду на 49 лет для насосной станции со скважиной.
Решением администрации N 2289/16 от 22.10.2020 в удовлетворении данного заявления отказано на основании пункта 1 ст. 39.16 ЗК РФ, с указанием на то, что ООО "Реал" не является лицом, которое по совокупности положений пп. 9 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.20 ЗК РФ обладает правом на предоставление земельного участка в аренду (сроком на 49 лет) с кадастровым номером 28:01:020004:352 для коммунального обслуживания, как собственник расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости.
ООО "Реал" имеет право претендовать на предоставление земельного участка только в той части, которая занята объектом недвижимости, принадлежащем ООО "Реал" на праве собственности, и необходима для его использования.
Не согласившись с данным решением администрации, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.
При этом без проведения торгов осуществляется предоставление земельного участка в аренду, в том числе земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 названного кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Перечисленный выше перечень сведений и документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено и не опровергнуто администрацией, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка ООО "Реал" указанные выше нормы соблюдены.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ, на который ссылается ответчик, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Однако, как правильно указано судом, администрацией не учтено, что данные положения Земельного кодекса Российской Федерации, не содержат обязательных требований к заявителю при подаче заявления предоставлении земельного участка без проведения торгов проводить предварительное межевание земельного участка, исходя из площади объекта недвижимости, находящегося на нем.
Материалами дела подтверждается, что вопреки выводам оспариваемого решения, заявитель имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, администрацией не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Судом верно определено, что границы спорного земельного участка были определены и установлены с учетом положений Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 N 26/100 на основании Проекта планировки, утвержденного постановлением администрации г. Благовещенска N 4356 от 06.12.2017, согласно которому определены границы земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:020004:352 (N IX), в целях разграничения функциональных зон: N 1Ха площадью 0,1841 га с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание; N 1Xб площадью 0,0697 га с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание; N 1Хв площадью 0,0309 га с видом разрешенного использования - отдых (рекреация).
Вместе с этим в материалах дела отсутствуют доказательства раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:020004:352 на три самостоятельных земельных участка, которые могли бы выступать отдельными объектами гражданских прав.
Как указывалось выше, при подаче заявления предоставлении земельного участка без проведения торгов, у ООО "Реал" отсутствовала обязанность проводить предварительное межевание земельного участка, исходя из площади объекта недвижимости, находящегося на нем.
Согласно содержанию заявления общества N 5739з от 15.10.2020, ООО "Реал" не просило предоставить земельный участок с кадастровым номером 28:01:020004:352 площадью 2 847 кв. м (в заявлении площадь не указана).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что администрация необоснованно, без учета перечисленных выше обстоятельств и норм права отказала обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:020004:352 по изложенным в оспариваемом решении основаниям, следовательно, оспариваемое решение противоречит нормам ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в силу чего суд правильно признал незаконным, как соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, решение администрации города Благовещенска N 2289/16 от 22.10.2020, с обязанием последней устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления общества N 5739з от 15.10.2020.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу вынесенного решения суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03 декабря 2020 года по делу N А04-8460/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8460/2020
Истец: ООО "Реал"
Ответчик: Администрация города Благовещенска