город Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф04-2590/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А45-18610/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (N 07АП-11208/20), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.10.2020 по делу N А45-18610/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТРЕЖТРАНССЕРВИС", г. Новосибирск (ИНН 5408150731), к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Кемерово (ИНН 4200000206), об оспаривании постановления N37Н/13юл/20 о назначении административного наказания от 09.06.2020, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Ковынева М.Н., представитель по доверенности от 26.12.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: Проничев С.С., представитель по доверенности от 31.12.2020, паспорт; Вьюн А.В., представитель по доверенности от 31.12.2020, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТРЕЖТРАНССЕРВИС" (по тексту - заявитель, Общество, ООО "СТРЕЖТРАНССЕРВИС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по тексту - административный орган, Ростехнадзор, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановление N 37Н/13юл/20 от 09.06.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением суда от 26.10.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, полагает, что герметизирующая крышка является самостоятельным техническим устройством, и ее установка требует внесения изменения в технологическую схему.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что ООО "Стрежтранссервис" принадлежит на праве собственности Склад ГСМ, peг. номер А60-05392-0002, дата регистрации 14.08.2006 г., класс опасности III, расположенный по адресу: 630068, г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 11.
В процессе проведенной проверки Ростехнадзором было выявлено нарушение, в связи с чем, в отношении Общества было вынесено Постановление N 37Н/13юл/20 от 09.06.2020 о привлечении ООО "Стрежтранссервис" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 220 000 рублей.
Выявленное Ростехнадзором нарушение сформулировано следующим образом: "Внесены изменения в технологическую схему и аппаратурное оформление железнодорожной сливной эстакады (пункта слива железнодорожных цистерн) склада ГСМ без внесения изменений в проектную документацию, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации, а именно: устройства УНЖ6- 100АС-01 зав.N N 687, 689, 704, оснащены комплектами герметизации УНЖ зав.N б/н в виде герметизирующей крышки с рукавом пароотвода, выведенным на патрубок с дыхательным клапаном, что не предусмотрено имеющейся проектной документацией на опасный производственный объект, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96".
Нарушение требований промышленной безопасности совершено ООО "Стрежтранссервис" 11.03.2020.
Факт нарушения требований промышленной безопасности установлен при непосредственном обнаружении 13.04.2020 и 17.04.2020 в ходе проведения проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения ООО "Стрежтранссервис" административного наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с постановлением Первомайского районного суда г. Новосибирска.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 настоящей статьи).
В соответствии с правилами части 5 статьи 32.12 КоАП РФ по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 настоящего Кодекса.
Как установлено в статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении также является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В примечании к указанной статье указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 20 указанного Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Судом установлено и следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной 20.12.2019 года вынесено постановление Первомайского районного суда г. Новосибирска от 27.12.2019 по делу об административном правонарушении N 5-132/2019, ООО "Стрежтранссервис" назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации технических устройств для верхнего негерметизированного слива УНЖ6-100АС-01 тех.N 1,2,3 на срок 20 суток. Основанием явился факт нарушения требований промышленной безопасности, приведший к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы возникновения аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера, обнаруженный (совершенный) 20.12.2019 в 13 час. 00 мин. и зафиксированный в акте проверки N37Н-34А-19 от 20.12.2019 и протоколе N 37Н/50юл/19 об административном правонарушении от 24.12.2019 (пункт 1), а именно:
на железнодорожной сливной эстакаде для слива нефтепродуктов из цистерн с неисправными нижними сливными приборами применяются устройства для верхнего негерметизированного слива через горловину цистерны УНЖ6-100АС-01 (тех.N 1, 2, 3), чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 2.2.6. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461.
Устройства для верхнего негерметизированного слива УНЖ6-100АС-01 тех.N 1, 2, 3 применялись ООО "Стрежтранссервис" в соответствии с утвержденной технологической схемой и проектной документацией шифр РП 98.1, выполненной ОАО "Сибгипрошахт", корректировкой проектной документации шифр П\1206\1 на железнодорожной сливной эстакаде для слива цистерн с неисправными нижними сливными приборами (п. 2.1. Пояснительной записки РП 98.1-ПЗ, п. 2.2.2 П/1206/1 -ТХ), что зафиксировано в акте плановой проверки N 37Н-34А-19 от 20.12.2019 и фототаблице к нему (фотоснимок N 1) и материалах дела об административном правонарушении N 37Н/50юл/2019 от 24.12.2020.
В результате проверки устранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 32.12 КоАП РФ в период 13.04.2020 и 17.04.2020 на основании распоряжений Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N РП-341-773-0 от 04.03.2020, N РП- 341-1146-0 от 26.03.2020, было установлено, что устройства УНЖ6-100АС- 01 тех.N 1, 2, 3 были оснащены герметизирующей крышкой с рукавом пароотвода, выведенным на патрубок с дыхательным клапаном.
Таким образом, проверка в апреле 2020 года проводилась не в рамках закона N 294-ФЗ, а по правилу статьи 32.12 КоАП РФ.
В это связи суд первой инстанции обоснованно признал ошибочными доводы Общества о нарушении процедуры поведения проверки, несогласование ее проведения с прокуратурой, отсутствие фиксации нарушения в акте проверки, суд находит ошибочными. В данной ситуации не осуществлялся государственный контроль, а проводилась проверка устранения причин и условий, послуживших основанием для применения меры наказания в виде приостановления деятельности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Статьей 1 Закона N 116-ФЗ установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В силу статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила). Правила устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты. Согласно Правилам, сведения об организации производственного контроля представляются эксплуатирующими организациями ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган (п. 14.1 Правил).
В силу статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм, обязанность соблюдения положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности возлагается на организацию, осуществляющую его эксплуатацию по целевому назначению.
В ходе проверки административным органом установлено, что на железнодорожной сливной эстакаде для слива нефтепродуктов из цистерн с неисправными нижними сливными приборами Обществом применялись устройства для верхнего негерметизированного слива через горловину цистерны УНЖ6-100АС-01 (тех.N 1, 2, 3), чем были нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 2.2.6. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461.
Согласно пункт 2.2.6 названных Правил сливоналивные железнодорожные эстакады для нефтепродуктов (за исключением мазута, гудрона, битума и других подобных высоковязких нефтепродуктов) должны быть оборудованы устройствами нижнего герметизированного слива. Допускается слив светлых нефтепродуктов через герметичные верхние сливные устройства.
Устройства для верхнего негерметизированного слива УНЖ6-100АС-01 тех.N 1, 2, 3 применялись ООО "Стрежтранссервис" в соответствии с утвержденной технологической схемой и проектной документацией шифр РП 98.1, выполненной ОАО "Сибгипрошахт", корректировкой проектной документации шифр П\1206\1 на железнодорожной сливной эстакаде для слива цистерн с неисправными нижними сливными приборами (п. 2.1. Пояснительной записки РП 98.1-ПЗ, п. 2.2.2 П/1206/1 -ТХ), что зафиксировано в акте плановой проверки N 37Н-34А-19 от 20.12.2019 и фототаблице к нему (фотоснимок N 1) и материалах дела об административном правонарушении N 37Н/50юл/2019 от 24.12.2020.
В результате проверки устранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 32.12 КоАП РФ в период 13.04.2020 и 17.04.2020 на основании распоряжений Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N РП-341-773-0 от 04.03.2020, N РП- 341-1146-0 от 26.03.2020, было установлено, что устройства УНЖ6-100АС01 тех.N 1, 2, 3 были оснащены герметизирующей крышкой с рукавом пароотвода, выведенным на патрубок с дыхательным клапаном.
То есть нарушение, установленное в ходе выездной плановой проверки и послужившее основанием для привлечения к ответственности в виде приостановления деятельности, было устранено, что и зафиксировано в акте от 17.04.2020 N 37Н-06А-20.
Вместе с тем, в ходе указанных проверочных мероприятий при рассмотрении документов, представленных Обществом, так же было установлено, что ООО "Стрежтранссервис" в результате установки герметизирующих крышек фактически внесены изменения в технологическую схему и аппаратурное оформление железнодорожной сливной эстакады (пункта слива железнодорожных цистерн) склада ГСМ без внесения изменений в проектную документацию, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации, а именно: устройства УНЖ6- 100АС-01 зав.N N 687, 689, 704, оснащены комплектами герметизации УНЖ зав.N б/н в виде герметизирующей крышки с рукавом пароотвода, выведенным на патрубок с дыхательным клапаном, что не предусмотрено имеющейся проектной документацией на опасный производственный объект.
По убеждению Ростехнадзора, вышеуказанные действия ООО "Стрежтранссервис", в свою очередь, являются нарушением следующих требований: - пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; - пункта 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96.
Так, согласно названному пункту ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО, указанные в пункте 1.2 Правил.
Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств - основной технический документ, определяющий оптимальный технологический режим процесса, содержит описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства (графическая часть). Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО.
Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию (документацию), согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации).
Внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом Управления в отношении ООО "Стрежтранссервис" был составлен протокол от 25.05.2020 N 37Н/13юл/20 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела, в отношении Общества было вынесено постановление от 09.06.2020 N 37Н/13юл/20 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 220 тысяч рублей.
Принимая во внимание сведения, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности состава вменяемого правонарушения.
Так, судом установлено, что во-первых, по результату выездной проверки Обществу вменялось как нарушение деятельность по эксплуатации технических устройств для верхнего негерметизированного слива УНЖ6-100АСТ01 тех.N 1, 2. 3 на железнодорожной сливной эстакаде, насосов самовсасывающих тип 1СВН-80АМ тех. N1, 2. 3 в насосной открытого типа, применяемых на опасном производственном объекте - склад ГСМ, III класс, peг. N А60-05392-0002, расположенном по адресу 630068, г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11.
Указанная деятельность была приостановлена сроком на 20 суток.
По результатам проверки по статье 32.12 КоАП РФ данное нарушение было устранено путем обустройства верхнего слива герметизирующими крышками.
В рамках оспариваемого постановления Обществу вменяется нарушение требований промышленной безопасности именно в результате обустройства таких герметизирующих крышек.
По убеждениям административного органа, поддержанным в апелляционной жалобе, документы о внесении изменений в проектную документацию, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности по соответствующей проектной документации с учетом вносимых изменений в технологическую схему и аппаратурное оформление опасного производственного объекта ООО "Стрежтранссервис" не были представлены.
Как правомерно указал суд первой инстанции, фактически, сначала Ростехнадзор находил нарушением отсутствие таких крышек, а после их установки указал на нарушение в результате их установки, однако, в первоначальном акте не было указания на необходимость внесения изменения в технологическую схему, на необходимость согласования факта установки герметизирующих крышек.
Доводы Ростехнадзора, что в акте от 20.12.2019 на это не было указано, так как это подразумевалось, несостоятельны, поскольку все выявленные нарушения должны быть зафиксированы в акте, а требования по их устранению должны быть исполнимыми и должны содержать указание на нарушение и возможный способ устранения.
Как верно указал суд первой инстанции общество не должно предполагать за Ростехнадзор, что в рассматриваемом случае административный орган, подразумевал, фиксируя то и или иное нарушение и указывая способ его устранения.
Фиксацию в акте от 17.04.2019 факта устранения нарушения Общество обоснованно расценило как надлежащее устранение выявленных ранее нарушений.
В указанном акте не содержалось информации о допущенном новом нарушении.
При этом ненадлежащее устранение нарушения и обустройство герметизирующих крышек системы верхнего налива с нарушением требований законодательства и имеющейся технологической схемы не могло быть признано Ростехнадзором как устранение ранее выявленного нарушения, что и ввело в заблуждение Общество.
Кроме того, суд первой инстанции также правомерно согласился с доводами заявителя о том, что вменяемое нарушение как таковое отсутствует, поскольку необходимости внесения изменений в технологическую схему не имелось.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
То есть под техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах, понимаются отдельные агрегаты, приборы или их составные части, технические системы, аппаратура или иное технологическое оборудование, участвующее в производственном процессе, применяемое на опасных производственных объектах.
Из понятия, приведенного в статье 1 Федерального закона N 116-ФЗ техническое перевооружение сопряжено либо с внедрением новой технологии, либо с автоматизацией опасного производственного объекта или его отдельных частей, либо с модернизацией или заменой применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Из указанного явствует, что не любая модернизации технического устройства признается техническим перевооружением опасного производственного объекта, а только такая модернизация, которая повлечет за собой изменение технологического процесса, как неотъемлемого признака технического перевооружения объекта.
ООО "Стрежтранссервис" представлено в Сибирское управление Ростехнадзора письмо исх.N 13/3 от 14.04.2020 (вх. N341/4843 от 16.04.2020) с приложением следующих документов: - заверенная копия приказа от 11.03.2020 N 03/11-1 "О вводе в эксплуатацию УНЖ 6- 100"; - заверенные копии руководств по эксплуатации устройств для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6- 100АС-01 зав.NN 687, 689,704; - заверенные копии паспортов комплектов для герметизации УНЖ, зав.N б/н в количестве 3 штук, установленных на устройствах для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6-100АС-01 зав.NN 687, 689, 704; - заверенные копии руководств по эксплуатации комплектов для герметизации УНЖ, зав.N б/н в количестве 3 штук, установленных на устройствах для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6- 100АС-01 зав.NN 687, 689,704.
В соответствии с Паспортом УНЖ 100.00.00.000-К ПС "Комплект для герметизации УНЖ": "1. Основные сведения об изделии. 1.1. Комплект предназначен для устройства УНЖ (верхний налив/слив нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями промышленной безопасности в части герметизированного налива продукта. 1.2. Установка комплекта для герметизации допускается только на устройства налива/слива типа УНЖ, выпускаемых ООО "Камышинский опытный завод". Комплект для герметизации УНЖ изготовлен и принят в соответствии с требованиями действующей технической документации ТУ 3689-001- 53581965-2013 и признан годным для эксплуатации в составе устройства УНЖ".
В Руководстве по эксплуатации УНЖ 100.00.00.000-К ПС "Комплект для герметизации УНЖ" сказано, что: "1.1. Комплект предназначен для устройства УНЖ (верхний налив/слив нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны) в соответствии с требованиями промышленной безопасности в части герметизированного слива/налива продукта. 1.2. Установка комплекта для герметизации допускается только на устройства налива/слива типа УНЖ, выпускаемых ООО "Камышинский опытный завод". 2. Состав комплекта для герметизации. 2.1. В комплект для герметизации входят: крышка для герметизирующая с возможностью отвода паров с комплектом метизов для крепления; уплотнительные прокладки; рукав пароотвода с комплектом для крепления; фитинг пароотвода".
Таким образом, целевое назначение "Комплект для герметизации УНЖ": для применения в составе технического устройства УНЖ-6-100АС-01. При этом, судом отмечается, что осуществление технологической операцией по верхнему аварийному сливу нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн одним лишь комплектом герметизации без самого технического устройства УНЖ-6-100АС-01 не возможно.
Соответственно, использовать отдельно "Комплект для герметизации УНЖ", устанавливаемую на техническое устройство УНЖ-6-100АС-01, без самого технического устройства УНЖ-6-100АС-01 невозможно, что исключает возможность признания герметизирующей крышки ("Комплект для герметизации УНЖ") для УНЖ-6-100АС-01 самостоятельным техническим устройством.
Из приведенного пункта 2.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (ред. от 26.11.2015), следует, что внесение изменений в технологическую схему требуется в следующих случаях: изменения либо исключения технологического оборудования из технологического процесса; изменения типа отключающих устройств, либо исключения из технологического процесса отключающих устройств, либо изменение места установки отключающих устройств; изменения либо исключения из технологического процесса средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ).
Исходя из приведенного понятия, техническое устройство имеет свое самостоятельное целевое назначение, в то время как "Комплект для герметизации УНЖ" самостоятельного целевого назначения не имеет, в связи с чем, не может признаваться технологическим устройством, оборудованием, в значении, приведенном в пункте 2.1 названных Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности ", статьи 2 "ТР ТС 012/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 (ред. от 25.10.2016).
На основании пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Таким образом, из пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 (ред. от 25.10.2016) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", усматривается, что сертификации подлежит только та продукция, которая является объектом технического регулирования Технического регламента.
В соответствии с пунктом 2 Предисловия к "TP ТС 012/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 (ред. от 25.10.2016), настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах в целях обеспечения свободного перемещения указанного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 Предисловия к "TP ТС 012/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 (ред. от 25.10.2016), если в отношении оборудования для работы во взрывоопасных средах будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза и (или) технические регламенты Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), устанавливающие требования к указанному оборудованию, отличные от требований взрывобезопасности, то оно должно соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза и (или) технических регламентов ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
В силу п.п. 1 пункта 6 "TP ТС 012/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 (ред. от 25.10.2016), подтверждение соответствия оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза: в отношении серийно выпускаемого оборудования:- сертификация оборудования на основе испытаний типового образца в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и анализа состояния производства с последующим инспекционным контролем (схема 1с); в отношении ограниченной партии оборудования: - сертификация партии оборудования на основе испытаний образцов оборудования из этой партии (схема Зс) в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); - сертификация единиц оборудования на основе испытаний единицы оборудования в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 4с).
Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (TP ТС 012/2011) Технические устройства подлежат сертификации соответствия, в то время как комплектующие для них, в том числе, герметизирующая крышка УНЖ, сертификации не подлежат.
С учетом изложенного, герметизирующая крышка не является самостоятельным техническим устройством, а является лишь дополнительным комплектом, техническое устройство для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6-100АС-01.
Герметизирующая крышка не относится к техническим устройствам (оборудованию), отключающим устройствам, не относится к средствам контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ). Аппаратурное оформление подразумевает под собой автоматизацию процесса. Между тем, поскольку в составе комплекта для герметизации отсутствуют электрические схемы, блокировочные устройства либо другая автоматика (КИП и А), соответственно, монтаж данной крышки не влияет на аппаратурное оформление опасного производственного объекта, а также не изменяет схему аппаратурного оформления процесса. Таким образом, применение детали/комплектующего не изменяет "аппаратурного оформления" опасного производственного процесса.
Герметизирующая крышка не признается аппаратом, в связи с чем, ее монтаж на техническое устройство не является "аппаратурным оформлением", и не порождает обязанности по внесению изменений в проектную документацию.
Более того, комплекты герметизирующих крышек установлены во исполнение ранее предъявленных требований со стороны заинтересованного лица с целью устранения зафиксированного в акте 20.12.2019 года нарушения.
Кроме того, судом обоснованно признан заслуживающим внимание довод заявителя о том, что регистрация сведений, характеризующих опасный производственный объект "Склад ГСМ", в котором в составе технических устройств (оборудования), не включен "Комплект для герметизации УНЖ", свидетельствует о том, что указанная крышка не является техническим устройством, а является лишь комплектующим изделием, не влияющим на изменение технологической Схемы и технологического процесса зарегистрированного заинтересованным лицом.
Так, Заявителем в материалы дела представлены сведения, характеризующие ОПО от 25.03.2020 г., в которых в разделе N 6 "Сведения о составе ОПО", в колонке N 5 которых указываются Проектные (эксплуатационные) характеристики технических устройств. Пунктом N 10 раздела N 6 "Сведения о составе ОПО" включена железнодорожная эстакада слива, в состав которой включены устройства нижнего слива нефтепродуктов типа УСН-175, а также устройство аварийного верхнего слива нефтепродуктов типа УНЖ6- 100АС01. Сведений об оснащении Железнодорожной эстакады слива "Комплектом для герметизации УНЖ" как самостоятельным техническим устройством, раздел N 6 "Сведений о составе ОПО" не содержит. Судом отмечается, что указанные Сведения зарегистрированы Сибирским управлением Ростехнадзора, что подтверждается заявлением о предоставлении государственной услуги от 25.03.2020 г.; сведениями, характеризующими ОПО от 25.03.2020; уведомлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре опасных производственных объектов N 341- 2297 от 28.04.2020.
Доукомплектование устройств для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6-100АС-01 (далее - УНЖ) комплектом для герметизации УНЖ не разделяет технологическую схему производства на отдельные технологические блоки; не вводит в технологическую схему новых технологических устройств (оборудования); не свидетельствует о необходимости внесения изменений в Технологический регламент и Технологическую схему опасного производственного объекта; не является средством контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ), соответственно, его установка не свидетельствует о необходимости внесения изменений в Технологический регламент и Технологическую схему опасного производственного объекта.
Доказательств обратного заинтересованным лицом не приведено.
Изложенные сведения, характеризующие ОПО от 25.03.2020 Ростехнадзором не оспорены, Уведомление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре опасных производственных объектов N 341- 2297 от 28.04.2020 не отменено.
Также судом установлено, что опасный производственный объект "Склад ГСМ" зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов 14.08.2006. ОПО присвоен регистрационный номер А60-05392. Указанные обстоятельства подтверждаются Свидетельством о регистрации в гос. реестре ОПО на Склад ГСМ А60-05392-0002 от 11.07.2013.
В 2018 году была разработана документация на Техническое перевооружение опасного производственного объекта "Склад ГСМ", в результате которого Ж.д. площадка слива на 3 вагон-цистерны с устройством слива УСН-175 и УНЖ6-100АС-01. (Обвязка УНЖ подлежит перевооружению для аварийного верхнего слива).
На листе 2 Пояснительной записки. Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ. Склад ГСМ по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, Новосибирск, 2018 г., разработанная ООО "КИП-Проект" указано: "1.3. Состав существующего склада ГСМ. 1. Помещение оператора с электрощитовой, пристроенная проветриваемая насосная на 3 насосных агрегата 1АСВН-80 в раздельном блоке. 2. Четыре группы подземных резервуаров: А) Резервуарная группа N 2 общим объемом V = 1050 м.куб. в составе: РГСП-50 (дизтопливо) - 11 един.; РГСП-100 (дизтопливо) - 5 един.; Б) Резервуарная группа N 3 РГСП-100, общим объемом V = 600 м.куб. Резервуары оборудованы электромагнитными клапанами для защиты от перелива. В) Резервуарная группа N 5 РГСП-50, общим объемом V = 400 м.куб. (для аварийного опорожнения); Г) Резервуарная группа N 5 РГСП-100, общим объемом V = 500 м.куб. (подлежит перевооружению и вновь устанавливается по документации, шифр 06-16-ПБ). 3. Автомобильная площадка под навесом на три системы автоматизированного налива АСН-100 "Дельта -5-М". 4. Ж.д. площадка слива на 3 вагон-цистерны с устройством слива УСН-175 и УНЖ6- 100АС-01. (Обвязка УНЖ подлежит перевооружению для аварийного верхнего слива)".
На листе 5 Пояснительной записки. Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ. Склад ГСМ по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, Новосибирск, 2018 г., разработанная ООО "КИППроект", в разделе "3.1. Железнодорожная сливная эстакада" указано: "Слив топлива осуществляется на железнодорожной сливной эстакаде через устройства нижнего слива УСН175 с ж/д цистерн. Верхний слив из ж/д цистерны предусмотрен только в аварийной ситуации.
В данной документации обвязка УНЖ подлежит перевооружению для аварийного верхнего слива.
Устройство УНЖ оснащается вакуумным ручным насосом. Ручной насос поз. Н7 марки Р1, 6/20 оснащается гибкими шлангами и быстроразьемными соединениями. Ручной насос необходим только для заполнения трубопровода до задвижки, и непосредственного участия в процессе слива не принимает. Раскачка цистерны производится с помощью насосного оборудования поз. Н1_Н3 с дистанционным отключением".
На листе N 11 Раздела: "Технологические решения" Проектной документации на Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ. Склад ГСМ по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, Новосибирск, 2018 г., разработанная ООО "КИП-Проект", в перечне оборудования указано, что Технологическая позиция N Н 7 имеет наименование: Ручной насос, и имеет обозначение: Р 1,6/20; технологическая позиция N 16 имеет наименование: Устройство нижнего слива, и имеет обозначение: УСН-175; технологическая позиция N 17 имеет наименование: Устройство верхнего аварийного слива с ручным насосом, и имеет обозначение: УНЖ 6- 100АС-01.
На листе N 10 Раздела: "Технологические решения" Проектной документации на Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ. Склад ГСМ по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, Новосибирск, 2018 г., разработанная ООО "КИП-Проект", отражена Технологическая схема железнодорожной сливной эстакады опасного производственного объекта "Склад ГСМ" по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, на которой отражены поименованные на листе 11 Проектной документации на Техническое перевооружение Раздела: "Технологические решения" технические устройства: технологическая позиция N Н 7 - наименование: Ручной насос поз. Н7 марки Р1, 6/20; технологическая позиция N 16 - наименование: Устройство нижнего слива УСН-175; технологическая позиция N 17 - наименование: Устройство верхнего аварийного слива с ручным насосом УНЖ 6-100АС-01.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Проектной документацией на техническое перевооружение склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ обосновано применение в составе железнодорожной сливной эстакады двух технических устройств: Устройства нижнего слива нефтепродуктов типа УСН-175 (тех. позиция N N 1/16; 2/16; 3/16); Устройства для верхнего негерметизированного слива / налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6-100АС-01 (тех. позиция NN 1/17; 2/17; 3/17).
Указанное Техническое состояние объекта, отражено на Технологической схеме опасного производственного объекта "Склад ГСМ" от 01.08.2019, утвержденной Приказом ООО "Стрежтранссервис" N 01-08/01 от 01.08.2019; Технологической схеме опасного производственного объекта "Склад ГСМ" от 24.07.2020, утвержденной Приказом ООО "Стрежтранссервис" N 24-07/01 от 24.07.2020.
То есть, фактическое оснащение железнодорожной сливной эстакады техническим устройствами типа УСН-175 и УНЖ 6-100АС-01 обосновано Проектной документацией, а также согласуется с представленной в материалы дела Технологической схемы опасного производственного объекта "Склад ГСМ" от 01.08.2019, Технологической схемы опасного производственного объекта "Склад ГСМ" от 24.07.2020.
На Документацию по Техническому перевооружению по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ, 05-18-ПБ -ПЗ. Склад ГСМ по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, Новосибирск, 2018 г., разработанная ООО "КИП-Проект" представлено заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию технического перевооружения опасного производственного объекта "Склад ГСМ" III класса опасности, рег. N А60-05392-0002 "Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ" ООО "Стрежтранссервис", шифр 05-18-ПБ, место нахождения: 630068, г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, N 39/2019-ЭПБ. Рег. N 60-ТП-16592-2019 от 01.08.2019, составленное ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО".
Согласно листу 19 раздела "Выводы заключения экспертизы" Заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию технического перевооружения опасного производственного объекта "Склад ГСМ" III класса опасности, рег. N А60-05392-0002- "Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ" ООО "Стрежтранссервис", шифр 05-18-ПБ, место нахождения: 630068, г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, N 39/2019-ЭПБ. Рег. N 60-ТП-16592-2019 от 01.08.2019, составленное ООО "Эксперт", в результате проведенной экспертизы промышленной безопасности на документацию технического перевооружения опасного производственного объекта "Склад ГСМ" III класса опасности, рег. N А60-05392-0002 "Техническое перевооружение по внесению изменений в технологическую схему склада ГСМ" ООО "Стрежтранссервис", шифр 05-18-ПБ, место нахождения: 630068, г. Новосибирск, ул. Приграничная, 11, определено, что представленная документация по составу и содержанию соответствует требованиям промышленной безопасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются Пояснительной запиской на Техническое перевооружение по внесению изменений в тех. схему склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ, 2018 г., ООО "КИП-Проект"; Разделом "Технологические решения" Проектной документации на Техническое перевооружение, 05-18-ПБ-ПЗ, Новосибирск, 2018 г., ООО "КИП-Проект"; Заключением экспертизы промышленной безопасности на док-ю тех. пер-я ОПО "Склад ГСМ", шифр 05-18- ПБ, N 39/2019-ЭПБ. Рег. N 60-ТП-16592-2019 от 01.08.2019, ООО "Эксперт"; Уведомлением Сибирского управления Ростехнадзора о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности NАА-17083 от 01.08.2019, согласно которого Заключение экспертизы промышленной безопасности внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера 60-ТП-16592-2019.
До дооснащения комплектом для герметизации УНЖ технического устройства для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны 21 УНЖ 6-100АС-01, само техническое устройство УНЖ 6-100АС-01, применяемое на опасном производственном объекте, уже было одобрено проектной организацией и, следовательно, соответствовало требованиям промышленной безопасности, что подтверждается Разрешением на применение N РРС 00-32343 серия АВ N 009136, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2008; Пояснительной запиской. Техническое перевооружение по внесению изменений в техническую схему склада ГСМ, 05-18-ПБ-ПЗ, 2018 г., ООО "КИП-Проект"; Заключением экспертизы промышленной безопасности на документацию ОПО "Склад ГСМ", шифр 05-18- ПБ, N 39/2019-ЭПБ. Рег. N 60-ТП-16592-2019 от 01.08.2019, ООО "Эксперт"; Уведомлением СУ Ростехнадзора о внесении сведений в реестр заключений экспертизы NАА-17083 от 01.08.2019.
Соответственно, дооснащение технического устройства УНЖ 6-100АС-01 комплектом для герметизации УНЖ не снизило уровня промышленной безопасности опасного производственного объекта "Склад ГСМ" ООО "СТРЕЖТРАНССЕРВИС".
Кроме того, как следует из Раздела N 2 "Свидетельство о приемке" Паспорта УНЖ 100.00.00.000-К ПС "Комплект для герметизации УНЖ" Комплект для герметизации УНЖ является составной частью Технического устройства УНЖ 6-100АС-01.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в случаях, установленных пунктом 2 указанной статьи.
Согласно статье 13 Закона заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта, который вносит это заключение в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Таким образом, промышленная безопасность изделия - Технического устройства УНЖ 6-100АС-01, в состав которого входит "Комплект для герметизации УНЖ", и его возможность применения на опасном производственном объекте обеспечивается путем проведения экспертизы промышленной безопасности и получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.
На Устройство для верхнего негерметизированного налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны УНЖ 6-100АС-01 имеется Руководство по эксплуатации УНЖ 10A.00.00.000 РЭ.
Неотъемлемой составной частью Руководства по эксплуатации УНЖ 10A.00.00.000 РЭ, является Разрешение на применение N РРС 00-32343 серия АВ N 009136, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2008, из которого следует оборудование (техническое устройство) - Устройство для верхнего налива и слива нефти и нефтепродуктов в цистерны типа УНЖ и АСН по ТУ 3689-003-53581965-2005 с изм. N 1, изготовителю (поставщику): ООО "Камышинский опытный завод". В котором указано; "Основание для выдачи разрешения: Техническая документация, заключение экспертизы промышленной безопасности ООО "ЭКЦ "Диагностика и контроль" N 11-ТУ-496-2008 (НХ)".
Соответственно, факт наличия на Техническое устройство УНЖ 6-1ООАС-01 положительного Заключения экспертизы промышленной безопасности ООО "ЭКЦ "Диагностика и контроль" N 11-ТУ-496-2008 (НХ) свидетельствует о возможности применения на опасном производственном объекте "Комплекта для герметизации УНЖ" в составе технического устройства УНЖ 6-100АС-01.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.10.2020 по делу N А45-18610/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18610/2020
Истец: ООО "СТРЕЖТРАНССЕРВИС"
Ответчик: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд