Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2021 г. N Ф05-9549/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А41-14481/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Мотря В.С., доверенность от 28.12.2020,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020 по делу N А41-14481/20, по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО ТРАСТ" (ИНН 7719657863, ОГРН 1077762714611) к Администрации городского округа Мытищи Московской области (ИНН 5029009950, ОГРН 1025003534423) третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эко Траст" (далее- истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Мытищи Московской области (далее- ответчик, Администрация) с требованиями, исходя из принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Мытищи Московской области от 31.01.2020 N Р001-5049487931-32411381 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка площадью 1529 кв. м с кадастровым номером 50:12:0101707:20, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, Олимпийский проспект, дом 7А;
- обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области (ОГРН 1025003534423, ИНН 5029009950) подготовить, подписать и направить в адрес ООО "Эко Траст" (ОГРН 1077762714611, ИНН 7719657863) проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1529 кв. м с кадастровым номером 50:12:0101707:20, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, г. Мытищи, Олимпийский проспект, дом 7А, в трех экземплярах на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее- третье лицо, министерство)
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Эко Траст" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 50:12:0100707:314, расположенного на земельным участке с кадастровым номером 50:12:0100707:20.
10.01.2020 ООО "Эко Траст" обратилось в Администрацию городского округа Мытищи Московской области с заявлением о предоставлении ему в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100707:20.
Решением, оформленным письмом Администрации от 31.01.2020 N Р001-5049487931-32411381 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов" в предоставлении указанной государственной услуги отказано.
Считая отказ Администрации городского округа Мытищи незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Администрация, отказывая в предоставлении в собственность участка, сослалась на заключение Министерства имущественных отношений Московской области (п. 104 сводного заключения от 29.01.2020 N 123, согласно которому площадь объектов капитального строительства несоразмерна площади земельного участка.
Как верно отметил суд первой инстанции, ссылка администрации на позицию Министерства имущественных отношений Московской области не является препятствием для предоставления участка ввиду того, что решения на заседаниях МВК носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам.
Структура исполнительных органов государственной власти Московской области утверждена постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 года N 221-ПГ, в соответствии с которой в систему органов исполнительной власти входят: Правительство Московской области, Министерства Московской области, Комитеты и Главные управления Московской области.
Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области формируется при Градостроительном совете Московской области в целях формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета Московской области (пункт 12.3 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 года N 180/9).
При этом сам Градостроительный совет Московской области, как коллегиальный орган, создан в целях формирования и практической реализации единой градостроительной политики и рационального использования земель для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности на территории Московской области (пункты 1, 2 Положения о Градостроительном совете Московской области).
Следовательно, решения, принимаемые на заседаниях Градостроительного совета и Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Из представленных в материалы дела доказательств установлено, что вопрос соответствия размера площади испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка размеру площади, объективно необходимой для использования объекта недвижимости - нежилого здания "Пристройка" с кадастровым номером 50:12:0100707:16, при рассмотрении заявления Общества о предоставлении земельного участка Администрацией не рассматривался, в связи с чем, учитывая предмет и основания заявленных требований, а также признание судом недействительным оспариваемого отказа, суд обязан проверить обстоятельства относительно соразмерности площади земельного участка, заявленного Обществом к выкупу, площади, необходимой для использования по назначению расположенного на нем объекта недвижимости.
Согласно проектной документации нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, Олимпийский пр-т, д. 7А, пом. 1, представленной в материалы дела, площадь 1-ого этажа составляет 566 кв. м, площадь 2-ого этажа составляет 439,4 кв. м.
В соответствии с сопроводительным письмом в Минимущество Московской области, Администрация городского округа Мытищи указало, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 50:12.0101707:20 площадью 1529 кв. м расположено нежилое здание с кадастровым номером 50.12:0100707:16, помещение (50:12.0100707.314), принадлежит на праве собственности ООО "Эко Траст", о чем в Едином государственном реестре недвижимости 07.11.2019 сделана запись регистрации N 50:12:0100707:314-50/001/2019-1. Ранее вышеуказанное здание состояло из двух помещений: 50:12:0100707:93 и 50:12:0100707:94, которые принадлежали на праве собственности ООО "Эко Траст", о чем в Едином государственном реестре недвижимости были сделаны записи регистрации от 11.03.2014 N 50-50-12/078/2014-032 и от 04.03.2016 N 50-30/012-50/012/001/2016-517/2. В последствии, данные помещения объединены в одно помещение с кадастровым номером 50:12:0100707:314.
Также на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение, принадлежащее на праве собственности Муниципальному образованию "Городской округ Мытищи Московской области", о чем в Едином государственном реестре недвижимости 12.11.2019 сделана запись регистрации N 50:12:0000000 58250-50/013/2019-1. В соответствии с Земельным кодексом РФ собственником капитального строения будет оформлен сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 50 12:0101707:20, в соответствии с генеральным планом городского округа Мытищи, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 23.12.2017 N 36/1 испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне 01 - Многофункциональная общественно-деловая зона. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Мытищи, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Мытищи от 28.12 2017 N 36/2 испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне 01 - Многофункциональная общественно-деловая зона. Испрашиваемый земельный участок имеет следующие обременения и ограничения в пользовании: - Санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов; - 3-й пояс (ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; - Приаэродромная территория 30 км (Аэродром Черное, Чкаловский, Шереметьево).
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности и обоснованности размера земельного участка, необходимого для использования здания "Пристройка" с кадастровым номером 50.12:0100707:16.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения нарушенных прав заявителя суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию городского округа Мытищи Московской области подготовить, подписать и направить в адрес ООО "Эко Траст" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1529 кв. м с кадастровым номером 50:12:0101707:20, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, г. Мытищи, Олимпийский проспект, дом 7А, в трех экземплярах на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020 по делу N А41-14481/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14481/2020
Истец: ООО "ЭКО ТРАСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ