г. Пермь |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А60-39329/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Краффскстрой",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2020 года по делу N А60-39329/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краффскстрой" (ИНН 6679114344, ОГРН 1186658012232)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775)
о признании незаконными действий по отказу в принятии уточненных налоговых деклараций по НДС за IV квартал 2018 года, I, II III кварталы 2019 года, по блокировке ключа электронной цифровой подписи директора организации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Краффскстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "Краффскстрой") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным отказа в принятии 25.11.2019 уточненных налоговых деклараций ООО "Краффскстрой" по НДС за IV квартал 2018 года, I, II, III кварталы 2019 года, признать незаконным действия по блокировке 25.11.2019 ключа ЭЦП ООО "Краффскстрой", выданного обществом с ограниченной ответственностью "РСЦ Инфо-Бухгалтер" сроком действия с 27.06.2019 по 27.06.2020, обязать принять уточненные налоговые декларации ООО "Краффскстрой" по НДС за IV квартал 2018 года, I, II, III кварталы 2019 года, поданные 25.11.2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Краффскстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы сводятся к тому, что суд принял формальное решение, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд исказил последовательность происходящих событий, не учел все доказательства по делу, действия инспекции препятствуют предпринимательской деятельности общества, однако суд первой инстанции указанные доводы заявителя не учел.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Краффскстрой" состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области.
Заявителем 25.11.2019 посредством телекоммуникационных каналов связи (далее - ТКС) представлены в налоговый орган уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2018 года, I, II, III кварталы 2019 года.
В приеме данных деклараций инспекцией отказано со ссылкой "ЭП не принадлежит подписанту".
ООО "Краффскстрой" осуществляет взаимодействие с налоговым органом исключительно посредством ТКС с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), какие-либо доверенности на представление своих интересов никому не выдавало, все ранее выданные доверенности обществом аннулированы, о чем инспекция уведомлена соответствующим письмом от 07.02.2020. После блокировки ключа ЭЦП, выпущенного 27.06.2019, ООО "Краффскстрой" вынуждено оформить новый ключ ЭЦП (10.01.2020) в целях дальнейшего взаимодействия с налоговым органом.
Обращения общества в инспекцию от 26.11.2019 о предоставлении письменной информации об основаниях блокировки ключа ЭЦП, а также обращения от 07.02.2020 о проведении проверки по факту подачи "нулевой" декларации неустановленным лицом по письменной доверенности от общества с учетом того, что какие-либо доверенности обществом никому не выдавались, остались без ответа, никаких письменных разъяснений инспекция не предоставила.
12.02.2020 ООО "Краффскстрой" обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с жалобой на отказ в приеме налоговых деклараций, блокировку ключа ЭЦП.
Письмом от 05.03.2020 N 20-16/07610 Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано.
Полагая, что действия налогового органа по отказу в принятии уточненных налоговых деклараций по НДС за IV квартал 2018 года, I, II III кварталы 2019 года, по блокировке ключа электронной цифровой подписи директора организации нарушают его права и законные интересы, совершены с нарушением требований законодательства, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Заявитель, считая, что суд принял незаконное и формальное решение, настаивает на том, что оно подлежит отмене.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом.
Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ)
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, налогоплательщиками для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Кодекса применительно к конкретному налогу.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 80 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном этой статьей. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Как установлено пунктом 5 статьи 81 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся
Исходя из пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утвержден Административный регламент (далее - Административный регламент) Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - государственная услуга) устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов и их должностными лицами, налоговых органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, их представителями, иными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Как определено пунктом 21 Административного регламента N 99н, результатом предоставления государственной услуги является в частности прием (отказ в приеме) налоговых деклараций (расчетов).
Пунктом 28 указанного регламента установлены основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета).
К таким основаниям относятся:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как определено пунктом 186 Административного регламента N 99н предусмотренная им административная процедура выполняется в отношении налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу. Основанием для приема налоговых деклараций (расчетов) является представление в соответствии с НК РФ налоговых деклараций (расчетов) по установленной форме (установленному формату) заявителем в инспекцию ФНС России по месту учета (заявителем, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, - в инспекцию ФНС России по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Формы и форматы налоговых деклараций (расчетов) утверждаются в соответствии с пунктами 2 и 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 192 Административного регламента N 99н предусматривается, что при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме (если налоговая декларация (расчет) представлена заявителем непосредственно), либо соответствующим уведомлением, направленным заявителю по почте заказным письмом (если налоговая декларация (расчет) представлена по почте с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи), либо по ТКС (если налоговая декларация (расчет) представлена в электронной форме по ТКС).
Согласно пункту 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС - регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление заявителю квитанции о приеме и извещение о результате приема (уведомление о результате приема) налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Исходя из пункта 211 Административного регламента N 99н, в процессе электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС также используются технологические электронные документы, указанные в пункте 148 этого Административного регламента, и извещение о вводе, уведомление об уточнении. Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.
При осуществлении электронного документооборота обеспечивается хранение всех отправленных и принятых электронных документов по ТКС, в том числе технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), с усиленными квалифицированными электронными подписями и квалифицированными сертификатами, применявшихся для формирования указанных подписей (пункт 212 Административного регламента N 99н).
При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;
2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента (пункт 213 Административного регламента.
Пунктом 214 Административного регламента N 99н определено, что при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 этого Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов, в том числе следующие действия: - формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет); - отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
В соответствии с пунктом 215 Административного регламента N 99н при отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 этого Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: 1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); 2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.
Согласно пункту 216 Административного регламента N 99н, датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.
В силу пункта 218 Административного регламента N 99н должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Приказом Федеральной налоговой службы от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@, в редакции приказа Федеральной налоговой службы от 26.12.2016 N ММВ-7-6/712@, утверждены формы уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета), извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме, уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, по форме согласно приложениям N 1, N 2 и N 5 к этому приказу.
Как предусмотрено пунктами 1, 2, 4, 5, 15 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) для целей его применения: электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию; сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи; владелец сертификата ключа проверки электронной подписи - лицо, которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи; ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи; подтверждение владения ключом электронной подписи - получение удостоверяющим центром, уполномоченным федеральным органом доказательств того, что лицо, обратившееся за получением сертификата ключа проверки электронной подписи, владеет ключом электронной подписи, который соответствует ключу проверки электронной подписи, указанному таким лицом для получения сертификата.
Статьей 5 Закона N 63-ФЗ определены виды электронных подписей: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.
Исходя из части 1 статьи 9 Закона N 63-ФЗ, электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении, в том числе, одного из следующих условий: - простая электронная подпись содержится в самом электронном документе; - ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
На основании статьи 10 Закона N 63-ФЗ при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны: - обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия; - уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении; - не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена; - использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 Закона N 63-ФЗ регламентируется статус удостоверяющего центра.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона N 63-ФЗ удостоверяющий центр аннулирует выданные этим удостоверяющим центром сертификаты ключей сертификаты ключей проверки электронных подписей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 63-ФЗ удостоверяющий центр осуществляет создание и выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем.
Частью 3 статьи 14 Закона N 63-ФЗ предусмотрено, что в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
Частью 6 статьи 14 Закона N 63-ФЗ закреплено, что сертификат ключа проверки электронной подписи прекращает свое действие: - в связи с истечением установленного срока его действия; - на основании заявления владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, подаваемого в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Частью 6.1 статьи 14 Закона N 63-ФЗ нормативно определено, что удостоверяющий центр аннулирует сертификат ключа проверки электронной подписи в следующих случаях:
- не подтверждено, что владелец сертификата ключа проверки электронной подписи владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;
- установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки электронной подписи уже содержится в ином ранее созданном сертификате ключа проверки электронной подписи;
- вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи содержит недостоверную информацию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
На основании статьи 6 Закона N 149-ФЗ обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 6 Закона N 149-ФЗ).
Как установлено частью 3 статьи 6 Закона N 149-ФЗ, обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; - передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Подпунктами 6.6, 6.10 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н, инспекция осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
- осуществляет в установленном порядке прием налоговых деклараций (расчетов).
Исходя из подпунктов 7.1, 7.4 пункта 7 указанного Типового положения инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Как установлено ранее, обществом 25.11.2019 по ТКС в инспекцию представлены уточненные налоговые декларации за IV квартал 2018 года, I, II, III кварталы 2019 года. В налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость общества за IV квартал 2018 года, I, II кварталы 2019 года внесены изменения, указывающие на отсутствие ведения деятельности организацией, представлена уточнённая налоговая декларация с исчислением суммы налога к уплате в бюджет в размере 0 рублей.
При приеме деклараций в автоматическом режиме по ТКС проверяется ряд реквизитов, заложенных в программный комплекс, при этом в отказе в приеме налоговых деклараций указываются обобщенные реквизиты, по которым не принимается декларация.
Прием налоговых деклараций, направленных в инспекцию по ТКС, осуществляется программным комплексом в автоматическом режиме без доверенности путем проверки определенных показателей деклараций и ЭЦП.
По результатам обработки программным комплексом вынесено решение об отказе в приеме деклараций со ссылкой "ЭП не принадлежит подписанту" по сведениям инспекции.
Исходя из пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица.
Законодательство о юридических лицах, в частности пункт 6 статьи 37, пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", связывает возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника). С момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать документы.
Корреспондирующие правовые позиции отражены в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2006 по делу N 2817/06, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.02.2006 N12049/05, N 12580/05, N 14310/05).
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ письмом от 12.07.2016 N ОП-П15-085-13646 сообщило, что удостоверяющий центр аннулирует сертификат ключа, в случае, если не подтверждено, что владелец сертификата ключа проверки электронной подписи владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате.
Руководствуясь указанным письмом Минкомсвязи России и в целях единообразия возможности аннулировании аккредитованными центрами сертификата проверки электронной подписи, ФНС России письмом от 28.07.2016 N 6-3-03/0043@ "Об аннулировании сертификата ключа электронной подписи" пояснило, что является корректным направление налоговыми органами и возможность аннулирования удостоверяющими центрами ключей электронной подписи на основании документов налоговых органов (протокола допроса и пр.).
Вместе с тем, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у заявителя также имелась возможность восстановить ключ ЭЦП через удостоверяющий центр. Федеральным законом N 63-ФЗ установлено, что заявитель вправе обратиться за получением квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в любой аккредитованный удостоверяющий центр. При получении квалифицированного сертификата ключей проверки электронных подписей должны быть соблюдены требования положений статьи 18 Федерального закона N 63-ФЗ.
Доводы налогоплательщика о том, что условия, по которым программный комплекс отказал обществу в приеме уточненных деклараций, умышленно созданы налоговым органом, не находят своего подтверждения в материалах дела.
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в Банке на условиях, согласованных сторонами.
Если иное не установлено законом или договором, банк несет ответственность за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и договором процедур банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами.
Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета (пункт 1 статьи 847 ГК РФ).
В соответствии с главой 2 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств от 19.06.2012 N 383-П, утвержденного Банком России и зарегистрированного в Минюсте России 22.06.2012 за N 24667, банки при получении распоряжений обязаны проводить ряд процедур приема их к исполнению.
Согласно положениям инструкции Центрального банка Российской Федерации от 30.05.2014 N 153-И (далее - Инструкция N 153-И) для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк, в том числе представляются: карточка; документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи; документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.
Исходя из положений пункта 7.5 Инструкции N 153-И, право подписи принадлежит единоличному исполнительному органу клиента - юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным сотрудникам (работникам), наделенным правом подписи клиентом - юридическим лицом, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности.
Согласно пункту 7.11 Инструкции N 153-И карточка действует до прекращения договора банковского счета, счета по вкладу (депозиту), депозитного счета, либо до ее замены новой карточкой.
В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи и (или) замены (утери) либо прекращения использования печати, оттиск которой проставлен в карточке, изменения фамилии, имени, отчества указанного в карточке лица, в случаях изменения наименования, организационно-правовой формы клиента - юридического лица либо в случае досрочного прекращения (приостановления) полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом представляется новая карточка.
Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает.
Из перечисленных норм права следует, что полномочия по блокированию ЭЦП могут принадлежать Банку.
Как верно отметил суд первой инстанции, исходя из существующего нормативного правового регулирования, в частности статей 30, 31, 32, 82, 88 Кодекса, статей 4. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в Постановлениях от 01.12.1997 N 18-П, от 16.07.2004 N 14-П, контрольная функция, присущая налоговым органам, как специализированным государственным органам, осуществляющим функцию по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов, предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические нормативно установленные формы ее осуществления.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для вывода о том, что отказ инспекции в принятии 25.11.2019 уточненных налоговых деклараций общества по НДС за IV квартал 2018 года, I, II, III кварталы 2019 года является необоснованным.
Учитывая, что основанием для отказа в принятии налоговых деклараций является выявление программным комплексом, осуществляющем анализ представленной информации в автоматическом режиме, наличие ошибок, основания для вывода о неисправности в работе программного комплекса отсутствуют, суд обоснованно признал подтвержденным и налогоплательщиком не опровергнутым вывод о правомерности выданного отказа.
Обществом "Краффскстрой" 06.10.2020 представлена нулевая налоговая декларация по НДС за III квартал 2020 года по ТКС и принята инспекцией. При этом общество повторно не направило по ТКС в программный комплекс с ЭЦП, которой подписана декларация за III квартал 2020 года, уточненные налоговые декларации за IV квартал 2018 года, I, II, III кварталы 2019 года.
Оснований для признания оспариваемых действий налогового органа незаконными, нарушение действиями налогового органа конкретных прав и законных интересов налогоплательщика (совокупных условий для признания оспариваемых действий инспекции незаконными (часть 3 статьи 201 АПК РФ) заявитель не доказал.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически дублируют доводы, приведенные заявителем в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласился.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2020 года по делу N А60-39329/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краффскстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39329/2020
Истец: ООО КРАФФСКСТРОЙ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ